Национальная система защиты прав человека.
В 1991 г. в Париже по инициативе Комиссии по правам человека ООН состоялось первое Международное совещание по вопросу о национальных учреждениях, занимающихся поощрением и защитой прав человека. Выводы этого совещания были поддержаны комиссией по правам человека в качестве принципов, касающихся статуса и функционирования национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека. Эти принципы подтвердили необходимость наделения национальных учреждений широкой компетенцией по поощрению и защите прав человека и максимально широким мандатом, закреплённым в конституции или законе.
В соответствии с этими Принципами Парижской конвенции на национальные учреждения следует возложить следующие функции:
- представлять правительству, парламенту и любому другому компетентному органу рекомендации, предложения и доклады, касающиеся любых вопросов. Связанных с защитой прав человека;
- поощрять согласование национального законодательства с международными документами по правам человека;
- содействовать ратификации международных документов и следить за осуществлением международных стандартов;
- оказывать содействие в подготовке докладов, представляемых в соответствии с международными документами;
- принимать участие в разработке программ, касающихся преподавания и исследований по вопросам прав человека, привлекая внимание общественности к этим вопросам, в частности посредством информирования и просветительской деятельности;
- сотрудничать с ООН, региональными учреждениями и национальными учреждениями других стран.
Принципы признают, что ряду национальных учреждений представлены полномочия получать жалобы от отдельных лиц о нарушениях прав человека и принимать соответствующие меры. В них также отличается, что функции национальных учреждений в этом отношении могут основываться на следующих принципах:
- стремиться к дружественному урегулированию посредством согласительной процедуры, принятия обязательных для исполнения решений или при помощи других средств;
- информировать подателя жалобы о его правах и имеющихся в его распоряжении средствах правовой защиты, а также облегчить ему доступ к таким средствам;
- рассматривать жалобы или направлять их любому компетентному органу;
- давать рекомендации компетентным органам, в частности путём воздвижения предложений об изменении законов, положений или административной практики, которые препятствуют свободному осуществлению прав человека.
Что касается определения понятия "национальные учреждения, занимающиеся поощрением и защитой прав человека", то под этим термином понимается орган, который создаётся правительством в соответствии с конституцией или законом и функции которого конкретно определены как поощрение и защита прав человека.
На практике в большинстве стран к таким учреждениям относятся комиссии по правам человека, или институты амбудсмена. Служба амбудсменов помогает защитить людей от произвола должностных лиц. Зародившись в начале XVIII в. в Швеции, институт амбудсмена нашёл признание во многих странах, от европейских государств с богатыми парламентскими традициями (Великобритания, Скандинавские страны, Франция, ФРГ и др.) до африканских государств.
Комиссия по правам человека обычно выполняют одну или несколько конкретных функций, непосредственно связанных с поощрением и защитой прав человека, включая консультативную функцию, просветительскую функцию, а также функцию, выполняющую роль беспристрастного расследования. Основное направление деятельности комиссии может охватывать широкий спектр вопросов или ограничиваться защитой конкретной уязвимой группы.
Амбудсмен (им может быть отдельное лицо или группа лиц), как правило, назначается парламентом. Главная функция этого института заключается в том, чтобы следить за справедливостью и законностью действия органов государственной администрации. Таким образом, институт амбудсмена создается для защиты прав отдельных лиц, которые считают себя жертвами несправедливых действий со стороны государственных структур. Хотя нет и двух стран, где существуют абсолютно одинаковые институты амбудсмена, все они при выполнении своих обязанностей следуют одинаковым процедурам. Амбудсмен принимает жалобы от представителей общественности и расследует эти жалобы при условии, что они входят в сферу его компетенции. В процессе расследования амбудсмену, как правило, предоставляется доступ к документам всех соответствующих государственных органов; он также имеет право обязать всех государственных чиновников представить соответствующую информацию. Затем он делает заявление или даёт рекомендацию, основанные на этом расследовании. Такое заявление обычно направляется лицу, подавшему жалобу, а также учреждению или органу, против которых направлена жалоба. Если эта рекомендация остаётся без внимания, амбудсмен может направить конкретный доклад в парламент. Такой доклад составляется в дополнение к ежегодному докладу и может содержать информацию о выявленных проблемах и предложения о внесении изменений законодательного или административного характера.
Первой восточноевропейской страной, в которой был учреждён орган с аналогичными функциями, стала Польша. С 1988г. в Польше действует Уполномоченный по правам граждан. К кандидату на этот пост предъявляются специальные требования. Он должен обладать польским гражданством, познаниями в области права, высокими моральными качествами, пользоваться всеобщим авторитетом. Назначение на этот пост производится парламентом. В своей деятельности Уполномоченный независим от каких-либо государственных органов и ответственен только перед парламентом. В обязанности Уполномоченного по правам граждан входит представление парламенту ежегодного отчёта о своей деятельности, включающего замечания о положении с соблюдением прав и свобод граждан.
