Тема 4. Россия в XVI – XVII веках в контексте развития
европейской цивилизации. (4 часа)
Вопрос 1
Иван Грозный: альтернативы социально-политического развития Руси во второй половине XVI века.
Вопрос 2
Смутное время: системный кризис русской государственности и его преодоление (конец XVI – начало XVII века).
Вопрос 3
Эволюция государственно-политического устройства и сословного строя в России в XVII веке. Раскол русской православной церкви.
Вопрос 1
Для освоения данного вопроса студент должен выяснить условия становления личности Ивана IV (его детство), а также выделить наиболее важные события из его жизни, повлиявшие на формирование таких черт его характера как подозрительность, недоверие к окружающим, приступы ярости и др. Необходимость рассмотрения данного материала позволит студентам разобраться в субъективных мотивах принятия Иваном IV политических решений.
Студенту необходимо разобраться в обстоятельствах венчания на царствие Ивана IV (1547 г.), уметь давать оценку этому событию (как изменился статус правителя России внутри государства и на международной арене).
Студент должен понимать, что в условиях отсутствия объективных предпосылок для централизации государства (существовавших в Западной Европе) перед Иваном IV открывалось два (альтернативных) пути завершения этого процесса: структурные реформы или террор.
Студент должен знать основные этапы правления Ивана IV и уметь давать их характеристику.
Рассматривая процесс централизации, студент должен понимать, что все внутригосударственные преобразования 50-х гг. XVI века происходили по инициативе Избранной Рады. Студент должен знать назначение и состав Избранной Рады.
Студенту стоит учитывать, что Иван IV осознавал необходимость консолидации различных слоев русского общества для преодоления негативных последствий периода боярского правления (1533 – 1547 гг.). Это послужило основанием для созыва Земского собора 1549 г. (так называемого «Собора примирения»). Студент должен знать, что Земский собор – это новый орган в структуре управления Российского государства, его наличие дает основание некоторым историкам характеризовать правление Ивана IV как сословно-представительную монархию.
Студент должен понимать, что одним из важнейших результатов созыва Земского собора 1549 г. было принятие Судебника 1550 г. Студент должен знать цель принятия Судебника, а также его основные положения, применительно к социально-экономической, политической, административной сферам государства.
Студент должен уметь характеризовать реформы Избранной Рады: военную, цикл административных, приказную, налоговую. Отражением эффективности реализации Иваном IV военной реформы стало проведение активной внешней политики государства по трем направлениям: юго-восточному (борьба с ханствами), восточному (колонизация Сибири) и западному (Ливонская война). Студент должен знать причины, ход и итоги основных военных кампаний в правление Ивана IV по указанным направлениям.
Студент должен знать, что важным направлением внутренней политики Ивана IV было упорядочение отношений государства с церковью. Инициированный царем Стоглавый собор 1551 года является этапом наступления светской власти на права и материальные ресурсы церкви. Студент должен уметь характеризовать основные постановления Стоглавого собора и понимать, что утверждение Стоглава (сборника постановлений Собора) было одним из важных этапов процесса централизации Российского государства.
В рамках данного семинарского занятия студентам предлагается овладеть навыком работы с историческими источниками по данной теме – Первое письмо (послание) Ивана IV Андрею Курбскому. Студент должен знать время и обстоятельства возникновения данного источника, уметь его типологизировать (в соответствии с материалом первого семинарского занятия), уметь характеризовать степень достоверности и объективности изложенной в нем информации. Студентам необходимо проанализировать содержание письма и ответить на следующие вопросы: 1) Каковы, по мнению Ивана IV, истоки царской власти на Руси; 2) Как Ивану IV представляется природа царской власти на Руси; 3) Кого Иван IV обвиняет в проблемах Русского государства второй половины XVI века; 4) Как характеризует деятельность участников Избранной Рады.
