Мусульманская правовая семья
Исторические корни мусульманского права.Как система норм, выражающих в религиозной форме волю феодально-религиозной знати, санкционируемых и поддерживаемых теократическим мусульманским государством, мусульманское право в своей основе сложилось в эпоху становления феодального общества в Арабском халифате в VII–X вв. и базируется на исламе.
В соответствии с догмами ислама, действующее право пришло от Аллаха, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Мусульманская правовая система берет свое начало в Коране и считается плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием тех или иных условий и обстоятельств. Правда, мусульманская правовая доктрина признает, что божественное откровение
нуждается в разъяснении и толковании, на что ушли века кропотливой работы мусульманских юристов. Но эти усилия были направлены не на создание права, а лишь на то, чтобы приспособить ниспосланное Аллахом право к практическому использованию.
Закон в современном западном понимании как акт, изданный компетентной властью, не существует в мусульманском праве. Теоретически только Аллах имеет законодательную власть, а земные правители не обладают полномочиями создавать право, законодательствовать. В действительности единственным реальным источником мусульманского права служат труды древних ученых-юристов.
Мусульманское право – это единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычаи1. Так, мусульманское право определяет молитвы, которые правоверный должен читать, посты, которые он должен соблюдать, милостыни, которые он должен подавать, и паломничества, которые он должен совершать. Мусульманское право – это наиболее яркое и полное выражение исламской идеологии, ее основа.
В настоящее время мусульманское право в том или ином объеме действует во многих странах от западной оконечности Африки до тихоокеанских островов. По разным подсчетам, в мире проживает от 750 до 900 млн человек, исповедующих ислам. Они составляют большинство или значительную часть населения более чем пятидесяти государств.
Коран – собрание изречений Мухаммеда, составленное через несколько лет после его смерти, – первый источник мусульманского права. Он состоит главным образом из положений нравственного характера, носящих слишком общий, характер, чтобы иметь точность, конкретность и определенность юридических норм. Коран учит мусульманина, например, высказывать сострадание слабым и неимущим, честно заниматься предпринимательством, не предлагать взятки судьям, уклоняться от ростовщичества и азартных игр. Однако в Коране не указывается, каковы правовые санкции за нарушение этих заветов. Содержащиеся в нем правила касаются в основном молитвенных ритуалов, поста
1 См.: Сюкияйвен Л.Р.Мусульманское право. Вопросы теории и практики, М., 1986. С. 4.
и паломничества. Даже в тех случаях, когда Коран затрагивает проблемы права в собственном смысле, относящиеся, например, к семейным отношениям, он не предлагает единой системы общих правил, а лишь дает решение нескольких вопросов, которыми Мухаммед занимался, будучи судьей.
Вторым по значимости источником права является Сунна – собрание преданий о пророке Мухаммеде, о его бытии и поведении, своего рода итог толкования Корана в первые десятилетия после смерти пророка, отразивший политическую и религиозную борьбу вокруг его наследства.
Третьим источником мусульманского права служит так называемая иджма – согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверного, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны.
Считается также источником мусульманского права аналогия (кияс) – правила применения к новым сходным случаям предписаний, установленных Кораном, Сунной или иджмой, причем иджма имеет куда более важное значение по сравнению с другими источниками.
Два последних источника явились результатом деятельности многочисленных суннитских и шиитских правовых школ, оказавших огромное влияние на эволюцию мусульманского права.
Вся система норм мусульманского права, основанная на Коране, обычно называется шариатом.
Появление иджмы и кияса обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, Коран не был полным сводом юридических норм, а Сунна, наоборот, представляла собой множество казуистических положений, которые зачастую противоречили друг другу и в которых простые мусульмане и судьи практически не могли самостоятельно разобраться. Во-вторых, в Коране и Сунне не нашли отражения новые отношения, в закреплении которых были заинтересованы господствующие слои общества1.
Мусульманское право представляет собой яркий пример "права юристов". Оно было создано учеными-богословами. Юридическая наука, а не государство играет роль законодателя, мнение специалиста имеет нормативно-обязательное значение. При рассмотрении дела судья никогда не обращается к Корану или
1 См.: Сюкняйнев Л.Р.Указ, работа. С. 44-45.