Предметом жалоб, адресуемых Уполномоченному, может служить любое действие или бездействие органов, организаций и учреждений, если оно нарушает правовые нормы.
Уполномоченный предпринимает действия на основании заявлений граждан, органов местного самоуправления, различных организаций, а также по собственной инициативе. В случае возбуждения производства по делу он может самостоятельно провести производство либо обратиться за помощью в иные учреждения. Органы, к которым обращается Уполномоченный, обязаны обеспечить доступ ко всем документам и материалам, связанным с делом, представить информацию и объяснения.
По итогам рассмотрения дела Уполномоченный вправе направить представление в орган, допустивший нарушение прав человека. Не позднее чем в месячный срок последний обязан проинформировать о предпринятых в связи с этим действиях.
В Республике Беларусь в настоящее время разрабатывается проект закона "Об уполномоченном по правам человека" (амбудсмен).
Сотрудничество с неправительственными организациями. Национальные учреждения должны устанавливать и поддерживать тесные контакты с неправительственными организациями (НПО) и общественными группами, которые прямо или косвенно участвуют в поощрении и защите прав человека. Для этого существует несколько важных причин:
Во-первых, поддержка этих организаций может быть чрезвычайно полезной для пропаганды деятельности учреждения благодаря информированию широкой общественности о его существовании. Неправительственные организации нередко являются инициаторами усилий по созданию и укреплению национальных учреждений по правам человека. Нередки случаи, когда представители НПО официально направляются в какое-либо учреждение в качестве консультантов или руководителей.
Во-вторых, сотрудничество национальных учреждений с НПО обусловлено тем, что лица, наиболее уязвимые с точки зрения нарушений прав человека, зачастую не стремятся устанавливать контакты с каким-либо официальным органом для подачи жалоб или в поисках правовой защиты. В подобных случаях неправительственные организации могут выступать посредником между жертвами нарушений и национальными учреждениями.
В-третьих, НПО, в силу обладания определёнными знаниями и более высокой оперативной гибкости, способны представить национальному учреждению подробную информацию о положении с правами человека в стране и структурных или законодательных пробелах, а также обратить его внимание на социальные или другие изменения с целью максимально повысить уровень значения и эффективности национального учреждения.
Неправительственные и общественные организации могут привлекаться для сотрудничества в качестве полезных партнёров по отдельным проектам и программам. Образование, профессиональная подготовка и распространение информации являются перспективными областями сотрудничества и совместных действий. Любая организация, имеющая специальные знания, может привлекаться национальным учреждением для проведения конкретного расследования, обследования или консультации.
Судебная защита прав и свобод граждан.
В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с органами власти, тем выше в стране уровень законности и демократии, тем надёжнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан.
Судебная власть реализуется путём осуществления правосудия, которое бывает уголовным, гражданским, административным и конституционным.
Особо важную роль призван суд сыграть в защите прав гражданина, привлекаемого к уголовной ответственности. В соответствии со статьёй II Всеобщей декларации такой гражданин имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путём гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.
Более детально права лица при привлечениях к уголовной ответственности рассмотрены в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. Согласно этой статье, каждый человек при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения имеет право, как минимум, на следующие гарантии на основе полного равенства:
- иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником;
- быть судимым без неоправданной задержки;
- быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; если он не имеет защитника, быть уведомленным об этом праве и иметь назначенного ему защитника в любом случае, когда интересы правосудия того требуют, безвозмездно для него в том случае, когда у него нет достаточных средств для оплаты этого защитника;
- допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены на условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него;
- пользоваться бесплатной помощью переводчика;
- не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию своей вины;
- помимо того каждый, кто осуждён за какое-либо преступление, имеет право на то, чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией согласно закону.
Как видно из приведённого текста, для реализации заложенных в нём принципов равенства перед законом, презумпции невиновности и права на справедливое и гласное судебное разбирательство компетентным, независимым и беспристрастным судом, учреждённым в соответствии с законом, в каждом государстве должны быть созданы необходимые для этого условия.
Руководящие идеи в деятельности судов получили название принципов осуществления судебной власти. К числу универсальных принципов судебной власти можно отнести:
- независимость суда, которая обеспечивается рядом гарантий, в том числе несменяемостью судей;
- коллегиальность при рассмотрении большинства дел;
- профессионализм судей, которые рассматривают большинство уголовных, гражданских и прочих дел;
- право на обжалование судебных решений;
- гласность при рассмотрении абсолютного большинства дел.
Одним из самых важных принципов осуществления справедливого правосудия является независимость судей. С учётом важности этой проблемы на седьмом конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан 1985г.) были приняты Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, развивающие соответствующие положения Международного билля о правах человека.
