Создание основ советского права. 3 страница
2. ОБРАЗОВАНИЕ СССР. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 ГОДА.
В период 1919-1922 гг. происходит процесс создания и конституционного оформления союзных республик.
Первой утвердила Основной закон Советская Латвия, Конституция была создана в ходе работы 1 съезда Советов объединенной Латвии. Она была самая короткая – 31 статья.
В 1919 году была утверждена Конституция Белоруссии и УССР, в сентябре 1920 г. 1Х съезд Советов Туркестана утвердил Конституцию Туркестанской республики, в мае 1921 года была принята Конституция Азербайджанской ССР, в 1922 г. – Армянской ССР и Грузинской ССР. В том же 1922 г. Азербайджан, Грузия и Армения объединились в ЗСФСР. 1 съезд Советов Закавказской Федерации принял в декабре 1922 г. ее Конституцию.
В 1921 г. были приняты и Конституции двух автономных республик – Дагестанской и Крымской.
Быстрое создание конституций Советских республик в 1919-1922 гг. обеспечивалось, главным образом, тем, при их составлении был образец –Конституция РСФСР.
Окончание интервенции и гражданской войны выдвинуло новые формы взаимоотношений советских республик с капиталистическими странами –мирные дипломатические и торговые. Развитие внешних политических и экономических связей советских республик безотлагательно требовало дальнейшего сплочения их в сфере международных отношений, где совместные выступления независимых советских республик становились все чаще.
Вместе с дипломатическим сотрудничеством советских республик шло объединение их усилий в организации внешней торговли, приобретавшей в мирное время большое значение. В целях достижения согласованности действий по этим вопросам союзные договоры РСФСР с Украиной, Белоруссией и Азербайджаном и другие акты предусматривали объединение органов внешней торговли республик. Наркомвнешторг РСФСР имел своих представителей при правительствах Азербайджана, Украины, Белоруссии. Устанавливалось, что республики будут проводить общую внешнеторговую политику на основе единого импортно-экспортного плана. В 1922 году вводятся единые для всех советских республик ставки таможенных сборов при внешнеторговых операциях.
Одновременно было установлено, что между самими советскими республиками не может быть никаких таможенных границ. Будучи связанными тесными узами, независимые советские республики имели возможность выступать и как самостоятельные субъекты во внешнеторговых операциях с капиталистическими державами.
Вскоре всем советским республикам понадобилось выступить единым фронтом. Эта необходимость конкретно проявилась в связи с участием их в Генуэзской конференции. Предвидя, что в Генуе придется выдержать серьезную борьбу, независимые советские республики решили объединить свои силы. С этой целью в январе-феврале 1922 г. союзные с РСФСР республики поручили своим полномочным представителям при правительстве Советской России подписать протокол, доверяющий делегации РСФСР на Генуэзской конференции защиту прав и интересов этих республик. Кроме пяти социалистических республик (Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана и Армении) 22 февраля указанный протокол подписали две народные республики – Хорезм и Бухара и Дальневосточная республика.
Протокол зафиксировал, что объединение дипломатических усилий советских республик не ограничивается проведением Генуэзской конференции. РСФСР поручалось широкое представительство интересов восьми республик в сфере экономической и политической и притом по отношению к неограниченному кругу государств. Дипломатическое объединение советских республик явилось одним из условий победы советской делегации на Генуэзской конференции, стало шагом вперед в деле дальнейшего укрепления единства советских республик в международных отношениях.
В послевоенные годы завершается процесс становления Российской Федерации. К концу 1922 г. автономию получают все крупные и компактно живущие народы России. Образуются Дагестанская, Горская, Якутская автономные республики, восстанавливается на новой основе Крымская АССР, возникают Черкесская, Ойротская, Коми, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Монголо-Бурятская, Чеченская автономные области.
В 1922 г. в состав РСФСР вошел Дальний Восток. В ноябре этого года, когда здесь были окончательно разгромлены интервенты и белогвардейцы, Народное собрание ДВР провозгласило власть Советов и обратилось с просьбой в высшие органы Советской России включить территорию республики в состав РСФСР.
Развитие федеративных отношений между независимыми советскими республиками, создание ЗСФСР, завершение становления Российской Федерации подготовили образование Союза Советских Социалистических Ре6спублик.