Студенту необходимо выяснить причины отказа Ивана IV от политики реформ, знать обстоятельства введения опричнины, понимать ее цели и сущность. Студент должен уметь объяснять – почему такой путь централизации (опричнина) был неэффективен и бесперспективен; знать – когда и при каких обстоятельствах Иван IV свернул опричнину, уметь формулировать ее итоги и последствия. Студент должен понимать, что одним из значительных проявлений губительности данной политики было хозяйственное разорение русских земель и бегство крестьян на окраины, что побудило Ивана IV принять указ о «заповедных летах» (1581 г.) как очередной шаг к закрепощению крестьянства.
Студент должен прийти к выводу, что к концу XVI века Московское государство обладало рядом характеристик, присущих восточным деспотиям: единоличная власть царя, соотношение царя и закона в пользу первого (царь – источник закона и стоит над ним), преобладающий государственный тип собственности на землю, дальнейшее утверждение и развитие внеэкономического характера зависимости крестьян от феодалов (в отличие от Западной Европы).
Вопрос 2.При подготовке к данному вопросу семинарского занятия студенту необходимо знать – что такое Смутное время, каковы варианты периодизации и основные характерные особенности этого этапа. Студент должен представить различные точки зрения, существующие в отечественной исторической науке на определение хронологических рамок Смуты. Студент должен выяснить – какие причины и предпосылки привели русское общество конца XVI века к Смуте.
Студенту необходимо знать, что в современной исторической науке период Смутного времени характеризуется, как правило, как системный кризис русской государственности; необходимо найти аргументы, подкрепляющие данное суждение о Смуте. Студент должен перечислить и охарактеризовать основные проявления системного кризиса, такие как: прерывание правящей династии, экономический упадок государства, сокращение численности населения, обострение социальных противоречий, самозванчество, гражданская война, интервенция (военная и религиозная).
Студенту необходимо уметь характеризовать основных деятелей периода Смуты – Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Ивана Болотникова, Лжедмитрия I, Лжедмитрия II, Василия Шуйского: знать кто эти исторические персонажи, как они связаны с политической жизнью Московского государства, какие силы (внутренние и/или внешние) их поддерживали, чем закончилась их политическая карьера, почему народ был ими недоволен.
Студент должен понимать, что правящая элита Московской Руси не могла справиться с преодолением кризисных явлений в государстве, так как ее представители отстаивали свои – узкосословные – интересы (особенно – члены Семибоярщины). В этих условиях обязанности по спасению государства от надвигающейся национальной катастрофы взяли на себя представители I и II ополчения. Студенту необходимо знать социальный состав I ополчения, уметь давать характеристику его руководителей (П. Ляпунов, И. Заруцкий, Д. Трубецкой) и выделять причины поражения ополчения. Студент должен знать обстоятельства формирования II ополчения, уметь давать характеристику его руководителей (К. Минин и Д. Пожарский) и основных событий похода II ополчения на Москву, итоги его действий.
Студент должен охарактеризовать обстоятельства, при которых проходило избрание представителя новой правящей династии (Земский собор 1613 г.), выяснить причины избрания царем М. Романова.
Студент должен уметь оценивать последствия Смутного времени для дальнейшего развития русского государства, знать, каково было влияние событий Смуты на отношения Московского государства со странами Европы. Студенту необходимо понимать, что в связи с угрозой территориальной целостности России со стороны Запада и опасностью утраты религиозной идентичности, возникшей во время Смуты, Московское государство избрало путь консервации существовавшего ранее политического устройства и феодальных порядков. Это надолго сохранило в России цивилизационные черты восточной государственности.
Вопрос 3
Студенту необходимо вспомнить особенности социально-политического устройства России второй половины XVI века: появление сословно-представительного органа (Земский собор); формирование системы государственного и административного управления (Боярская Дума, приказная система, органы местного управления); и в целом характеристики сословно-представительной монархии.
