Фирменный стиль и основные агитационные материалы
В данном параграфе речь пойдет о разработке продукции, которая в ходе избирательной кампании тиражируется в массовом порядке. Поэтому вся она должна быть выполнена, что называется, на 6 баллов. Продукция второго сорта здесь недопустима категорически. Никакие затраты времени и средств на создание качественных агитационных материалов не будут лишними. К их разработке в обязательном порядке следует привлечь высококвалифицированных специалистов (прежде всего в области рекламы) и предусмотреть в бюджете кампании оплату их услуг.
Разработка фирменного стиля избирательной кампании является задачей, которая по своему характеру наиболее близка к обычной коммерческой рекламе. Проведение кампании в едином фирменном стиле играет значительную роль при формировании положительного образа кандидата и резко интенсифицирует его внедрение в сознание избирателей. Особенно важен фирменный стиль в кампаниях, где кандидату необходимо решить проблему узнаваемости.
Все это азы, отлично известные любому специалисту по рекламе.
Полномасштабный фирменный стиль кампании включает:
– слоган (основной лозунг) избирательной кампании;
– эмблему и логотип кампании;
– цветовую гамму агитационных материалов;
– музыкальную фразу и (или) музыкальное произведение, сопровождающие кампанию.
Все перечисленные элементы фирменного стиля используются в кампаниях федерального уровня. При снижения уровня кампании необходимость некоторых из них отпадает, но полный отказ от фирменного стиля недопустим ни в одной кампании, какого бы уровня и масштаба она не была.
Главным элементом фирменного стиля, необходимым практически в любой кампании, является слоган.
Хороший слоган должен в нескольких ярких, запоминающихся словах высвечивать положительный образ кандидата. В ходе агитации он играет роль своего рода «информационного гвоздя». Внедрить в сознание избирателей слоган, как правило, гораздо легче, чем любую другую информацию избирательной кампании. Когда такое внедрение состоялось, вся остальная агитационная информация (и прежде всего фамилия кандидата) будет восприниматься, идентифицироваться и запоминаться благодаря слога-ну. Фамилия кандидата в сочетании со слоганом представляют собой минимальный набор информации, решающий практически все основные задачи агитационной кампании: обеспечение узнаваемости и присутствия кандидата в информационном поле кампании, а также формирование положительного образа. Этот набор обязателен к использованию в каждой единице рекламной продукции: видео, аудио и печатной.
В общем, говорить об исключительной важности удачного слогана для победы на выборах означает ломиться в открытую дверь. Поэтому то внимание и усилия, которые уделяют разработке слогана в избирательных кампаниях, является вполне оправданным. К сожалению, довольно часто эти усилия растрачиваются впустую из-за типичных ошибок, которые совершаются при разработке слогана.
В предыдущей главе мы отмечали, что слоган, вообще говоря, целесообразно создавать в два этапа. При разработке стратегии предлагается рабочий вариант слогана, максимально соответствующий положительному образу кандидата. Далее этот рабочий вариант передается специалистам по рекламе, которые доводят его с учетом массы параметров: общий контекст рекламной кампании; краткость, необычность и яркость; смысловые оттенки слов, благозвучие и возможность скандирования и т.д., и т.д. – читателям, которые интересуются подробностями, мы рекомендуем обратиться к специальной литературе по рекламе. Окончательный вариант слогана, скорее всего, будет весьма значительно отличаться от его рабочего варианта.
Однако очень часто весь процесс застревает на первом этапе. Причем даже не потому, что кандидаты скупятся платить лишние деньги специалистам по рекламе. Они просто пугаются окончательного варианта слогана.
Удачный слоган, как правило, кажется несколько необычным, нескромным, вызывающим. Он «режет» глаз и слух. Он и должен быть таким: только тогда избиратели с ходу запомнят его, и только тогда он сможет сыграть роль агитационного «гвоздя» кампании. Однако именно благодаря этим своим свойствам удачный слоган может насторожить и испугать кандидата и его политическое окружение. Руководствуясь известным принципом «как бы чего не вышло», они предпочитают останавливаться на привычных и пресных штампах типа «Профессионализм и ответственность!», «Законность и порядок!» и т.д. Положительному образу кандидата такие слоганы, как правило, соответствуют, но на этом их достоинства и кончаются. Вреда от таких слоганов, в общем-то, нет, но и пользы никакой. Они безнадежно скучны, похожи на слоганы других кандидатов как близнецы-братья, и, главное, они напрочь пролетают мимо сознания избирателей. Возникает парадоксальная ситуация, когда фамилия кандидата оказывается более запоминаемой, чем слоган кампании.
