Ввести в действие в 1992 году порядок регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов.
Осуществить в 1992 году во взаимодействии с суверенными государствами — бывшими союзными республиками — переход на расчеты по согласованной межгосударственной номенклатуре поставок товаров и продукции, как правило, по мировым ценам.
138. Изучите данные об основных видах продуктов питания населения в первый год реформ. Самостоятельно найдите и изучите статистику о положении основных слоев российского общества. Учитывайте различные критерии: смертность, безработицу, заработную плату и т.д. Каким категориям населения пришлось труднее всего? Представьте вашу версию причин такого положения. Что бы вы могли предложить для предотвращения подобной ситуации?
Потребление продуктов питания в 1992 г. от уровня
Мясо —81% | Овощи— 84% |
Молоко — 56% | Рыба — 56% |
149. Используя предложенное в документе определение рыночной экономики, проведите обсуждение социальной и политической роли частной собственности в России. Проследите путь становления и сделайте вывод о формах и методах, проблемах, итогах, последствиях становления рыночной экономики в России. Представьте и докажите свою точку зрения.
Из статьи председателя Госкомимущества РФ А.Б. Чубайса (1992)
Рыночная экономика — это экономика, основанная на частной собственности... Если собственность раздроблена между множеством владельцев, ни один из них не имеет исключительного права и физической возможности командовать остальными, определять размеры их личных доходов или уровень общественного положения... Ничьи взгляды не являются доминирующими и тем более обязательными для окружающих.
III. 13. 3.3.Обновление федерального устройства России.
Новая структура власти
Силовая развязка конфликта между Президентом и парламентом определила путь дальнейшего развития России. В истории разных стран много раз, начиная с О. Кромвеля, главы исполнительной власти разгоняли парламенты. Обычным исходом таких событий становились диктатуры, защищающие победителей от мести побежденных. Но для России путь диктатуры был закрыт — для ее установления не было ресурсов. Армия во время кризиса 21 сентября — 4 октября 1993 г. хотя и сохранила лояльность Президенту, но держалась пассивно и в делом оставалась в стороне. Поэтому военная диктатура в России была невозможна. Была исключена и партийная диктатура, подобная власти большевиков, — у Президента Б.Н. Ельцина не было партии, а поддерживавшее его демократическое движение противилось партийным формам. Был и еще один очень важный фактор, препятствовавший установлению диктатуры: российская власть оказалась в сильной зависимости от Запада, который не дал бы согласия на такое развитие событий.
Таким образом, Ельцин должен был создать демократию, при которой исключался бы приход к власти непримиримой коммунистической оппозиции. Юридические основы нового политического режима заложила новая Конституция. По этой Конституции, законодательную власть осуществлял парламент — Федеральное Собрание, состоящее из двух палат. В нижнюю палату — Государственную Думу входили депутаты, избираемые напрямую гражданами Российской Федерации. В верхнюю палату — Совет Федерации входили представители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федеральную исполнительную власть осуществляло правительство РФ, возглавляемое председателем правительства. Председатель правительства назначался Президентом с согласия Государственной Думы. Для получения согласия Президент вносил в палату кандидатуру на пост главы правительства. Если Дума трижды отклоняла предложенных кандидатов, Президент распускал палату и назначал новые выборы. Президент имел право отправить правительство в отставку. Государственная Дума имела право выразить недоверие правительству. В случае повторного выражения недоверия в течение трех месяцев Президент должен был либо отправить в отставку правительство, либо распустить Думу и назначить новые выборы. Таким образом, новая Конституция исключала конфликт законодательной и исполнительной власти, подобный конфликту 1992—1993 гг. При этом Президент получал значительный перевес над парламентом.
Ключевую роль в системе государственной власти отныне играл Президент Российской Федерации, который не входил ни в одну из ветвей власти. Президент являлся главой государства. Он выступал гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, определял основные направления внутренней и внешней политики государства, издавал указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Являясь Верховным Главнокомандующим российскими Вооруженными силами, Президент становился руководителем всех силовых ведомств. Единственное существенное ограничение, установленное Конституцией для Президента, — невозможность одному человеку занимать президентский пост больше двух сроков подряд.