Сунне. Вместо этого он ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан.
Право, как совокупность обязательных предписаний, сформировалось за первые два века существования ислама, в глубоком средневековье. После того как все правовые школы приняли классическое учение о "корнях" мусульманского права, созидательная деятельность юристов пошла на убыль и мусульманская правовая мысль постепенно*стала сугубо догматической и архаичной. Идея развития и совершенствования права в зависимости от динамики общественного развития чужда системе исламского права, и в этом состоит основная причина его реакционной роли в современных условиях.
Требование неукоснительно соблюдать догматы веры, не нарушать непреложные обычаи побуждает суды прибегать к многочисленным уловкам. Так, Коран не допускает ссуды под проценты, запрещая ростовщичество. Чтобы обойти этот запрет, изобрели систему "двойной продажи": заемщик "продавал" тот или иной предмет кредитору, а последний "перепродавал" его заемщику по цене, завышенной на оговоренный ссудный процент и выплачиваемой только по истечении срока ссуды. Запрещенную Кораном аренду земли обходят, заключая вместо аренды договор товарищества.
Мусульманское право в современном мире.До начала XIX в. социально-экономические условия существования мусульманского мира менялись очень медленно, поэтому шариат, несмотря на застывшую архаичность его догматов, вполне соответствовал им. Однако с упадком Османской империи на Ближнем Востоке усилилось политическое влияние западно-европейских государств. Лидеры мусульманского мира осознали, что для того, чтобы выдержать политическую и экономическую конкуренцию с западными странами, необходима модернизация государственного управления и права.
С середины XIX в. начался процесс законодательных реформ. В сферу отношений, ранее традиционно регламентировавшихся мусульманским правом, стали вторгаться нормативные источники европейского происхождения. Главным образом этот процесс затронул сферы, в которых конфликт с традиционными исламскими нормами был не слишком острым, в частности торговое и морское право. Власти Османской империи пошли еще дальше. Была принята так называемая Маджалла (1869–1876 гг.) – закон, состоящий из 1850 статей о собственности и обязательственном
праве. Этот закон открыто не порывал с правилами шариата, но они были облечены в форму параграфов в европейском стиле и введены в действие с санкции государства. Он был необходим потому, что светские суды, получившие полномочия на рассмотрение споров о собственности и обязательствах, едва ли могли опираться на средневековые мусульманские нормы.
В Британской Индии мусульманское право с течением времени так много заимствовало из общего права, что даже появилась возможность говорить об "англо-магометанском праве".
В 1876 г. в Египте начал действовать гражданский кодекс, составленный в основном по французскому образцу. Египет перенял также в общих чертах и французский торговый кодекс. Так появилась отрасль торгового права, до того не известная в мусульманском праве. И в других странах Ближнего Востока, за исключением Иордании, Кувейта и некоторых других государств Аравийского полуострова, были приняты гражданские кодексы западного образца. Однако они не затрагивали семейного права.
Семейное и наследственное право подверглись законодательным реформам в XX в. Законы о семейном праве были приняты в Египте и Судане. В Турции реформа семейного и наследственного права была осуществлена в 1926 г. Порывая с традиционными мусульманскими канонами, новые законы осудили многобрачие, право одностороннего расторжения брака мужем, неравный раздел наследства между сыновьями и дочерьми покойного. Иранский гражданский кодекс, промульгированный в 1927– 1935 гг., также явился кодификацией модернизированного мусульманского праца в сфере семьи и наследования. Кодексы личного статуса были приняты в Сирии, Тунисе, Марокко, Египте, Иордании, Ираке и некоторых других мусульманских странах.
После второй мировой войны законы, регулирующие наследование и семейные отношения, были приняты почти во всех арабских государствах. Эти законы довольно смело вторгаются в традиционные нормы взаимоотношенй мужа и жены в семье. В частности, они дают определенные права женам на развод, ограничивают возможности родителей и опекунов устраивать браки несовершеннолетних, ограничивают полигамию, определяют условия развода мужа с женой в одностороннем порядке. Судебная практика ныне допускает при заключении брака оговорку, что жена сможет впоследствии отказаться от брака (в принципе это право мужа) или она получает такое право, если муж не сохранит единобрачия.
