Разделение властей в Российской Федерации
Принцип разделения властей. Статья 10 Конституции РФ закрепляет, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Предусматривается самостоятельность всех ветвей власти. Для обеспечения действия данного признака применяется механизм сдержек и противовесов, предусматривающий систему мер взаимного контроля высших государственных органов, с целью предотвращения чрезмерного усиления и возвышения какой-либо ветви власти над другой, установления диктатуры и прочего. Действующая Конституция совмещает принцип разделения властей с разграничение полномочий федерального центра и субъектов Федерации (иногда такое разграничение называется вертикальным разделением властей).
Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную.
Принцип разделения властей проявляется в распределении, разграничение компетенции между органами, их самостоятельности, во взаимном контроле для выполнения следующих функций:
1. Принятие законов осуществляет представительный законодательный орган.
Законодательная деятельность – это издание представительными и законодательными государственными органами законов и иных нормативных актов, которые являются обязательными для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и общественными объединениями;
2. Их исполнение – возлагается на органы исполнительной власти. Исполнительная деятельность – это оперативная повседневная реализация органами исполнительной власти (государственного управления) государственных функций в различных сферах управления – в экономике и культуре, социальном обеспечение, здравоохранение, транспорте и связи, охране общественного порядка и в области обороны страны и др.;
3. Осуществление правосудия – защиту прав и свобод человека, наказание нарушителей этих прав, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением законодательства – осуществляется независимыми судебными органами.
Судебная власть – это осуществление правосудия всеми звеньями судебной системы страны.
Эти три направления государственной деятельности разделены между тремя разными государственными органами, чтобы не произошла чрезмерная концентрация, монополизация власти одним человеком, одним органом.
Ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией и другими законами.
Государственную власть в РФосуществляют:
1) Президент РФ;
2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
3)Правительство РФ - исполнительная ветвь;
4)Суды РФ - судебная ветвь,
5) Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разделение власти основывается на Конституции РФ, которую эти три ветви власти обязаны соблюдать. Их взаимодействие регулируется правом и призвано гарантировать господство права, верховенство Конституции, правовой характер государства.
Контрольно-надзорная деятельность – это деятельность всех разновидностей органов государственного надзора и контроля за законностью на территории страны. Особое место в данной группе занимает система прокурорского надзора.
Специфика разделения властей в РФ проявляется, в особенности положения Президента РФ в системе органов государства - он не относится ни к одной из названных ветвей власти, но в то же время обязан обеспечить единство государственной власти, согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Согласно статье 11 Конституции Российской Федерации государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, Федеральное Собрание (Совет Федерации во главе с председателем Валентиной Ивановной Матвиенко и Государственная Дума во главе с председателем Сергеем Евгеньевичем Нарышкиным), Правительство Российской Федерации (председатель Дмитрий Анатольевич Медведев), суды Российской Федерации.
Список рекомендуемой литературы
1.Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение . -М. 1998
2. Крылов Б.С. Разделение власти: система сдержек и противовесов// Журнал российского права. -М. 1998.
3. Романов Р.М. Российский парламентаризм: генезис и организационное оформление//Политические исследования.-1998
4.Конституционное право Российской Федерации.-М., 1995 Гл.9
5.Котлевская И.В. Современный парламент// Государство и право. 1997 №4
6.Конституция Российской Федерации. Гл. 4-7.
7.Романов Р.М. Понятие и сущность парламентаризма// Социально- политический журнал.-1998 №4. с.210-225.