Развитие духовной сферы в 1965-1985 гг.

Социальная структура советского общества: рабочий класс и служащие, колхозное крестьянство, интеллигенция, партийно-государственная бюрократия. Межнациональные отношения: расцвет и сближение наций (официальная точка зрения), реально - зрели серьезные национальные противоречия и конфликты. Социальные гарантии: бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, социальное обеспечение, общественные фонды потребления. Достаточно высокий уровень жизни населения. Показатели: рост продолжительности жизни, снижение заболеваемости, устойчивая рождаемость. Негативные тенденции: «ножницы» между денежными доходами и их товарным обеспечением, появление дефицита, рост социальной дифференциации (привилегии, нетрудовые доходы), рост иждивенчества, преступности, пьянства, массовость мелких хищений, коррупции.

Для духовной и общественной жизни страны в 70-х - начале 80х г.г. было характерно:
Свертывание либеральных начинаний хрущевской поры.
Идеологизация науки и культуры.
Твердое партийное руководство общественным и культурным процессом, жесткая официальная линия.
Бюрократизация духовной жизни страны (создание всевозможных комитетов, комиссий, всеобъемлющий контроль, усиление цензуры).
Усиление идеологического и административного диктата над всеми сферами общественной жизни и контроль за «умами людей».
Ограничение на знакомство с западной культурой.
Административное, идеологическое и уголовное преследование инакомыслящих, диссидентское движение (общественно-политическая и духовная оппозиция). Диссиденты - это лица, не согласные с режимом и открыто выступающие против попрания гражданских свобод; приверженцы принципа самоценности человеческой личности.

Наука в 1953-1984 гг.

Развитие науки и техники.

После Великой Отечественной войны в СССР быстро увеличивалось число научных учреж­дений и научных работников. В 1957 г. возле Новосибирска был основан Академгородок.

Под руководством С. П. Королева шла разработка ракет­ной техники. 4 октября 1957 г. был осуществлен запуск пер­вого в мире искусственного спутника Земли, затем косми­ческие аппараты достигли Луны. 12 апреля 1961 г. состоял­ся первый в истории полет человека в космос. Первопроход­цем космоса стал Ю. А.Гагарин.

В 70-е гг. на смену одиночным космическим полетам пришли коллективные многодневные экспедиции на около­земную орбиту. Началось использование принципиально но­вых космических кораблей «Союз», которые до сих пор оста­ются основой российской космонавтики. Были созданы дол­говременные орбитальные космические станции «Салют». Семь таких станций было выведено на орбиту при помощи ракеты-носителя «Протон». В 1986 г. на орбиту была выве­дена орбитальная станция «Мир» («Салют-8»), проработав­шая в три раза больше намеченного срока и затопленная в 2001 г.

Еще в 60-е гг. началась разработка советской лун­ной программы. В 1966 г. автоматическая межпланетная станция «Луна-9» впервые в истории совершила мягкую посадку на Луне. В 1970 г. «Луна-16» доставила образцы лунного грунта на Землю. В том же году на Луну был от­правлен и успешно начал работу первый автоматический самоходный аппарат «Луноход-1». Однако испытания ра­кеты для доставки на Луну людей окончились неудачей. Советские спускаемые космические аппараты первыми до­стигли поверхности Венеры и Марса, начали изучать их ат­мосферу и грунт. В 1975 г. состоялся совместный советско- американский космический полет на кораблях «Союз» и «Аполлон», открывший эру международного сотрудниче­ства в космосе.

Значительные достижения демонстрировал СССР в разви­тии техники. В 1965 г. в конструкторском бюро O.K. Антоно­ва был создан крупнейший в мире транспортный самолет «Антей». В декабре 1975 г. началась эксплуатация первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета «Ту-144» (КБ А.Н. Туполева). С 1976 г. начал перевозки пассажиров и гру­зов первый советский аэробус «Ил-86» (КБ С. В. Ильюшина). В 1975 г. белорусские автостроители создали крупнейший самосвал «БелАЗ» грузоподъемностью 110 т. В 1974 г. был спущен на воду самый большой атомный ледокол «Аркти­ка».

Диссидентское движение.

Диссиде́нты в СССР (лат. dissidens — «несогласный») — граждане СССР, открыто выражавшие свои политические взгляды, которые существенно отличались от господствовавшей в обществе и государстве коммунистической идеологии и практики, за что многие из диссидентов подвергались преследованиям со стороны властей.

