Generation “П””
Роман В. Пелевина «Generation "П"», главным пафосом которого является отрицание идеологии потребления - это история карьерного роста «невостребованного эпохой» выпускника Литературного института. Вавилен Татарский, становится тружеником рекламы — сначала копирайтером, затем криэйтором. Затем творцом телевизионной реальности, замещающей реальность окружающую, и, наконец, — остается один шаг — живым богом, земным мужем богини Иштар. Одна из важных прикладных тем романа — гуманистически-образовательная. Хотя большинство людей и так догадывается, что реклама и политика (граница между которыми очень расплывчата) по сути вещи недобросовестные, Пелевин четко показывает, каким именно образом изготавливается рекламно-политическое вранье.
В ЦЕНТРЕ РОМАНА – СОЗДАНИЕ ПОРТРЕТА ПОКОЛЕНИЯ, КОТОРОЕ ОЗАБОЧЕНО ПРИОБРЕТЕНИЕМ БЛАГ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. РАССМАТРИВАЯ ТЕХНОЛОГИИ PUBLIC RELATIONS, ПИСАТЕЛЬ ДЕМОНСТРИРУЕТ СТЕПЕНЬ ДУХОВНОГО РАЗЛОЖЕНИЯ И ПАДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА.
Человеку не дано ничего произвести, когда он лишь служит нишей для информации. Культ денег, имидж и престиж, успех и карьера, реклама и PR, власть и слава любой ценой, фетиш внешней красоты и вечной молодости, страх боли и смерти – вот содержание современной эпохи. Наступившая пост-современность означает конец истории, исчерпание гуманизма, исчезновение личности и “смерть Бога”.
"Плакат (сюжет клипа): длинный белый лимузин на фоне Храма Христа Спасителя. Его задняя дверца открыта, и из нее бьет свет. Из света высовывается сандалия, почти касающаяся асфальта, и рука, лежащая на ручке двери. Лика не видим. Только свет, машина, рука и нога. Слоган: "Христос Спаситель - Солидный господь для солидных господ" [11, 19]. Этот рекламный текст фокусирует весь абсурд современного российского общества, следующего канонам западноевропейского развития. Кощунственное низвержение всех общечеловеческих ценностей во имя утверждения культа золотого тельца проявляется в слогане в яркой сфокуссированной форме.
Высокому, но никому не нужному творчеству противопоставляется «коммерческая чернуха»
НИЗВЕРЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ РУССКИХ ЦЕННОСТЕЙ, ЗАМЕНА ИХ НА «ЗАПАДНЫЕ СИМУЛЯКРЫ». И РАЗРАБАТЫВАЯ РЕКЛАМНЫЙ СЛОГАН ПЕПСИ-КОЛЫ И СПРАЙТА ДЛЯ РОССИИ, ГЕРОЙ ПЕЛЕВИНА СОЗДАЕТ СЛОГАН: «СПРАЙТ. НЕ КОЛА ДЛЯ НИКОЛЫ». НИКОЛА СПРАЙТОВ, ПЕРСОНАЖ НАПОДОБИЕ РОНАЛЬДА МАКДОНАЛЬДА, ТОЛЬКО ГЛУБОКО НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПО ДУХУ» «Я в весеннем лесу пил березовый спрайт»
САТИРОЙ НА ПРОИСХОДЯЩИЕ В ПОСТПЕРЕСТРОЕЧНОМ ОБЩЕСТВЕ ПЕРЕМЕНЫ ОТЛИЧАЮТСЯ СЛОГАНЫ НА АМЕРИКАНСКИЕ СИГАРЕТЫ «ПАРЛАМЕНТ», ГДЕ БЕЛЫЙ ДОМ, КАК ПАЧКА СИГАРЕТ ГОРИТ ВО ВРЕМЯ ИЗВЕСТНЫХ СОБЫТИЙ НА ФОНЕ СТРОЧЕК ИЗ ГРИБОЕДОВА «И ДЫМ ОТЕЧЕСТВА НАМ СЛАДОК И ПРИЯТЕН. ПАРЛАМЕНТ».
Смешение реальности и фантастики. В тексте была высказана теория о превращении человека из Homo Sapiens в Homo Zapiens. Дух Че Гевары сформулировал теорию Вау-импульсов. Выяснилось, что политиков, которых показывают по телевизору, на самом деле не существует. Их создают с помощью сверхмощного компьютера. Чем выше пост виртуального политика, тем лучше 3D графика.