Студент должен знать основные направления внутренней политики первых представителей династии Романовых: Михаила Федоровича (1613 – 1645) и Алексея Михайловича (1645 – 1676). Особое внимание студенту необходимо уделить мерам по стабилизации экономики страны, военным преобразованиям, изменениям, происходившим в социальной сфере, мерам по укреплению централизации государства.
Студенту необходимо знать, что такое абсолютная монархия, абсолютизм, и уметь выявлять зарождающиеся проявления абсолютизма в экономической, социальной и политической сферах Московского государства со второй половины XVII в. Студент должен знать основные изменения в системе управления государством, по сравнению с XVI в., и уметь иллюстрировать конкретными примерами тенденцию дальнейшего усиления абсолютизма. Студенту следует учитывать, что одним из проявлений дальнейшей абсолютизации монархии являлось издание общегосударственного сборника законов – Соборного уложения 1649 г.
Студент должен знать характеристику и содержание основных статей Соборного уложения: о статусе царя и в целом государственной власти; о положении церкви в обществе и государстве; о положении представителей всех сословий в социальной иерархии и нормах их взаимоотношений. Особое внимание рекомендуется уделить главе «Суд о крестьянах» – найти подтверждения изменению правового статуса этого сословия и завершению законодательного оформления крепостного права. Закрепощение крестьян и частичное ограничение прав городского населения, рост налогов, взимаемых с податного населения, приводили к социальным недовольства. Студенту необходимо уметь характеризовать городские восстания середины XVII века (Соляной бунт 1648 г. и Медный бунт 1662 г.) и крестьянскую войну под предводительством С. Разина (1670 — 1671 гг.).
Студенту необходимо понимать, что дальнейшее усиление абсолютизма сопровождалось постепенным ограничением самостоятельности церкви и ее подчинением светской власти — этот процесс называется секуляризацией. В XVII веке православие являлось не только общегосударственной религией в России, но и неотъемлемым инструментом идеологии. В связи с этим государственная власть в России пыталась проявлять инициативу по упорядочению церковного культа на всей территории государства и на вновь присоединенных районах (Левобережная Украина). Студент должен уметь выявлять причины реформы православной церкви в России второй половины XVII в., знать сторонников (Никон), противников (Аввакум и «Кружок ревнителей древнего благочестия») и возможные варианты проведения реформы. Студент должен знать основные итоги церковной реформы, понимать, что церковный раскол — ее незапланированный результат – привел к социальному конфликту: в одном лагере оказались сторонники реформ и выбранного пути дальнейшей централизации государства, в другом — приверженцы старых обрядовых традиций и сторонники прежних взаимоотношений власти и подданных.
Студент должен прийти к выводу, что в отличие от Западной Европы XVII века, вступившей на путь капитализма, Россия в данный период продолжала развиваться в направлении дальнейшей консервации феодально-крепостнических порядков и усиления верховной власти, что в большей мере соответствовало восточному варианту развития.
Тема 5. Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации государственного устройства. Отмена крепостного права и либеральные реформы в России второй половины XIX века.(6 часов)
Занятие 1.
Вопрос 1
Особенности социально-экономического и политического развития ведущих западноевропейских государств и России в XVIII в.
Вопрос 2.
Петр I и модернизация Российского государства в первой четверти XVIII века.
Вопрос 3.
Правление Екатерины II: «просвещенный абсолютизм» и его противоречия.
Сообщения к занятию:
1) Гражданская война в Североамериканских колониях и образование независимого государства США.
2) Французская революция (1789 г.) и ее влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы.
Занятие 2
Вопрос 1
Александр I и попытки реформирования политической системы России в первой четверти XIX века.
Вопрос 2.
Изменение политического курса в России с середины 20-х годов XIX века: правление Николая I. Апогей самодержавия.
Занятие 3
Вопрос 1.
Отмена крепостного права в России и либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.
Вопрос 2.
Основные направления внешней политики Российской империи в XIX – начале ХХ века.