Особое место внутри диссидентского мира занимало правозащитное движение, которое объединило разрозненные проявления независимой гражданской и культурной инициативы в единое целое. Правозащитники создали единое информационное поле, поддерживавшееся самой диссидентской активностью, что радикально отличало ситуацию 1960-х — 1980-х от разрозненных попыток создать политическое подполье в 1950-е гг. С середины 1960-х по начало 1980-х гг. данное направление независимой гражданской активности абсолютно доминировало на общественной сцене.

В рамках исследовательской программы, начатой в конце 1990 года НИПЦ «Мемориал» для изучения истории диссидентской активности и правозащитного движения в СССР, предложено следующее определение диссидентства (диссента):

· совокупность движений, групп, текстов и индивидуальных поступков, разнородных и разнонаправленных по своим целям и задачам, но весьма близким по основным принципиальным установкам:

· ненасилие;

· гласность;

· реализация основных прав и свобод «явочным порядком»;

· требование соблюдения закона,

· по формам общественной активности:

· создание неподцензурных текстов;

· объединение в независимые (чаще всего — неполитические по своим целям) общественные ассоциации;

· изредка — публичные акции (демонстрации, распространение листовок, голодовки и пр.)

· и по используемому инструментарию:

· распространение литературных, научных, правозащитных, информационных и иных текстов через самиздат и западные масс-медиа;

· петиции, адресованные в советские официальные инстанции, и «открытые письма», обращённые к общественному мнению (советскому и зарубежному); в конечном итоге петиции, как правило, также попадали в самиздат и/или публиковались за рубежом[1].

В 1960-е годы термин «диссидент» был введён в употребление для обозначения представителей оппозиционного движения в СССР и странах Восточной Европы, которое (в противоположность антисоветским и антикоммунистическим движениям предыдущего периода) не пыталось бороться насильственными средствами против советского строя и марксистской идеологии, а апеллировало к советским законам и официально провозглашаемым ценностям. Термин вначале стал использоваться на Западе, а затем и самими инакомыслящими — сперва, возможно, в шутку, но потом уже совершенно серьёзно. В зависимости от того, кто именно использовал это слово, оно могло приобретать разные коннотаций.

С тех пор диссидентами часто называют главным образом людей, противостоящих авторитарным и тоталитарным режимам, хотя это слово встречается и в более широком контексте, например, для обозначения людей, противостоящих господствующему в их группе умонастроению. По мнению Людмилы Алексеевой, диссиденты — историческая категория, подобно декабристам, народникам и даже неформалам.

Среди диссидентов были люди самых разных взглядов, объединяла же их главным образом невозможность открыто высказывать свои убеждения. Единой «диссидентской организации» или «диссидентской идеологии», объединяющей большую часть диссидентов, никогда не существовало.

Лариса Богораз писала в 1997 году:

Если то, что было, и можно назвать движением — в противовес «застою», — то это движение броуновское, то есть явление скорее психологическое, чем общественное. Но в этом броуновском движении там и тут всё время возникали завихрения и потоки, куда-то движущиеся, — «движения» национальные, религиозные, в том числе и правозащитное.

По мнению Елены Боннэр, диссидентство 1960-х — 1970-х следует считать прежде всего нравственно-этическим движением, участники которого желали «освободиться от официальной лжи». По её словам, многие из диссидентов никогда не стремились к политической деятельности и, когда появилась возможность, сознательно от неё ушли.

Леонид Бородин, который, как указано выше, не причисляет себя к диссидентам, давал такую характеристику:

Диссидентство как явление зародилось в среде московской интеллигенции, в значительной мере в той её части, которая пережила трагедию отцов и дедов в конце тридцатых годов, испытала справедливое чувство реванша на волне знаменитой «оттепели» и последовавшее затем разочарование. На первой стадии московское диссидентство не было ни антикоммунистическим, ни антисоциалистическим, но именно либеральным, если под либерализмом понимать некую совокупность добрых пожеланий, не удостоверенных ни политическим опытом, ни политическими знаниями, ни, тем более, политическим мировоззрением.

