Социально-экономический строй средневековья в Западной Европе.
Средневековое общество было аграрным. Деревня являлась центром экономической и социальной жизни. Крестьяне были главными производителями и наиболее многочисленным слоем средневекового общества. Сельское хозяйство в основном носило натуральный характер.
В результате великого переселения народов на смену родовой общине (где земля находилась в общей собственности) в IV – VI вв. пришла соседская община. Она строилась не на основе родства, а на основе принципа соседства, совместного проживания. Собственностью соседской общины считались леса, луга, т.е. угодья совместного пользования. Непосредственно малым семьям принадлежала пахотная земля, которую главы семей они могли продавать, сдавать в аренду, передавать по наследству. В индивидуальной собственности общинников были орудия труда и скот. Община регулировала порядок пользования земельными угодьями, разбирала мелкие правонарушения, помогала одиноким старикам, вдовам, сиротам, организовывала совместные работы.
Частной собственностью на землю крестьяне не обладали. Она принадлежала феодалам – представителям господствующего сословия. Крестьяне могли ей только пользоваться при условии выполнения в пользу феодала определенных повинностей. Это были барщина– обработка господской земли, выплата оброка – натурального, частью выращенных на своих наделах продуктов, или денежного (денежная рента[1]), нередко служба в ополчении. При этом большинство крестьян были лично свободными, т.е. их зависимость от феодала была поземельной – когда повинности лежали на земле, которой крестьян пользовался, но мог от нее отказаться. Как правило, последнее редко происходило, т.к. крестьянина привязывали к земле дом, хозяйство, а нередко задолженность господину, не расплатившись с которым он не мог уйти. Кроме того, отсутствовали свободные земли, на которые крестьяне, недовольные своим положением, могли переселиться. Личная зависимость возникала тогда, когда повинности связывались с личностью крестьянина, имели наследственный характер. Это еще называется крепостным правом. Личная зависимость распространялась на рабов, посаженных на землю и их потомков (еще в эпоху поздней Римской империи и варварских королевств), неоплатных должников. Повинности в этом случае были более тяжелыми, крестьяне лишались ряда гражданских прав. Однако численно преобладали свободные крестьяне, потому крепостное право не достигло в Западной Европе широкого размаха. Начиная с XII – XIII вв. крестьяне стали выкупать наиболее тяжелые повинности и обретали личную свободу, но без земли. Барщина все более уступала место оброку натуральному, а затем денежному.
Крупные землевладения – сеньории (от сеньор, с лат. – старший), обычно делились на две большие части – господскую землю (домен) и крестьянские земли, находившиеся под управлением общины. На господской земле трудились крестьяне в рамках выполнения барщины. Роль общинного самоуправления постепенно уменьшалась. Старосты стали назначаться собственником земли. Сеньору перешли осуществление полицейских функций и суда над подвластным населением, сбор ополчения в случае войны, сбор налогов в пользу государства. Т.о., сеньор в пределах своих владений являлся своеобразным государем. С XIII в. домен (собственное хозяйство феодала) исчезает, земля сдается в аренду крестьянам. Возникает так называемая «чистая сеньория».
Крупных землевладельцев в Европе называли феодалами. Феод – это особая форма земельного держания, характеризующая условностью. Феод предоставлялся на условиях выполнения определенной службы в пользу сеньора. Это было выполнение военной (позже – придворной) службы, обеспечение сбора налогов с крестьян. Держание на правах феода формально было временным, а на практике – наследственным. За невыполнение службы сеньор мог лишить владельца феода. При этом обязательства были взаимными. Сеньор должен был защищать пользователя феода в случае нападения на его земли, от обид и ущерба, причиненных ему другими властителями. Своеобразие феода как формы собственности состояло в том, что полученное земельное держание можно было передать другому лицу на тех же условиях. Право собственности, таким образом, как бы расщеплялось, и на этой основе выстраивались крайне запутанные цепочки лиц, считавшиеся его собственниками.
Земельный феод стал одним из важнейших элементов формирования вассально-ленных отношений, которые определяли структуру господствующего в Европе военного сословия – рыцарства. Вассалитет был своеобразным договором, согласно которому вассал (с кельтского – «юноша, слуга») поступал под покровительство сеньора, выполнял в его пользу военную службу. Сеньор в свою очередь обязывался защищать вассала от притеснения других лиц, наделял его условным земельным держанием – феодом (С XIII в. все чаще сеньоры вместо земли предоставляли вассалу определенные доходы от нее, в XIV – XV вв. – просто денежное содержание). Первоначально вассалитет напоминал отношения отца и сына, основанные на нравственных обязательствах и эмоциональной привязанности.
