Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов публичной исполнительной власти и их должностных лиц (административная юстиция в России)

Судебный порядок разрешения жалоб является надежным способом охраны граждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются неправомерными действиями субъектов власти. Это обусловлено тем, что дела рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями, судьи независимы, обладают необходимой квалификацией для разбирательства дел, а процедура правосудия наилучшим образом приспособлена для выявления истины. Жалоба, как правило, подается в суд по месту жительства гражданина, заявитель лично участвует в рассмотрении дела и может активно защищать свои интересы, в судебном споре он – сторона, равноправная с другой стороной дела, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются.

Судебный надзор за законностью публичной административной деятельности представляет собой вид государственного контроля*.

Его специфика состоит в том, что проверяется только законность властных актов, действий и бездействия субъектов власти. Проверку проводит орган правосудия при рассмотрении конкретных дел по жалобам и искам граждан.

Рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц и органов исполнительной власти – это административная юстиция, или правосудие по административным делам. Административная юстиция в России характеризуется следующими особенностями:

• это решение спора между гражданином и субъектом публичной власти о законности действий последнего;

• споры решаются обычными судами (общей юрисдикции, арбитражными, конституционными);

• порядок рассмотрения дел регламентируется нормами ГПК**, АПК, законами о конституционных (уставных) судах.

В настоящее время нужно различать два варианта судебного обжалования: по общему правуина основе специальных норм.

Соответственно есть общие и специальные судебные жалобы.

Судебные жалобы граждан можно различать и по адресатам: мировым судьям, в суды общей юрисдикции, в арбитражные суды и в конституционные (уставные) суды ***.

* В литературе по уголовному и гражданскому процессу в понятие «судебный надзор» вкладывается иной смысл. Во избежание путаницы следует уточнить, что речь идет о судебном надзоре за административной деятельностью. Существует мнение, что именно его ст. 118 Конституции РФ называет административным судопроизводством.

** В ряде стран, например, во Франции, Германии, Египте, административная юстиция осуществляется специальными административными судами в порядке, установленном нормами административного права. И нередко ученые считают, что административная юстиция существует только в тех странах, где созданы специальные административные суды.

*** Конституционные суды созданы в России, а также в ряде ее республик. Уставами некоторых субъектов Федерации предусмотрено образование уставных судов.

Обжалование по общему праву в суды общей юрисдикции регламентируется Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции Закона от 14 декабря 1995 г.).

В соответствии с законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:

• нарушены права и свободы гражданина;

•созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; •незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме тех, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в районный суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Административную жалобу обязаны рассмотреть в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

По закону судебная жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива*.

Жалоба направляется либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика.

* В научной литературе предлагается судебные жалобы называть административными исками.

В таком же порядке военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Для обращения в суд установлены следующие сроки:

• три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

• один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Верховный Суд Российской Федерации признал, что обращение в суд с заявлением о признании недействительным нормативного правового акта не ограничено сроком, в течение которого этот акт может быть оспорен. В его определений сказано:

К. обжалует нормативные правовые акты, которые сроком действия во времени не ограничены и рассчитаны на неоднократное их применение, что в каждом случае затрагивает права и свободы неопределенного круга субъектов общественных отношений, регулируемых этими актами. Поскольку незаконным нормативным актом гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица нарушаются в течение всего периода действия данного акта, то срок для обращения с жалобой в суд не может исчисляться со дня вступления акта в силу. Такой акт может быть оспорен в любое время его действия как в целях предотвращения негативных последствий в будущем, так и для пресечения длящегося нарушения гражданских прав *.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет применение к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

* БВС РФ. 1998. № 9. С. 9–10.

А в ст. 7 Закона от 27 апреля 1993 г. в 1995 году было внесено такое дополнение: «В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меру предусмотренной... федеральными законами ответственности вплоть до представления об увольнении». Иными словами, суду предоставлено право применять к виновным государственным служащим такие меры дисциплинарного воздействия, как замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии. Эта норма впервые в законодательстве России предоставила суду несвойственное ему право – привлекать виновных к дисциплинарной ответственности.

В Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, федеральных окружных арбитражных судах субъектов Федерации специально образуются коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административно-правовых отношений. Общей нормой – ст. 22 АПК РФ – предусмотрено, что они рассматривают жалобы граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, организаций на действия субъектов власти. В частности, арбитражным судам подведомственны экономические споры о нарушении прав собственника, об отказе в государственной регистрации, о взыскании штрафов, о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, о возмещении убытков, о несостоятельности (банкротстве).

