Универсальные системы коллективной безопасности
В отличие от групповых универсальные системы коллективной безопасности предполагают совместное запрещение применения силы или угрозы ее применения в отношениях между государствами, а также принятие коллективных мер для предотвращения и подавления актов агрессии. Универсальная система безопасности создается в общих интересах всех государств против не противника (как союзы), но агрессора, которым может оказаться и сам участник такой системы.
Глобальным и главным инструментом универсальной коллективной безопасности выступает Организация Объединенных Наций (ООН) — всемирная организация суверенных государств, в основу деятельности которой положена идея такого регулирования взаимоотношений между государствами, которое способно исключить из международной жизни вооруженные конфликты, обеспечить широкое мирное сотрудничество.
Деятельность ООН определяется ее Уставом — многосторонним договором, определяющим порядок совместных действий государств по обеспечению их общих интересов, предотвращению войн и мирного решения международных проблем. Среди целей ООН главной является поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер (ст. 1 Устава ООН).
В соответствии с Уставом ООН предусматривается следующая система мер по обеспечению коллективной безопасности.
Во-первых, оказание содействия и разработка рекомендаций, касающихся процессов разоружения и регулирования вооружений (ст.11, 26 й 47 Устава ООН). Эти вопросы находятся в ведении Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН), главного совещательного органа Организации, которая утверждает соответствующие международные программы, рассматриваемые Комиссией ООН по разоружению. В функции ООН не входит проведение переговоров в области ограничения вооружений и разоружения, а решения ГА ООН в данной области носят рекомендательный характер.
Во-вторых, предотвращение и урегулирование международных споров и конфликтов (гл. VI Устава ООН). Система мирного разрешения споров в рамках ООН рассчитана на предотвращение войны на самых ранних стадиях ее зарождения. Устав ООН обязывает участников международных споров стараться разрешить их всеми доступными мирными средствами. При этом Совет Безопасности ООН (СБ ООН), единственный орган ООН, который согласно ее Уставу располагает правом принятия решений, обязательных для всех ее участников, способствует этому процессу, располагая исключительными полномочиями по расследованию самого спора и рекомендуя надлежащие процедуры и методы урегулирования.
В-третьих, действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии. Определение существования угрозы миру, нарушения мира или агрессии и вынесение решения относительно мер противодействия находятся в исключительном ведении СБ ООН. Меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами определяются п.4 ст.2 Устава ООН.
Кроме того, система коллективных мер ООН предусматривает меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII Устава).
Так, наряду с ООН цели коллективной безопасности преследуют и региональные соглашения и организации. В соответствии с гл. VIII Устава ООН допускается существование только таких региональных соглашений и органов, деятельность которых совместима с целями и принципами ООН.
Устав ООН предъявляет к региональным организациям (соглашениям) следующие требования:
1. Действия этих соглашений не должны быть распространены за пределы данного района.
2. Эти соглашения не должны противоречить целям и принципам Устава.
3. Совет Безопасности должен быть полностью информирован о действиях, не только предпринятых, но намечаемых в силу региональных соглашений для поддержания международного мира и безопасности.
К компетенции региональных организаций коллективной безопасности относится обеспечение мирного разрешения споров между собственными членами. Но если угроза миру распространяется за рамки данного региона, то решение по ее нейтрализации передается в ведение СБ ООН. Другой важнейшей задачей региональных систем безопасности является контроль и обуздание региональных гонок вооружений.
Главными для региональных организаций согласно ст. 52 Устава являются мирные средства разрешения споров. Применение силы региональными организациями ограничено: исходя из положений ст. 51 Устава государства — члены региональных организаций коллективной безопасности могут применять силу лишь в случае уже совершенного нападения и только под руководством СБ.
Совет Безопасности ООН может использовать региональные организации для осуществления под своим руководством принудительных действий. Но сами региональные организации не полномочны принимать какие-либо принудительные действия без разрешения СБ ООН, за исключением случаев отражения уже совершенного нападения на одного из участников региональной системы коллективной безопасности.
