Типичное поведение в конфликтной ситуации
Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. Но при всей несхожести манер и стилей конфликтное поведение имеет некоторые общие признаки. Это связано в первую очередь с тем, что решение той проблемы, которая стала камнем преткновения в отношениях, в определенной мере значимо для каждой из оппонирующих сторон и делает их взаимодействующими партнерами. У всякого конфликта есть некая стандартная схема развития: непосредственная причина, приводящая к столкновению, — несовместимость интересов и целей, несовпадение занимаемых позиций, предпринимаемых действий и используемых при этом средств. Стиль в этом контексте означает способ осуществления определенных интересов, образ действий по достижению намеченной цели и вместе с тем манеру общения. Конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни. Предотвращение и разрешение конфликтов возможно при знании типичных стилей поведения в конфликтной ситуации. В настоящее время психологам, учителям, социальным педагогам и работникам правоохранительных органов часто приходится сталкиваться с последствиями межличностных конфликтов (ребенок — школа, ребенок — родители, ребенок — сверстники и др.): бродяжничество, беспризорность и др. Статистика в этом плане неутешительна. Это в свою очередь приводит к хронической неуспеваемости по основным школьным предметам, и как результат возникает безграмотность. На сегодняшний день практически отсутствует специализированная методика, направленная на выявление стиля поведения в конфликте. В предлагаемом руководстве излагается опыт создания и использования методики «Стили поведения в конфликте» (СПК). При создании методики «Стили поведения в конфликте» необходимо основываться на общетеоретических представлениях 3. Фрейда и типологии стилей конфликтного поведения К. Томаса. В основе создания «СПК» лежит гипотеза проекции. Ведущее место при создании «СПК» занимает апперцепция, т.е. под воздействием прошлого опыта взаимодействия с окружающей средой человек ассимилирует и трансформирует предложенный стимульный материал в определенный ответ. Ответы соответствуют стилям конфликтного поведения, по К. Томасу. Реализация гипотезы потребовала достижения следующих целей исследования:
1) разработка стимульного материала с учетом требований, предъявляемых к проективным методикам (его неопределенность в смысловом отношении, эмоциональная насыщенность);
2) отработка содержания даваемой инструкции (краткость);
3) статистическая обработка полученного материала. Предлагаемая
методика обладает рядом особенностей: стимульный материал
представлен в виде 30 рисунков с изображением конфликтных
ситуаций. Конфликтные ситуации охватывают три области активного взаимодействия человека, а именно: взаимодействие с семь
ей, сверстниками и коллегами по работе. Каждая область конфликта включает по 10 рисунков. Конфликтные ситуации относятся к различным областям взаимодействия и следуют в определенной последовательности. Стимульный материал оснащен вариантами ответов (шкалы), соответствующих аналогичным стилям поведения в конфликте, предложенным К. Томасом: соперничество, приспособление, компромисс, избежание и сотрудничество. Каждая шкала, по К. Томасу, включает 30 вариантов ответов, выбор каждого из которых соответствует 1 баллу. Таким образом, нами максимально структурирован и адаптирован стимульный материал с целью выявления стилей поведения.
Тест Томаса-Килменна
Наиболее известным специфическим методом диагностики конфликтов является тест Томаса-Килменна, предназначенный для определения наиболее характерного для человека стиля разрешения конфликтов. Автор выделил пять таких стилей: конкуренция, сотрудничество, уклонение, приспособление, компромисс. Каждый из стилей эффективен только в определенных условиях. Поэтому каждый человек умеет эффективно использовать каждый стиль, учитывая сложившиеся обстоятельства. Более эффективным будет стиль, выбранный исходя из особенностей конкретной ситуации и индивидуальных особенностей личности. Как правило, люди используют один или два стиля. Иногда люди могут иметь два равнозначных стиля. Следовательно, необходимо знать свой стилевой репертуар для эффективного и бесконфликтного общения. Необходимо оценить каждый стиль разрешения конфликта по следующей системе оценок: «использую чаще всего», «предпочитаю использовать», «использую реже всего», «чувствую себя при использовании наименее комфортно». Например, для показателя «использую чаще всего»: конкуренция — 3, уклонение — 5, приспособление — 2, сотрудничество — 4, компромисс — 1 и т.д.
В отечественной психологии данная методика адаптирована Н.В. Граненной. Как показывают результаты исследований, чаще всего используются стратегии компромисса, сотрудничества и избегания, реже — приспособления и противоборства.
Также известным среди отечественных методов является разработанная А.Я. Анцуповым модульная методика диагностики межличностных конфликтов. Она позволяет выявить сотрудников, имеющих наибольшее число конфликтных взаимоотношений, с ее помощью можно выявить ранг каждого работника в коллективе по каждой шкале, выявить тенденции в динамике взаимоотношений и многое другое.
Модульная структура данной методики включает четыре базовые измерительные шкалы: отношение к каждому члену группы, представление об отношении каждого к нему самому, качество выполнения должностных обязанностей, развитость нравственных качеств. Сопоставление ответов на первые два вопроса дает возможность выявить не только реальные, но и потенциальные конфликтные взаимоотношения в группе.
А.И. Шипиловым разработана методика по определению уровня внутриличностной конфликтности. Автор выделяет шесть видов внутриличностного конфликта: мотивационный (между «хочу» и «хочу»), нравственный (между «хочу» и «надо»), ролевой (между «надо» и «надо»), адаптационный (между «надо» и «могу»), неадекватный (между «могу» и «могу»). Методика позволяет определить степень внутриличностной конфликтности человека.
Т. Полозовой предложена методика определения внутригрупповой конфликтности, благодаря которой можно выделить конфликтные пары, посчитать коэффициент конфликтности. Для этого каждым членом группы производится оценивание парных отношений всех остальных членов на основании внешне наблюдаемых признаков конфликтных отношений.
В целях диагностики различных сторон конфликта исследователями используются также проективные рисуночные тесты, цветовой тест отношений Рокича и др. Разработаны и используются следующие методики: методика «межличностного семейного конфликта», разработанная В. Левковичем и О. Зуськовой; методика включенного конфликта Ю. Баськиной, предназначенная для диагностики родительского отношения к ребенку; опросник диагностики ролевого конфликта С. Ериной, позволяющий выявить наличие психологического конфликта у руководителей первичных производственных коллективов; опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю. Алешина, Л. Гозман, Е. Дубовская), позволяющий изучать поведение в семейных конфликтах, и ряд других методик.