Мусульманская политико-правовая мысль.
Под "мусульманским правом" (шариатом) имеется в виду правовой аспект исламской религии, возникновение которой связано с именем пророка Мухаммеда (VII в.). Шариат ("путь следования") – это по сути своей религиозный (божественный) закон, диктуемый верующим, т. е. совокупность предписаний о том, что они должны делать и чего не должны делать. В основе шариата, как и других религиозно-нормативных систем (индусского права, иудейского права, права ряда стран Дальнего Востока), лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав.
Процесс становления мусульманского права в Арабском халифате занял несколько веков (VII–Х вв.) и проходил в условиях формирования раннефеодального строя.
Источниками мусульманского права являются: 1) Коран – как священная книга ислама и основа мусульманского права; 2) сунна – совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение; 3) иджма – общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама; 4) кияс – суждение по аналогии в вопросах права.
Коран и сунна – основные исторические источники мусульманского права, непосредственно связанные с именем Мухаммеда. После смерти Мухаммеда (в 632 г.) содержание мусульманского права в VII в. было дополнено его сподвижниками целым рядом новых положений на основе толкования Корана и сунны. Однако потребности общественной жизни требовали дальнейшего развития шариата, классификации и систематизации его принципов и норм. Решению этих задач в VIII–Х вв. была посвящена деятельность правоведов – знатоков ислама и основанных ими различных правовых школ суннитского толка (ханифитская, шафиитская и другие школы) и шиитского толка (джафаритская, исмаилитская и другие школы).
В своем толковании Корана и сунны мусульманские правоведы разных школ (толков) опирались на поощрявшийся пророком принцип "иджтихад" – свободное усмотрение судьи в случаях умолчания других источников относительно рассматриваемого дела. Толкование мусульманскими правоведами Корана и сунны на основе этого принципа фактически сопровождалось установлением ими новых норм шариата. Усилиями этих правоведов были сформулированы основные принципы и конкретные нормы (по преимуществу –- казуистического характера) мусульманского права.
В качестве общего (и общепринятого) приема толкования и применения шариата мусульманскими правоведами был признан кияс – способ суждения о праве по аналогии. Важное значения кияса (как метода и одновременно как источника шариата) состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы казуистического мусульманского права и "найти" в самом шариате необходимую норму для решения по аналогии любого дела (в том числе – и в будущем), как бы не создавая новой нормы и не нарушая тем самым фикции муеульманско-правовой доктрины о беспробельности шариата.
К XI в. окончательно складывается иджма (общее, согласованное мнение мусульманских правоведов, догма шариата) и прекращается период так называемого "абсолютного иджтихада" – время прямого толкования Корана и сунны и создания основных толков мусульманского права. С XI в. начинается период так называемого "таклида" – действия шариата на основе уже сложившейся традиции и догмы иджма. С этого времени признается правом только то, что принято и одобрено иджмой.
Однако развитие мусульманской правовой доктрины, а вместе с ней и норм шариата продолжалось и в последующие века. Этому развитию содействовало толкование и применение положений шариата с учетом "условий, места и времени". Благодаря такому подходу доктриной было допущено применение не противоречащих исламу обычаев, соглашений сторон, административных регламентов.Хотя эти правовые формы и остаются вне самой системы мусульманского права, однако придают ему большую гибкость и приспособляемость к различным условиям и позволяют восполнять его пробелы.
Государственная власть, согласно исламу, – не господин, а слуга права (шариата), поэтому она не может посредством своего законодательства изменять шариат и творить, новое право. Но она должна следить за соблюдением требований шариата и в целях охраны общественного порядка может принимать соответствующие решения и акты. Содержание таких государственных актов, особенно в современных мусульманских странах, зачастую существенно расходится с традиционными положениями шариата. В этих случаях для демонстрации соблюдения требований шариата используются разного рода правовые фикции. Так, аренда земли, запрещенная шариатом, трактуется как соглашение о товариществе и т. д.
Мусульманское право как особое религиозное право общины верующих исламистов не следует смешивать с системой национального права той или иной мусульманской страны. Возникнув на исходной основе шариата, национальные системы позитивного права этих стран значительно отличаются друг от друга. Существенную роль в отходе в XIX–XX вв. этих национальных систем права от традиционного шариата сыграли такие факторы, как развитие современных форм социально-экономической, политической и духовной жизни, рецепция некоторых положений европейского права, усиление объема и значения государственного законодательства, ликвидация в ряде стран специальных судов, применявших шариат, и т. д.
Соответствующие законодательные реформы осуществлялись сперва (в XIX – I половине XX в.) в области торгового, морского, уголовного и налогового права, а затем (во II половине XX в.) и в остальных сферах правовой жизни, включая вопросы семейного права, наследования, личного статуса и т. д. Процесс модернизации национальных систем права сопровождался принятием во многих мусульманских странах (Египет, Турция, Сирия, Тунис, Марокко, Иордания и др.) гражданских, уголовных и некоторых других кодексов по романо-германскому образцу.
