Режим чрезвычайного положения

Чрезвычайное положениеозначает вводимый в соответствии со ст. 84 Конституцией Республики Беларусь и Законом Рес­публики Беларусь «О чрезвычайном положении» на всей тер­ритории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях особый временный правовой режим деятельности государствен­ных органов, иных организаций, их должностных лиц, допуска­ющий установленное указанным Законом ограничение (приос­тановление) прав и свобод граждан Республики Беларусь, инос­транных граждан и лиц без гражданства, прав организаций, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Основанием для введения чрезвычайного положения яв­ляется наличие обстоятельств, представляющих непосредствен­ную угрозу безопасности жизни и здоровью людей, территори­альной целостности и существованию государства, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К та­ким обстоятельствам относятся:

чрезвычайные ситуации природного и техногенного харак­тера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпиде­мии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных при­родных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, по­влекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, зна­чительные материальные потери и нарушение условий жизне­деятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ;

беспорядки, сопровождающиеся насилием либо угрозой на­силия со стороны группы лиц и организаций, в результате кото­рых возникает опасность для жизни и здоровья людей, террито­риальной целостности и существования государства.

Чрезвычайное положение на всей территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях вводится указом Пре­зидента Республики Беларусь с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики Нацио­нального собрания Республики Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения подле­жит немедленному официальному опубликованию, а также рас­пространению через все другие средства массовой информации, каналы связи и оповещения.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Республики Беларусь, не может превышать 30 су­ток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток.

В случае если в течение этого срока цели введения чрезвы­чайного положения не были достигнуты, срок его действия мо­жет быть продлен указом Президента Республики Беларусь.

На период действия чрезвычайного положения может пре­дусматриваться введение следующих чрезвычайных мер и вре­менных ограничений (приостановления):

полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий государ­ственных органов;

установление ограничений на свободу передвижения по тер­ритории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граж­дан и лиц без гражданства;

усиление охраны общественного порядка, объектов, подле­жащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

установление ограничений на осуществление отдельных ви­дов финансово-экономической деятельности, включая переме­щение товаров, услуг и финансовых средств;

установление особого порядка продажи, приобретения и рас­пределения продовольствия и предметов первой необходимости;

запрещение или ограничение проведения собраний, митин­гов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования со сто­роны групп лиц и организаций, в результате действий которых введено чрезвычайное положение;

отложение проведения забастовок или приостановление их на территории, на которой введено чрезвычайное положение, но не более чем на трехмесячный срок;

ограничение движения транспортных средств и осуществле­ние их досмотра;

приостановление деятельности опасных производств, опре­деляемых указом Президента Республики Беларусь при введе­нии чрезвычайного положения, в которых используются взрыв­чатые, радиоактивные, а также химически и биологически опас­ные вещества;

эвакуация материальных и культурных ценностей в безо­пасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвы­чайными обстоятельствами.

При наличии чрезвычайных ситуаций или беспорядков ука­зом Президента Республики Беларусь могут быть предусмотре­ны иные чрезвычайные меры и временные ограничения (приос­тановления), например:

временное отселение жителей в безопасные районы с обяза­тельным предоставлением им временных жилых помещений;

введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;

введение комендантского часа, т.е. запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных ме­стах без специально выданных пропусков и (или) документов, удостоверяющих личность граждан;

ограничение свободы печати и других средств массовой ин­формации путем введения предварительной цензуры с указани­ем условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, зву­коусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;

приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств граждан;

некоторые другие.

На территории, на которой введено чрезвычайное положе­ние, выборы и референдумы не проводятся в течение всего срока действия чрезвычайного положения.

Для осуществления единого управления силами и средства­ми, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, ука­зом Президента Республики Беларусь назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение. Он наделен обширными полномочиями - от издания приказов и распоряжений по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, обязательных для исполнения на соответствующей территории всеми организациями и должностными лицами, граж­данами, а также начальниками (командирами) органов внутрен­них дел, органов государственной безопасности, органов и под­разделений по чрезвычайным ситуациям, воинских формирова­ний, расположенных (дислоцирующихся) на данной террито­рии, до выдворения в установленном порядке за пределы терри­тории, на которой введено чрезвычайное положение, лиц, нару­шающих режим чрезвычайного положения.

Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории,

на которой введено чрезвычайное положение, указом Пре­зидента Республики Беларусь может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. Объединенным оперативным штабом руководит комендант территории.

Наши рекомендации