Проникновение европейского права в мусульманские страны весьма значительно, и этот процесс, связанный с международной интеграцией и экономическим сотрудничеством, в принципе необратим. Значение, сфера действия и удельный вес мусульманского права уменьшились, а само право, во всяком случае по своей внешней форме, многое восприняло от европейских кодификаций. Однако отмеченную тенденцию не следует преувеличивать, особенно в свете активизации ислама, которая в последние годы характеризует политическую жизнь многих государств. Эта активизация сопровождается в том числе и требованиями отказа от западных правовых моделей, полного восстановления всех норм мусульманского права (например, в Иране).
Многие мусульманские государства заявляют в своих конституциях и законах о верности принципам ислама. Есть такие положения, в частности, в конституциях Марокко, Туниса, Сирии, Мавритании, Ирана, Пакистана.
Мусульманское уголовное право устанавливает четко определенные наказания (причем весьма суровые) за такие преступления, как убийство, прелюбодеяние, ложное обвинение в прелюбодеянии, воровство, употребление спиртных напитков, вооруженное ограбление и бунт. Наказание за остальные преступления определяет сам судья по своему усмотрению.
Принятая в 1979 г. Конституция исламской республики Иран провозглашает, что все законодательство, в том числе уголовное, должно соответствовать шариату, а суды в борьбе с преступностью обязаны применять установленные им меры наказания. В 1981 г. вступил в силу так называемый закон о киншасе, 199 статей которого повторяют положения традиционного мусульманского уголовного права (широкое применение смертной казни, наказание плетьми, избиение камнями, наказание по принципу талиона). Процесс исламизации затронул и другие страны (Пакистан, Судан, Мавритания).
Мусульманское судопроизводство довольно простое. Единоличный судья рассматривает дела всех категорий. Иерархии судов обычно не существует. Сегодня в некоторых странах (Турция, Египет, Тунис, Пакистан, Алжир, Марокко, Гвинея) мусульманские суды ликвидированы и заменены судами обычного судопроизводства. Однако во многих арабских государствах мусульманские суды продолжают играть немалую роль в механизме регулирования общественной жизни. Как правило, к судьям предъявля-
ются высокие квалификационные требования с точки зрения их религиозно-правовой подготовки.
Мусульманское право, несмотря на существенное влияние со стороны европейских правовых систем, все же остается самостоятельной правовой семьей, оказывающей серьезное воздействие на миллионные массы людей во всех уголках земного шара.
Индусское право
В настоящее время индусское право распространяется на 300– 350 млн. индусов. Подавляющее большинство их проживает в республике Индия. Большая часть остальных индусов представлена национальными меньшинствами в Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки (Танзания, Уганда, Кения). Таким образом, нормы индусского права применяются ко всем индусам, которые исповедуют сложную систему религиозных, философских и социальных взглядов, именуемую индуизмом, независимо от места их жительства.
Основу индуизма составляет учение о перевоплощении душ и кастовом делении общества. Согласно этому учению, все хорошие и плохие поступки человека, совершаемые им на земле, создают основу его будущего существования, определяемую моральными качествами истекшей жизни.
В отличие от христианства, иудаизма и мусульманства, которые обосновывают идею равенства всех людей перед богом, индуизм исходит из идеи, что люди с момента рождения разделены на социальные иерархические группы (касты), каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей, особую мораль. Члены касты подчиняются своду правил, регулирующих их поведение в общении между собой и, что еще важнее, по отношению к членам других каст. Традиционно выделяются четыре большие группы: брахманы (первоначально священнослужители), кшатрия (воины), вайшья (торговцы) и шудра (слуги и ремесленники). Переход из одной касты в другую невозможен, невзирая на служебные успехи, богатство и политическую власть. Каждая каста не должна быть запятнана контактами с некоторыми предметами, общением с представителями низших каст. Нарушение этих правил влекло за собой правовые последствия, признаваемые в судебном порядке (например, признание в определенных случаях
недействительным брака между членами разных каст, определение правового положения детей от таких браков и т.д.).