Занятие 1
Вопрос 1
При подготовке к данному вопросу студенту необходимо разобраться в изменениях, произошедших в мировоззрении европейцев в XVIII веке (секуляризация). Студент должен знать, каковы характерные черты эпохи Просвещения, что такое рационализм и рациональная картина мира.
Студент должен уметь давать характеристику социально-экономическому развитию ведущих стран Западной Европы в XVIII веке (Англия и Голландия) и России. В частности, особое внимание следует уделить путям развития сельского хозяйства (экстенсивный, интенсивный).
Студенту необходимо выяснить, какие способы производства существовали в Европе и в России в рассматриваемый период (ремесленный, мануфактурный, фабрично-заводской). Студент должен знать, что такое промышленный переворот, в каких странах он уже произошел, и уметь объяснять, почему в России к XVIII веку не сложились предпосылки для этого процесса. Студент должен выяснить особенности развития торговли в ведущих странах Западной Европы и в России, и сопоставить по ряду критериев: степень сформированности внутреннего рынка, количество производимых товаров, покупательная способность основной части жителей государства. Показателем интенсивности экономического развития являются темпы роста городов и городского населения (в соотношении с общим числом жителей государства). Студент должен понимать причины низкого уровня урбанизации в XVIII веке в России в сравнении с передовыми западноевропейскими странами.
Студент должен уметь давать характеристику социального устройства в ведущих странах Западной Европы и в России, применительно к XVIII веку по следующим направлениям:
- характеристика сословного (классового) устройства;
- основные производительные силы и их правовое положение;
- правовое и экономическое положение европейской и русской аристократии, степень «открытости» данной социальной группы.
Студент должен знать особенности политического развития ведущих стран Западной Европы и России в XVIII веке: уметь давать характеристику государственному устройству Англии, Голландии, Франции и России по следующим признакам:
1) Наличие и роль монарха в политической жизни государства, широта его властных полномочий;
2) Наличие/отсутствие разделения властей;
3) Роль бюрократии в государственной жизни;
4) Наличие/отсутствие регулярной армии;
5) Специфика формирования органов верховной власти (выборность, назначение, передача по наследству);
6) Система управления на местах;
7) Степень централизации государства;
8) Отношение общества к существующей политической системе.
Студент должен уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом и политическом развитии ведущих стран Западной Европы и России в XVIII веке. Несмотря на то, что внешне Российское государство в XVIII тяготело к заимствованиям прогрессивных европейских политических и экономических моделей (на основе капиталистических отношений), в России способы управления страной и экономические механизмы оставалась традиционными (феодально-крепостническими).
Вопрос 2.
При рассмотрении данного вопроса студенту необходимо уметь давать характеристику личности Петра I и знать обстоятельства его восшествия на русский престол. Студент должен понимать, что общая направленность преобразований, проведенных Петром I, укладывается в понятие «модернизация». Студенту необходимо знать, что такое модернизация, какова была степень необходимости ее проведения в России на рубеже XVII – XVIII веков, какие условия способствовали осуществлению модернизации. Студенту необходимо понимать, что в качестве модели модернизации русского общества и государства был выбран западный вариант. Студент должен уметь характеризовать процесс модернизации в России первой четверти XVIII века по следующим направлениям:
1) изменения в социально-экономической жизни страны (рост мануфактурного производства и обеспечение его рабочей силой – посессионные и приписные крестьяне; экономическая политика государства – протекционизм и меркантилизм; финансовая реформа; реформирование системы налогообложения; указ о единонаследии; Табель о рангах).
2) изменения в военной сфере (регулярная армия и обеспечение ее нужд продукцией российских мануфактур; рекрутские наборы; военно-морской флот; открытие военных учебных заведений и издание военных уставов);
3) изменения в системе управления государством (создание Сената, коллегиальная реформа, административно-территориальная реформа, указ о престолонаследии)
4) изменения в культурной и бытовой жизни (секуляризация, создание Синода, учреждение РАН, появление светской живописи, ассамблеи, бытовые изменения).