Из рассмотрения различных форм коллективной безопасности следует, что коллективная безопасность — это совокупность нормативных, организационных (институциональных) и практических мероприятий, основанных на сотрудничестве государств по поддержанию международного мира, предотвращению и устранению угрозы миру, а в случае необходимости — подавлению актов агрессии и оказанию коллективной помощи, в том числе военной, ее жертве.
Нормативные мероприятия в рамках коллективной безопасности в настоящее время реализуются на основе общих источников международного права. Центральное место здесь принадлежит Уставу ООН. Кроме того, нормативную сторону коллективной безопасности образуют межгосударственные договоры в данной области, определяющие параметры процессов регулирования вооружений и разоружения, блокового и коалиционного военно-политического строительства, применения силы в интересах поддержания мира и безопасности, а также односторонние и взаимные гарантии безопасности.
Для всех договоров о коллективной безопасности характерны такие положения:
Ø не прибегать к силе или угрозе силой;
Ø разрешать споры только мирными способами;
Ø активно сотрудничать в деле устранения любой опасности международному миру, оздоровления международной обстановки;
Ø нападение какого-либо третьего государства на одно из государств системы коллективной безопасности считается нападением на все государства системы.
Государства — члены этих договоров берут на себя обязательство оказывать помощь при вооруженной агрессии третьих государств на участников договора о коллективной безопасности.
Организационные формы коллективной безопасности зависят от представлений государств о степени согласованности национальных интересов, а также о мерах, необходимых для противодействия общим угрозам национальной безопасности.
Традиционной формой региональных организаций выступают групповые системы — военные блоки, такие как НАТО, Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), АНЗЮС.
Параллельно развиваются региональные системы коллективной безопасности — ОБСЕ, Лига арабских государств (ЛАГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ).
В последнее время все большую значимость приобретают формы так называемой кооперативной безопасности — многосторонние политические консультативные процессы и системы взаимного оповещения — Шанхайская организация сотрудничества, Региональный форум АСЕАН по вопросам безопасности (АРФ).
В последнее время значимыми участниками становятся международные неправительственные организации (Международный Красный Крест, «Врачи без границ» и др.) и даже частные лица.
Практические мероприятия коллективной безопасности реализуются широким спектром действий:
Ø переговорными процессами в области регулирования вооружений и разоружения;
Ø миротворчеством (посредничеством и мониторингом выполнения соглашений, превентивной дипломатией);
Ø поддержанием мира (миротворческими и гуманитарными операциями), а также принудительными мерами, в том числе коллективными действиями по отпору агрессору.
Кроме того, реализуется миростроительство (помощь в восстановлении государственных институтов, наблюдение за выборами, борьба с наземными минами и т.п.).
Таким образом, система универсальной коллективной безопасности в корне отличается от альянсов, создававшихся на основе концепции баланса сил, в которой определялись вполне конкретные противники, подразумевалось взаимное противостояние. Она подразумевает такую модель интеграции, при которой устраняются факторы конкуренции, характерные для системы баланса сил, и призвана объединять все желающие страны в целях обеспечения коллективного порядка, а не разделения их на враждебные союзы. При этом предполагается, что международная политика исходит из предпосылки существования такой ситуации в мире, когда все государства противостоят одинаково осознаваемой угрозе.
В период «холодной войны» системы коллективной безопасности создавались главным образом для предотвращения внешней агрессии, рассматриваемой в качестве главной угрозы национальной безопасности государств региона. В настоящее время системы коллективной безопасности во многом переориентируются на нейтрализацию трансграничных угроз, противодействие которым исключено (или неэффективно) вне широкого международного сотрудничества в сфере безопасности.