На основе Конституции Индии 1950 г. к настоящему времени отменены все правила об ответственности за нарушение норм кастовой принадлежности. Но многие индусы, особенно в сельской местности, все еще придерживаются традиционных правил поведения. До сих пор редки среди них браки между членами разных каст, особенно если женщина принадлежит к более высокой касте. Не часто и вдовы вторично выходят замуж, хотя в 1956 г. было отменено старое правило индусского права, согласно которому такой брак признавался недействительным, а дети от него – незаконнорожденными.
Главная черта индусского права – тесная связь с религией. Оно является неотъемлемой частью индуизма, в состав которого наряду с правом входят также различные религиозные верования и обряды, моральные и философские ценности, предполагающие определенный образ жизни, общественный порядок, социальную организацию.
Индусская система права – одна из древнейших в мире. Веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и предисловий, созданные в далекой древности, во II тысячелетии до н.э. и даже раньше, – содержат тексты, в которых отдельные строки можно истолковать как правила поведения. Правда, хотя индусы и считают веды божественным откровением и источником религии и права, их практическое влияние на духовную жизнь индусского общества было весьма незначительным.
Дальнейшее развитие права связано с дхармашастрами – обширными сводами правил поведения, приписываемых известным ученым. Особенно хорошо известны дхармашастры царя Ману (II столетие до н.э.). В них содержится относительно упорядоченная система правил, которые с определенной долей условности можно назвать юридическими.
Идея прав человека чужда индусскому праву. Его основа – комплекс обязанностей, соблюдение которых предписано для всех, кто не хочет покрыть себя позором и думает о потустороннем мире. И судебные прецеденты, и акты, устанавливаемые светскими правителями, доктрина индуизма не считает источниками права. Но одновременно она требует повиновения приказам власти. При этом даже когда имеется закон, судья не обязан применять его всегда точно. По своему усмотрению он должен
всеми возможными средствами примирить власть и справедлив
вость. •*
В период английской колониальной экспансии индусское право претерпело существенные изменения. Многие его институты и нормы подверглись модификациям и даже были заменены новыми решениями. Сложилось нечто вроде "англо-индусского права". В области права собственности и обязательственного права на смену традиционным нормам очень скоро пришли нормы общего права. Тем не менее полного вытеснения индусского права не произошло, и ряд его традиционных норм и институтов продолжал действовать. Все тяжбы, касающиеся наследования, брака, касты и некоторых обычаев, решались в соответствии с нормами индусского права.
Сформировавшись еще в древности и пройдя двухтысячелет-ний путь развития, индусское право сохранило, хотя и в ограниченных пределах, свое регулирующее значение вплоть до настоящего времени. Основная причина "живучести" этого права таится не в его особых свойствах, а в тесной связи норм с традиционными, чрезвычайно устойчивыми индусскими социальными институтами и в первую очередь с общинной и кастовой структурами, способными к адаптации в самых различных социально-экономических и политических условиях. В сельской местности большинство индусов не воспринимают новые законы и живут так, как жили их предки, а правосудие осуществляется главным образом на основе традиционных и хорошо знакомых им институтов.
В период борьбы за независимость были выдвинуты идеи полной кодификации индусского права. После провозглашения независимости в 1947 г. правительство Индии представило на рассмотрение парламента проект кодекса, который должен был охватить семейное и наследственное право. Однако из-за противодействия консервативных сил проект не был утвержден и правительство пошло по пути подготовки отдельных законопроектов. Первым был принят в 1955 г. закон о браке, унифицировавший брачное право и приспособивший его к современным взглядам на семью.
В соответствии с традиционными нормами расторжение брака в принципе запрещалось, допускалась полигамия (хотя она и не была широко распространена среди индусов). Брак обычно заключался по указанию родителей будущих супругов, не требовалось ни согласия брачащихся, ни достижения ими определенного
24-3759 369
возраста. Вместе с тем индусское право создавало удивительно много препятствий к браку: запрещались браки между членами разных каст, между даже очень дальними родственниками. Закон о браке ослабил ограничения для вступления в брак и отменил запрет на браки между членами разных каст. Кроме того, он разрешил разводы и запретил полигамию, установил право на получение алиментов, определил минимальный брачный возраст.