Студент должен уяснить, что основными результатами и последствиями петровских преобразований были:
- завершение формирования абсолютизма (студент должен уметь доказывать, что в правление Петра I в России оформились все черты, присущие абсолютной монархии;
- преодоление отставания России от ведущих западноевропейских стран в военной и экономической сферах (привести доказательства).
- цивилизационный раскол в русском обществе (сторонники/противники реформ; приверженцы традиционной, православной/светской культуры; возможность налаживания диалога между носителями разных типов культур);
- активизация внешней политики (внешнеполитические задачи России в XVIII веке, основные военные кампании – Азовские, Прутский и Каспийский походы, Северная война – их итоги и значение).
Студент должен понимать, что благодаря внешнеполитическим успехам и изменению геополитического положения на мировой арене, Россия стала империей (1721 г.). Студенту необходимо знать, какие характеристики позволяют определить Российское государство с 20-х годов XVIII века как империю.
В итоге семинарского занятия студент должен прийти к выводу, что модернизация в России первой четверти XVIII века была вызвана внешней угрозой с Запада и происходила, в связи с этим, по европейским образцам (как ответ на возможный вызов западной цивилизации); носила догоняющий характер (западные экономические, управленческие, военные, культурные модели адаптировались под русское общество и государство с традиционным восточным укладом); неоднозначно понималась российским обществом и влияла на него, что, отчасти, привело к культурному расколу.
Вопрос 3.
При рассмотрении данного вопроса студенту необходимо уметь давать характеристику личности Екатерины II и знать обстоятельства ее восшествия на русский престол. Студент должен охарактеризовать основные задачи внутренней политики Екатерины II (решение крестьянского вопроса, усовершенствование управления государством, упрочение позиций монарха и поиск социальной опоры монархической власти) и возможные пути их решения.
Студент должен иметь представление о том, что в основу внутренней политики Екатерины II легли идеи просвещенного абсолютизма. Студент должен знать, что такое просвещенный абсолютизм (как комплекс идей и как вектор реальной внутренней политики).
Студенту необходимо уяснить, как сама императрица понимала идеи просвещенного абсолютизма применительно к российской действительности. Формально разделяя взгляды французских просветителей, Екатерина II считала самодержавие оптимальной формой политического устройства для России; настаивала на необходимости становления правового государства, не желая ограничивать власть монарха; была сторонницей реализации идеи равенства всех граждан перед законом при сохранении крепостного права.
При характеристике внутренней политики Екатерины II студент должен учитывать существование противоречий между идеями французских просветителей и реальными действиями Екатерины II, что в итоге привело к неоднозначным последствиям в реализации этих идей на практике.
Студентам необходимо уметь давать характеристику основным мероприятиям Екатерины II в социально-экономической, политической, культурной жизни государства и уметь выявлять в них степень соответствия/несоответствия идеям просвещенного абсолютизма.
Основные мероприятия: созыв Уложенной комиссии и подготовка Наказа к ней, указы, связанные с развитием экономики, законотворчество в социальной сфере (в отношение крестьянства и дворянства), реформирование государственного устройства и управления на местах, издание Жалованных грамот дворянству и городам, указ о секуляризации церковных имуществ, политика в сфере образования и просвещения.
Одним из результатов непоследовательной внутренней политики Екатерины II была крестьянская война под предводительством Е. Пугачева (1773 – 1775 гг.). Студент должен уметь характеризовать причины, выявлять основных сторонников восстания, знать основные события крестьянской войны, ее итог, последствия и влияние на дальнейший политический курс Екатерины II.
Студент должен оценить политику Екатерины II в области просвещения и уметь характеризовать ее издательскую деятельность, а в ее рамках – полемику с представителями российского дворянства, критически оценивавшими ее правление: А. Радищев, Н. Новиков.