Ещё в 1983 году Людмила Алексеева выделила несколько «идеологических типов» диссидентов в СССР:

· «истинные коммунисты» — ориентировались на марксистско-ленинское учение, но считали, что в СССР оно искажено (например, Рой Медведев, Группа революционного коммунизма, НКПСС, «Молодые социалисты»);

· «либералы-западники» — считали «правильным» строем капитализм западноевропейского или американского образца; часть из них были сторонниками «теории конвергенции» — учения о неизбежности сближения и последующего слияния капитализма и социализма, однако большая часть «западников» считала социализм «плохим» (либо недолговечным) строем;

· «эклектики» — сочетали разные взгляды, противоречащие официальной идеологии СССР;

· русские националисты — сторонники «особого пути» России; многие из них большое значение придавали возрождению православия; некоторые были сторонникамимонархии; см. также почвенники (в частности, Игорь Шафаревич, Леонид Бородин, Владимир Осипов);

· иные националисты (в Прибалтике, на Украине, в Грузии, Армении, Азербайджане) — их требования варьировали от развития национальной культуры до полного отделения от СССР. Они часто провозглашали себя либералами, но, добившись в период распада СССР политической власти, некоторые из них (например, Звиад Гамсахурдия, Абульфаз Эльчибей) стали идеологами этнократических режимов. Как писал Леонид Бородин, «количественно националисты Украины, Прибалтики и Кавказа всегда преобладали в лагерях. Между националистической оппозицией и московским диссидентством, безусловно, были связи, но по принципу — „с паршивого москаля хоть шерсти клок“. Вяло приветствуя антирусские настроения московских оппозиционеров, националисты не связывали свои успехи с перспективами московского диссидентства, возлагая надежды на крах Союза в экономическом соперничестве с Западом, а то и на третью мировую».

К диссидентам причисляли также активистов сионистского движения («отказников»), активистов крымско-татарского движения за возвращение в Крым (лидер —М. А. Джемилев), религиозных деятелей-нонконформистов: православных — Д. С. Дудко, С. А. Желудков, А. Э Краснов-Левитин, А. И. Огородников, Б. В. Талантов,Г. П. Якунин, «истинно-православных христиан», баптистских — Совет церквей евангельских христиан-баптистов, католических в Литве, адвентистов-реформистов, руководимых В. А. Шелковым, пятидесятников (в частности, Сибирская семёрка), кришнаитов (см.Международное общество сознания Кришны в России).

С конца 1960-х смыслом деятельности или тактикой многих диссидентов, придерживавшихся разной идеологии, стала борьба за права человека в СССР — прежде всего, за право на свободу слова, свободу совести, свободу эмиграции, за освобождение политических заключённых («узников совести») — см. Правозащитное движение в СССР.

В 1978 было создано Свободное межпрофессиональное объединение трудящихся (СМОТ) — независимый профсоюз. В 1982 возникла «Группа за установление доверия между СССР и США».

Фактически сложились два основных направления диссидентского противостояния тоталитарному режиму.

Первое из них ориентировалась на поддержку извне СССР, второе — на использование протестных настроений населения внутри страны.

Деятельность, как правило — открытая, некоторой части диссидентов, в основном — московских правозащитников, строилась на апелляции к зарубежному общественному мнению, использовании западной прессы, неправительственных организаций, фондов, связей с политическими и государственными деятелями Запада.

Вместе с тем, акции значительной части диссидентов являлись либо просто формой стихийного самовыражения и протеста, либо формой индивидуального или группового сопротивления тоталитаризму — Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа, Группа революционного коммунизма, Валентин Соколов, Андрей Деревянкин, Юрий Петровский и другие. В частности, это второе направление выражалось в создании разного рода подпольных организаций, ориентированных не на связи с Западом, а исключительно на организацию сопротивления внутри СССР.

Диссиденты направляли открытые письма в центральные газеты и ЦК КПСС, изготавливали и распространяли самиздат, устраивали демонстрации (например, «Митинг гласности», Демонстрация 25 августа 1968 года), пытаясь довести до общественности информацию о реальном положении дел в стране.

Развитие духовной сферы в 1965-1985 гг. - student2.ru

Один из плакатов демонстрантов 25.08.1968

Начало широкого диссидентского движения связывают с процессом Даниэля и Синявского (1965), а также с вводом войск Варшавского договора в Чехословакию (1968).