Образование СССР было вызвано теми же причинами, которые еще с 1917 г. определяли объединение независимых советских республик. Это прежде всего внутренние экономические факторы: исторически сложившееся разделения труда между отдельными экономическими районами страны, единство железнодорожной и водной сети, скудность материальных и финансовых ресурсов республик, вызвавшая необходимость объединения для более рационального их использования.
Среди причин образования СССР важное место занимали также внешние факторы, угроза новой военной интервенции, экономическая изоляция Советской страны, попытки дипломатического нажима империалистов на советские республики. К 1922 г. централизация руководства обороной страны была налицо. Определенные успехи были достигнуты и в объединении республик по линии дипломатической и внешнеторговой. Однако полного единства здесь достигнуто не было. А послевоенная обстановка выдвигала на первый план именно эти формы взаимоотношений с капиталистическим миром. Следовательно, и здесь нужно было добиться полного единства действий советских республик.
Взаимоотношения между советскими республиками строились в форме договоров. В 1922 г. формы договорных отношений республик стали недостаточными; отношения органов РСФСР и других республик в ряде случаев не были четко определены, и порой возникали разногласия, которые устранялись партийными органами. Ко второй половине 1922 г. были подготовлены все необходимые условия для создания единого союзного государства.
Объединение советских республик в союзное государство было делом сложным. И новая форма государственного единства Советской страны была найдена не сразу. Некоторые руководящие работники РСФСР и других республик считали, что вопрос об укреплении связей между независимыми советскими республиками должен быть решен путем вступления союзных республик в состав РСФСР и даже путем превращения всей Советской страны в унитарное государство.
Высказывалась и прямо противоположная точка зрения. Предлагалось выделить из РСФСР все автономные республики и дать им права союзных. Некоторые республиканские работники шли еще дальше, предлагая объединить советские республики на основе конфедерации. Ленин считал федерацию наиболее целесообразной формой государственного союза республик.
В октябре-декабре 1922 г. прошло всестороннее и повсеместное обсуждение партийными органами всех республик, съездами Советов, партийными и беспартийными конференциями, собраниями рабочих и крестьян вопроса об образовании СССР и везде получил одобрение. Утвержденные в конце ноября 1922 г. ЦК РКП(б) «Основные пункты Конституции», выработанные специальной комиссией, были направлены в союзные республики на обсуждение. В первой половине декабря 1922г. съезды УП Всеукраинский Съезд Советов, 1У Всебелорусский Съезд Советов и 1 съезд Советов ЗСФСР единодушно приняли решения об образовании СССР и одобрили «Основные пункты Конституции СССР». Съезды избрали своих полномочных делегатов на 1 съезд Советов СССР.
23-29 декабря 1922 г. состоялся последний Х Всероссийский съезд Советов с участием делегатов 1 Всесоюзного съезда от независимых республик. Обсудив вопрос об образовании СССР, съезд принял решение о создании СССР и вхождении в него РСФСР в качестве равноправной республики. Съезд одобрил Декларацию и Договор об образовании СССР и решил передать их на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик.
Декларация провозглашала образование СССР, характеризовала исторические условия, в которых происходило это событие, определяла основные принципы объединения республик. Договор закреплял объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное государство, определял систему высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношений органов Союза с органами республик, решал вопросы гражданства, бюджетных отношений, закреплял право выхода союзных республик из Союза Советских Социалистических Республик. Декларация и Договор об образовании СССР составили основу П Конституции СССР 1924 г. Решение о ее разработке также принято 1 съездом Советов.
Выполняя решения 1 съезда Советов, Президиум ЦИК СССР в начале января 1923 г. создал конституционную комиссию, которая начала предварительную работу над поправками и дополнениями союзных республик к Договору об образовании СССР.
Конституция СССР 1924 года состояла из 2-х разделов:
1) Декларация об образовании СССР
2) Договор об образовании СССР.
В Декларации
- подчеркивалась противоположность национальной политики Советского государства политике угнетения в капиталистическом мире;
- указывались причины объединения Советских республик в Союзное государство;
- принципы их объединения: (добровольность, равноправие, сохранение за каждой республикой суверенности и права свободного выхода из СССР).