Давая оценку правлению Екатерины II, студент должен прийти к выводу, что в этот период в России проводились внешние преобразования (в соответствии с идеями просвещенного абсолютизма), не затронувшие основ феодально-крепостнической системы. Постепенно увеличивалось отставание Российской империи от ведущих стран Запада, вступивших в стадию капитализма.
Занятие 2
Вопрос 1
При рассмотрении данного вопроса студенту необходимо дать характеристику личности Александра I, используя отзывы современников о нем. Студенту следует знать обстоятельства восшествия Александра I на русский престол; уметь характеризовать основные этапы его правления и их идеологическую направленность;понимать, что в мировоззренческом плане Александр I являлся преемником Екатерины II, однако к началу XIX века идеи просвещенного абсолютизма уже устарели и им на смену пришла новая модель реформирования государственного устройства – либерализм.
Студент должен понимать, что объективными задачами, стоявшими перед императором, были: необходимость преобразования политической системы – ограничение монархии и разрешение крестьянского вопроса.
Студентам необходимо уметь давать характеристику основных инициатив Александра I и его окружения (Негласный комитет) по преобразованию политической системы страны и ответить на вопрос – соответствовали ли выдвигавшиеся проекты реформ либеральным ценностям. Основные внутриполитические мероприятия Александра I: министерская реформа (1802 – 1811 гг.), указ о правах Сената (1802 г.), проект Сперанского и учреждение Государственного Совета (1810 г.), подготовка государственной Уставной грамоты Российской империи (1818 – 1820 гг.) и дарование конституции Царству Польскому (1815 г.), преобразования в области образования и просвещения (цензурный устав 1804 г. и реформа системы образования).
Студентам необходимо понимать, что активная внешнеполитическая деятельность России в первой четверти XIX века истощала казну государства. Среди мер, направленных на оздоровление финансовой системы империи выделяется создание военных поселений (1816 г.). Студентам необходимо знать, что такое военные поселения, в чем их назначение, какова специфика организации жизни военных поселян и их отношение к собственному положению (восстания в военных поселениях). Студент должен выяснить, оправдало ли себя введение военных поселений.
Одним из наиболее сложных вопросов внутренней политики Александра I оставался крестьянский вопрос. Студент должен понимать, в чем состояла суть крестьянского вопроса и каковы были сложности, на пути разрешения этой проблемы. Студент должен уметь характеризовать основные мероприятия в правление Александра I, направленные на изменение юридического и экономического положения крестьян в России. Среди основных мер выделяются: указ о запрещении продажи крестьян поодиночке и без земли (1801 г.), запрещение публиковать в прессе объявления о продаже крестьян (1801 г.), запрет о ссылке крестьян в Сибирь без суда и следствия, указ о вольных хлебопашцах (1803 г.), проект Аракчеева об отмене крепостного права (1816 – 1819 гг.), отмена крепостного в Прибалтике (1816 – 1819 гг.).
Подводя итоги правления Александра I, студенту необходимо обратить внимание на то, что преобразования в политической сфере не привели к реальному ограничению власти монарха и становлению принципа разделения властей в Российской империи. Хотя самодержавие уже перестало удовлетворять потребностям времени, Александр I шел по пути видоизменения устаревшей системы, не затрагивая ее основ (т.н. «либеральная ширма»).
В крестьянском вопросе в период правления Александра I были предприняты меры, носившие скорее формальный характер, а инициатива и ответственность по облегчению крепостного состояния крестьян возлагалась на самих помещиков.
Попытки модернизации политической системы в России первой четверти XIX века осуществлялись по европейским образцам, однако решали иные задачи – не расширение гражданских свобод и ограничение власти монарха (как в Европе), а упрочение самодержавия и усиление централизации государства.
Вопрос 2.
При рассмотрении данного вопроса студенту необходимо дать характеристику личности Николая I, используя отзывы современников о нем; знать обстоятельства его восшествия на русский престол (в условиях выступления декабристов).
