Краткий обзор истории судебной статистики дореволюционной России 131
За период 1874—1894 гг. был выпущен сборник «Итоги русской уголовной статистики», облегчавший пользование цифровым материалом. Более подробные сведения отчетного характера о деятельности судов, следователей, прокуроров были опубликованы за 1905—1915 гг. в «Ежегодных сборниках статистических сведений Министерства юстиции».
С 1 января 1911 г. Министерство юстиции ввело новый отдел уголовной статистики о прекращении судебного преследования в порядке ст. 356 Устава уголовного судопроизводства, т.е. вследствие признания невменяемости обвиняемых. В опросные листки были включены вопросы психиатрического характера, так что представлялась возможность исследования связи между формой душевной болезни и характером преступного деяния. Опросные листки выясняют также значение вырождения, наследственности и различных мотивов у лиц, признанных неподлежащими судебной ответственности по указанным основаниям. Материалы этой статистики появились в «Сборниках статистических сведений Министерства юстиции».
Последний том «Сборника» содержит материалы 1913 г. Листки за 1914 г. погибли во время революции, а за 1915 и 1916 гг. сохранились. Листки за 1917 г. после Февральской революции поступали очень неаккуратно, а закрытие судебных мест после Октябрьской революции прекратило их поступление вовсе.
Резюмируя, отметим, что, несмотря на большие достижения и несомненные преимущества по сравнению с западноевропейской, организация русской уголовно-правовой (судебной) статистики пореформенного периода не давала возможности установить истинные размеры преступности в стране. Официальная статистика учитывала деятельность общих судов и те дела, рассматриваемые мировыми судами, по которым могло быть назначено наказание не ниже тюремного заключения. К этому можно добавить, что деятельность военных, волостных судов, а также политические, государственные преступления вообще не входили в статистические показатели. 1
Подтверждением явного ухудшения организации уголовно-правовой (судебной) статистики может служить ликвидация в 1909 г. «купонной системы», а также все убывающая показательность «Сводов». Вместо того чтобы рационализировать купонную систему и систему децентрализованной отчетности, Министерство юстиции полностью ликвидировало первую и оставило вторую. В свою оче132
Глава III. История и современная организация правовой статистики
редь ликвидация «купонной системы» повлекла за собой исключение из «Сводов» всех данных о движении дел, и, следовательно, преступность стала учитываться только в лицах. Что же касается ее учета в делах, отражающих число противоправных фактов, число самих преступлений, то таковой учет из-за отсутствия необходимых данных полностью упразднялся.
Одновременно с ликвидацией ведомости о производстве дел вновь вводились «справки о судимости» (что объяснялось необходимостью усиления борьбы с возрастающей рецидивной преступностью), которые должны были составляться вместе со статистическими листками общими, мировыми судами и земскими начальниками на каждого приговоренного к наказанию не ниже тюремного заключения. А из официально публиковавшихся статистических данных были полностью исключены показатели, характеризующие деятельность всех судебных мест.
Основные сведения из истории судебной
Уголовно-правовой) статистики советского периода
И ее современная организация в правоохранительных
Органах России
Всоветский период шел процесс адаптации правовой статистики к новым условиям. В соответствии с Положением о государственной статистике, утвержденным 25 июля 1918 г. Совнаркомом, предусматривалось, что Центральное статистическое управление (ЦСУ) организует статистическое изучение всех областей жизни государства и общества. На него, в частности, было возложено «ведение моральной статистики» (п. 5§ 6 Положения о государственной статистике).
В 1918 г. с образованием народных судов в РСФСР вводятся справочные листки об осужденных и периодические ведомости. Но справочные индивидуальные листки, имеющие своим назначением установление рецидива, поступали в Народный комиссариат юстиции в крайне ограниченном количестве, не более 10%. Периодические же ведомости по своему содержанию не могли дать исчерпывающих сведений.
