Виды антидемократических политических режимов и их место в истории
Антидемократические политические режимы. Теория, объясняющая сущность недемократических правовых режимов, имеет многовековую историю. Еще Г.В. Гегель в своей работе "Философия права" применял категорию "неправо". Под этим он понимал "особенную волю, демонстрирующую произвол и отдельность индивида от всеобщей воли и всеобщего (естественного) права".
Великий мыслитель выделял три основные формы неправа: непреднамеренное, преступления и сознательный обман. В последнем случае обладающие властными полномочиями субъекты права по своему усмотрению создавали видимость права для других, которые считали, что власти обходятся с ними по справедливости. В XX в. "неправо" приобрело характер государственной воли, демонстрируя в открытой форме циничное отношение к демократическим идеям и интересам граждан, заставляя их жить в условиях фактически постоянно действующего чрезвычайного законодательства, или узаконенной диктатуры[3].
На многочисленных исторических примерах различных государств высказывание Г. В. Гегеля подтвердилась на практике это можно проследить и проанализировать одновременно развивающийся противоречивый процесс в области государственного строительства.
Для того чтобы более ясно представлять, что такое «антиправовые» политические режимы, нам необходимо исследовать политическое устройство государств Европы и Южной Америки, Африки, Ближнего Востока поскольку они в определенный исторический период переживали это время. Время ограничений и ущемлений многих неотъемлемых прав людей.
На сегодняшний день специалисты выделяют несколько видов антидемократических политических режимов, такие как авторитарный, автократический и тоталитарный. Кроме того выделяют различные формы проявления режимов например авторитарный делится на (военный, персонифицированным, теократический и автократический режим), а тоталитарный режим имеет так называемую крайнюю форму проявления (фашизм).
Рассмотрим каждый режим в отдельность для того чтобы выделить особенности, характерные черты и признаки присущие каждым из них.
Авторитарный режем.
«Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участи народа»[4].
Авторитарный политический режим является самым распространенным в истории политическим режимом. Такие политические режимы занимают в определенном смысле промежуточное положение между демократией и авторитаризмом. С одной стороны, авторитарный режим близок тоталитаризму по диктаторской природе власти, не ограниченной законами и демократическим волеизъявлением, с другой — в нем сохраняется автономность отдельных общественных и частных сфер, которые государство не контролирует и не регулирует.
Авторитаризм объединяют с тоталитаризмом централизация власти, безапелляционный метод руководства, безусловное повиновение. Но его принципиальное отличие от тоталитарного режима заключается в отсутствии артикулированных амбиций всеобщего контроля над обществом. Авторитарный режим сосредоточивается в политической сфере и оставляет некое условно автономное пространство индивида и групп в неполитических сферах.
Типичный авторитарный правитель не стремится оправдать свои действия научно или мифологично обоснованной теорией переустройства общества. Он сосредоточивает внимание граждан на решении локальных задач, связанных с наиболее острыми проблемами общества и государства. Носителем власти в авторитарной политической системе может выступать один человек или узкая группа лиц (монарх, диктатор, революционный комитет, военная хунта и т. п.) Условиями существования авторитарного режима является неограниченность власти и ее не подконтрольность гражданам, а также опора на силу как на главный ресурс власти. Авторитарный режим в отличие от тоталитарного не прибегает к постоянным массовым репрессиям, однако потенциальная опора на силу и угроза ее применения — постоянный фактор авторитарного управления. Монополизация власти исключает наличие легальной оппозиции. Рекрутирование политической элиты осуществляется путем кооптации, избирательного вовлечения в правящую элиту тех или иных людей по принципу личной преданности, а также семейным, родовым, клановым и корпоративным мотивам, что неизбежно приводит к ее деградации[5].
Все ныне существующие авторитарные режимы можно разделить на несколько типов. Самым распространенным является военный режим, который возникает в результате насильственного переворота силами регулярной армии. Военные авторитарные режимы возникают, как правило, в кризисных ситуациях. Когда пик кризиса начинает разрушать изнутри, руководство государства позволяет некоторым оппозиционным политическим силам осуществлять свою деятельность. Такие авторитарные режимы носят переходный характер и, как полагается, усовершенствуются в сторону возврата к демократическому политическому режиму. Такая тенденция наблюдалась в Латинской Америке, а именно в Чили, когда хунта под командованием Агусто Пеначета свергла правительство и захватила власть в государстве.
