Правовые системы (семьи) современности
Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.
Каждая правовая система уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет произвести типологию правовых систем на основе анализа их сходств и различий. Таким образом, формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями.
Под правовой системой (семьей)понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры и источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки, методов и способов развития.
Выделяют следующие правовые семьи:
1. Романо-германская (континентальная, законодательная) правовая семья. Она объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции (от лат. - принятие, адаптация) римского права Средневековой Европой благодаря деятельности итальянских и германских университетов.
Основной источник права– нормативно-правовой акт. Для большинства стран этой семьи характерно наличие писаной конституции и кодифицированных актов: кодексов, уставов, основ (например, Гражданский кодекс Франции, Германское гражданское уложение и т.д.). Существует развитая система подзаконных актов, определенную роль играет правовая доктрина. Значение правовых обычаев и прецедентов относительно невелико.
Ей присуще четкое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частного и публичного права. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. Также существует деление на материальное и процессуальное право при исходящей роли первого.
В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Важнейшую роль законодательные органы, имеющие монополию на законотворчество. Возможны референдумы (всенародные голосования). Судьи не создают, а только применяют нормы права.
Распространено в странах Европы, кроме Великобритании, во многих странах Латинской Америки, в Японии, Китае, части африканских стран и т.д.
2. Англосаксонская правовая семья (прецедентная, общая). Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т.д.
Прародительницей этой правовой семьи была Англия. Основой формирования данной системы стала деятельность английских королевских судов (общее право) и суда канцлера (право справедливости).
Характерна развитая правовая идеология и научная доктрина. Основным источником права здесь является судебный прецедент. Основные правовые принципы берутся из решений суда. Суд играет ведущую роль, по сути, он творит право, т.е. суд не применяет, а создает нормы права, опираясь на решения вышестоящих судов или равных судов (прецеденты). Даже вступление в адвокатуру возможно только по рекомендации судебных органов. Важную роль при формировании прецедентов играет правовой обычай. Определенное значение имеют законы и подзаконные акты, но их значение относительно не велико (например, в США во всех 50 штатах есть уголовные кодексы и в половине из них - гражданские процессуальные кодексы, но они остаются вспомогательными в отношении прецедентов).
В этих правовых системах отсутствует деление права на частное и публичное. Процессуальные нормы являются ведущими относительно материальных, что придает всему праву характер публичности. Отсутствует строгое деление права на отрасли.
Нормативные акты, разумеется, также присутствуют в этой семье, однако не играют ведущей роли.
3. Религиозные правовые семьи. Это, прежде всего, мусульманская, индусская, иудейская и буддистская правовые системы.
Регуляторы отношений в этих семьях лишь условно можно назвать правом, во всяком случае, они не подпадают под наше определение права.
В религиознообщинных правовых семьях право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства.
В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения.
Мусульманское право наиболее распространено (более 1 млрд. верующих). Страны мусульманского права образуют одну из закрытых правовых систем. Она сложилась с возникновением и распространением ислама. Регулирует отношения только между мусульманами, а невыполнение его норм является одновременно грехом и преступлением.
Источниками мусульманского права являются Коран, Сунна и Иджма, кияс. Коран- священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета. Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка; это сборник нормтрадиций, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма - это комментарии ислама, созданные его толкователями: докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в Иджме, поэтому Коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют.Кияс–своеобразный сборник прецедентов мусульманского права.
Государство должно охранять нормы исламского права от нарушения.
Вместе с тем мусульманское право не отрицает адат, т.е. обычное право. В настоящее время все большую роль играют нормативные правовые акты, особенно в Турции, Египте, Сирии, Тунисе и т.п. Это стало следствием западного влияния.
Существует два вида судов: одни судят на основе шариата (судопроизводство осуществляют выборные лица – кади), другие – законов и обычаев. При рассмотрении дела судья никогда не обращается прямо к Корану и сунне, а ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан.
Внутренняя структура праватолько формируется, и в настоящее время отсутствует деление права на частное и публичное, только намечается выделение отдельных отраслей права. При этом нельзя смешивать два понятия – мусульманское право и право мусульманских стран.
В чистом виде мусульманское право существует в немногих государствах (прежде всего, Иран) и проявляется преимущественно в семейном и наследственном праве.
4. Патриархальные (традиционные) правовые семьи. Свойственны некоторым странам Африки, Индокитая и Океании.
Для этих систем характерна существенная роль обычаев и традиций, но все большее влияние приобретает закон.
Основными источниками права являются обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение. Они сохраняют важную роль в регулировании земельных, семейных, наследственных и ряда других отношений.
Деятельность судов рассчитана на примирение сторон, восстановление согласия внутри группы или сообщества.
Источники (формы) права
Источник (форма) права - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.
Выделяют следующие формы права:
1. Правовой обычай –исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и приводящее к правовым последствиям.
В правовой системе России он не получил достаточного распространения. Исключение: обычай делового оборота (статья 5 Гражданского кодекса РФ)).
Правовой обычай не создается, а признается государством и поддерживается возможностью государственного принуждения. Особенно велика значимость обычно-правовых норм в национальных правовых системах Африки и Мадагаскара.
2. Правовой прецедент – это предшествующее решение судебных (судебный прецедент) или административных (административный прецедент) органов по конкретному делу. Впоследствии он принимается за образец при рассмотрение аналогичных дел в равных и нижестоящих инстанциях.
Судебные прецеденты, собранные в сборники, являются основной формой права для государств с англо-саксонской правовой системой (США, Австралия, Канада и др.). Формально прецедент не имеет применения в качестве формы права в Российской Федерации.
3. Нормативный правовой договор – заключается уполномоченными на то субъектами (санкционированное или делегированное нормотворчество), устанавливает, изменяет или прекращает нормы общего характера.
Договоры характерны, прежде всего, для конституционного, административного и трудового права. Например, Федеративный договор между федеральным центром и субъектами федерации, хозяйственные договоры между госорганами субъектов федерации, коллективный договор и т.д.
4. Нормативный правовой акт (НПА) – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдумас соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
5. Правовая доктрина – это научные теории и принципы, разработанные или признанные в конкретном государстве. Она активно влияет на трактовку и формирование системы источников права. Например, иджма – согласованные заключения, сформулированные мусульманскими духовными авторитетами, являются в собственном смысле источниками мусульманского права;
6. Религиозные тексты, т.е. священные книги и сборники, нормы, которые используются в юридической практике. Например, Коран и сунна в мусульманском праве.
Помимо внутригосударственных форм права, выделяются международные формы (источники права). К ним относятся:
7. Общепризнанные принципы и нормы международного права. Обычно они содержатся в основополагающих международных актах. Например, Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт «О гражданских и политических правах» и т.д.
8. Международные договоры. Могут быть как многосторонними, заключаемые в рамках международных организаций (например, Конвенции Международной организации труда (МОТ) или Всемирной торговой организации (ВТО), так и двухсторонние (например, договор России и Франции об экономическом сотрудничестве). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международных договоров.