Развитие стратегии, тактики и оперативного искусства в ВС РФ на современном этапе.

Безусловно, что после Второй мировой войны военная стратегия во всех государствах развивалась с учетом ее опыта, новой расстановки военно-политических сил в мире и появления новых средств вооруженной борьбы, в первую очередь, ядерного оружия и средств его доставки. С появлением ядерного оружия стали меняться формы и способы применения вооруженных сил, бурно развиваться ракетные войска. Создание 17 декабря 1957 г. Ракетных войск стратегического назначения Вооруженных Сил СССР, явилось весомым вкладом в развитие теории и практики военной стратегии, в части реализации мер ядерного сдерживания при угрозе агрессии.

Таким образом, в послевоенные годы советская военная стратегия и оперативное искусство продолжали быстро развиваться. При этом все разрабатываемые концепции были направлены на противостояние США и НАТО, а в 70-х годах и Китаю. Перед военной стратегией возник ряд принципиально новых задач, важнейшими из которых были: исследование характера и способов ведения ядерной войны; строительство Вооруженных Сил с учетом необходимости отражения возможного ядерного нападения; поддержание постоянной боевой готовности Вооруженных Сил и обеспечение отражения агрессии в любых условиях начала вероятной войны. В короткий срок была создана теория стратегии и оперативного искусства ракетно-ядерной войны. В дальнейшем она постоянно уточнялась и совершенствовалась с учетом глубоких изменений, происходивших в военно-политической обстановке, состояния вооруженных сил, технических средств ведения войны и взглядов вероятных противников. Со временем на смену многовариантности стратегических концепций неограниченного, в том числе упреждающего применения ядерного оружия, пришла стратегия поэтапного ввода его в действие. Затем последовала стратегия отражения агрессии вначале обычными средствами с последующим переходом на опасной стадии развития конфликта к ядерной войне. Наконец, была выработана концепция равной готовности, как к ядерной, так и к обычной войне, которая сменилась стратегией преимущественной готовности к обычной войне в новых ее формах.

С 90-х годов в связи с происходящими значительными изменениями в политике, экономике, переосмыслением роли ядерного оружия и появлением качественно нового вооружения и боевой техники, способов ведения войны, военная стратегия и оперативное искусство вступили в новый период своего развития, который характеризуется расширением сферы применения ВС и возрастанием их роли в предупреждении и недопущении военных конфликтов не только в мировом масштабе, но и на региональном уровне.

После развала СССР и советских Вооруженных Сил в России в течение нескольких лет декларировалось проведение военной реформы, конверсии военной промышленности. На деле под пропагандистский шум о том и другом шло разрушение военной сферы: выводилась из строя военная промышленность, разрушались основы и демонтировались сложившиеся механизмы мобилизации страны на случай военной угрозы, становилась все менее надежной хорошо отлаженная система комплектования вооруженных сил личным составом, была ликвидирована система подготовки молодежи к воинской службе, снижались уровни боевой подготовки и воинского воспитания в армии и на флоте, деформировалось и дезориентировалось оборонное сознание народа. Пагубные последствия таких действий наглядно доказали результаты впервой военной кампании в Чечне (1994-1996 гг.).

В ходе второй чеченской кампании (1999-2000 гг.), военно-политическое руководство страны осознало, что для разгрома незаконных вооруженных формирований и восстановления конституционного строя главная роль должна принадлежать Вооруженным Силам. Опыт вооруженного противостояния в Дагестане (2 августа -17 сентября 1999 г.) подсказал, что основу группировки войск (сил) должны составлять соединения и части в целостной организационно-штатной структуре со своими органами управления и обеспечения. Главные требования, предъявляемые к такой группировке: в руководстве – централизованное управление войсками (силами), а в обеспечении боевой деятельности – единство систем разведки связи, РЭБ, инженерного, тылового и технического обеспечения. С созданием Объединенной группировки войск (сил) политические цели проводимых контртеррирористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ были достигнуты.