Договор об образовании СССР состоял из 11 глав:
1 – О предметах ведения верховных органов власти СССР;
П – О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве;
Ш – О съезде Советов СССР;
1У – О ЦИК СССР;
У - О Президиуме ЦИК СССР;
У1 – О СНК СССР;
УП – О Верховном Суде СССР;
УШ – О народных комиссариатах СССР;
1Х – Об Объединенном Государственном Политическом управлении;
Х – О Союзных Республиках;
Х1 – О гербе, флаге и столице СССР.
Конституция СССР 1924 г. окончательно оформила и закрепила образование принципиально нового государства – Союза Советских Социалистических Республик.
Основной Закон явился новым этапом в истории советского конституционного строительства. Тем не менее можно проследить определенную преемственность принципов и идей, связывающую его с конституциями республик, в первую очередь с Российской, а также с Закавказской.
Прежде всего – это идея федерации. Советский Союз подобно двум названным республикам был конституирован как федеративное государство.
Круг суверенных прав Союза очерчен преимущественно в ст. 1 и 2 Основного Закона. Среди вопросов, отнесенных к компетенции высших органов власти Союза, выделяются две важные группы: дела, связанные с внешними функциями государства, и хозяйственные дела. Кроме того, к общесоюзной компетенции отнесены некоторые вопросы, связанные с урегулированием межреспубликанских отношений, а также некоторые социально-культурные проблемы.
Конституция относит к компетенции Союза организацию и руководство Вооруженными Силами, а также объявление войны и заключение мира. Широко и подробно определяет Основной Закон права Союза СССР в сфере международных отношений – политических и экономических.
Конституция относила к ведению Союза представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами, изменение внешних границ Союза, заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик, заключение внешних займов, ратификацию международных договоров, руководство внешней торговлей, заключение концессионных договоров.
К ведению Союза Конституция отнесла и общее управление народным хозяйством, его важнейшими отраслями.
Хозяйственное объединение республик по объему отличалось от военного и дипломатического. Если в сфере военной и внешних сношений республики передали Союзу все свои права, то в области экономической этого не произошло. То и другое явилось отражением воли республик, образовавших Советский Союз.
Конституция относила к ведению Союза также установление основ судоустройства и судопроизводства, основ гражданского и уголовного законодательства СССР, установление основных законов о труде, общих начал в области народного просвещения, общих мер в области охраны народного здоровья, организацию общесоюзной статистики, право амнистии, разрешение споров между союзными республиками.
Конституция закрепила за Союзом большие и важные права, обеспечивающие его нормальное функционирование, его внешнюю безопасность и внутреннее развитие. Еще большее внимание Основной Закон уделяет гарантиям прав членов Союза – союзных республик.
Конституция содержит специальную главу, трактующую о суверенных правах этих республик. Сама конституция разграничения прав Союза и его членов построена так, чтобы оградить независимость последних. Права союзного государства перечислены исчерпывающе, за их пределы оно выходить не может. Что же касается прав членов Союза, то они ничем не ограничены, за исключением тех сфер, которые переданы союзному государству. Статья 3 Основного Закона гласила: «Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно».
Законодатель специально подчеркнул и некоторые важнейшие права членов Союза ССР. Статья 4 Конституции закрепляет за союзными республиками право свободного выхода из Союза. Это соответствовало ленинскому принципу права наций на самоопределение и являлось развитием идеи, отраженной еще в Конституции Российской Федерации, допускавшей выход из нее тех или иных территорий. Провозглашение права свободного выхода было показателем силы Советского государства, которое верило, что ни одна республика не захочет отделиться от Союза.
Исходя из важности права выхода Конституция СССР предусматривала особый порядок возможного изменения ст.4. Эта статья могла быть изменена или отменена не в общем порядке, не как другие положения Основного Закона, а лишь с согласия всех республик, входящих в состав Союза.
Специально подчеркнуто и право союзных республик на неизменяемость их территории. Такое изменение допустимо лишь с согласия каждой заинтересованной республики. Это положение неукоснительно соблюдалось на практике и неоднократно применялось, ибо жизнь уже скоро требовала совершенствования формы государственного единства Советского Союза. Вопрос о границах между республиками никогда не был предметом споров. Он всегда решался исходя из принципа пролетарского интернационализма.
Суверенным правом союзных республик было также право на собственное гражданство. Оно сочеталось с правом граждан каждой республики считаться гражданином великого Советского Союза (ст.7 Конституции СССР). Это означает, с одной стороны, что гражданин каждой республики может чувствовать себя на территории любой иной Советской Республики как дома – он равноправен с ее населением. С другой стороны, если ему приходится иметь дело с внешней сферой, например, находясь за границей, то гражданин любой республики, может быть, небольшого государства, но и мощь всего громадного Советского Союза, независимо от того, гражданином какой конкретной союзной республики он является.
