Высшие органы власти Российской Федерации

Президент РФ. Становление современного государственного устройства России происходило в процессе противоборства исполнительной и законодательной власти на фоне разрушения старой советской системы управления, перехода экономики от административно-командной к рыночной системе, распространением антикоммунистической идеологии в политике.

В этих условиях победившая сторона – Президент и команда реформаторов постарались придать государственному устройству максимум стабильности. В основу этой стабильности было положено абсолютное преобладание исполнительной власти над законодательной. Параллельно шло разделение властей: исполнительной, судебной и законодательной. Поэтому при максимуме прерогатив, переданных президенту, и судебная, и законодательная власти получили автономию и теоретическую возможность самостоятельности.

Полномочия Президента по действующей Конституции 1993 г. являются обширными. Он избирается на 4 года гражданами РФ, должен быть не моложе 35 лет и проживать в РФ не менее 10 лет и избираться не более чем на 2 срока подряд. Президент является главой государства и определяет основные направления внешней и внутренней политики, является гарантом Конституции. Он имеет право назначать Председателя правительства с согласия Государственной думы, принимает решения об отставке правительства, представляет Государственной думе кандидатуру Председателя Центробанка.

Кроме того, Совету Федерации он представляет на утверждение судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, Генерального прокурора. Президент также назначает высшее военное командование как главнокомандующий и дипломатических представителей как руководитель внешней политики. Далее Президент назначает выборы в Государственную думу, может ее распустить, имеет право законодательной инициативы, утверждения (подписи) государственных законов. В случае отклонения Президентом закона, принятого Федеральным собранием, и при повторном его утверждении двумя третями голосов Совета Федерации и Государственной думы президент обязан подписать закон в течение 7 дней и обнародовать его.

Президент может приостановить действие любых актов исполнительной власти субъектов Федерации, имеет право вводить военное и чрезвычайное положения. Он предоставляет гражданское и политическое убежище, раздает награды и помилования, издает указы и распоряжения.

Президент – лицо фактически несменяемое и неприкосновенное, для его отставки нужно согласие всех ветвей власти. Согласно ст. 92 Конституции, отставка Президента возможна при стойкой неспособности по состоянию здоровья (хотя процедура освидетельствования этого состояния не предусмотрена) и по отрешению его от должности. Отрешить Президента от должности может Совет Федерации на основании обвинения в тяжелом преступлении по заключению Верховного суда и Конституционного суда. Обвинение выдвигает Государственная дума двумя третями голосов по заключению специально созданной комиссии. Приемник Президента в случае его смерти не предусмотрен Конституцией. Временно исполнять обязанности Президента в этом случае будет Председатель правительства. Однако он не будет иметь право распускать Госдуму, проводить референдумы и изменять Конституцию.

Первым Президентом России был избран Б.Н. Ельцин, переизбранный на второй срок летом 1996 г. после второго тура выборов в соперничестве с Зюгановым, получивший 55% голосов избирателей. Б.Н. Ельцин 31 декабря 1999 г. ушел в отставку до окончания срока полномочий. Временно исполнять обязанности Президента стал Председатель правительства В.В. Путин, который в марте 2000 г. был избран Президентом страны.

Органы исполнительной власти. Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ. Оно состоит из Председателя (главы), заместителей и федеральных министров. Председатель правительства назначается Президентом с согласия государственной думы. Если государственная дума не соглашается после 3-кратного предложения Президентом кандидатуры Председателя правительства, то Президент может распустить Государственную думу.

Председатель правительства предлагает Президенту структуру власти, состав правительства и руководит деятельностью правительства. Права правительства:

· формирует и представляет Госдуме бюджет и отчет о его выполнении;

· проводит финансовую политику;

· осуществляет государственную политику в социально-культурной сфере;

· управляет федеральной собственностью;

· обеспечивает оборону, безопасность страны, осуществляет внешнюю политику;

· охраняет порядок и законность.

Правительство ограничено в своих действиях Президентом и слагает полномочия при его смене. Государственная дума может выразить недоверие правительству. В этом случае Президент либо объявляет об отставке правительства, либо распускает Государственную думу. До формирования нового правительства действует старое. Таким образом, правительство имеет преимущество перед Думой в оперативности и оно не подотчетно Госдуме.