Судебное обжалование на основе специальных норм – исключение из судебного обжалования по общему праву. В установленных специальными нормами случаях жалобы тоже направляется в суд, но процедуры их подачи и рассмотрения отличаются некоторым своеобразием.

Примером специальной судебной жалобы может быть обжалование по п. 1 ст. 47 Закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», на основании которой решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд.

Специальные жалобы в арбитражные суды в соответствии со ст. 4 АПК подаются, если федеральным законом установлен для определенной категории дел досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров. В таких случаях суд может принять дело к производству, если соблюдена процедура досудебного рассмотрения разногласий.

Граждане могут обращаться в Конституционный Суд в соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Статьями 96–100 этого Закона урегулированы особенности рассмотрения дел по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан.

Правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан. По итогам рассмотрения такой жалобы Конституционный Суд принимает одно из следующих решений (ст. 100):

1) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации;

2) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации.

В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации признал закон, применяемый в конкретном деле, не соответствующим Конституции Российской Федерации, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке. (А как быть с актами, принятыми ранее на основе такого закона? –Д. Б.)

Постановления Конституционного Суда подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, а также субъектов Федерации, которых они касаются.

Чтобы читатели лучше поняли, насколько широко используется право на судебную защиту, можно привести цифры и примеры.

По данным статистики о деятельности судов общей юрисдикции, они рассмотрели:

    1993 г. (тыс.)     1994 г. (тыс.)     1997г. (тыс.)     1-я половина 1998 г.(тыс.)  
   
   
Всего дел, вытекающих из   38,4   51,2   171,3   276,5  
административно-правовых                  
отношений                  
В том числе жалоб на   20,3   27,8   80,5,    
неправомерные действия                  
административной власти                  

В качестве примера административной юстиции хочется привести решение суда по уникальному делу.

В решении Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 22 июня 1998 г. по жалобе Кучкина О.С. сказано:

Приказом № 25 от 1 октября 1996 г. Кучкин О.С. по результатам приемных испытаний зачислен в студенты Российской школы частного права (РШЧП). Приказом № 4 от 26 января 1998 г. зачисление Кучкина О.С. в РШЧП признано недействительным с 1 октября 1996 г.

Заявитель Кучкин О.С. обратился в суд с жалобой от 26 января 1998 г., требуя допустить его к сдаче экзаменационной сессии, сдаче и защите магистерской диссертации. В обоснование своих требований он указал, что зачисление в РШЧП является действительным, поскольку он представил реферат и защитил его на отлично, а также прошел дальнейшие испытания, предусмотренные правилами приема в школу. Представленный реферат на тему «Правовые и экономические последствия несоблюдения договорных обязательств юридическими лицами» написан им в соавторстве с 3.

Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующему мнению.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, ст. 1, 3 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями государственного органа или должностного лица нарушены его права или свободы.

Согласно Уставу РШЧП, Правилам приема в РШЧП прием в школу проводится по личному заявлению абитуриента на основе результатов вступительных испытаний, которые включают: оценку и защиту представленного абитуриентом реферата, собеседование и проверку знаний иностранного языка. В данном случае целью написания реферата является выявление способностей, уровень индивидуальных знаний конкретного абитуриента, поскольку поступление в РШЧП происходит на конкурсной основе. Абитуриент должен представить самостоятельно (лично) выполненную работу, позволяющую приемной комиссии оценить уровень знаний, навыки работы с литературой, способности абитуриента к аналитической и научной работе.

При поступлении в школу и защите реферата заявитель Кучкин не сообщил приемной комиссии о написании в соавторстве данного реферата, и в самом реферате и дипломной работе 3. нигде не указано написание этих работ в соавторстве и это никак не оформлено. О факте плагиата стало известно после проверки, проведенной комиссией, которая установила, что реферат, представленный Кучкиным О.С. приемной комиссии, полностью совпадает с текстом дипломной работы 3.

Следовательно, нельзя признать Кучкина О.С. прошедшим конкурсный отбор в соответствии с Уставом, Положением и Правилами приема и законным последующее его зачисление в РШЧП. Пункты 3, 4 Приказа № 4 от 28 января 1998 г. являются законными и обоснованными, а жалоба заявителя Кучкина О. С. удовлетворению не подлежит.

Свердловский Областной Суд, рассмотрев жалобу на это решение, оставил его в силе.

Наши рекомендации