Выше мы отмечали, что политическая реклама ни в коем случае не должна раздражать. К слогану это правило относится в последнюю очередь.
Иногда удачный слоган отвергается из-за опасений, что конкуренты передернут его и выставят кандидата в смешном и нелепом виде. Конечно, если кандидат, желая подчеркнуть, что его будущая деятельность обогатит избирателей, выдаст что-то вроде: «Я дам всем по шапке!», над ним, скорее всего, посмеются. Но за исключением подобных экстремальных случаев бояться того, что конкуренты начнут играть с вашим слоганом, вовсе не следует. Передернуть можно любой слоган. Более того. Работая со слоганом, конкуренты в некоторой степени работают и на кандидата. Во-первых, они за свой счет внедряют его в сознание избирателей; во вторых, вбрасывают выигрышную для кандидата тему в избирательную кампанию. Строить агитацию на разъяснении слогана весьма удобно, и тем более удобно, когда это делается с подачи конкурентов.
И еще одна типичная ошибка. Иногда в процессе разработки фирменного стиля рождается не один, а два и больше достаточно удачных слогана. Сразу возникает соблазн задействовать их все одновременно. Это недопустимо категорически: исчезает сам смысл использования слогана как наиболее легко внедряемого агитационного продукта, который должен тянуть за собой всю рекламную кампанию. Перефразируя известное изречение Наполеона, можно сказать, что лучше один плохой слоган, чем два хороших. Поэтому коль скоро слоган принят, никакие его замены, корректировки, улучшения и т.д. абсолютно недопустимы. Он должен воспроизводиться с точностью до точки. Впрочем, это относится не только к слогану, но и к фирменному стилю в целом.
Завершая обсуждение проблемы слогана, отметим, что иногда поистине блестящий вариант рождается в виде озарения, которое может посетить любого члена штаба, даже не имеющего никакого понятия о тонкостях рекламы. При этом, несмотря на то, что такой слоган часто оказывается весьма далеким от рекламных канонов, он, что называется, попадает в десятку.
В качестве примера рассмотрим самый известный политический слоган всех времен и народов: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Как рекламная продукция он не выдерживает критики: длинноват, начинается с иностранного и труднопроизносимого слова «пролетарий», обилие свистящих в конце фразы... Любой пурист от рекламы отверг бы его с ходу. Во всяком случае, эсэровский лозунг «В борьбе обретешь ты право свое!» звучит гораздо лучше.
Данный пример показывает, что, как ни важен добротный с точки зрения рекламы слоган в политической кампании, выигрывается она все же за счет несколько других факторов.
Эмблема в форме некоего значка необходима только в кампаниях федерального уровня. Вообще же такие эмблемы более характерны для организаций, чем для конкретных людей (кандидатов). Поэтому в менее масштабных кампаниях, как правило, можно ограничиться более простым логотипом в виде определенного графического изображения слогана, фамилии кандидата и т.д. За очевидным исключением: если кандидат баллотируется как представитель федеральной партии, то в своей рекламной продукции он в обязательном порядке должен использовать не только эмблему, но и весь фирменный стиль указанной партии. Это один из наиболее технологичных способов реализации стратегии на отождествление.
Как правило, в мировой практике в качестве эмблем для политических организаций используются те или иные представители фауны или флоры, вызывающие симпатии избирателей. Для России более характерно использование исторической символики, что тоже вполне приемлемо. Менее эффективно применение индустриальной символики. Абстрактные геометрические конструкции, очень хорошо работающие при рекламе потребительских товаров (вспомните трехлучевую звезду «Мерседеса»), в политической рекламе практически не применяются.
Типичная ошибка при разработке эмблемы состоит в том, что заказчик очень часто забывает, где и при каких условиях эта эмблема будет использоваться. В результате создается слишком сложная эмблема, перегруженная символикой и лозунгами. Такая эмблема может эффектно выглядеть на щите размером в несколько квадратных метров, висящем над трибуной партийного съезда. На самом же деле следует в первую очередь думать о том, как будет смотреться эмблема в небольшой по размерам листовке. И главное – как она будет выглядеть в избирательном бюллетене, напечатанном мелким шрифтом в заштатной провинциальной типографии.