Второй тип авторитарного режима можно назвать персонифицированным авторитаризмом. Данный режим характеризуется наличием харизматичного лидера, обладающего по своей сути диктаторскими полномочиями. Лидер опирается не на широкие массы и не на однапартийцев, а на мощный репрессивный аппарат. Если данный структурный элемент отсутствует, то режим с большим трудом может остаться у власти. Желание лидера продержаться у власти как можно больше времени приводит к обострению конфликта. Примером может послужить режим Иди Амина в Уганде который известен проявлениями экстремистского национализма и трибализма. Согласно подсчётам, проведенным после свержения Амина, жертвами его репрессий стали от 300 000 до 500 000 (из 19 000 000) граждан Уганды, не менее двух тысяч он убил лично[6].
Авторитарный персонифицированный режим носит радикально-популистский характер, и характеризуется договорной разновидность авторитаризма.
«П. Сафронов показал, что в Индонезии, Бразилии, Венесуэле, Египте, Ливии и других странах такие режимы позволили кризисному обществу утвердить формальный гражданский мир, ликвидировать остатки феодальных отношений, создать индустриальную базу и укрепить рациональное государство. Благодаря этому стало возможно вхождение данных стран в индустриальную современность»[7].
Третьим типом авторитарного режима является теократический авторитарный режим. Особенность его заключается в гипертрофированной роли религии, нормы которой лежат в основании всех сфер общественной и государственной жизни. В качестве примера здесь можно привести исламистский режим, сложившийся в результате антишахской революции 1979 года в Иране. Власть захватила клерикальная политическая сила во главе с имамом Хомейни. Режим формально обладает классическими институтами власти (президентом, министерствами, парламентом). Однако реальная политическая власть сосредоточена в руках религиозных авторитетов, а шариату (своду религиозных законов ислама) придан статус действующих законодательных норм.
Еще один из известных равзновидностей авторитарного режима является автократия. «Автократия (от греч. autokrateia - самодержавие, самовластие, т. е. неограниченная власть одного лица) не требует демонстрации преданности со стороны населения, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния»[8].
Для того чтобы понять что представляет автократический режим выделим некоторые существенные признаки:
- Автократия подразумевает небольшое количество носителей власти. Таким человеком может быть монарх, президент, военный диктатор или группа лиц военная хунта, олигархическая группа. Вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека или одного государственного органа. В таком случае властные полномочия находятся в руках яркого, харизматиченого лидера при котором проявляется культ личности. Однако культ не достигнет желаемого сакрального выражения и не требует постоянной демонстрации преданности этой личности со стороны населения.
- Хотя такая власть опирается на силу, она может и не прибегать к методам прямого насилия и подавления. Она старается пользоваться популярностью и поддержкой народных масс. Но при этом она обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости подавить любое проявления оппозиции.
- Государственная власть задана в рамках права и действует во воле исполнения Конституции и других законов.
- Граждане не участвуют в политической жизни страны но власть может осуществляется с помощью законов.
- Монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции.
- Отсутствует четкое разделение властей. Значительная концентрация исполнительной и зачастую и законодательной власти — в руках главы государства при ограничении роли парламента в контроле за государственной политикой и влияние исполнительной власти на судебную.
- Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику.
- Формирование органов власти, а также циркуляция правящих элит осуществляются не путем конкурентной борьбы кандидатов на выборах, а кооптацией, волевым введением их в руководящие структуры. Процесс передачи власти чаще всего осуществляется не путем установленных законом процедур замены руководителей, а насильственно.
- В обществе доминирует государственная идеология, но допускаются и другие идейные течения, более или менее лояльно относящиеся к правящей элите, но занимающие ряд самостоятельных позиций. Различные общественные силы могут придерживаться несовпадающих мировоззренческих установок.
- Существует цензура над издательской деятельностью и средствами массовой информации. Однако при сохранении лояльности к правящему режиму разрешено критиковать некоторые недостатки государственной политики и политических деятелей.
На основе признаков можно сказать, что таковым отвечает государственное устройство Саудовской Аравия, Марокко и Иордании.
Тоталитарный режим.
«Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый, полный) — вид политического режима, характеризующийся тем, что государство и сросшиеся с ним политические структуры обладают правом и реальными возможностями осуществлять управление практически всеми сферами социальной жизни»[9].
Известными исследователями тоталитаризма были немецко-американский философ Ханна Аренд (1906–1975) и австро-британский политический философ и методолог науки Карл Поппер (1902–1994).
Тоталитарный режим отличается высокой концентрации государственной власти и контролем государства за сферами общественной жизни[10].