В 1956 г. вступили в действие еще три закона: о несовершеннолетних и опекунстве, о наследовании, об усыновлении и выплате средств на содержание членов семьи.
В целом к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права. Судьи руководствуются в первую очередь новыми законами и прецедентами. В ст. 141 Конституции Индии устанавливается, что суды должны следовать прецедентам, созданным Верховным судом.
Ныне сфера действия старых правовых обычаев резко сократилась. Однако и сейчас индусское право активно используется при регулировании таких вопросов, как правовое положение детей, опекунство, усыновление, брак, раздел и наследование имущества. Сохранилось оно также в регулировании отношений государственного землевладения.
Обычное право Африки
Новое право молодых развивающихся государств в результате особенностей их исторического развития сочетается с мусульманским, индусским правом, а также с обычным правом, которое все еще действует в достаточно широкой сфере отношений. До настоящего времени многим нормам обычного права следует большинство населения африканского континента1.
Термин "обычное право" чаще всего используют для обозначения традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации. За исключением весьма немногочисленных примеров письменных источников отдельных племен, традиционное право представляет собой совокупность неписаных правил, изустно передаваемых из поколения в поколение и не сформулированных в каких-либо юридических и литературных текстах.
1 См.: СупотаевМЛ Обычное право в странах Восточной Африки. М , 1984.
Следует отметить большое разнообразие традиций и обычного права народов Африки и даже племен, населяющих соседние географические районы.
Одна из характерных черт обычного права заключается в том, что правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи, а при решении конфликтов стороны руководствуются в первую очередь идеей примирения. Задача суда заключается не столько в том, чтобы отыскать факты и применить нормы с их учетом, сколько в том, чтобы устранить причиненное зло, восстановить согласие в общине и обеспечить ее сплоченность.
Другая черта африканского обычного права сводится к тому, что оно регулирует отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов. Так, брачный договор представлял собой скорее соглашение двух семей, нежели союз двух индивидов; развод был возможен лишь с согласия семей. Имущество по наследству тоже, как правило, переходило не к индивидам, а к семьям или группам. При возмещении ущерба выплату производила обычно одна семья или клан другой семье или клану. Правами на землю, по обычаю, был наделен не индивид, а группа. Хотя отдельное лицо могло пользоваться землей, но в конечном итоге она принадлежала общине или группе. Тяжбы в африканском обществе также возникали главным образом между сообществами и группами. И, наконец, принцип коллективизма касался и ответственности за проступки: она являлась как бы ответственностью семьи или группы родственников за деяния отдельных ее членов.
В Африке существовали два основных типа судов, причем иногда они действовали одновременно и параллельно. Так, при отсутствии в регионе сколько-нибудь централизованной власти дела о браке, опеке над детьми, наследовании, землевладении решали арбитражи, состоящие из старейшины и других влиятельных членов семьи или группы родственников. Если же разногласия возникали между соседями внутри одной общины, то арбитрами выступали старейшие члены семей, главы основных линий наследования и др.
Суды другого типа функционировали как государственные структуры с соблюдением юридических формальностей. Они существовали в регионах с более или менее централизованной властью. Обычно такие суды образовывали иерархическую систему, начиная от низших (например, суды мелких вождей) и кончая высшими (суды крупных вождей).
24* 371
Обычное право повсеместно признавало полигамию, а также устанавливало выкуп за невесту, призванный подтвердить, что основанный на обычае брак – это покупка жены. Расторжение брака было очень редким явлением, и получить разрешение на развод стоило больших трудов. Семьи были заинтересованы в продолжении установленного между ними союза, к тому же расторжение брака означало возвращение приданого. Развод обговаривался между семьями с привлечением старейшин клана.
После колонизации африканского континента в XIX в. английские, французские, португальские и бельгийские власти в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Французское право внедрялось во французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское – в Конго, португальское – в Анголе и Мозамбике, английское – в колониях Англии. Метрополиями был принят также целый ряд актов специально для колоний. В то же время колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права и африканского судопроизводства, которая, по их мнению, не противоречила их интересам. Таким образом, в результате колониального правления возникла тройственная система колониального права, включающая право метрополий, специальные колониальные законы и обычное право. Первые два компонента охватывали по преимуществу административное, торговое, уголовное право. Традиционные области отношений – землевладение, семейное и наследственное право – остались в сфере действия обычного права. Во многих колониях были запрещены некоторые обычаи, признанные варварскими, например, рабство.