Высшая судебная власть определяется Конституцией. Судебная власть осуществляет конституционное, гражданское, административное и уголовное делопроизводство. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судебную власть могут осуществлять граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие юридическое образование и стаж работы не менее 5 лет. Судьи неприкосновенны, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, суд финансируется из федерального бюджета. Исполнительная власть может оказывать давление на судебную через этот канал.

Конституционный суд состоит из 19 судей, рассматривает дела о соответствии Конституции РФ, законов, нормативных актов высших органов власти, конституций республик, уставов субъектов федерации и договоров. Решение Конституционного суда окончательное. Судьи несменяемы до 65 лет и отзываются по представлению Президента и Совета Федерации.

Верховный суд РФ – высший орган судебной власти по делам гражданским, уголовным, административным. Судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Прокуратура – единая, независимая надзорная система над соблюдением законов РФ. Генеральный прокурор назначается Советом Федерации по представлению Президента.

Высшим органом представительной и законодательной власти является Федеральное собрание. По Конституции 1993 г. оно состоит из 2-х палат: Совета Федерации и Государственной думы. Их функции и принципы формирования различны. Фактически это два органа представительной власти, они заседают раздельно и действуют по разным принципам.

Совет Федерации состоит из представителей субъектов Федерации – по одному от представительного и исполнительного органов власти. Всего к принятию Конституции России субъектов насчитывалось 89 и соответственно Совет Федерации насчитывал 178 членов. Совет Федерации избирает Председателя из своего состава, не освобождая его от должности в субъекте федерации. Совет Федерации образует комитеты и комиссии, проводит парламентские слушания совместно с Государственной думой, образует счетную палату для контроля за исполнением госбюджета. К ведению Совета Федерации относится:

· утверждение границ субъектов федерации;

· утверждение указов о военном и чрезвычайном положениях и применении военной силы за пределами страны;

· назначение выборов Президента РФ;

· отрешение Президента от власти;

· назначение состава Конституционного, Верховного судов, Высшего арбитража, Генерального прокурора, заместителя председателя счетной палаты и половины аудиторов.

Совет Федерации имеет право законодательной инициативы как вся палата в целом, так и отдельные ее члены. Совет Федерации одобряет все законы большинством голосов, но должен согласиться с решением Госдумы в случае принятия закона повторно двумя третями голосов.

Государственная дума – единственный законодательный орган Российской Федерации. Ни один закон не может быть принят без обсуждения его в Думе. Государственная дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на 4 года. Выборы в думу проходят по 2-м принципам:

· по федеральному округу, в который представляют списки кандидаты в депутаты, политические партии и объединения;

· по одномандатным территориальным округам.

В отличие от Совета Федерации, Государственная дума – это профессиональный, постоянный орган. Депутаты Государственной думы живут и работают в Москве, имеют до 50 помощников. Член Государственной думы неприкосновенен, находится на государственном обеспечении по министерским нормам. Председатель Государственной думы руководит ее работой и представляет Думу. Дума образует 28 комитетов, из которых важнейшими являются: по промышленности, внешней политике, обороне, социальным вопросам и др. Государственная дума имеет следующие права:

· она дает согласие на кандидатуру Председателя правительства;

· решает вопрос о доверии правительству;

· назначает на должность Председателя Центробанка;

· назначает на должность Председателя счетной палаты и избирает половину аудиторов;

· назначает уполномоченного по правам человека;

· объявляет амнистии;

· выдвигает обвинение против Президента;

· рассматривает все законы РФ, согласовывает в случае их связи с бюджетом – с правительством.

Законы одобряются в течение 14 дней Советом Федерации, в случае их отклонения – назначается согласительная комиссия, и в случае твердой позиции Думы (две трети голосов депутатов при повторном голосовании) - поступают Президенту. Он обязан их рассмотреть и подписать в течение 14 дней, а при повторном голосовании с двумя третями голосов – подписать в течение 7 дней.

Конституционные законы принимаются тремя четвертями голосов членов Совета Федерации и двумя третями голосов членов Государственной думы. Президент подписывает их в течение 14 дней.

После роспуска Государственной думы Президент обязан назначить выборы не позже, чем через 4 месяца. Но Дума не может быть распущена в течение 1-го года после ее избрания, после предъявления обвинения Президенту, в период военного или чрезвычайного положения и за 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента.

В конце 1993г. становление новой государственности затруднялось:

1) углубившимся экономическим кризисом;

2) разным пониманием целей и задач реформирования;

3) разногласиями о форме будущего госустройства России.

Наши рекомендации