Технологии управления общественными отношениями.
Общественные отношения – исторически конкретный способ соединения социальных групп, человеческих общностей в процессе их жизнедея- тельности. Общественные отношения являются условием деятельности людей и проявляются в их потребностях и интересах как движущих силах об- щественного развития.
Государство является социальным институтом, который̆ в соответствии с выполнением своих функций включен в информационные отношения в ка- честве одного из специфических субъектов.
В субъектах РФ работа по налаживанию общественных связей выполняется государственными информационными агентствами, управлениями по связям с общественностью, ответственными лицами по связям с прессой и другими функциональными подразделениями местных органов власти. В их задачи входит:
-информирование граждан о деятельности государственных структур;
-обеспечение активного участия граждан в государственных программах (например: участие в выборах) и поддержки ими так называемых регулирующих программ (например: борьба с курением, борьба с наркоманией, перепись населения и т.д.);
-стимулирование поддержки гражданами социально значимых про- грамм общественных движений;
-создание благоприятного имиджа государственных структур.
Функциональные особенности деятельности PR-служб в органах государственной власти определяют их организационное устройство. Как показывает практика, чаще всего структуры, которые в государственных структурах занимаются связями с общественностью, состоят из четырех подразделений:
-информационно-аналитический отдел;
-отдел по информационным коммуникациям;
-отдел по работе с политическими партиями и общественными органи- зациями;
-организационно-правовой отдел.
Анализ деятельности современных российских государственных структур по связям с общественностью показывает, что распределение обязанностей между этими подразделениями, как правило, происходит следующим образом.
Средства массовой информации создают и транслируют образы, влияющие на отношения и поведение людей. Кроме того, СМИ в настоящее время выполняют ряд важных функций:
· информационную;
· социальной ориентировки;
· формирования общественного мнения и общественных настроений;
· контакта между людьми;
· воспитательную, влияния на эталоны поведения и отношений;
· эмоциональной разрядки;
· утилитарную (помогают в решении различных практических задач);
· социальной идентификации, помогающей осознать причастность к одним группам и отмежеваться от других.
Главная проблема взаимодействия органов власти и СМИ – различие целей в процессе информирования общества.
Для государства в целях решения задачи сохранения политической стабильности в обществе крайне важна позитивная направленность инфор- мации о деятельности государственных учреждений и органов власти. Для журналиста же наиболее интересной будет сенсационная и, как правило, не- гативная информация, которая, несомненно, привлечет гораздо большее внимание читателей.
В государственных PR-службах данным направлением деятельности занимается отдел по связям со СМИ или пресс-служба, используя обычно следующие формы работы:
· подготовку и распространение пресс-релизов (обычно ежедневных);
· встречи с журналистами;
· «круглые столы», пресс-конференции, брифинги;
· организацию регулярных выступлений руководящего состава в СМИ;
· информационный обмен со СМИ.
Одна из главных задач PR-деятельности – создание позитивного имиджа организации или конкретной личности. Имидж есть специально сконструированный психический образ, создаваемый с вполне определенными целями, т.е. категория психологическая. Деятельность по созданию имиджа в содержательном отношении тоже, по сути, психологическая. Еще одно из направлений PR – предотвращение конфликтов - возможно осуществлять лишь при хорошем знании особенностей конфликтного поведения, личной предрасположенности к конфликтам и т.д. В содержание PR-деятельности входит и создание эффективной рекламы как системы эффективных психологических воздействий на потребителя с целью изменения его мотивации и поведения. Одно из ключевых направлений PR - взаимодействие со СМИ - будет эффективным, если PR-специалисты хорошо знают психологию журналистов как субъектов профессиональной деятельности, психологические закономер- ности восприятия и понимания информации, характерные для массовой аудитории, а также информационно-психологические технологии формирования общественного мнения и настроений. Таким образом, без глубокой психологической основы ни один вид PR и ни одна PR-акция не будут эффективными.
88. Стратегическое управление в государственных структурах: основные характеристики и особенности.
Реализация каждой функции управления в государственной службе обладает соответствующей спецификой:
-планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно осуществляются исходя из целей, устанавливаемых вышестоящими органами, а, в конечном счете, народом на основе демократического выбора;
-организация государственной службы, как правило, имеет более иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры. Поэтому в рамках государственной службы складывается особый административно - бюрократический стиль управления, который, впрочем, имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих организациях;
-мотивация в государственной службе в меньшей мере основывается на денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах нематериального характера (престиж, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры и пр.);
-контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляются как выше стоящими структурными подразделениями, органами управления, так и населением, гражданами — непосредственно или с помощью средств массовой информации и общественных организаций. Контроль в государственной службе носит более широкий и более объемлющий характер, чем в коммерческой организации.
Процесс управления в государственной службе часто обозначается емкими терминами «администрирование» и «бюрократия». Ключевыми характеристиками такого управления являются:
следование инструкциям;
разделение на тех, кто выдает инструкции, и тех, кто их выполняет;
концентрация власти и политической воли;
ограничение свободы;
административный контроль;
авторитарный стиль управления.
стратегия государственного управления направлена на определение наиболее действенного способа применения мощи государства в кризисной ситуации. Для ее реализации необходим не гипотетический (вероятностный]), а абсолютно точный научно обоснованный прогноз кризисных ситуаций, позволяющий оценить причину кризиса, его характер, имеющиеся и будущие стратегические ресурсы, выбрать адекватные механизмы и способы государственного стратегического управления коллективным поведением и взаимодействием людей в настоящем с расчетом на сколь угодно отдаленное будущее.
Стратегия государственного управления находится во взаимосвязи с оперативным управлением и тактикой. По отношению к ним стратегия государственного управления является ведущей, так как именно она определяет общую цель действий, силы, средства и механизмы решения антикризисных задач.
Положения тактики государственного управления вытекают из целей оперативного управления, которые в свою очередь вытекают из целей стратегии государственного управления. В этой связи программно-целевое управление государствомнеобходимо строить на основе
-прогнозирования и мониторинга самоизменения коллективного поведения и социального взаимодействия на сколь угодно отдаленную перспективу,
-прогнозирования и мониторинга социокультурных трансформаций во всех сферах социально и культурно-значимой деятельности на сколь угодно отдаленную перспективу.
Государственное стратегическое управление представляет собой систему мер по преодолению кризисных ситуаций, возникающих вследствие изменения целевых установок и личностного смысла индивидуальной и коллективной деятельности.
Оно базируется на прогнозировании
- трансформаций в политической, экономической, мировоззренческой сферах, в сфере образования и воспитания,
- изменений в обычаях и традициях,
- достижений в науке, технике и технологии и на определении
- условий и характера кризисов в ближайшей и отдаленной перспективе,
- способов подготовки и ведения антикризисного управления,
- способов и механизмов антикризисного управления,
- основ использования стратегических ресурсов,
- основ материального и технического обеспечения антикризисного управления,
- основ руководства органами государственного управления,
- механизмов и способов контроля над эффективностью антикризисного управления.
Средствами реализации государственного стратегического управления являются органы власти и управления разного уровня. Содержание их деятельности по стратегическому планированию определяется необходимостью разработки и реализации планов антикризисных мероприятий. К ним относятся
- практическое осуществление планирования стратегии государственного управления,
- принятие стратегических решений по смене курса управления и реорганизации органов власти и управления,
- руководство подготовкой квалифицированных кадров для осуществления антикризисного управления,
- мобилизация населения на преодоление кризисной ситуации,
- руководство органами власти и управления в ходе реализации антикризисной программы.