В колониях действовали колониальные суды с европейскими судьями, руководствовавшимися правом метрополии и колониальным законодательством, а также местные суды, где правосудие обычно осуществляли местные вожди, старейшины, а решения принимались в соответствии с обычным правом.
Основные тенденции развития права африканских стран в условиях национальной независимости характеризуются, с одной стороны, преодолением колониальных наслоений (хотя на первых этапах колониальные законы продолжали действовать), а с другой – ограничением регулирующего значения правового обычая по мере того, как расширялся круг отношений, охватываемых национальным законодательством. В бывших французских колониях после получения независимости принято более ста кодексов. Рав-
ным образом приняты крупные законы в англоязычных странах. В большинстве независимых государств Африки действуют новые конституции. Законодательная деятельность охватывает прежде всего такие отрасли современного права, как конституционное, обязательственное, уголовное, судоустройство.
Во многих государствах принят ряд прогрессивных норм, заимствованных из законодательства западных стран. В частности, введен восьмичасовой рабочий день, установлены минимум зарплаты, в том числе и для работников частных предприятий, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение, бесплатное медицинское обслуживание. Осуществлены серьезные законодательные меры по эмансипации женщин.
В то же время деколонизация сопровождалась декларациями о большом значении обычного права, необходимости его сохранения. В Мадагаскаре, например, представительная ассамблея приняла в 1957 г. решение о кодификации обычаев, а в Нигерии региональные ассамблеи взяли на себя инициативу подготовки компиляций, придававших обычаям санкционированный властью характер1.
Таким образом, традиционное африканское право, бесспорно, постепенно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило свое регулирующее значение. Его нормы по своему социальному содержанию плохо согласуются с тенденциями развития молодых развивающихся государств, стремящихся идти по пути цивилизации и прогресса. Но все же еще многие миллионы африканцев, особенно в сельской местности, продолжают жить по старым обычаям, избегают обращаться в государственные суды, предпочитая арбитраж и стремясь прийти к примирению в соответствии с традициями.
1 См.: Давид Р.Указ, работа. С. 478.
Предметный указатель
а
Автократия 81 Автономия 76 Акт нормативный 170
– подзаконный 170
– применения права 274–276
– юридический 247 Аналогия закона 278
– права 279 Аристократия 80
В
Вето абсолютное 71 Вина 306 Воля закона 281
– законодателя 281
Г
Гарантия законности 256–257 Гипотеза правовой нормы 157 Государство, признаки 55–57
– правовое 332
– социальное 60
– унитарное 76
– федеративное 77
– эксплуататорское 57–60
Гражданин 128
Гражданское общество 330–332
Д
Дееспособность 241 Действие правомерное 247
– неправомерное 247 Декриминализация 316 Деликтоспособность 306 Демократия 80
– античная 80
– непосредственная 80
– парламентская 80
– первобытная 38
– представительная 80 Дипломатический иммунитет 179 Диспозиция правовой нормы 157 Дисциплинарный проступок 311 Договор коллективный 170, 207
– нормативного содержания 167, 169,
Должностное лицо 243
Закон 170-172
– кодификационный 172
– конституционный 172
– обыкновенный 172 ^Законность 252, 272
И
Империя 79
Импичмент 74
Инициатива законодательная 213
Инкорпорация 223
Институт правовой 180
Источник права 164
К
Кодекс 172, 233
Кодификация 230
Коллизия норм 270
Консолидация законодательства 228–
Конституция 170
Конфедерация 78
Л Личность 128-132
м
Метод общей теории права 17–24
– правового регулирования 185 Монархия 69
– абсолютная 70
– дуалистическая 71
– ограниченная 70
– парламентарная 70 Мораль 10S
Н
Неолитическая революция 40
Неотомизм 94
Норма корпоративная 111–113
– материального права 159
– процессуального права 159
– религиозная 116–117
– социальная 104
– техническая 118 Норма права 152
– – абстрактная 159
– – абсолютно-определенная 160
– – бланкетная 160
– – временного действия 162
– – вспомогательного действия 162
– – диспозитивная 163
– – запрещающая 163
– – императивная 163
– – казуистическая 159
– – конкретизирующая 161
– – общая 162
– – обязывающая 163
– – определенная 159
– – основная 161
– - относительно определенная 159
– – позитивного регулирования 156
– – поощрительная 163
– – постоянного действия 162
– – правоохранительная 156
– – простая 160
– – прямого действия 162
– – сложная 160
– – специальная 162