Конституция СССР признает за союзными республиками право иметь свои основные законы (ст.5), ибо Конституция – необходимый атрибут современного государства. Вместе с тем основные законы, уже имевшие в объединившихся республиках, должны теперь были быть изменены в соответствии с фактом образования СССР, приведены в соответствии с Конституцией Союза. Эта работа и была проведена в ближайшие после образования СССР годы.
3. СОЗДАНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И УПРАВЛЕНИЯ СССР.
Высшим органом власти СССР являлся съезд Советов СССР, избиравшийся от Советов городов по норме 1 депутат от 25 тыс. жителей и от губернских съездов Советов – 1 депутат от 125 тыс. жителей.
В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР. Он состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению и Совета национальностей, который образовался из представителей союзных и автономных республик (по 5 депутатов от каждой не зависимо от численности населения) и представителей автономных областей (по одному от каждой). Число представителей ЦИК СССР избиралось по количеству Союзных республик. ЦИК являлся законодательным и исполнительным органом.
Между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат.
Правительством Союза Советских Социалистических Республик являлся Совет Народных Комиссаров, образуемый ЦИК. Совнарком был исполнительным и распорядительным органом, но в то же время обладал и законодательными функциями. В пределах предоставленных ему прав он мог издавать декреты и постановления. В него входили, кроме Председателя и заместителей председателя, наркомы СССР.
Органами отраслевого управления в Союзе, как и в республиках, являлись народные комиссариаты. Конституция СССР исходила из деления наркоматов на три категории: общесоюзные, объединенные и республиканские.
Общесоюзными именовались те наркоматы, которые образовывались только в Союзе. В республиках подобных наркоматов не было. Там имелись лишь уполномоченные этих наркоматов, непосредственно им подчиненные. К общесоюзным относились Наркоматы иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов.
Объединенными назывались такие наркоматы, которые имелись и в Союзе, и в каждой республике; наркоматы Союза руководили соответствующими наркоматами республик. К этой группе относились ВСНХ, Наркоматы продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции. Объединенные наркоматы образовывались для отраслей управления, требовавших централизации в масштабах всего Союза и в то же время учета специфики отдельных республик.
Наконец, третью группу составляли наркоматы, которые имелись только в республиках. Сюда относились главным образом ведомства, на деятельность которых влияли в большой мере национальные особенности республик (например, наркоматы просвещения, юстиции и т.п.).
Переход к мирному строительству потребовал реорганизации органов управления хозяйством. В.И.Ленин предложил объединить деятельность хозяйственных ведомств в едином экономическом центре. Таким центром стал Совет Труда и Обороны, новое Положение о котором утвердил УШ Всероссийский съезд Советов. Председателем СТО был председатель Совнаркома, а членами – наркомы по военным делам, труда, путей сообщения, земледелия, продовольствия, РКИ, председатель ВСНХ и представитель ВЦСПС. На СТО возлагалось согласование деятельности ведомств в области обеспечения обороны страны и хозяйственного строительства.
Образование СССР повлекло за собой создание органов хозяйственного управления Союза. В июле 1923 г. был образован Совет Труда и обороны СССР под председательством В.И.Ленина. Органами СТО в союзных республиках стали их экономические совещания. К концу периода роль и значение Совета Труда и Обороны СССР заметно возросли.
В качестве местных органов экономического управления в1921г. были созданы областные, губернские и уездные экономические совещания (ЭКОСО). Низовыми органами СТО стали экономические совещания на предприятиях, а также крестьянские комитеты по улучшению сельского хозяйства.
Одной из важнейших функций СТО было направление работы хозяйственных наркоматов в соответствии с единым государственным планом. Для разработки такого плана и общего наблюдения за его исполнением в феврале 1921 г. была создана Государственная общеплановая комиссия (Госплан). Первым председателем Госплана стал руководитель ГОЭРЛО Г.М.Кржижановский. При хозяйственных наркоматах были учреждены плановые комиссии.