Влияние западного права (европейского и американского) на национальные системы права мусульманских стран особенно усилилось в условиях современного международного сотрудничества различных государств и развития интеграционных процессов в области экономики, экологии, борьбы против международной преступности, защиты мирового правопорядка и т. д.
Однако эта общая позитивная тенденция к модернизации национальных систем права в духе западного права а целом ряде случаев прерывается попятными движениями, усилением в тех или иных мусульманских странах фактора исламского фундаментализма, роли традиционного шариата, реанимацией шариатского суда, шариатских форм правления и т. д. Так, согласно конституции исламской республики Иран 1979 г., все законодательство должно соответствовать требованиям традиционного шариата. А закон 1981 г., регламентирующий вопросы уголовного права, воспроизводит архаичные требования шариата. Существенную роль исламский фундаментализм (и вместе с ним традиционный шариат) играет и во многих других странах (Афганистан, Пакистан, Судан и др.).
Заметное оживление и усиление исламского фактора и роли традиционного шариата происходит и в ряде постсоциалистических стран и регионов с мусульманским населением (некоторые бывшие советские республики и автономии с мусульманским населением, Албания, район Косово и т. д.).
23. Утопический социализм XV – XVI вв. (Т. Мор, Т. Кампанелла).
Социальная мысль эпохи Возрождения: Мор, Макиавелли, Кампанелла
Возрождение – эпоха становления раннего буржуазного общества (в основном, в Италии) XIV–XVII вв. Возникновение культуры гуманизма, достижения в области естествознания. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла). Натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс). Методы экспериментально-математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, научные законы природы (Галилей в механике). Антропоцентризм: человек – центр вселенной и цель всех событий. Гуманизм – отражаемый антропоцентризм: исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека (рассуждения человека о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении и т.д.). Итальянский гуманизм – литературный.
Томас Мор (1478–1535). Попытался воплотить представления об идеальном государстве в своей книге «Утопия». В первой ее части нашел отражение трагичный процесс обезземеливания английских крестьян (огораживание). Во второй части дана модель идеального общества, где нет частной и личной собственности, где все трудятся (не более 6 часов ежедневно), нет власти денег и денег вообще. Мор требовал отчуждения собственности индивидов в пользу государства. Частная собственность – главная причина социальных бедствии. Требовал религиозной веротерпимости, меньшего количества догматов веры и воспитание юношества духовенством. Критический взгляд на это искусственно устроенное государство не позволяет назвать государство Утопию хоть сколько-нибудь справедливым; в нем порваны родственные связи, отсутствуют деньги, навязано новая мораль, и совершенно не ясно, что же будет побуждать людей к труду на благо общества (только страх?).
Никколо Макиавелли (1469–1527). Книга «Государь»: правила политического поведения людей, «реальная политика». Наиболее жизнеспособные государства в истории – республики, граждане которых были максимально свободны. Ввел понятие государственный интерес: право государства не обращать внимания на законы в случае, если этого требуют «высшие государственные интересы». Цель действий правителя – успех, а не добродетельность или порочность. «Государь» – это технологическое руководство по захвату, удержанию и использованию государственной власти. Человеческий эгоизм и потребность в его в насильственном обуздании породили государство. В своем труде автор предлагает типизацию государств, анализируя слабые сильные стороны тех ли иных государств; пишет об использовании подкупа, хитрости, крепостей, наемников и пр. для завоевания удержания власти.
Томаззо Кампанелла (1568–1639). Сторонник идеи папско-католической единой монархии, которой должны подчиняться все национальные государства. Книга «Город солнца». Тезис «двойного откровения» – природы и Священного писания. Не принял учение Галилея о бесконечности Вселенной, допускал существование множества миров. Главные первоначала бытия – Мудрость, Мощь и Любовь. Воля людей полностью направлена на власть. Власть достигается благодаря знанию. «Город солнца» – христианско-коммунистическая утопия, модель некого «совершенного» государство, в котором господствуют философы-священники во главе с Метафизиком, воплощающим собой идеал лидера. Отсутствуют частная собственность и семья, детей воспитывает государство, всеобщий обязательный 4-часовой труд гарантирует изобилие. Начальствующих специалистов в городе 40 человек (главные – Мощь, Мудрость и Любовь – соответственно курирующие вопросы: военные, научные, питания, деторождения и воспитания). Все вопросы жизни индивидуума жестко регламентированы властью, человек сам не решает даже очень простых, бытовых вопросов. Можно сказать, что это «идеальное» государство больше похоже на тиранию, нежели на свободное и счастливое политическое образование.