– – управомочивающая 163 Нормативный акт 165–166, 170
О
Обратная сила закона 176 Обсуждение всенародное 212
Общая теория права
метод 17-25
предмет 12–13
функции 25–31 Объект правового отношения 249-251
– правонарушения 306 Объективная сторона правонарушения 307
Обыкновение 116 Обычай 48, 114
– правовой 49, 164, 168 Обязанность субъективная 235, 245 Олигархия 80
Оперативно-исполнительная деятельность 268
Опубликование нормативного акта 215 Основы законодательства 172 Отрасль права 182–183 Ответственность административная 320
– дисциплинарная 321
– правовосстановительная 321
– уголовная 319
– штрафная (карательная) 319
П
Первобытная родовая община 36–37 Подотрасль права 184 Позитивизм 94–95 Поведение правомерное 294–295
– конформистское 302
– маргинальное 303
– привычное 301
– социально активное 300
Политический режим 79
Положение 233
Поступок юридический 247
Правила 233
Право
отрасли 182
признаки 83–86
применение 266
субъект 241
– административное 188
– англо-саксонское 354–361
– государственное 187
– гражданское 189
– гражданское процессуальное 191
– земельное 189
– индусское 367
– континентальное 341–354
– латиноамериканское 349
– международное 191
– – публичное 192
– – частное 192
– мусульманское 361
– обычное 370
– природоохранительное 190
– публичное 194
– скандинавское 348
– социалистическое 351
– социального обеспечения 190
– семейное 190
– субъективное 235, 244
– трудовое 190
– уголовное 191
– уголовно-процессуальное 191
– финансовое 188
– частное 194 Правовая идеология 147
– культура 148
– наука 7
– психология 146
– семья англо-саксонская 354–361
– – мусульманская 361
– – романо-германская (континентальная) 341-354 Правоведение 7 Правовое отношение 88, 236
– – абсолютное 239
– – двустороннее 238
– – одностороннее 238
– – относительное 238
– – охранительное 240
– – регулятивное 240 Правонарушение
состав 306
объект 306
объективная сторона 307
субъект 307
субъективная сторона 307
– административное 310
– гражданское 311
– дисциплинарное 311 7 Правоохранительная деятельность 268 Правопорядок 89, 262 Правоприменение 267 Правосознание 88, 144
– функции 146 Правоспособность 241 Правосубъектность 240 Правотворчество принцип 201
стадии 208
факторы 203
Предмет правового регулирования 184 Презумпция 249 Преступление 309 Прецедент судебный 166 Притязание 245 Пробел в праве 276-277 Проступок 310
Р
Разделение властей 337–338 Режим автократический (авторитарный) 81
– аристократический 80
– либерально-демократический 80
– олигархический 80 Религиозная норма 116, 168 Республика 72
– парламентарная 73
– президентская 74 Референдум 206
С
Санкция 157
– абсолютно определенная 161
– альтернативная 161
– кумулятивная 161
– относительно определенная 161
– лравовосстановительная 312
– штрафная (карательная) 312 Свод законов 226 Система права 180
– законодательства 197 Систематизация нормативных правовых актов 219 Собрание законодательства 225
– – неофициальное 226
– – официальное 225
– – официозное 225
– – систематическое 226 ;
– – хронологическое 226 Соглашение нормативное 206 Справедливость 274 Статус правовой 241 Структура нормы права 156 Суверенитет 57 Субъект права 240
т
Теория естественного права 93-94 Теория права марксистская 9S
– – нормативистская (неопозитивизм) 95
– - позитивистская 94-95
– – психологическая 90
– – солидаристская 92
– г социологическая 91 Техника законодательная 216–218 Толкование норм права 280
– - - административное 292
– – – аутентическое 291
– – – буквальное 289
– – – доктринальное 293
– – – историко-политическое 287
– – – казуальное 292
– – – легальное 291
– – – неофициальное 293
– – – нормативное 290
– – – ограничительное 289
– – – официальное 290
– – – профессиональное 293
– – – распространительное 289
– – – систематическое 286
– - - судебное 292
– - - текстовое 284 Традиции 115
У
Указ Президента 173
Устав 175, 233
Учет нормативных правовых актов
220-223
Ф
Факт юридический 245 Фактический состав 248 Федерация административная 77
– договорная 78
– конституционная 77-78
– национальная 77 Физическое лицо 241 Форма государства 69
– государственного устройства 76
– – правления 69 Функции государства 57
– – внешние 58, 63
– - внутренние 58, 63
Ю
Юридическая (правовая) культура 148-151
– наука (правоведение) 7–9
– обязанность 235
– ответственность 319 Юридическое лицо 241
Рекомендуемая литература
Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. – М.: Юрид. лит., 1994. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. - М.: Юрид. лит, 1981-1982. - Т. 1-2. Алексеев С.С. Теория права. – М.: Бек, 1994.