ВСНХ республик теперь окончательно стали ведомствами, руководящими только промышленностью. Вместе с тем их внутренняя структура также изменилась. Предприятия, находившиеся в ведении ВСНХ, были разделены на две группы. Часть осталась в непосредственном подчинении ВСНХ, все остальные же были переданы в управление местным органам. В соответствии с этим количество главных управлений в составе ВСНХ РСФСР было сокращено с 52 до 16.
По Конституции СССР ВСНХ рассматривался как объединенный наркомат. Он руководил ВСНХ союзных республик, подчинявшимися одновременно своим ЦИК и Совнаркомам. Вся промышленность в соответствии с этим была разделена на общесоюзную, республиканскую и местную.
В течение периода структура органов управления промышленностью в системе ВСНХ неоднократно менялась. В конце периода лучшей формой управления промышленностью были признаны отраслевые хозрасчетные объединения (по металлургии, машиностроению, электротехнике и т.д.). Еще с переходом к нэпу на хозрасчет были переведены тресты, в 1927 г. хозрасчетные права получили отдельные предприятия, теперь же хозрасчет доводился и до более крупного звена управления промышленностью.
Для управления промышленностью в данный период характерно стремление сочетать функциональный и отраслевой принципы. Такая система была установлена еще в 1921 г. При функциональном методе управления нижестоящими органами или предприятиями осуществляется разными органами по отдельным функциям: планированию, снабжению, финансированию, техническому обеспечению. Отраслевой принцип предполагает руководство одним органом целой отраслью хозяйства, промышленности по всем вопросам.
Разоренность деревни войной и стихийными бедствиями, обрушившимися на Россию в 1920-1921 гг., вызвала создание чрезвычайных органов, на которые была возложена забота о подъеме сельского хозяйства (посевные комитеты, затем – сельскохозяйственные комиссии, комитеты и советы). Однако по решению Х Всероссийского съезда Советов такие органы были ликвидированы, и управление сельским хозяйством в полном объеме стали осуществлять Наркомзем, губернские и уездные земельные отделы исполкомов.
При образовании СССР наркомземы были отнесены к категории республиканских наркоматов. Однако необходимость решать некоторые вопросы в общесоюзном масштабе привела к созыву совещаний народных комиссаров земледелия всех республик. По решению Совнаркома СССР такие совещания для обсуждения общих вопросов сельскохозяйственной политики и согласования текущих планов стали созываться регулярно. В 1929 г. система руководства сельским хозяйством союзных республик была усовершенствована. Ноябрьский Пленум ЦК ВКП(б) отметил необходимость создания единого центра по руководству сельским хозяйством. В соответствии с этим ЦИК Союза 7 декабря 1929 г. создал объединенный союзно-республиканский Наркомат земледелия СССР.
4. ВОЕННАЯ И СУДЕБНАЯ РЕФОРМЫ.
Окончание интервенции и гражданской войны сделало возможным существенное сокращение Красной Армии. К 1925 году численность Вооруженных Сил СССР уменьшилась в 10 раз и составила немногим более полумиллиона человек.
Советское государство искало пути для сокращения военных расходов.
Решение этой проблемы было найдено путем введения в 1924 г. нового принципа построения Красной Армии – так называемой «смешанной системы». Смешанная система означала, что наряду с постоянными войсками в составе Красной Армии создавались территориальные части. Костяк территориальных частей составлял определенный контингент кадровых военнослужащих. Но большая часть личного состава была переменной. Переменный состав проходил трехмесячную допризывную подготовку, а затем в течение четырех лет вызывался на краткосрочные сборы (один-два месяца в год) в части, к которым приписывался. Территориальные части создавались в пределах того военного округа или даже губернии, где постоянно проживали призываемые в них граждане. Такая система позволила подготовить максимальное количество бойцов при минимальных затратах.
По общесоюзному закону, принятому в 1925 году, обязательная военная служба делилась на допризывную подготовку, действительную военную службу и состояние в запасе. Каждый мужчина, способный носить оружие, должен был последовательно пройти все эти этапы.
Командный и начальствующий состав армии обновился за счет молодых командиров, выдвинувшихся во время гражданской войны. Переход на мирное положение, качественное изменение командного состава Красной Армии позволили провести реорганизацию института военных комиссаров. С 1925 г. комиссары перестали нести функции контроля над строевой и административной деятельностью командиров. За комиссарами сохранялась обязанность партийного контроля, но теперь не требовалось их непосредственное вмешательство в строевую и административно-хозяйственную деятельность командиров и начальников. Это нововведение имело два положительных следствия: оно укрепило авторитет командиров и освободило комиссаров для улучшения политико-воспитательной работы среди военнослужащих.