В 1919 г. ЦСУ по соглашению с НКЮ выработал и утвердил проект статистического листка для обвиняемого (см. с. 145—147). Учету, согласно программе собирания материалов, должны бы-
§ 2. Основные сведения из истории судебной статистики советского периода 133
ли подлежать как все преступные деяния, так и все обвиняемые, оправданные и осужденные. Но несмотря на выпуск статистических листков в том же 1919 г., введение в РСФСР правильно поставленной уголовно-правовой статистики не могло состояться до 1922 г., так как форма листков оказалась трудной для судебных деятелей. В таком же положении оказалась сокращенная форма (из 40 вопросов первого листка во втором было оставлено всего 27), выработанная теми же инстанциями в 1920 г. и также не введенная. В 1921 г. был выработан справочный листок об осужденном (см. с. 147—148). Справочные листки должны были поступать в статистическое отделение НКЮ для печатания списка ограниченных по суду в своих правах осужденных и вообще справок о судимости. Статистические же листки об осужденных должны были поступать в отдел моральной статистики ЦСУ для составления отчетов о движении судимости в РСФСР. Собирание этих материалов началось в 1922 г.
В период 1918—1922 гг. отделы моральной статистики (позднее переименованные в отделы социальных аномалий) получали преимущественно данные ведомственной статистики (НКВД, НКЮ, Наркомпроса).
В процессе развертывания статистических исследований органами ЦСУ в центре и на местах через упомянутые отделы (секции) моральной статистики осуществляли сбор, обобщение, синтезирование следующих материалов статистики: уголовно-правовой; гражданско-правовой; правонарушений несовершеннолетних; самоубийств; абортов; алкоголизма (выборочное изучение).
Статистические данные милиции и уголовного розыска о движении преступности, судов — о числе рассмотренных уголовных дел и осужденных по видам преступлений и мерам наказания, комиссий по делам несовершеннолетних — о числе рассмотренных дел и о составе правонарушений регулярно поступали от указанных ведомств в отделы моральной статистики ЦСУ и в обработанном виде публиковались в статистических сборниках ЦСУ.
За 1918—1920 гг. сведения о движении преступности публиковались по краткой программе в отчетах НКЮ съездам Советов. Так, в отчете VIII Всероссийскому съезду сообщается о деятельности народных судов, революционных трибуналов, следственных комиссий с указанием приговоренных к различным наказаниям, а в отчетах о деятельности революционных трибуналов и следственных комиссий сообщались сведения и о преступлениях по четы134
Глава III. История и современная организация правовой статистики
§ 2. Основные сведения из истории судебной статистики советского периода 135
рем группам: 1) контрреволюционные; 2) спекуляция; 3) должностные и 4) уголовные.
С 1922 г. отделы моральной статистики по согласованию с заинтересованными ведомствами, как уже упоминалось, ввели специальный учет осужденных. На каждого осужденного судья заполнял и подписывал статистическую карточку. Заполненные карточки направлялись периодически в губстатотделы, где производилась их статистическая обработка.
Сводные отчеты по губерниям, республикам и стране в целом публиковались как в общих статсборниках ЦСУ, так и в специальных сборниках. В частности, были опубликованы следующие сборники: «Статистика осужденных в СССР в 1923—1924 гг.» (изд. ЦСУ, 1927); «Статистика осужденных в СССР в 1925, 1926 и 1927 гг.» (изд. ЦСУ, 1930); «Аборты в 1926 г.» (изд. ЦСУ, 1929); «Самоубийства в СССР в 1925—1926 гг.» (изд. ЦСУ, 1929); «Статистика амнистированных в ознаменование десятилетия Октябрьской революции» (изд. ЦСУ, 1928). В подготовке этих и целого ряда других обзоров движения преступности, иных аморальных явлений принимали участие специалисты в области теории и практики уголовно-правовой статистики.
Изучению преступности как на основе указанных документов первичного учета, так и специально проводимых исследований в первые годы новой власти уделялось особое внимание. Было выпущен но много публикаций авторами, близко стоявшими к руководству уголовно-правовой статистикой в различных ведомствах или ЦСУ. Таковы были работы по статистике милиции и уголовного розыска (Учеватов и В. Халфин), по тюремной статистике (В. Р. Якуб-сон), по статистике осужденных (А.А. Герцензон, Д.П. Родин, М.Н. Гернет).
Так, А.А. Герцензон опубликовал результаты исследования в монографии «Борьба с преступностью в РСФСР» (1928 г.), М.Н. Гернет — в ряде журнальных статей и монографий: «Моральная статистика» (1922 г.), «Преступность и самоубийства во время войны и после нее» (1927 г.), «Преступность в СССР и за границей» (1931 г.). Ряд статистических сборников был издан ЦСУ РСФСР, УССР, БССР.