Государство подчиняет себе общество, уничтожает его гражданские основания, «огосударствлению» подлежат все отношения в обществе. Все люди превращаются в «винтики» огромного всеохватывающего механизма. Те, кто не подчиняется установленным правилам и плохо выполняет функции «винтиков», уничтожаются.
Характерными чертами тоталитаризма являются:
1) Всеобщая идеологизация и политизация общества. Режим идеократичен, т.е. формируется на основе принципов идеологии. Тотальная политизация связана, прежде всего, с превращением правящей партии в элемент государства. Культ личности главы государства.
Официальная идеология – это утопическое видение нового политического порядка и путей его достижения, оправдание борьбы как основы политики. Тотальная идеология описывает мир крайне односторонне в черно-белых тонах: все люди делятся на «своих» и «чужых». Она всегда формирует образ «врага» (империализм, коммунизм, демократия, кулак, еврей, землевладелец и т.п.), на борьбу с которым ориентируются массы.
Всеобщая идеологизация направлена на легитимизацию данного режима и политического курса. Идеология доказывала неизбежность достижения определенной цели. Она была средством мобилизации масс на претворение цели в жизнь.
Тотальная идеология формирует только однопартийную систему. Партия сплетается с государством в конструкцию «партия-государство». Тотальная власть одной партии как единственно легальной партии в стране делает вступление в нее необходимым элементом служебного роста, обеспечивает льготами и привилегиями. Партия либо стоит над правительством, либо пронизывает его институты, где все важные посты занимают партийные функционеры.
Культ личности принимает псевдорелигиозную форму.
2) Политические права и свободы граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства. Действует принцип: «запрещено все, что не приказано».
3) Отсутствие политической оппозиции. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства[11].
4) Монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ. СМИ используются в идеологической пропаганде и постоянно «освещают» народную поддержку режима и любовь к его лидеру.
5) Наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, милиция, армия), массовый террор и запугивание населения. Власть держится на насилии.
6) Режим формирует или пытается создать адекватную себе социальную структуру, провозглашает превосходство определенного класса, нации или расы.
Массовая социальная опора формируется с помощью политических, экономических, идеологических, пропагандистских методов.Построение нового идеального общества тесно связывалось с концепцией изменения самого естества человека, т.к. только совершенные люди могут стать его полноправными членами.
7) Высокий уровень политического участия, политизация и мобилизация граждан.
Политическое участие, мобилизация граждан осуществляются только через единственный канал – партию. Активность людей определяется из центра, в зависимости от цели и задач государства на данном этапе. Массы людей поднимаются на решение масштабных задач на добровольной основе, на энтузиазме, а не ради материальных стимулов. В результате режим имеет возможность получать большие результаты при ограниченных ресурсах.
8) Экономика находится под жестким контролем государства.
Партия-государство определяет структуру экономики, планирует капиталовложения в отдельные отрасли хозяйства, руководствуясь прежде всего государственными интересами, а не нуждами потребителей. Сырьевые ресурсы перераспределяются в тяжелую промышленность, производство вооружений и т.п. В первые годы после установления режима могут наблюдаться некоторые успехи[12].
Примером государства с тоталитарным режимом является СССР в период 30 х – 40 х годов прошлого века, когда у власти находился Иосиф Виссарионович Сталин.
Теперь рассмотрим понятие крайняя форма тоталитарного режима (фашизм).
Самым известным человечеству из тоталитарных режимов является фашизм.
«Фашизм - идеология воинствующего антикоммунизма, шовинизма и расизма, выражающая интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии, основанные на такой идеологии политические течения». ("Словарь русского языка" С. И. Ожегов. 1949)
Фашизм основывается на националистической идеологии, возвышения и превосходство одной расы над другой, а также характеризуется сильной агрессивностью.
Зарождение фашизма произошло в 20-е годы прошлого столетия на территории Италии, когда к власти пришел Бенито Муссолини родоначальник националистских идей фашистской партии. Фашизм, как правило, основывается на националистической, расистской демагогии, которая представляется официальной идеологией. Целью фашистского государства является охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы.
Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности, расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы. Они, в конечном счете, должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего, своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы и т. п.
(А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: ЭКСМО. - 649 с. , 2005)
Также для этого режима характерна милитаризация, агрессивность и военная экспансивная направленность во внешней политики.
Для фашистского режима присуще опора на шовинистические круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом, вождизм.
При фашизме происходит разрушение общечеловеческих правовых и моральных ценностей, растет произвол, упрощаются карательные процедуры, ужесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными.( Политология (базовый курс) (М.Ю. Зеленков))