Большое внимание диссиденты уделяли «самиздату» — изданию самодельных брошюр, журналов, книг, сборников и т. д. Название «Самиздат» появилось в шутку — по аналогии с названиями московских издательств — «Детиздат» (издательство детской литературы), «Политиздат» (издательство политической литературы) и т. д. Люди сами печатали на машинках неразрешённую литературу и таким образом распространяли её по Москве, а потом и по другим городам. «„Эрика“ берет четыре копии, — пел в своей песне Александр Галич. — Вот и всё. И этого достаточно!» (См. текст песни) — это сказано про «самиздат»: «Эрика», пишущая машинка, стала главным инструментом, когда не было ещё ни ксероксов, ни компьютеров с принтерами (ксероксы в 1970-x годах начали появляться, но только для учреждений, причем все работающие на них были обязаны вести учёт количества распечатанных страниц). Кое-кто из тех, к кому попадали первые копии, заново перепечатывали и тиражировали их. Так распространялись диссидентские журналы. Помимо «самиздата», был распространён «тамиздат» — издание запрещённых материалов за границей и их последующее распространение на территории СССР.

В феврале 1979 г. возникла группа «Выборы-79», члены которой намеревались явочным порядком осуществить предоставляемое Конституцией СССР право выдвижения независимых кандидатов на выборах в Верховный Совет СССР. Были выдвинуты кандидатуры Роя Медведева и Людмилы Агаповой, жены невозвращенцаАгапова, добивавшейся выезда к мужу. Группа подала документы на регистрацию этих кандидатов, но не получила ответа к положенному сроку, в итоге соответствующие избирательные комиссии отказали в регистрации кандидатов.

Преследования, которым подвергались советские диссиденты, заключались в увольнениях с работы, исключении из учебных заведений, арестах, помещении в психиатрические больницы, ссылках, лишении советского гражданства и выдворении из страны.

Уголовное преследование диссидентов до 1960 г. осуществлялось на основании п. 10 ст. 58 Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. и аналогичных статей уголовных кодексов других союзных республик («контрреволюционная агитация»), предусматривавших лишение свободы на срок до 10 лет, а с 1960 г. — на основании ст. 70 УК РСФСР 1960 г.(«антисоветская агитация») и аналогичных статей уголовных кодексов других союзных республик, предусматривавших лишение свободы на срок до 7 лет и 5 лет ссылки (до 10 лет лишения свободы и 5 лет ссылки для ранее судимых за подобное преступление). С 1966 г. также была введена ст. 190-1 УК РСФСР «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй», предусматривавшая лишение свободы на срок до 3 лет (и аналогичные статьи уголовных кодексов других союзных республик. По всем этим статьям с 1956 по 1987 гг. в СССР было осуждено 8145 человек.

Кроме того, для уголовного преследования диссидентов применялись статьи 147 («Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви») и 227 («Создание группы, причиняющей вред здоровью граждан») УК РСФСР 1960 г., статьи о тунеядстве и нарушении режима прописки, также известны случаи (в 1980-х годах) подбрасывания оружия, патронов или наркотиков с последующим обнаружением их при обысках и возбуждением дел по соответствующим статьям (например, дело К.Азадовского).

Некоторых диссидентов объявляли общественно опасными душевнобольными, применяя к ним под этим предлогом меры принудительного лечения. В годы застоякарательная психиатрия привлекала власти отсутствием необходимости создавать видимость законности, требуемой при судебном разбирательстве.

На Западе советских диссидентов, подвергшихся уголовному преследованию или психиатрическому лечению, рассматривали как политзаключённых, «узников совести».

Борьбой с диссидентами занимались органы государственной безопасности, в частности, с 1967 — 5-е управление КГБ СССР (по борьбе с «идеологическими диверсиями»)

До середины 1960-х годов практически любое открытое проявление политического инакомыслия влекло за собой арест. Но начиная с середины 1960-х годов органы КГБ стали широко использовать так называемые «профилактические мероприятия» — предупреждения и угрозы, а арестовали, в основном, лишь тех диссидентов, которые продолжали свою деятельность, несмотря на запугивание. Нередко сотрудники КГБ предлагали диссидентам выбор между эмиграцией и арестом.

Большинство жителей СССР не имели информации о деятельности диссидентов. Диссидентские издания были по большей части недоступны для большинства граждан СССР, западное радиовещание на языках народов СССР до 1988 г. подвергалось глушению.