Кроме того, в издаваемых ЦСУ общестатистических сборниках регулярно публиковалисьданные по моральной статистике, например в «Сборнике статистических сведений по Союзу ССР 1918—1923 гг.», в сборнике «Итоги десятилетия Советской влас-
ти в цифрах» и многих других. И хотя учет таких сведений в те годы был далек от совершенства, обзоры моральной статистики более или менее полно отражали состояние нравственного здоровья рождающегося нового общества1.
В ряде регионов страны создавались специальные учреждения по изучению преступности. Так, с 1923 до 1929 г. «Кабинет по изучению личности преступника и преступности» при активном участии специалистов разного профиля (криминалистов, психиатров, психологов и антропологов) провел ряд актуальных для того времени исследований, результаты которых были опубликованы в изданий «Преступный мир Москвы».
В большинстве учреждений особое распространение получил статистический метод. Наиболее широко было поставлено собирание статистических материалов по преступности в образованном в 1925 г. при НКВД Государственном институте по изучению преступности и преступника с его филиалами в различных регионах страны. В его структуре было специальное статистическое бюро, получавшее материалы по уголовно-правовой статистике из НКВД, НКЮ, Наркомпроса, ЦСУ, что позволяло более полно отслеживать движение преступности в стране. Бюро получало на каждого заключенного, осужденного судами республики особую карточку; картотека на заключенных давала большой материал для изучения преступности. Особое значение приобрела статистическая работа, произведенная Государственным институтом в 1926 г. одновременно со всеобщей переписью населения страны. Все заключенные были переписаны на дополнительные статистические карточки. Обработка до 100 тыс. таких карточек дала возможность очень подробно изучить состав этой категории населения. Итоги ее были положены в основу многих научных трудов, посвященных изучению хулиганов и хулиганства, убийц и убийств, преступлений в области половых посягательств, растрат и растратчиков и др.
В 1930 г. ЦСУ было реорганизовано в статистический сектор Госплана, а затем — в Центральное управление народнохозяйственного учета (ЦУНХУ).
В 1931 г. Государственный институт по изучению преступности и преступника был реорганизован в Институт уголовной и исправительной политики, а в 1936 г. — во Всесоюзный институт юри-
1 См.: Лунеев В.В. Содержание и значение моральной статистики // Сов. государство и право. 1990. № 4. С. 69.
Глава III, История и современная организация правовой статистики
I
дических наук (ВИЮН), в котором уже не было места для эмпирического изучения преступности и судимости. Это привело к постепенному свертыванию работы в области моральной статистики в общегосударственном масштабе. Статистика осужденных была передана в Наркомюст, а остальные разделы моральной статистики рассредоточены по заинтересованным ведомствам. В частности, статистика преступности разрабатывалась в Главном управлении милиции СССР и Прокуратуре СССР; статистика исправительно-трудовых учреждений — в НКЮ СССР; статистика правонарушений несовершеннолетних — в наркомпросах союзных республик. Полностью прекратились публикации каких бы то ни было материалов по моральной статистике. Очередной сборник «Статистика осужденных в РСФСР. 1928—1934 гг.». (ML, 1935) вышел уже с грифом «секретно». За органами государственной статистики сохранилась лишь функция рассмотрения и утверждения форм ведомственной статистики. Вне статистики оказались товарищеские суды, комиссии по делам несовершеннолетних, к ведению которых относилось рассмотрение немалого количества дел о преступлениях и правонарушениях. Не было полного и систематизированного учета правонарушений, рассматриваемых в административном порядке, а также других аморальных явлений.
Такое положение не изменилось и после воссоздания в 1948 г. Центрального статистического управления.
Однако ученые и практики и в это сложное время поднимали научно-практические вопросы статистического изучения преступности. Так, еще в трудном 1944 г. по инициативе ВИЮН и с участием практических работников правоохранительных органов и сотрудников Института права АН СССР было проведено совещание, на котором с докладами выступили А.А. Герцензон, М.Н. Гернет и Б.Н. Хлебников. Они обосновали необходимость фактического изучения преступности и ее причин1.
Отсутствие единого органа, синтезирующего данные о преступности, осужденных, деятельности органов по борьбе с преступностью, привело к тому, что стало невозможно получить полную картину состояния преступности в стране. Наличие больших различий в статистических формах органов охраны общественного порядка, суда, прокуратуры, узковедомственный подход к статот-четности, отсутствие единого учета преступности привели к то-
§ 2. Основные сведения из истории судебной статистики советского периода
См.: Проблемы изучения преступности.-М., 1945.