Требование простоты и технологичности обязательны для эмблемы избирательной кампании. Она должна легко узнаваться и хорошо выглядеть даже на самой мелкой по размерам и непритязательной рекламной продукции.
В 1995 г. большинство эмблем избирательных объединений в бюллетене по выборам в Госдуму по партийным спискам больше напоминали кляксы. В 1999 г. положение несколько выправилось.
Цветовая гамма агитационных материалов не является полностью самостоятельным элементом фирменного стиля. Обычно ее принимают, отталкиваясь от эмблемы и логотипа кампании. При этом следует помнить, что цвета агитационной продукции следует выбирать, исходя не только из политических и эстетических критериев, но в первую очередь так, чтобы продукция резко выделялась и была легко узнаваемой на фоне аналогичной продукции конкурентов. В этом плане регулярное использование подавляющим большинством партий и кандидатов цветов российского триколора выглядит сущим анекдотом. Авторам подобной продукции, желающим непременно подчеркнуть «демократичность» или «патриотичность» своего кандидата, просто не приходит в голову очевидная мысль, что практически все их конкуренты будут делать то же самое.
Цветовая гамма не используется в малобюджетных кампаниях, не предполагающих выпуск цветной продукции. Однако даже черно-белые листовки иногда лучше печатать на цветной бумаге. Такой прием сразу же выделит вашу продукцию на фоне конкурентов.
Музыкальная фраза также не относится к самостоятельным элементам фирменного стиля. В ее качестве наиболее целесообразно использовать звуковое сопровождение к рекламному ролику кандидата. Тем не менее, это очень важная составляющая фирменного стиля, поскольку по своему внедрению в подсознание избирателей музыка обычно превосходит другие способы воздействия. Если же удастся в качестве музыкального сопровождения подобрать соответствующую образу кандидата популярную и любимую народом песню, это может оказаться одним из самых удачных ходов в рекламной кампании. Если удалось добиться достаточного отождествления кандидата и такой песни, то, помимо прочих плюсов, появляется возможность косвенной агитации за кандидата в день выборов без формального нарушения закона: для этого достаточно гонять указанную песню по возможно большему числу теле- и радиоканалов.
Заметим, что практически реализовать данную рекомендацию далеко не так просто, как кажется с первого взгляда. В качестве примера рассмотрим две имевшие место в 1999 г. попытки: КПРФ с песней «Вставай, страна огромная!» и «Яблока» с песней «Я люблю тебя, жизнь».
Песня, которую выбрала КПРФ, точно соответствовала ее положительному образу и хорошо ложилась как на видеоролики партии, так и на ее агитационную кампанию в целом. Однако «приватизировать» под себя столь известное произведение за ограниченную по времени и информационным ресурсам избирательную кампанию КПРФ явно не удалось. Поэтому и отдача от данного приема оказалась, на наш взгляд, меньше, чем этого можно было ожидать.
Что касается «Яблока», то песня «Я люблю тебя, жизнь» никоим образом не соответствовала положительному образу Г.Явлинского и его объединения. Скорее она подошла бы Партии пенсионеров или той же КПРФ. А если вспомнить, что песня звучала на фоне видеоряда, сделанного в стилистике не 60-х (когда она была написана), а 30–40 годов, и что все это подавалось одновременно со слоганом «Знание, воля, результат» и эмблемой в форме стилизованного яблока, то иначе как шизофреническим (т.е. страдающим раздвоением и растроением) подобный фирменный стиль назвать нельзя. Можно предположить, что разработчики стиля хотели ввести в него набор разнородных элементов, на которые, по их мнению, должны были клюнуть разные группы избирателей. На наш взгляд, это напоминает сооружение блюда из бифштекса, селедки, торта и компота, исходя из весьма наивного представления, что на сей кулинарный шедевр с восторгом накинутся любители каждого из включенных в него продуктов.
Приведенный пример не только иллюстрирует трудности с введением песни в агитационную кампанию, но еще раз подтверждает главное: и фирменный стиль, и кампания в целом теряют всякий смысл, если они не направлены на формирование единого положительного образа кандидата.
Основные агитационные материалы кампании представляют собой ее информационный каркас. Они не только тиражируются в массовом порядке, но и являются основой всех других агитационных материалов, изготовляемых в ходе кампании.