Студенту необходимо понимать, что основными целями правления Николая I были: борьба с распространявшимися после движения декабристов либеральными и революционными кружками, усиление личной власти монарха, снижение остроты крестьянского вопроса.
Студент должен разобраться в сущности мероприятий Николая I, направленных на достижение указанных целей. Среди мер, предпринятых для наведения порядка в империи, выделяются: создание новой общегосударственной идеологии – теории «официальной народности» (С.С. Уваров), реформы системы образования (ограничение автономии университетов, восстановление принципа сословности обучения в школе), новый цензурный устав (1826 г.), создание государственного гимна («Боже, царя храни»).
Анализируя мероприятия по усилению личной власти монарха, студенту следует остановиться на реорганизации Его Императорского Величества канцелярии, характеристике ее устройства и обратить особое внимание на функции III Отделения. Также стоит обратить внимание на то, что Николай I стремился подчеркнуть неограниченный характер монархической власти в России и в законодательстве: после завершения кодификации законов Российской империи, произведенной М.М. Сперанским в 1832 – 1833 гг. первая статья действующего законодательства гласила: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Студенту необходимо оценить и прокомментировать реакцию со стороны общества на мероприятия Николая I в общественно-политической жизни России.
Студент должен знать, что несмотря на попытки ограничения инакомыслия, во второй четверти XIX века в Российской империи активизировалась общественно-политическая жизнь, породившая дискуссию о путях развития российской государственности в среде русской интеллигенции (консервативно-охранительное направление, либеральное направление: западники и славянофилы; радикальное направление). Студенту необходимо проанализировать основные идеи, выдвигавшиеся сторонниками данных направлений, по реорганизации системы управления Российским государством и разрешению крестьянского вопроса.
Студент должен знать, что во второй четверти XIX века российским правительством предпринимались попытки улучшения положения крепостных крестьян. Студенту необходимо уметь характеризовать следующие мероприятия по решению крестьянского вопроса: создание 9 Секретных комитетов, указ об обязанных крестьянах (1842 г.), реформа государственной деревни П.Д. Киселева (1837 – 1841 гг.).
В результате освоения материала к данному вопросу студент должен прийти к выводу, что революционные потрясения в Западной Европе и российское движение декабристов побудили Николая I проводить политику противопоставления России Западу, а государственная идеология стала носить ярко выраженный национальный характер. Под воздействием этих факторов консервация самодержавно-крепостнических устоев в Российской империи во второй четверти XIX века сохранялась.
Занятие 3
Вопрос 1.
При подготовке к данному семинарскому занятию студенту необходимо вспомнить, что такое крепостное право, каковы основные этапы закрепощения крестьян в России и шаги по облегчению крестьянского крепостного состояния в первой половине XIX века.
Студенту необходимо выяснить предпосылки и причины отмены крепостного права в России, охарактеризовать условия, в которых проходила подготовка реформы. Студенту следует понимать, что основной целью отмены крепостного права было дарование личной свободы крепостным крестьянам и наделение их землёй. Главной сложностью при подготовке реформы была необходимость разрешения земельной проблемы, что заставляло правительство искать компромисс между желаниями помещиков (сохранить в своих руках землю либо получить за нее эквивалентную денежную компенсацию) и стремлением крестьян получить надел в собственность (с минимальными материальными потерями). Студент должен знать круг обязанностей и направления деятельности таких органов как: Секретный (Главный) комитет, Редакционные комиссии, губернские комитеты. Студент должен уметь анализировать основные утвержденные положения крестьянской реформы. Для более глубокого понимания сущности реформы студенту необходимо уметь давать определение следующим понятиям: временнообязанные крестьяне, выкупная операция, отработочная система, отрезки, прирезки, чересполосица, мировые посредники, издольщина, уставная грамота.