му, что результаты сопоставления этих данных оказались крайне противоречивыми и не давали действительной картины состояния и динамики преступности в стране.
В середине 1960 г. в стране были введены новые общесоюзные формы отчетности о состоянии преступности и борьбы с ней, которые должны были представлять МВД союзной республики в прокуратуру республики. Обобщение данных этих отчетов, а также о числе лиц, содержащихся в местах лишения свободы, было возложено на Прокуратуру СССР. Приступив к обобщению данных о состоянии преступности, Прокуратура СССР столкнулась с тем фактом, что в органах министерств внутренних дел ввиду отсутствия системы единого учета преступлений регистрировались не все преступления, а только те, о которых поступили сведения в органы милиции. В связи с тем, что значительная часть уголовных дел возбуждалась непосредственно органами прокуратуры и судами, данные о преступлениях по этим делам не могли найти отражения в отчетности органов МВД. Суммировать ведомственные данные существовавшая система отчетности не позволяла, так как каждое из этих ведомств имело отчетность с несопоставимыми показателями.
Для обеспечения полноты учета и сопоставимости показателей Прокуратура СССР утвердила в конце 1960 г. Инструкцию о едином учете преступлений, обязательную как для органов прокуратуры, так и для органов МВД. Эти мероприятия явились начальным этапом в возрождении единого учета регистрируемых преступлений, создании единой системы уголовно-правовой статистики как важнейшей части правовой статистики.
В дальнейшем ЦСУ совместно с Прокуратурой СССР и Верховным Судом СССР разработали и утвердили единые формы учета и статистической отчетности с показателями, характеризующими состояние преступности, судимости, следственной и судебной работы, т.е. охватывающей деятельность органов охраны общественного порядка, прокуратуры и судов по борьбе с преступностью. Прокуратура СССР переработала и 30 декабря 1965 г. утвердила Инструкцию о едином (первичном) учете преступлений. Установленные этой инструкцией правила учета преступлений распространялись как на органы прокуратуры, так и на органы охраны общественного порядка.
Первичный учет осуществлялся путем заполнения лицами, производящими расследование: а) карточек на выявленные преступ138
Глава III. История и современная организация правовой статистики
§ 2. Основные сведения из истории судебной статистики советского периода
ления; б) карточек на лиц, совершивших преступления; в) специального талона по уголовному делу, в котором отражалось движение каждого уголовного дела и результаты расследования. Впоследствии была установлена единая отчетность с показателями состояния преступности как для органов охраны общественного порядка, так и для органов прокуратуры, заполняемая на основании указанных карточек органами Министерства охраны общественного порядка (МООП), начиная с областного звена. Она представлялась вышестоящим органам МООП и соответствующим прокуратурам.
В этот же период ЦСУ утвердило разработанный Прокуратурой СССР единый статистический отчет по ведению следствия и дознания с выделением в нем данных по следственному аппарату прокуратуры, следственному аппарату органов охраны общественного порядка и органам дознания (милиции) и отчетность о работе прокурора. Была усовершенствована и отчетность судов: в нее внесены изменения, направленные на координирование показателей отчетности судов с отчетностью прокуратуры. В отчетности судебных органов, помимо данных о числе осужденных и оправданных судами, важное место заняли данные о мерах уголовного наказания (по видам преступлений). Она включила также данные о кассационном и надзорном рассмотрении дел.
В этот же период ЦСУ совместно с ВЦСПС предприняли попытку разработать методику учета правонарушений, не влекущих по закону уголовной ответственности и рассматриваемых в товарищеских судах, комиссиях по делам несовершеннолетних и в административных комиссиях исполкомов местных органов власти, а также учета других отрицательных явлений (больных алкогольным психозом, алкоголизмом, наркоманией).
Однако если методика учета правонарушений заинтересованными ведомствами была согласована, то по вопросу о порядке прохождения отчетности согласованности не было достигнуто.
Рассмотрение материалов о значительной части административных правонарушений осуществлялось в тот период должностными лицами отраслевых органов государственного управления без обращения в административные комиссии.
По ряду министерств и ведомств сведения в целом по Союзу ССР о числе выявленных проступков и примененных к виновным мерах административного воздействия содержались в отчетах о работе соответствующих органов, представляемых в министерства и ведомства СССР по утвержденным ЦСУ СССР формам.
