Внешние (неконтролируемые) факторы маркетинговой среды
ТЕМА 2. МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА ФИРМЫ
Содержание
2.1. Система взаимосвязей в маркетинговой среде. 1
2.2. Внутренние (контролируемые) факторы маркетинговой среды.. 1
2.3. Внешние (неконтролируемые) факторы маркетинговой среды.. 2
2.4. Экономическая основа маркетинга. 3
ВРЕЗКА. Основные модели рынка. 5
ВРЕЗКА. Виды конкуренции и методы конкурентной борьбы.. 7
Виды конкуренции: межотраслевая и внутриотраслевая конкуренция. 7
Методы конкурентной борьбы.. 8
Источники.. 9
Система взаимосвязей в маркетинговой среде
Рис.2.1. Система взаимосвязей в маркетинговой среде
Внутренние (контролируемые) факторы маркетинговой среды
К внутренним, или контролируемымфакторам маркетинговой среды относятся:
А) Факторы, контролируемые высшим руководством, такие как:
· область деятельности фирмы;
· общие цели фирмы (прибыль, сбыт, для рынка);
· финансовые возможности фирмы – объем капитала в денежной (наличной и безналичной форме), которым располагает фирма;
· средства производства: предметы труда + средства труда (средства труда = всеобщие условия производства + орудия труда) – все материальные средства, которые находятся в собственности фирмы и участвуют в процессе производства;
· рабочая сила все занятые на фирме рабочие, служащие, управляющие, в.т.ч и по маркетингу с их способностями, навыками, квалификацией;
· роль маркетинга и других предпринимательских действий;
· корпоративная культура;
· расположение фирмы по отношению к рынкам сбыта зависит от местоположения фирмы относительно рынков, удаленности от транспортных коммуникаций и пр.
· возможность проведения и внедрения результатов научных исследований и разработок. Зависит от наличия и потенциала исследовательских подразделений организации, восприимчивости производства к нововведениям, наличия системы стимулирования работников за работу по поиску и использованию новшеств.
Б) Факторы, определяемые маркетингом
· выбор целевых рынков (сегментов);
· цели маркетинга – количественные и качественные;
· организационная структура маркетинга (функциональная, ориентированная на продукт, ориентированная на рынок);
· проведение и контроль (постоянный и периодический) над выполнением маркетинговых мероприятий.
Внешние (неконтролируемые) факторы маркетинговой среды
Наибольший интерес при проведении маркетинговых исследований представляет изучение маркетинговой среды. Маркетинговая среда постоянно преподносит сюрпризы — то новые угрозы, то новые возможности. Для каждой фирмы жизненно важно постоянно отслеживать происходящие изменения и своевременно адаптироваться к ним. Маркетинговая среда представляет собой совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности ее успешного сотрудничества с целевыми клиентами. Иными словами, маркетинговая среда характеризует факторы и силы, которые влияют на возможности предприятия устанавливать и поддерживать успешное сотрудничество с потребителями. Эти факторы и силы, не все и не всегда подвластны прямому управлению со стороны предприятия. В этой связи различают внешнюю и внутреннюю среды маркетинга.
Маркетинговая среда —все, что окружает предприятие, все, что влияет на его деятельность и само предприятие.
Маркетинговая среда фирмы — совокупность субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и влияющих на возможности предприятия устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами успешные взаимовыгодные отношения сотрудничества.
В основе маркетингового окружения принято выделять внутреннюю и внешнюю среду.
Внешняя среда
Внешняя маркетинговая среда фирмы состоит из микросреды и макросреды.К ней относятся все объекты, факторы и явления ,которые находятся за пределами предприятия, которые оказывают непосредственное влияние на его деятельность. В микросреду фирмы включаются взаимоотношения фирмы с поставщиками, посредниками, клиентами и конкурентами. Макросреда фирмы представлена более общими для большинства фирм факторами преимущественно социального плана. К ним относятся факторы демографического, экономического, природного, политического, технического и культурного характера.
Внутренняя среда
Внутренняясреда характеризует потенциал предприятия его производственные и маркетинговые возможности.
Сущность маркетингового управления предприятием заключается в том, чтобы приспособить компанию к изменениям внешних условий с учетом имеющихся внутренних возможностей.
К внутренней среде маркетинга относят те элементы и характеристики, которые находятся внутри самого предприятия:
- Основные фонды предприятия
- Состав и квалификация персонала
- Финансовые возможности
- Навыки и компетенция руководства
- Использование технологии
- Имидж предприятия
- Опыт работы предприятия на рынке
Одной из важнейших частей внутренней среды является характеристика маркетинговых возможностей. Они зависят от наличия специальной службы маркетинга предприятия, а так же опыта и квалификации его сотрудников.