По свидетельству Якова Кротова, описывающего прихожан Александра Меня,

Развитие духовной сферы в 1965-1985 гг. - student2.ru <…> отказ от участия в политической оппозиции у многих прихожан перерастал в агрессивное, высокомерное, презрительное отношение к «диссидентам». Начинал ходить миф о том, что они — бездуховны, что оппозиционность ведёт к ослаблению моральных устоев и т.п. Развитие духовной сферы в 1965-1985 гг. - student2.ru

Деятельность диссидентов привлекала внимание зарубежной общественности к нарушениям прав человека в СССР. Требования освобождения советских политических заключённых выдвигались многими зарубежными политиками, включая даже некоторых членов зарубежных коммунистических партий, что вызывало обеспокоенность советского руководства.

Известен случай, когда сотрудник 5 Управления КГБ СССР Виктор Орехов под влиянием идей диссидентов стал сообщать своим «курируемым» сведения о готовящихся обысках и арестах.

Как бы то ни было, к началу 1980-х годов, по свидетельству самих бывших участников диссидентского движения, с диссидентством как более или менее организованной оппозицией было покончено.

В середине 1980-х годов в СССР были начаты демократические реформы, приведшие в конечном итоге к распаду СССР и началу выстраивания демократических форм государственного устройства в большинстве из вновь образованных государств постсоветского пространства.

В 1986—1987 гг. по инициативе М. С. Горбачёва из заключения и ссылок были освобождены большинство диссидентов, включая академика Сахарова. Некоторые диссиденты после освобождения эмигрировали, но другие (Л.Алексеева, К.Любарский) возвратились в СССР из вынужденной эмиграции. Ряд диссидентов включились в политическую жизнь, становятся народными депутатами СССР (А. Д. Сахаров), РСФСР (С. А. Ковалёв, Р. И. Пименов, М. М. Молоствов), УССР (Вячеслав Черновол), возобновилась деятельность правозащитных организаций (МХГ).

Крушение тоталитарного режима в СССР, обретение населением некоторых политических прав и свобод — таких, как, например, свобода слова и творчества, привели к тому, что значительная часть диссидентов, признав свою задачу выполненной, интегрировалась в постсоветскую политическую систему.

Ряд советских диссидентов ведет активную легальную политическую деятельность в современной России — Людмила Алексеева, Валерия Новодворская, Александр Подрабинек и др.

Вместе с тем, некоторая часть советских диссидентов либо категорически не приняла постсоветский политический режим — Адель Найденович, Александр Тарасов, либо не была реабилитирована — Игорь Огурцов, или даже вновь подверглась репрессиям за свою оппозиционную деятельность — Сергей Григорьянц, Владимир Осипов, Андрей Деревянкин.

Выводы:

Особой постоянности в культуре СССР не было, из-за постоянных смен режима. Наука в послевоенное время и вплоть до 80-х развивалась хорошо, что видно по техническим достижениям в космической сфере. Деятельность диссидентов не была особо известна в СССР, однако сумела привлечь внимание зарубежных политиков к нарушению прав и политическим преследованиям. И как считают диссиденты, свою задачу они выполнили. Некоторые из диссидентов 80-х по сей день ведут политическую деятельность.

Использованная литература и сайты:

История советских диссидентов

История советских диссидентов. Мемориал

«Диссидент» (из рукописи книги С. А. Ковалёва)

Откуда взялось диссидентство? : История советского инакомыслия в воспоминаниях одной из героинь диссидентского движения — Людмилы Алексеевой. [Запись интервью Ю. Рыженко]. Colta.ru (27 февраля 2014). Проверено 19 января 2015.

Безбородов А. Б. Академическое диссидентство в СССР // Русский исторический журнал, 1999, том II, № 1. ISBN 5-7281-0092-9

Владимир Козлов. Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущёве и Брежневе. 1953—1982 годы. По рассекреченным документам Верховного Суда и Прокуратуры СССР

Диссиденты о диссидентстве. // «Знамя». — 1997. № 9

Л. Терновский. Закон и «понятия» (Русская версия). Leonard Ternovksi. The law and the Idea

Сергей Ермилов. карикатура «Законы — понятия»

По поводу взрывов в московском метро (Заявление для печати)

О движении сопротивления или диссидентах

Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР: Новейший период. — Вильнюс ; М.: Весть, 1992. — ISBN 5-89942-250-3.