Существовавшие формы отчетности давали определенный материал для анализа административных правонарушений лишь в отдельных отраслях управления и не могли осветить общей картины совершаемых в стране административных правонарушений. Кроме того, эти сведения, получаемые министерствами, не вполне были сопоставимы и, как правило, не содержали данных, характеризующих правонарушителей.
В соответствии с решениями директивных органов в 1988 г. статистика правонарушений вновь была сосредоточена в системе Госкомстата СССР. Работа осуществлялась Отделом моральной статистики численностью 5 человек в составе Управления социальной статистики, в котором постепенно стала соредоточиваться сводная информация о преступности, административных правонарушениях и иных негативных явлениях.
Появились возможности комплексного анализа данных правовой статистики во взаимосвязи с соответствующими показателями других отраслей статистики; совместно с отраслевыми министерствами (ведомствами), соответствующими научными подразделениями вырабатывать единые методологические подходы при разработке и учете отдельных показателей; используя имеющиеся в Госкомстате опыт и базу, наладить альтернативное изучение деятельности правоохранительных органов путем специально организованных опросов населения. С этого времени систематически (два раза в год) анализируются и публикуются данные о состоянии преступности и судимости в стране. Освещаются такие вопросы, как внешняя миграция в СССР, хищения народнохозяйственных грузов на транспорте, преступления против собственности, преступность в молодежной среде, пожары и их последствия, правовая защищенность граждан, вымогательство и т.д. Совместно с МВД, Минюстом и Прокуратурой СССР Госкомстатом разработана система показателей моральной статистики, разработаны методологические подходы определения латентной преступности и международных сопоставлений данных о преступности, проведен ряд единовременных выборочных обследований различных категорий населения об отношении к отдельным видам правонарушений и деятельности правоохранительных органов и др. Однако по-прежнему оставался нерешенным ряд острых проблем. Среди первоочередных — разработка методологии и организация контроля достоверности данных, представляемых правоохранительными органами. Эти проблемы остались животрепещущими 140
Глава III. История и современная организация правовой статистики
и весьма актуальными в постсоветской России и ждут своего разрешения.
В современных условиях необходимость в четкой и единообразной системе уголовно-правовой статистики, удовлетворяющей своими показателями не только оперативные, но и научные требования, особенно ощутима. Интеграционные процессы в государствах СНГ актуализировали разработку системы показателей о преступлениях для обеспечения международных сопоставлений. В Программе методологических работ Статистического комитета государств СНГ этой проблеме отведено важное место в разделе социальной статистики1.
В соответствии с Концепцией судебной реформы в РСФСР (она утверждена постановлением ВС РСФСР от 24 октября 1991 г.2) одной из главных задач ее поэтапной реализации является обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики. По замыслу ее разработчиков, задача регистрации преступлений по-прежнему может оставаться за органами внутренних дел, но при условии выделения специального подразделения регистрации сообщений о совершенных преступлениях и независимости его от следственных и оперативно-розыскных подразделений. Ответственность за всю правовую статистику предполагается возложить на статистическую службу Министерства юстиции РФ3.
Солидаризируясь с первым предложением, мы вместе с тем не можем без критического анализа согласиться с мнением разработчиков Концепции по последнему вопросу, полагая, что уголовно-правовая статистика не может быть автономной, находиться в ведении какого-либо одного ведомства, в том числе и Министерства юстиции. Ее научно-практическая ценность лишь повысится при сопоставлении показателей правовой статистики с показателями других отраслей статистики. А это, на наш взгляд, посильно лишь Госкомстату, располагающему соответствующими возможностями — кадровыми, техническими, научными. В данном случае, в отличие от разработчиков Концепции судебной реформы в стране, речь идет не о создании единого государственного центра правовой статистики под крышей Госкомстата (тем более Минюста, МВД,
' См.: Вестник статистики. 1992. № 5. С. 11.
2 См.: ВВС РСФСР. 1991. № 44. С. 1435.
3 См.: Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост. С.А. Пашин. М., 1992. С. 77.
§ 2. Основные сведения из истории судебной статистики советского периода
прокуратуры или других федеральных ведомств), а о совместном рассмотрении и решении заинтересованными органами методологических вопросов, касающихся системы показателей, сбора, обработки, а также анализа данных правовой статистики в целом с учетом опыта работы Госкомстата, его возможностей в применении современных технологий обработки информации и проведении социологических обследований, дополняющих данные текущей статистики. Именно такая статистика, при всех прочих условиях, может быть объективным индикатором общественных отношений. Только на ее основе, на наш взгляд, могут создаваться комплексные научно-практические программы по укреплению режима законности и правопорядка в стране, по совершенствованию законотворческой, правоприменительной и управленческой деятельности.