На основе изучения опыта мировой и гражданской войн в указанный период были созданы новые воинские уставы и наставления. Осуществление военной реформы было завершено в конце 20-х годов.
При реорганизации органов юстиции в первую очередь следует отметить создание в 1922г. специального органа надзора за законностью – советской прокуратуры – сначала в РСФСР, а затем, в том же году, в Белоруссии, на Украине, в Закавказье. Ранее функции прокуратуры в той или иной мере выполняли различные органы, главным образом наркоматы юстиции республик.
При создании прокуратуры возник спор о принципах ее организации. Предлагалось, в частности, осуществить двойное подчинение органов прокуратуры – центру и одновременно местной государственной власти. В.И.Ленин при решении этого вопроса твердо высказался против двойного подчинения органов прокуратуры, за подчинение их только центру. Ленин исходил из того, что в стране должна существовать единая законность, и прокуратура нужна именно для обеспечения этого единства, для надзора за правильным и единообразным исполнением советских законов в каждой губернии и уезде. При подчинении прокуроров местным органам власти такого единства могло не быть, ибо местные власти в этом случае получали возможность навязывать прокурорам свои решения, не совпадающие порой с общегосударственными интересами. Прокуратуру возглавлял прокурор республики, которым по штату являлся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назначал губернских прокуроров, подчинявшихся ему. В уезды посылались помощники этих прокуроров.
На прокуратуру возлагался:
- надзор за законностью действий центральных и местных органов управления;
- возбуждение уголовных дел против должностных и частных лиц;
- надзор за производством дознания и предварительного следствия и руководство ими;
- поддержание обвинения на суде;
- опротестование приговоров и определений судов в кассационном и надзорном порядке;
- надзор за местами заключения.
Наряду с прокуратурой возникла и адвокатура. До этого времени в советских республиках не было специального института адвокатуры, а функции адвокатов выполняли юрисконсульты. По Положению об адвокатуре, принятому в мае 1922 г., при губернских отделах юстиции предусматривалась организация коллегий защитников, на которые возлагалось:
- обеспечение защиты обвиняемых по уголовным делам;
- представительство сторон в гражданском процессе;
- оказание помощи населению – дача консультаций по юридическим вопросам.
В том же году были внесены большие изменения в судебную систему. Проводилась реорганизация всех видов судов и местных органов судебного управления. Вместо общих судов и трибуналов, которые существовали в РСФСР, создавалась стройная, единая система из трех звеньев:
- Народный суд;
- Губернский суд;
- Верховный суд республики.
Эта конструкция строго соответствовала существовавшему административно-территориальному делению страны.
Основным звеном в судебной системе являлся народный суд, учреждавшийся в уездах. Здесь рассматривалась основная масса уголовных и гражданских дел. Народный суд разбирал дела в составе одного судьи или судьи с двумя заседателями.
Губернский суд имел компетенцию двоякого рода:
- он являлся первой инстанцией по некоторым важнейшим делам, в частности по тем, которые раньше разбирались в трибуналах;
- выступал как кассационная инстанция для народных судов;
- выполнял и функции по руководству народными судами.
На него, таким образом, легли теперь и обязанности органа судебного управления, которые ранее осуществлялись губернскими отделами юстиции.
Верховный суд республики имел еще более сложную компетенцию:
- выступал в качестве первой инстанции для особо важных дел;
- в качестве кассационной инстанции для губернских судов;
- осуществлял судебный контроль над всеми судами республики.
Он мог в порядке надзора рассматривать дела, решенные любым судом РСФСР.
- Верховный суд давал разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики.
Основные принципы и положения, на основе которых была реформирована судебная система РСФСР, были восприняты и законодательством о судоустройстве других союзных республик.
Районирование привело к определенному изменению системы судебных органов. Вместо прежних были созданы народный суд в районе, окружной суд в округе, краевые и областные суды, главные суды в АССР.
С образованием СССР судебная система союзных республик была увенчана соответствующими органами Союза. Уже Договор об образовании СССР предусматривал создание при ЦИК Союза ССР Верховного суда СССР. В Конституции СССР 1924 г. Верховному суду посвящалась специальная глава.