На этой основе выстраивалась вассально-сеньориальная иерархия.Главой ее считались независимые монархи – императоры, короли, т.е. суверены (от франц. – «высший, верховный»). Непосредственными вассалами короля считались князья, герцоги, графы, т.е. представители титулованной знати. Ниже стояли бароны, замыкали иерархическую лестницу – рыцари, которые не имели вассалов. Количество земель и вассалов определяло иерархический статус феодала. Реально, данная иерархия представляла собой крайне сложную цепь отношений. Один и тот же человек мог быть вассалом нескольких сеньоров. Например, короли Англии во второй половине XII в. владели едва ли не половиной Франции, но при этом за данные земли считались вассалами французского короля и при вступлении во владение должны были ему приносить клятву верности. Все это приводило к частым спорам и распрям, которые доходили до вооруженных столкновений и феодальных войн.
Отдельным элементом социально-экономической структуры средневекового общества были города. Начало их роста приходится на XI – XII вв. По своим размерам они были невелики. Среднее количества населения в городе равнялось 3 – 5 тыс.человек. Город с населением в 10 – 15 тыс. человек считался крупным. Наибольшим количеством населения обладали города Париж (более 100 тыс.), итальянские Венеция, Генуя, Милан, немецкие Любек, Гамбург, Бремен. В городах проживало не более 10% всего населения.Будучи центрами ремесла и торговли они были средоточием товарного хозяйства. Города были центрами денежного обращения и финансовой деятельности. Уже в XIII – XIV вв. Европа знала такие финансово-экономические явления, как банк, вексель, биржа, кредит, страхование имущества, двойная бухгалтерия. Городское ремеслобыло организовано по цеховому признаку. Цехобъединял мастеров одной специальности. Вся жизнь ремесленников строго регламентировалась цеховыми уставами (размер оплаты труда подмастерьев, количество и качество выпускаемой продукции, время работы). Строго преследовались ремесленники, не являвшиеся членами цеха. Узость рынка сбыта требовала ограничения конкуренции. Поэтому необходимое в тех условиях цеховое принуждение сковывало свободу хозяйственной деятельности и, следовательно, ограничивало получение прибыли.
Города возникали на землях феодалов, которые часто не делали различий между ними и своими деревенскими владениями. В XI – XIII вв. в Западной Европе городское население развернуло борьбу, цель которого состояла в том, чтобы сократить поборы феодалов, получить торговые привилегии, добиться права на городское самоуправление. Эта борьба далеко не всегда выливалась в восстания. Иногда городам удавалось выкупить привилегии, а сделка оформлялась в специальных городских хартиях. Как правило, горожане освобождались от выполнения барщины, уплаты натурального оброка в пользу сеньора. Они заменялись выплатой небольшой денежной ренты и обязательством выставлять войско по требованию сеньора. Коммунальное движениегородов завершилось появлением в отдельных регионах (Северная Италия, Германия, Северная Франция и Фландрия) городов-коммун[2], фактически являвшихся городами-государствами. Они могли объявлять войну, заключать союзы, чеканить монету. Появились органы городского самоуправления (магистрат, совет), которые избирались горожанами. Решающее влияние на управление городами стали оказывать богатые купцы и цеховые мастера. Важным результатом коммунального движения стало формирование особого городского сословия – бюргерства(от лат. Бург – город). Это было лично свободное население, владеющее недвижимой собственностью, участвующее в органах городского самоуправления.
Юридически социальная структура средневекового общества закреплялась в сословном строе. Сословия– это группы населения, различающиеся между собой по статусу, имеющие неодинаковый набор прав, привилегий или обязанностей, который не совпадает у различных сословий. Наиболее крупные социальные общности добились от государства юридического закрепления определенных прав, и, собственно, составили сословия. В Западной Европе сформировались три сословия: духовенство, дворянство и городское сословие. Крестьянство не сумело добиться признания своих прав на государственном уровне[3]. Иерархическая структура общества затрудняла переход из низшего сословия в высшее.
В средневековом обществе торжествовал корпоративный дух.Личность существовала как часть более широкой социальной общности на принципах замкнутости и обособленности (крестьянская община, ремесленный цех, союзы подмастерьев, купеческая гильдия, монастырь, монашеские и духовно-рыцарские ордена, воинские дружины, рыцарство и город – как единые сословия-корпорации). В средние века существовали даже корпорации нищих и воров. Внутри каждой корпорации существовали крепкие связи. Средневековый человек всегда чувствовал себя частью целого, коллектива, корпорации. Жизнь корпорации основывалась на принципах солидарности, взаимоподдержки и демократизма. У корпорации, как правило, была собственная казна, недвижимость, имелись уставы, часто даже особая одежда и значки. Все проблемы решались на общих собраниях, бедным и больным оказывалась помощь, устраивались совместные праздники. Корпорации придавали силу и сплоченность различным слоям средневекового общества. Нередко это находило выражение в социальной борьбе низов за свои права, облегчение положения – коммунальное движение в городах, крестьянские восстания. Среди последних наиболее крупными были Жакерия во Франции (1358 г.), восстание Уота Тайлера в Англии (1381 г.), гуситские войны в Чехии (1419 – 1437 гг. и др.