Полноценное взаимодействие власти с институтами гражданского общества невозможно без информационной открытости. Успешная реализация указанного направления деятельности, имеющего самое непосредственное отношение и к рассматриваемой проблеме — открытости данных правовой статистики, сопряжена с выполнением следующих задач: радикальным обновлением функций, методов, критериев деятельности соответствующих служб органов испольной власти; сужением области ведомственных тайн; уточнением с помощью общественных организаций гарантий предоставления общественно значимой официальной информации; обучением государственных служащих практической работе в условиях информационной открытости; установлением каналов двусторонней связи государственных органов с общественными организациями, занимающимися аналогичными проблемами (экологическими, социальными и др.)1.
В организационном отношении правовая статистика, уголовно-правовая в особенности, остается ведомственной статистикой, но Госкомстат России тесно взаимодействует с ведомственными статистическими службами, способствует развитию статистики правоохранительных органов, устранению «закрытых зон» для статистики, необоснованной секретности отдельных показателей социального и экономического развития Российской Федерации, добивается точного ведения учета и отчетности в негосударственном секторе экономики.
1 См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию// Российская газета. 1998. 24февр.
Глава III. История и современная организация правовой статистики
С удовлетворением можно отметить, что наконец-то снят покров таинственности с данных правовой статистики, в частности уголовно-правовой, — сведения о преступности и судимости стали регулярно публиковаться в средствах массовой информации. Это событие для нашей страны можно считать историческим.
Легализация данных уголовно-правовой статистики открыла перед наукой и практикой новые возможности и одновременно поставила непростые вопросы о, системе ее показателей, повышении их объективности, границ достоверности, наиболее полного их использования в интересах соблюдения в стране режима законности.
Систематически информируя население на основе научно разработанных группировок об уровне, видах, тенденциях и распределении преступности во времени и пространстве, государство активизирует естественное стремление человека к самозащите жизни, здоровья, собственности и т.д. При этом снижается вероятность оказаться жертвой преступления, с одной стороны, и формируется общественное мнение относительно необходимых издержек (экономических, социальных и др.) для поддержания оптимального уровня безопасности населения — с другой.
Далее. Среди важнейших задач Госкомстата России — разработка совместно с министерствами и ведомствами, научными учреждениями, предприятиями и организациями научно обоснованной статистической методологии, отвечающей международной практике, регулярная публикация материалов по методологий исчисления статистических данных, рассмотрение их альтернативных вариантов.
Назрела объективная необходимость организовать муниципальную статистику в Российской Федерации, существенное место в которой должно быть отведено данным уголовной статистики. Видимо, здесь полезным может оказаться опыт земской статистики России прошлого века. Без ее создания нельзя рассчитывать на реальную государственную политику по преобразованию местной власти на демократических началах, укреплению правопорядка.
Кроме того, как упоминалось, на Госкомстат возложено и обеспечение широкой гласности статистический информации, ее открытости и доступности; систематическое информирование населения через печать, радио, телевидение о социально-экономическом развитии Российской Федерации, становлении рыночных отношений, динамике цен на товары и услуги, жизненном
§ 2. Основные сведения из истории судебной статистики советского периода 143
уровне населения, его занятости, в том числе и о состоянии преступности1.
В области правовой статистики на протяжении всего советского периода постоянно проводилась научная работа по вопросам ее теории, практики и истории. Так, проблемы уголовно-правовой статистики были тщательно разработаны крупным русским юристом профессором М.Н. Гернетом в монографиях «Моральная статистика» (1922 г.), «Преступность и самоубийство во время войны и после нее» (1927 г.), «Преступность за границей и в СССР» (1931 г.) и др.
Большой вклад в разработку общеметодологических проблем судебной статистики сделал профессор А.А. Герцензон. Из его многочисленных трудов в области правовой статистики необходимо отметить четыре издания учебника «Судебная статистика» (1935, 1937, 1939 и 1948 гг.).
В 1939 г. был издан учебник по судебной статистике Б.Н. Хлебникова, много сделавшего для развития теории и особенно практики судебной статистики.