Научный коммунизм: Словарь (1983) / «Конвергенции» теория

Виктор Селезнев. «Кто выбирает свободу. Саратов. Хроника инакомыслия 1920—1980-е годы» (Под редакцией кандидата исторических наук В. М. Захарова). Саратов, 2012

58-10. Надзорные производства Прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде. Аннотированный каталог. Март 1953—1991. Под редакцией В. А. Козлова и С. В. Мироненко. Составитель О. В. Эдельман при участии Э. Ю. Завадской и О. В. Лавинской. — М.: Демократия, 1999.

Социально-политическое и идейное единство общества // Научный коммунизм: Словарь (1983)

ФСБ рассекретила содержание «Особой папки» Председателя КГБ СССР

Из выступления председателя КГБ СССР Ю. В. Андропова на пленуме ЦК КПСС 27 апреля 1973 г.

Перейти к:12 Заступница: Адвокат С. В. Каллистратова (1907—1989) / сост. Е. Э. Печуро. —М.: Звенья, 1997. — 352 с. — 2000 экз. — ISBN 5-7870-0011-0.

Brandeis University, KGB file of Sakharov,http://www.brandeis.edu/departments/sakharov/ (англ.)
The KGB File of Andrei Sakharov. (ed.: J.Rubenstein, A.Gribanov), New Haven : Yale University Press, c2005; ISBN 0-300-10681-5, Call number JC599.S58 K43 2005,http://catalog.library.georgetown.edu/search/o?SEARCH=57557418
The KGB File of Andrei Sakharov,http://www.yale.edu/annals/sakharov/sakharov_list.htm, (изображения оригинальных страниц и тексты в кодировке Windows-1251, а также английские переводы).

KGB in the Baltic States: Documents and Researches. КГБ 1954—1991

Лиханов Д. Смертельная жара // Совершенно секретно. — 2007. — Вып. 2.

Травля Солженицына и Сахарова. Официальные публикации и документы (рус.).Антология самиздата. Проверено 23 августа 2012. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011..

Контрразведывательный словарь. Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского, 1972 г.

Указание оставить без ответа ходатайство канцлера Бруно Крайского об освобождении Орлова, 29 июля 1983

Речь С. В. Каллистратовой в защиту В. Делоне.

Интервью с В. Буковским впервые было опубликовано в «Газете выборчей» («Gazeta wyborcza»). Март 1998 г. Варшава. Перевод с польского: Юлия Середа

Владимир Буковский. В Нью-Йорке с Виктором Топаллером.

Буковский предлагает обменять Михаила Ходорковского на Евгения Адамова 11 октября 2005 г., 23:56

«Владимир Буковский»http://politzeki.mypeople.ru/users/politzeki/wiki/vladimir_bukovskii/

Обращение к коммунистам Запада в поддержку освобождения Буковского и Корвалана.

Интервью с Буковским.

Константинович Буковский. Электронная библиотека Александра Белоусенко.

Юрий Глазов. Так где же мы ошиблись? // Новый Мир. 1998, № 1.http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1998/1/rec06.html

Владимир Буковский. Ворчание последнегодиссидента.http://gazeta.aif.ru/online/aif/1211/10_01

Луис Корвалан: «Социализм не виноват, что нет колбасы!» // Аргументы и факты, № 44 (1305) от 2 ноября 2005 г., http://gazeta.aif.ru/online/aif/1305/11_01

Иосиф Раскин. Буковский Владимир. Энциклопедия хулиганствующего Ортодокса.

Владимир Буковский. «И возвращается ветер…» 1978 г.

Подрабинек А. П. Менялы

Кротов, Я. Алик в стране чудес

Мина замедленного действия

Bergman J. Was the Soviet Union totalitarian? The view of Soviet dissidents and the reformers of the Gorbachev era // Studies in East European Thought. 1998. Vol.50, No. 4. P. 247. DOI:10.1023/A:1008690818176

С. И. Григорьянц об убийстве его сына

https://cribs.me/istoriya-kultury/osobennosti-sovetskoi-kultury-1950-1980-kh-gg-obrazovanie-i-nauka

http://l.120-bal.ru/voennoe/33999/index.html

http://vtk34.narod.ru/istoria/book/book39.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki

Наши рекомендации