Исходя из своего опыта проведения избирательных кампаний, мы считаем, что к основным агитационным материалам следует отнести:
– месседж (послание к избирателям) и речевые модули для отработки тем кампании;
– официальную фотографию и биографию кандидата;
– основную листовку кандидата, содержащую его фотографию, краткую биографию, месседж, эмблему и слоган;
– вопросник (основное интервью) кандидата (брошюра «Вопросы к кандидату», содержит 30–40 вопросов и ответов по всем актуальным проблемам кампании);
– листовку «Основа предвыборной платформы кандидата».
Месседж представляет собой короткий текст (примерно половина машинописной страницы), отвечающий на вопрос, почему следует голосовать за данного кандидата и охватывающий все агитационные темы кампании (в некоторых случаях содержание месседжа можно ограничить только главной темой). Он играет исключительную роль в избирательной кампании: по сути, месседж – это вторая по важности после слогана текстовая информация, которую необходимо довести до избирателей.
Главное назначение месседжа – формирование положительного образа кандидата на «текстовом» уровне. Ясное понимание этого обстоятельства является ключевым для правильной разработки и внедрения месседжа.
Основную роль в месседже играют не содержащиеся в нем мысли и идеи, а их словесное оформление. Собственно говоря, месседж должен целиком состоять из ярких и хорошо запоминающихся лозунгов, включая, разумеется, и слоган. Внедрить в сознание избирателей месседж – означает приучить их к содержащимся в нем словам и словосочетаниям; сделать слова месседжа узнаваемыми и привычными. Выше мы уже отмечали, что один из самых эффективных способов привить людям определенный образ мыслей состоит в приучении их к определенным словесным штампам. Именно на этом обстоятельстве и строится целиком процесс внедрения месседжа кандидата в ходе избирательной кампании.
При работе с месседжем необходимо придерживаться следующих правил:
– каждое слово месседжа должно быть выверено и обосновано;
– кандидату обязательно следует выучить свой месседж наизусть и повторять его в ходе кампании как можно большее число раз, используя для этого любую возможность;
– никакая перестановка и тем более замена слов в месседже в ходе его воспроизведения недопустима категорически.
Особо обращаем внимание читателей на последнее правило, поскольку оно часто нарушается. Кандидату кажется неудобным все время твердить одно и то же, подобно попугаю, он пытается облечь те же мысли в другие слова. В 99 случаев из 100 это – ошибка: разрушается основной механизм внедрения месседжа как набора отработанных словесных штампов. Конечно, некоторые дотошные избиратели заметят, что кандидат повторяется, но подавляющее большинство не обратит на это никакого внимания и начнет что-то запоминать только после четвертого-пятого повтора месседжа. Не следует питать иллюзий на счет того, что избиратели будут относиться к словам кандидата как некоему изысканному блюду, которое они так и жаждут проглотить. В реальности гораздо чаще приходится прибегать к насильственному кормлению. Поэтому кандидат не должен стесняться повторять, повторять и повторять месседж дословно, даже если его самого от этого уже тошнит. Практика показывает, что месседж начинает доходить до избирателей как раз тогда, когда у самого кандидата и его штаба он уже перестает вызывать какие-либо эмоции, помимо рвотного рефлекса.
Разработка и отладка месседжа является одним из наиболее трудоемких процессов во всей избирательной кампании. По-хорошему, на нее следует отвести от двадцати дней до месяца. Как и слоган, месседж создается в два этапа: в ходе разработки стратегии предлагается его рабочий вариант, который затем доводится с привлечением профессиональных журналистов.
Бесспорным показателем эффективности месседжа является употребление слов и выражений из него аналитиками и журналистами, комментирующими процесс выборов, а также конкурентами, пусть даже в негативном контексте. А если фрагменты месседжа попадают в «народное творчество», начинают обыгрываться артистами, юмористами и т.д. – это просто блестящее достижение.
Речевые модули представляют собой тексты, не более машинописной страницы каждый, оформляющие темы кампании. Все, что сказано выше о месседже, следует отнести и к речевым модулям (конечно, с поправкой на то, что их роль в избирательной кампании далеко не столь велика).