Для их реального воплощения были разработаны соответствующие процедуры, которые необходимо воплощать в жизнь, а именно:
-все государства принимают и осуществляют основные принципы независимости судебных органов в соответствии со своим конституционным процессом и внутригосударственной практикой;
-ни один судья не назначается и не избирается для целей, несовместимых с основными принципами, от него не требуется выполнения функций, несовместимых с этими принципами, а он не выполняет такие функции;
-государство обеспечивает широкое обнародование основных принципов;
-государство уделяет особое внимание необходимости выделения адекватных ресурсов для функционирования судебной системы;
-государства поддерживают и поощряют проведение на национальном и региональном уровне семинаров и курсов по вопросу о роли судебных органов в обществе и необходимости их независимости.
Вопрос о беспристрастности судебной системы актуален во многих странах, где судопроизводство почти срослось с исполнительной властью или где исполнительная власть вмешивается в процесс судопроизводства, иногда произвольно освобождая судей от занимаемых ими должностей, мешая осуществлению надлежащей правовой процедуры. Такое положение судов явно не содействует обеспечению защиты базовых прав человека, доверию со стороны населения.
Доступ к правосудию является важным элементом господства права. Действующие в сотрудничестве друг с другом органы власти, общественные и международные организации осуществляют программы реформы судебной системы, которые приносят быстрые и ощутимые результаты.
Для создания эффективной и качественной системы правосудия нужны решительные меры на социальном, экономическом и политическом уровне. Учреждение институтов защиты прав человека сопряжено с необходимостью выделения значительных ресурсов и существенным политическим риском. Для достижения успеха странам должны быть предоставлены услуги международных консультантов, а сами они обязаны проявить национальную политическую волю и обеспечить общественной участие. Для предотвращения откатов назад и преодоления препятствий реформа должна быть целостной. Необходимо обеспечить авторитетность правовых институтов, соответствие законов и конституции международным конвенциям по правам человека.
Судебная система республики Беларусь
Система судов в РБ строится по принципам территориальности и специализации. Конституцией установлен запрет на образование чрезвычайных судов. Суды в РБ призваны защищать от посягательств гарантированные Конституцией и актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй РБ, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от формы собственности.
Конституция РБ закрепила практически весь спектр общепризнанных прав и свобод человека и гарантировала их защиту, в том числе судебную. При этом провозглашается независимость суда, а также его компетентность и беспристрастность при справедливом и публичном процессе. Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и другими судами, предусмотренными законами РБ. Согласно Закону «О судоустройстве и статусе судей в РБ» от 13 января 1995 г., к общим судам относятся Верховный суд РБ, областные, Минский городской, районные, военные суды. К хозяйственным судам относятся: Высший Хозяйственный СУД РБ, хозяйственные суды областей, приравненные к ним суды городов и районов. В системе общих и хозяйственных судов допускается создание специализированных коллегий, а также специализированных судов: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административных, земельных, налоговых и др.
После проведённого в ноябре 1996 г. референдума в главу 6 «Суд» Конституции РБ включена статья 116 о Конституционном суде. Конституционный суд по предложению Президента РБ, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров Республики Беларусь даёт заключения о соответствии Конституции РБ нормативно-правовых актов, принимаемых различными государственными органами и должностными лицами.
На практике Конституционный Суд осуществляет защиту прав и свобод граждан не только при рассмотрении конституционности различных нормативно-правовых актов, принимаемых государственными органами и должностными лицами, но в определённой мере реагирует на поступающие к нему обращения граждан, отчаявшихся найти защиту своих прав в судах общей юрисдикции. Поскольку Конституционный Суд не вправе рассматривать обращения граждан по существу, он использует другие формы оказания помощи гражданам в защите их нарушенных прав. В частности, гражданам даются разъяснения, в какие конкретно структуры им следовало бы обратиться за защитой своих прав. В отдельных случаях обращения граждан направляются в компетентные органы с просьбой рассмотреть поставленные в них вопросы.
Законодательством РБ установлен порядок назначения судей всех уровней Президентом. Президентом назначаются и шесть судей Конституционного Суда. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Лишение полномочий судьи производится также по решению Президента. Принимаемое при этом по данному вопросу заключение квалифицированной коллегии судей носит рекомендательный характер и не является обязательным.
Судьей в РБ может быть гражданин не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее двух лет. Судьей по административным делам может быть гражданин не моложе 23 лет, имеющий высшее юридическое образование.
Эффективное осуществление прав человека требует создания национальных инфраструктур для их поощрения и защиты. В последние годы во многих странах созданы учреждения, на которые возложена конкретная функция защиты прав человека.
Эффективное осуществление прав человека требует определения приоритетов в этой области. В процессе разработки таких приоритетов с учётом ситуации в любой стране необходимо осуществить следующие шаги:
- оценить положение в области прав человека;
- привести национальное законодательство в соответствии с международными стандартами и обязательствами в области прав человека;
- ознакомить общественность с нормами в области прав человека;
- укрепить сеть правозащитных институтов;
- принять меры правозащитных институтов;
- принять меры по формированию благоприятствующих осуществлению прав человека экономических условий.