Выраженная во вставном трактате философская идея романа заключается в том, что телевидение делают люди, а сознание людей формируется телевидением. Оно лишь изображает, копирует реальность, а реальности нет. В основе принципа создания ложных символов лежит принцип столпотворения (поколение П строит вавилонскую башню), то есть смешения всего: языков (прежде всего русского и английского), культур, религий, исторических фактов, персоналий и т.д. (здесь все без разбора: восточные символы, Латинская Америка с Че Геварой, русские березки и косоворотки, ковбои в джинсах, средневековая романтика, христианская символика и т.п.). Гигант рекламной мысли тот, кто может срифмовать штаны хоть с Шекспиром, хоть с русской историей. С эрой телевидения наступает эра смешения времен и пространств, в которой есть единственная мера - деньги, а все остальное - товар.Товаром становятся даже пространство и время (они сдаются и продаются). Символы лишаются своего истинного содержания, в результате чего открывается возможность толковать их на основе каких угодно ассоциаций. Так Вещий Олег, символизируя национальный характер, осмысливается как символ вещизма, и возникает слоган «Как ныне сбирается Вещий Олег в Царьград за вещами. На том стояла и стоит русская земля».
В целом же все множество рекламных образов создает один единственный образ - образ счастливого человека (причем счастливого примитивно - как правило, это телесный комфорт, шкурная безопасность). Реклама показывает людям других людей, которые сумели обмануться и найти счастье в обладании материальными объектами. Она стремится убедить, что потребление рекламируемого продукта ведет к высокому и благоприятному перерождению, причем не после смерти, а сразу же после акта потребления.
Взять хотя бы само имя «Вавилен». Оно было составлено из слов «Василий Аксенов» и «Владимир Ильич Ленин. Книга перекликается с другими произведениями (характерно для постмодернизма): песня группы ДДТ «Что такое осень» (впрочем, цитата из неё неточна: строки «Что такое осень — это листья» в песне нет); книга «Confessions of an Advertising Man» («Признание рекламщика») Дэвида Огилви; роман «1984» Джорджа Оруэлла; произведения «Буря» и «Гамлет» Шекспира. Часто упоминаются различные торговые марки и рекламные слоганы. Некоторую роль играют майки с символикой группы «Rage against the Machine» и портретом Че Гевары
«Generation П» дает четкое представление о том, как человеческая личность может деградировать под влиянием извне, превращаясь в марионетку рекламы и потока общественности, потеря индивидуальности.
Импрессионизм и постимпрессионизм как направления в европейской живописи. А. Тулуз-Лотрек – мастер рекламного плаката.Импрессионизм как направление в искусстве (хронологические рамки, характерные черты, ведущие представители в живописи). Постимпрессионизм как направление в живописи (хронологические рамки, характерные черты, выдающиеся представители). Использование мотивов импрессионизма и постимпрессионизма в рекламе (необходимо привести примеры и желательно высказать свои предложения). Ж. Шере – основоположник современного рекламного плаката. Влияние импрессионистов и постимпрессионистов на творчество Ж. Шере. Развитие мастерства рекламного плаката в творчестве А. де Тулуза-Лотрека. Рекламные плакаты «Мулен Руж».
Импрессионизм и постимпрессионизм
Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.
Название "импрессионизм" возникло после выставки 1874, на которой экспонировалась картина К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце"
Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (американский - Дж. Уистлер, немецкие - М. Либерман, Л. Коринт, русские - К. А. Коровин, И. Э. Грабарь), интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (французский - О. Роден, итальянский - М. Россо, русский - П. П. Трубецкой). Для музыкального импрессионизма кон. 19 - нач. 20 вв. (во Франции - К. Дебюсси, отчасти М. Равель, П. Дюка и др.)
Импрессионисты обращались также к портрету и бытовому жанру (Ренуар, Б. Моризо, отчасти Дега). Бытовой жанр и ню в импрессионизме часто переплетались с пейзажем (особенно у Ренуара); фигуры людей, освещённые естественным светом, обычно изображались у открытого окна, в беседке и т. п. Для импрессионизма характерны смешение бытового жанра с портретом, тенденция к стиранию чётких границ между жанрами. С начала 80-х гг. некоторые мастера импрессионизма во Франции стремились к видоизменению его творческих принципов. Поздний импрессионизм (середина 80-х - 90-е гг.) развивался в период сложения стиля "модерн", различных направлений постимпрессионизма. Для позднего импрессионизма характерно появление ощущения самоценности субъективной художественной манеры художника, нарастание декоративных тенденций. Игра оттенков и дополнительных тонов в произведении импрессионизма становится всё более изощрённой, появляется тяготение к большей цветовой насыщенности полотен или к тональному единству; пейзажи объединяются в серии.
Живописная манера импрессионизма оказала большое влияние на французскую живопись. Определённые черты импрессионизма были восприняты салонно-академической живописью. Для ряда художников изучение метода импрессионизма стало начальным этапом на пути сложения собственной художественной системы (П. Сезанн, П. Гоген, В. ван Гог, Ж. Сера).
Г. Кайботт. «Паркетчики». 1875 г. Музей д’Орсэ. Париж
О. Ренуар. «Завтрак лодочников». 1881 г. Мемориальная галерея Филлипса. Вашингтон
К. Писсарро. «Оперный проезд. Эффект снега». 1898 г.
Эдгар Дега, Голубые танцовщицы,1897