Официальные фотография и биография кандидата играют весьма важную роль в любой избирательной кампании. Не секрет, что некоторая часть избирателей принимает окончательное решение непосредственно на избирательном участке, после ознакомления с официальными плакатами избиркома. При выборах же со слабым содержанием описанное явление может приобрести массовый характер. В этом случае фотография и биография кандидатов на официальных плакатах становятся главными агитационными материалами, определяющими решение избирателей. Поэтому к их разработке следует отнестись со всей серьезностью.
Официальная фотография может служить основой и для собственных плакатов кандидата.
Несколько слов о проблемах, возникающих в связи с фотографией кандидата. Как мы уже отмечали, продукция второго сорта здесь недопустима. Если кандидат не обладает фотогеничной внешностью, то на его фотографирование придется потратить довольно много времени, и, может быть, сменить нескольких фотографов. Неопытный кандидат, считающий, что проблема официальной фотографии для избирательной кампании ничуть не отличается от фотографирования для заграничного паспорта, может воспринимать это как пустую трату времени, раздражаться, выражать свое недовольство и возмущение руководителю кампании и тем самым изрядно потрепать ему нервы. Иногда возникают проблемы противоположного свойства: кандидат слишком трепетно относится к своему изображению и не желает удовлетвориться даже вполне добротной продукцией. В реальной жизни описанные казусы встречаются довольно часто, и руководитель кампании должен быть готов к тому, что фотографирование кандидата может на ровном месте превратиться чуть ли не в главную проблему организации кампании.
Естественно, в большинстве кампаний не удается ограничиваться лишь одной официальной фотографией кандидата. Необходимо несколько качественных фотографий. Самое же правильное – заранее позаботиться о создании фотобанка кандидата, включив в него все доступные на момент начала кампании фотографии, в т.ч. семейные и детские. Каждая из них может неожиданно понадобиться в любой момент.
Основная листовка кандидата представляет собой главную продукцию его наглядной агитации и используется в самых различных мероприятиях кампании. Как уже отмечалось, она включает:
– фотографию кандидата, желательно официальную, т.е. именно ту, которая будет размещена на плакатах избиркома;
– фамилию, имя и отчество кандидата;
– краткую выжимку из его официальной биографии;
– месседж;
– слоган, эмблему и логотип.
Кроме того, листовка должна содержать контактные телефоны и адрес общественной приемной и (или) штаба кандидата (а также и выходные данные, в соответствии с законом). Данное правило относится ко всем агитационным материалам.
В отличие от месседжа, для основной листовки решающее значение имеет не столько сам текст, сколько внешний вид. Исходя из сказанного, главным действующим лицом при ее разработке является художник (график).
Основа предвыборной платформы представляет собой дополнение и развитие основной листовки. Она выполняется в том же стиле, но вместо биографии и месседжа содержит пять-шесть ярких формулировок программных пунктов будущей деятельности кандидата. Используется данная листовка при проведении ряда основных мероприятий кампании, прежде всего в ходе работы «от двери к двери».
Вопросник (основное интервью) является не только агитационным материалом «прямого действия» через непосредственное распространение брошюры, но прежде всего набором заготовок для статей, интервью и т.д. Кроме того, его содержание широко используется активистами кампании при непосредственной агитации избирателей.
Основное интервью должно охватывать не только темы избирательной кампании, но и более широкий круг вопросов, которые могут возникнуть при общении кандидата и его агитаторов с избирателями. Как правило, он разбивается на следующие тематические рубрики:
– почему я выдвинул свою кандидатуру;
– моя политическая позиция;
– что я намерен сделать (разбивается на подрубрики в соответствии с тематикой кампании);
– мое отношение к конкурентам;
– о себе (биография, семья, хобби и т.д.).
В зависимости от принятой стратегии кампании состав рубрик может меняться.
Вопросы должны быть по возможности простые, но острые, даже провокационные. Во-первых, именно такие вопросы обычно и задают избиратели, во-вторых, чем ехиднее вопросы, тем с большим интересом будет читаться брошюра.
Средний размер ответа – примерно половина страницы машинописного текста. Более длинные ответы тяжело читать.
Практика показывает, что начинать разработку агитационных материалов удобнее всего именно с вопросника. На него не накладываются столь жесткие требования, как на месседж и речевые модули; и несмотря на то, что по объему он значительно превосходит другие материалы, создать его, вообще говоря, проще. В этом смысле он сам может рассматриваться как определенный этап разработки месседжа и речевых модулей, которые конструируются из основного интервью путем сжатия и шлифовки текста.