Опыт проведения операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 г., которую при определенных условиях можно рассматривать как армейскую наступательную операцию, показал, что политические цели в войне могут быть достигнуты не только применением стратегических группировок войск (сил), но и боевыми действиями соединений и воинских частей, а иногда и миротворческих подразделений.

В течение этого времени США и ОВС НАТО последовательно решали стоящие задачи по своему мировому господству, динамично изменяя состав, структуру и характеристики сил и средств, привлекаемых к нанесению ударов, адекватно обстановке варьируя объекты поражения и мощь ударов. Ими полным ходом отрабатывались новые технологии войны и ведения военных действий.

В этот период они развивали систему стратегического планирования вооруженных сил, которая тесно взаимосвязана с системой оперативного планирования (отработка стратегических концепций на практике в войнах и вооруженных конфликтах), с системой приобретения вооружения и военной техники и системой планирования программируемой разработки и исполнения бюджета на основе программно-целевого метода планирования. Такой подход позволил вырабатывать стратегические цели и планы в соответствии с угрозами и возможностями государства. На этой основе был осуществлен прорыв в военно-технической сфере и в достижении результатов практического применения вооруженных сил в войнах и вооруженных конфликтах. Это позволило как США, так и ОВС НАТО утвердиться в качестве единственных субъектов военно-политических отношений в мире, способных гарантировано достигать военно-стратегические, политические и экономические цели вооруженным путем.

Накопленный как положительный, так и отрицательный опыт (Ирак, Югославия) нашел своё отражение в "Национальной военной стратегии США" 2004 г. В ней было определено новое направление развития вооруженных сил страны на ближайшую и среднесрочную перспективу, описаны способы применения ВС в зависимости от военно-стратегической обстановки, силы и средства, необходимые для достижения превосходства над противником в военных операциях XXI века. В основе этой стратегии лежит полное превосходство над противником, которое достигается не за счет подавляющего перевеса в численности сил и средств, создания необходимых условий для более эффективных их действий даже в условиях недостатка сил. В связи с этим было признано необходимым преобразовать ВС США в единые сетецентричные и распределенные силы, обеспечив качественное совершенствование системы сбора, обработки и распределения информации. С этого времени Пентагон приступил к развертыванию глобальной информационной сети и практической отработке технологий нового вида войны - "сетецентрической" войны.

В новой "Национальной военной стратегии США", принятой в августе 2008 г., определены адаптированные к современным условиям руководящие принципы планирования и ведения военных операций. В ней конкретизируются положения «Стратегии национальной безопасности США» и «Стратегии национальной обороны США» и ставится задача обеспечить гарантированную защиту территории государства от внезапных ударов и, при необходимости, решительного ответного или превентивного проецирования военной мощи на удаленные ТВД.

В настоящее время характер современных военных угроз для России претерпел коренные изменения. В Военной доктрине Российской Федерации отмечается «Мировое развитие на современном этапе характеризуется усилением глобальной конкуренции, напряженности в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия, соперничеством ценностных ориентиров и моделей развития, неустойчивостью процессов экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях на фоне общего осложнения международных отношений. Происходит поэтапное перераспределение влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения».

Основные направления развития современной военной стратегии и оперативного искусства.

Прежде всего, это обусловлено изменением самого характера военных угроз. Основным моментом является то, что активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств и связанная с этим демонстрация военной силы вблизи государственной границы России, стремление ряда стран применять военную силу в качестве решающего аргумента в межгосударственной деятельности при полном игнорировании положений международного права и национальных интересов России, свидетельствует о высокой вероятности возникновения войн и вооруженных конфликтов у ее границ. Эти обстоятельства, в свою очередь, практически являются катализатором втягивания России в действия, связанные с применением средств вооруженной борьбы, примером этому является 5 – дневная война в Южной Осетии (8-12 августа 2008 г.). Ее итоги наглядно продемонстрировали необходимость формирования новых подходов к формированию облика ВС, повышению их боевой готовности и боевой способности.