Студент должен понимать, что реформа имела сложный (компромиссный) характер, поэтому ему необходимо разобраться в том – достигла ли она своей цели (была ли завершенной), были ли крестьяне удовлетворены условиями проведения реформы, в чьих интересах осуществлялась реформа, каковы ее итоги и историческое значение?
Студент должен понимать, что закономерным следствием реформы по отмене крепостного права являлись либеральные реформы 60 – 70-х гг. XIX века. Студенту необходимо уметь давать характеристику следующим реформам: земская (1864 г.), городская (1870 г.), судебная (1864 г.), военная (1874 г.), в сфере образования (1863 г.). Студент должен уметь характеризовать степень завершенности/незавершенности реформ 60 – 70-х годов XIX века в России, знать, каково было их значение для дальнейшего развития российского общества и, в целом, российской государственности.
Студент должен обратить внимание, что все реформы были инициированы государством (то есть осуществлялись «сверху»). Значительная часть общества (в первую очередь, крестьяне – политически неграмотные), реально заинтересованная в их проведении, не могла сформулировать своих требований и проявить инициативу «снизу».
Студент должен знать обстоятельства, помешавшие Александру II принять конституционный проект для Российской империи М.Т. Лорис-Меликова.
Освоив материал к данному вопросу, студент должен прийти к следующим выводам:
- в результате модернизации Российского государства в 60 – 70-х годах XIX века в его экономической жизни произошли изменения, приведшие к утверждению капитализма (по западному образцу);
- в социальной жизни, несмотря на произошедшие изменения, наблюдалось лишь некоторое приближение к социальной структуре капиталистического общества (сохранялись феодальные пережитки);
- в политическом плане – устройство Российского государства осталось неизменным (неограниченная власть монарха, отсутствие контроля со стороны общества – восточный тип политического устройства).
Вопрос 2.
При рассмотрении данного вопроса студенту необходимо уметь характеризовать основные внешнеполитические события, значимые для истории Российского государства в XIX веке, разделив их по следующим направлениям:
- европейское (усиление роли Российской империи на Европейском континенте);
- «восточный вопрос» (комплекс противоречий конца XVIII – начала ХХ века, связанный с ослаблением Османской империи и борьбой европейских держав и России за «османское наследство», стремлением Российской империи к контролю над черноморскими проливами и национально-освободительной борьбой народов Балканского полуострова против Османского господства);
- азиатское направление (усилия Российской империи по присоединению территорий и народов Средней Азии);
- дальневосточное направление (усилия Российской империи по освоению дальневосточного региона).
Для понимания внешнеполитических процессов, студенту следует освоить такие понятия как «геополитика», «геополитические интересы». Анализируя каждое из предложенных направлений внешней политики, студент должен уметь выделять геополитические интересы Российской империи, пути их обеспечения, основных соперников, с которыми сталкивалась Российская империя при реализации своих внешнеполитических целей и итоги ее усилий на данных направлениях.
Студенту необходимо знать причины, ход и итоги основных международных акций и военных кампаний указанного периода: антифранцузские коалиции и наполеоновские войны, русско-шведская война (1808 – 1809 гг.), Отечественная война 1812 г., Венский конгресс (1814 – 1815 гг.), Священный союз (1815 г.), Кавказские войны (1817 – 1864 гг.), Крымская война (1853 – 1856 гг.), Парижский мир (1856 г.), продажа Аляски (1867 г.), франко-прусская война (1870 – 1871 гг.), Лондонская конференция (1871 г.), образование Союза трех императоров (1873 г.), русско-турецкая война (1877 – 1878 гг.), Берлинский конгресс (1878 г.), завоевание Средней Азии Россией (1864 – 1885 г.), русско-японская война 1904 – 1905 гг., создание Антанты (1904 – 1907 гг.) и Тройственного союза (1882 г.).
В результате изучения материала семинарского занятия студенту необходимо заполнить следующую таблицу: