Принципы взаимоотношений личности и государства в РФ
Исходя из Конституции РФ, Россия взяла курс на создание правового государства и демократического общества. Поэтому Россия обязана соблюдать основные принципы взаимоотношения личности и государства, устаноновленные в других европейских демократических странах. Прежде всего, это принципы - равноправии всех граждан - верховенство основных констит. прав и свобод - недопущение какой-либо дискриминации личности. - приоритет личности перед государством - юридичность прав - верховенство закона в регулировании отношений - упрощение норм и процедур, регулир-щих права личности - обеспечние государством прав и свобод гражданина - гарантированность выполнения личностью обязанностей перед государством - ответственность государства перед личностью и т.д. Взаимоотношения личности и государства в РФ должны характеризоваться следующим: 1) Человек – не винтик государственной машины, а государство служит ему, существует ради него 2) Государство является результатом волеизъявления людей, оно возникает на определенном этапе человеческой истории 3) в демократии велика роль отдельного человека, его достоинства 4) суверенитет личности исходит из суверенитета народа 5) народ сам мотивирует свое поведение и подчиняется тому закону, на котороый дал согласие 6) роль индивидуума в демократии первична, организация – вторична 7) человек может вести дела против государства, обращаться в межгосударственные органы и исками против государства 8) человек не объект управления, а его субъект 9) человек – не средство, а самоцель 10) человек, его место в обществе не определяется государством, оно неотъемлимо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы (Баглай).
44. Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Бюджетный процесс включает четыре стадии бюджетной деятельности:
▪ составление проектов бюджетов;
▪ рассмотрение и утверждение бюджетов;
▪ исполнение бюджетов;
составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.
Законодательный процесс в РФ – это совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ, направленных на принятие нормативно-правовых актов.
Стадиизаконодательного процесса: 1) законодательная инициатива; 2) предварительное рассмотрение законопроектов; 3) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе; 4) принятие закона; 5) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации; 6) подписание Президентом РФ и обнародование закона.
Существует особая стадия законотворческого процесса – преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой РФ. Эта стадия не всегда присутствует в законотворческом процессе, а только в случае возникновения таких разногласий по содержанию текста закона.
Правом законодательной инициативы обладают субъекты, перечисленные в Конституции РФ. Все субъекты законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ вправе вносить законопроекты по вопросам, относящимся к их ведению, и в пределах своей компетенции. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта, в которой отражаются все стадии законодательного процесса.
Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе начинается по истечении 14 дней. Предварительное рассмотрение законопроекта осуществляется специальным комитетом по рассмотрению законопроекта. На этой стадии законопроект должен пройти правовую экспертизу.
После предварительного рассмотрения законопроект представляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Думы не позднее чем за 14 дней.
Рассмотрение законопроекта может проходить в трех чтениях. Законопроект может быть принят в первом же чтении, только если не возникает никаких разногласий по тексту законопроекта. В противном случае должна быть проведена процедура урегулирования разногласий.
После прохождения всех согласительных процедур (либо при их отсутствии после первого же чтения) законопроект должен быть принят. С этого момента законопроект считается федеральным законом.
Федеральный закон, принятый Государственной Думой, не может быть подписан Президентом РФ и обнародован, если не был одобрен Советом Федерации.
Одобрение Совета Федерацииможет быть в выраженной (в виде постановления Совета Федерации) и молчаливой формах (в виде отсутствия какого бы то ни было ответа на законопроект в течение 14 дней со дня его поступления на рассмотрение Совета Федерации).
Подписание и обнародование федерального закона, принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, осуществляется Президентом РФ в течение 14 дней со дня его поступления.
Президент РФ обладает правом отлагательного ветов отношении поступивших к нему на подпись федеральных законов. Отлагательное вето означает, что Президент РФ обладает не абсолютным правом в отношении воспрепятствования обнародованию «неугодных» федеральных законов, а ограниченным, так как Федеральное Собрание может в установленной форме преодолеть вето Президента РФ (в этом случае Президент обязан подписать закон в течение 7 дней).