Тема 1.1. Этические учения древнего мира

Белорусский государственный университет

Кафедра философии культуры

Беляева Е. В.

Этика

Курс лекций

Минск 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение в учебный курс «Этика». 3

Литература. 4

Раздел 1. История этических учений. 5

Тема 1.1. Этические учения древнего мира. 5

Тема 1.2. Этические учения средневековья. 11

Тема 1.3. Особенности и основные проблемы этики Нового времени. 12

Тема 1.5. Этические направления в XIX веке. 15

Тема 1.6. Некоторые учения в этике ХХ века. 16

Раздел 2. Историческое развитие нравственности. 19

Тема 2.1. Традиционная нравственность. 19

Тема 2.2. Нравственность модерна. 26

Раздел 3. Теория морали. 31

Тема 3.1. Понятие морали. 31

Тема 3.2. Структурно-функциональный анализ морали. 36

Раздел 4. Высшие моральные ценности. 42

Тема 4.1. Свобода как нравственная ценность. 42

Тема 4.2. Смысл жизни как нравственная ценность. 48

Тема 4.3. Счастье как нравственная ценность. 50

Раздел 5. Прикладная этика. 52

Тема 5.1. Статус и структура прикладной этики. 52

Тема 5.2. Политическая этика. 57

Тема 5.3. Биоэтика. 61

Тема 5.4. Экологическая этика. 63


Введение в учебный курс «Этика»

Учебный курс «Этика» имеет своей цельюприобщение к этической информации для последующего самостоятельного нравственного творчества. Освоение моральных ценностей предполагает их переход в личностные смыслы каждого человека.

В результате изучения курса лекций необходимо знать: ключевые этические учения; основные этапы в развитии нравственности; специфику морали и ее понятийно-категориальный аппарат; содержание высших моральных ценностей; специфику прикладной этики и ее основные проблемы.

В тексте лекций для удобства освоения материала выделяются:

жирным подчёркиванием – подвопросы внутри вопроса лекции;

жирным шрифтом – смысловые подразделения внутри подвопроса лекции;

жирным курсивом – основные понятия темы и персоналии;

подчёркиванием – главные мысли по рассматриваемому вопросу.

Этика – философское учение о морали (нравственности). Философский характер этического знания проявляется в том, что оно опирается на идеи и категориальный аппарат философии. Этику называют «практической философией», «учением о правильной жизни», которое строится на основе общих представлений о сущности мира и месте человека в нем.

Мораль и нравственность – реальные духовно-социальные явления, изучаемые этикой. Моральными в этической литературе называются те стороны данного феномена, которые относятся по преимуществу к сознанию (так говорят: моральное сознание, моральное намерение, моральная оценка, моральные убеждения, моральные принципы). Нравственными обычно называют те аспекты, которые относятся к поведению индивида, к проявлениям морали в социальной реальности (так говорят: нравственные отношения, нравственная деятельность, нравственный поступок). В данном курсе понятия мораль и нравственность будут употребляться как синонимы.

Литература

Белорусские учебные пособия

1. Зеленкова И.Л. Этика. Мн., 2008.

2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Мн., 2001.

3. Зеленкова И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации. Хрестоматия. Мн., 2001.

4. Этика / Под ред. Т.В. Мишаткиной. Мн., 2002.

Российские учебные пособия

5. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.

6. История этических учений / Под ред. А.А. Гусейнова. М., 2003.

7. Словарь по этике. М., 1980.

8. Этика / Под ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М., 1999.

9. Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001.

Раздел 1. История этических учений

Основные понятия:

Этика; мораль и нравственность; традиционализм; аскетическая жизнь; неиндивидуалистическая этика; брахман; майя; сансара; карма; нирвана; буддизм; джайнизм; йога; конфуцианство; жэнь; шу; ли; знание; «благородный муж»; дао; легизм; светская этика; рационалистическая этика; мудрец; индивидуалистическая этика; проблема истинного блага; проблема отношения к наслаждениям; проблема приобретения добродетелей; софисты; релятивизм; Сократ; сократические школы; киренаики; киники; Платон; Аристотель; Иисус Христос; вера; надежда; любовь; Августин Блаженный; теодицея; теоцентризм; Т.Гоббс; Ж.-Ж.Руссо; Р.Декарт; Б.Спиноза; Д.Юм; К.А.Гельвеций; Э.Шефтсбери; «теория разумного эгоизма»; И.Кант; категорический императив; К.Маркс; А.Шопенгауэр; Ф. Ницше; А.Камю; Ж.П. Сартр; М.Ганди; М.Л. Кинг; «этика ненасилия».

Тема 1.1. Этические учения древнего мира

Этические учения Древней Индии.

Наши рекомендации