Недостатки подхода, основанного на принципах коллективной безопасности, пытается преодолеть теория кооперативной (общей) безопасности на основе сотрудничества. Кооперативная безопасность предполагает, что глобальные угрозы, существующие для всей системы международных отношений, нельзя решить только в рамках национальных границ; большое внимание необходимо уделить общим угрозам, которые следует разрешать только на пути сотрудничества, основанного не на альтруизме, а на понимании собственной выгоды.
Концепция безопасности на основе сотрудничества базируется на дипломатических мерах в обеспечении безопасности. Здесь значима роль превентивной дипломатии, мер доверия, диалоговых и многосторонних форм сотрудничества, консультаций. Важным отличием концепции безопасности на основе сотрудничества (кооперативной безопасности) от системы коллективной безопасности является необязательность формальных институтов. Соответственно, в таких системах отсутствует и принцип «нападение на одного — нападение на всех». Примером режима кооперативной безопасности может быть ШОС, АРФ. Если система коллективной безопасности делает упор на подготовку противодействия агрессору, то кооперативная безопасность ориентирована на разработку превентивных мер, снижающих риски вероятных вооруженных конфликтов.
Следует отметить также и концепцию «человеческой безопасности», разработанную во второй половине 1990-х гг. По мнению одного из основоположников этой концепции, министра иностранных дел Канады Л. Эскуорти, безопасность индивидов имеет в настоящее время тенденцию к снижению, особенно по причине растущего числа внутренних конфликтов. Новые гражданские конфликты и массовые нарушения прав человека, рост насильственных преступлений, распространение терроризма и наркотиков, а также деградация окружающей среды требуют разработки качественно новых стратегий в области безопасности. Призывы к практическому воплощению концепции человеческой (гуманитарной) безопасности на рубеже 2000-х гг. были высказаны руководством Японии. Причем реализовать эту концепцию на практике предполагалось на региональном уровне, в рамках АТР. Главной идеей концепции человеческой безопасности является опровержение гипотезы, согласно которой безопасность индивидов вытекает из безопасности государств.
Современные международные организации, такие как, например, ШОС, нацеленные, в том числе, и на борьбу с транснациональными угрозами, носят открытый характер, что предполагает рост их эффективности по мере расширения состава их участников и, следовательно, географических рамок. Формирование и деятельность подобных организаций направляются, в том числе, и на расширение взаимодействия с другими региональными организациями, дополняя интеграционное пространство региона. Тем не менее, эффективность деятельности систем коллективной безопасности продолжает оставаться, прежде всего, функцией политики национальной безопасности их членов, прежде всего наиболее мощных в политическом, экономическом и военном плане.
[1] Международный конфликт рассматривается в качестве особого политического отношения двух или более сторон — народов, государств, групп государств, концентрированно воспроизводящего в форме косвенного или непосредственного столкновения интересов, целей, практических действий сторон лежащие в основе этих отношений объективные и субъективные — экономические, политические, идеологические, национальные (племенные), религиозные или иные по природе и характеру противоречия и соответствующие отношения. (Международные конфликты современности. М., 1983.)
Международный конфликт выступает в двух основных стадиях: споры — невооруженная стадия, войны (военные, вооруженные конфликты) — вооруженная стадия.
[2] Глобальные проблемы современности. М.: Мысль, 1981.
[2] Грани глобализации / Горбачев-Фонд. М.: Альпина паблишер. 2003.
[3] Russet В.М. International Regions and International System. Chicago, 1967.
[4] Mack A., Ravenhill J. Pacific Cooperation: Building economic and security regimes in the Asia Pacific Region. Boulder. CO; Westview Press. 1995.
[5] Несмотря на то что региональные экономические интеграционные группировки также преследуют цели коллективной безопасности, но в сфере международной экономической конкуренции (ЕС, НАФТА, MEРКОСУР, АСЕАН и др.), к групповым системам коллективной безопасности их не относят, так как их целевое предназначение не касается вопросов коллективной обороны и проблем войны и мира. При этом следует также отметить, что в большинстве случаев экономическая интеграция является основой для интеграции военно-политической, как, например, в случае создания Сил реагирования Евросоюза.