Аннерс Э. История европейского права: Пер. со швед. – М.: Наука, 1994. Батурин Ю.М., Лившиц Р.З. Социалистическое правовое государство: от идеи к осуществлению. – М.: Наука, 1989.
Васильев A.M. Правовые категории. – М.: Юрид. лит., 1976. Давид. Р. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. В.А. Туманова. - М.: Прогресс, 1988.
Декларация прав и свобод человека // Советское государство и право. – 1990. – № 10.
Зивс С.Л. Источники права. – М.: Наука, 1981.
Карбонье Ж. Юридическая социология / Пер. с фр. В.А. Туманова. – М.: Прогресс, 1986.
Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. – М.: Юрид. лит., 1991. Керимов Д.А. Основы философии права. – М.: Манускрипт, 1992. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. – М.: Наука, 1982. Лазарев В.В. Применение советского права. – Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1972. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева – М.: Юрист, 1994. Лейст О.Э. Три концепции права // Советское государство и право. – 1990. – № 12.
Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
Ленин В.Н. Государство и революция // Поли. собр. соч. – Т. 13. Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. – М.: ИГП РАН, 1992. Лившиц Р.З. Теория права. – М.: Бек, 1994.
Марксистско-ленинская общая теория государства и права: Основные институты и понятия. – М.: Юрид. лит., 1970.
Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое право. – М.: Юрид. лит., 1973.
Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения: Пер. с фр. – М.: Росполитиздат, 1955.
Научные основы советского праве/творчества. – М.: Наука, 1981. Нерсесянц B.C. Право и закон: Из истории правовых учений. – М.: Наука, 1983. Очерки сравнительного права: Сборник / Сост. В.А. Туманов. – М.: Прогресс, 1981.
Лиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. – М.: Госюриздат, 1962. Проект Закона "О нормативно-правовых актах Российской Федерации" // Государство и право. – 1992. – № 7.
Российское законодательство: проблемы, перспективы. – М.: Бек, 1995. Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. – Ташкент: Узбекистан, 1988.
Советское законодательство: пути перестройки / Под ред. А.В. Мицкевича и А.С. Пиголкина. – М.: Юрид. лит., 1989.
Теория государства и права. Теория государства. / Под ред. А.Б. Венгерова – М.: Юрист, 1995.
Тиме А. Право абсурда. Социалистическое феодальное право. – М.: МП КОНТ, 1992. Тихомиров Ю.А. Действие закона. – М.: Известия, 1992.
Тихомиров Ю.Л. Публичное право. – М.: Век, 1995. Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. – М.: Наука, 1971. Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. – М.: Юрид. лит., 1974. Хропанюк В.Н. Теория государства и права.– М.: ДТД, 1995. Черниловский Э.М. Правовое государство: исторический опыт // Советское государство и право. – 1989. – № 4.
Чиркин В.Е. Об определении государства // Государство и право. – 1993. – Ms 8.-Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 21. Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрид. лит., 1990.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ................................ 4