Значителен вклад в дальнейшее развитие как общетеоретических, так и прикладных аспектов правовой статистики кандидата экономических и доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР С.С. Остроумова, перу которого принадлежит более 180 работ по этой проблематике, в том числе шесть изданий учебника по советской судебной статистике (1949, 1952, 1954, 1962, 1970 и 1976 гг.), три монографии: «Преступность и ее причины в дореволюционной России» (1960, 1980 гг.), «Очерки по истории уголовной статистики дореволюционной России» (1961 г.), брошюры на тему «Уголовная статистика и предупреждение преступности» (1969-1975 гг.) и другие работы, оставившие заметный след в юридической науке.
Много ценных публикаций по различным аспектам правовой, в особенности уголовно-правовой, статистики было опубликовано такими исследователями, как М.М. Бабаев, Ю.Д. Блувштейн, С.Е.Вицин, Г.И. Забрянский, Г.А. Злобин, Л.И.Кондратюк, Н.Н. Кондрашков, В.В.Лунеев, Н.И.Майоров, Г.М. Миньковский, Б.С. Никифоров, С.Н. Панченко, Г.И.Соломаха, А.С. Шляпочников и др.
i См., напр.: Вот так и живем. Госкомстат о социально-экономическом положении России в 1994 году //Российская газета. 1995. 21 янв.
Глава III. История и современная организация правовой статистики
Если иметь в виду, как уже отмечалось, неразрывную связь уголовно-правовой статистики с криминологией, то следует отметить плодотворное использование количественных методов в изучении преступности и связанных с ней проблем в трудах Г.А. Аванесова, К.К. Горяинова, Г.В.Дашкова, И.И. Карпеца, В.М. Когана, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, М.И. Ковалева, В. В. Панкратова, А. М. Яковлева и др. В них глубоко проанализированы качественные особенности и закономерности в области преступности, специфика ее причин и мер социального контроля над ней и т.д.
Нужно отметить, что если криминалисты широко и плодотворно используют статистический метод в своих исследованиях, что взаимно обогащает и теорию уголовно-правовой статистики, то этого, к сожалению, нельзя сказать о цивилистах. Еще 25 лет назад С.С. Остроумов и другие ученые призывали к тому, что пора нашим цивилистам с привлечением других специалистов заняться вопросами статистического исследования гражданско-правовых явлений, что послужит первым шагом к созданию самостоятельной научной дисциплины «Гражданско-правовая статистика»1. В государстве с рыночной экономикой, где развиваются гражданско-правовые отношения, разработка ее проблематики — безотлагательная задача.
Контрольные вопросы
1. Кто стоял у истоков организации уголовно-правовой (судебной) статистики России?
2. Раскройте основные вехи становления правовой статистики в дореволюционной России.
3. Раскройте сущность, положительные и отрицательные стороны «купонной системы» организации уголовно-правовой статистики в России (1872-1909 гг.).
4. Укажите этапы становления единого учета преступлений в нашей стране.
5. Что такое моральная статистика (понятие, история, проблемы, перспективы развития)?
i См.: Остроумов С.С, Панченко СМ.. Кондрашков Н.Н. Проблемы гражданско-правовой статистики //Соц. законность. 1973. № 9.
Приложение III. 1
Рекомендуемая литература
Абрамов В. Земская статистика: организация и практика (к 130-летию основания) //Вопросы статистики. 1996. № 3.
Гернет М.Н. Моральная статистика // Избр. произв. М., 1974. С. 358-401.
Иванов И.О. Предмет моральной статистики в историческом аспекте // Сов. государство и право. 1990. № 4.
Лунеев ВВ. Содержание и значение моральной статистики // Сов. государство и право. 1990. № 4.
Криминология. М.: БЕК, 1997.
Остроумов С.С. Очерки по истории уголовной статистики дореволюционной России. М, 1961.
Остроумов С.С, Панченко С.Н. Актуальные задачи уголовной статистики и предупреждение преступности // Сов. государство и право. 1971. № 8.
Шнайдер Г.Й. Криминология: Пер. с нем. / Под общ. ред. и с предисл. Л.О. Иванова. М., 1994.
Приложения
ЦЕНТРАЛЬНОЕСТАТИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
Приложение ///. / 2. В апелляционной инстанции.
ОТДЕЛ МОРАЛЬНО! СТАТИСТИКИ.