Проводимые в ВС России преобразования, связанные с приданием им нового облика, оснащением современными образцами вооружения и военной техники, развитием положений военной стратегии и оперативного искусства обусловили успешное проведение операции Воздушно-космических Сил ВС РФ в Сирии.

Согласно итогового отчета министра обороны РФ Сергея Шойгу о прошедшей операции, за весь период боевых действий было выполнено около 9 тысяч вылетов. Ударная авиация ВКС РФ уничтожила большую часть объектов нефтяной промышленности, находящейся под контролем боевиков, а также поразила почти 3 тысячи средств перевозки чёрного золота, тем самым существенно сократив источники финансирования террористических группировок. При содействии российской авиации сирийские войска смогли освободить около 400 населённых пунктов, практически полностью восстановлен контроль над Латакией, достигнуты существенные успехи в битве за Алеппо, к которому пробиты пути снабжения. Кроме того, начата операция по освобождению Пальмиры, успешно завершенная уже после вывода части группировки ВКС из Сирии, Общая площадь освобождённой территории равна 10 тысячам квадратных километров (около 5% от площади всей Сирии). Помимо этого, серьёзных успехов добились и курдские вооружённые формирования.

Помимо помощи, оказанной сирийским правительственным войскам, успехи которых в конечном итоге и привели к установлению перемирия и началу реальных мирных переговоров, Россия смогла в реальных условиях испытать огромное количество новейшего, и не очень, вооружения. Применялись самые разные модели боевых самолётов: самые современные многоцелевые истребители Су-35С и Су-30СМ, фронтовые бомбардировщики Су-34 и модернизированные Су-24М, штурмовики Су-25СМ, впервые в истории удар по противнику нанесли стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160. Впервые ВС России достаточно широко применяли высокоточное оружие - бомбы со спутниковым наведением КАБ-500С, ракеты с лазерным наведением (например, Х-25 и Х-29), а установка на далеко не новые бомбардировщики Су-24М новых прицельных комплексов СВП-24 «Гефест» позволила достаточно точно наносить удары и неуправляемыми бомбами (ФАБ-250, ФАБ-500 и т.п.). Также операция в Сирии отметилась «дебютом» российских стратегических крылатых ракет воздушного и морского базирования — с расстояния более одной тысячи километров были запущены десятки «Калибров», Х-555 и новейших Х-101. Такой опыт, полученный войсками и разработчиками, бесценен.

Все эти факты свидетельствуют о необходимости дальнейшего развития военной стратегии и оперативного искусства, поиска новых, более эффективных, форм ведения военных действий. Это подтверждает повышение роли военной силы в межгосударственных отношениях, хотим мы того или нет.

Поэтому военная стратегия и оперативное искусство Российской Федерации в настоящее время призвана определять реальные и эффективные пути и средства обеспечения военной безопасности России как независимого государства применительно к его современному геостратегическому положению в современном мире. Она должна обеспечивать защиту подлинных национальных интересов России.

Заключение

Сложность и противоречивость современного мира, переплетение в нем интересов различных государств, наличие массовых, высокооснащенных и боеготовых армий - главные факторы международной напряженности, спо­собствующие возникновению войн и вооруженных конфликтов.

Любая страна в интересах своей безопасности должна способствовать предотвращению войны и разрешению противоречий мирными средствами. Вместе с тем необходимо быть готовым и к использованию крайних мер -защите своих интересов вооруженным путем.

Подготовка страны к обороне - это длительный и многосторонний про­цесс, требующий совместной и системной работы государственных и военных структур всех уровней. Он строится на правовой основе с учетом направлений, динамики развития военной опасности, возможности ее перерастания в военную угрозу. Его сущность состоит в укреплении обороноспособности страны и создании оптимальных условий для отражения агрессии противника.

В этих важнейших вопросах военная стратегия и оперативное искусство должны играть основную и решающую роль.

Наши рекомендации