Конкретные виды (составы) преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК)

Непосредственным объектом преступления является безопас­ность движения и эксплуатации конкретного вида транспортного средства. Дополнительный объект — в зависимости от наступле­ния того или иного из указанных в диспозиции последствий — здо­ровье потерпевшего либо собственность.

Объективная сторона данного преступления включает в себя:

а) деяние (действие или бездействие), нарушающее правила без­опасности движения и эксплуатации транспортного средства соот­ветствующего вида транспорта;

б) преступные последствия в виде тяжкого вреда здоровью потерпевшего либо крупного имущественного ущерба;

в) причинную связь между деянием и наступившими последст­виями указанных видов.

Диспозиция ст. 263 УК — бланкетная, т.е. для уяснения нару­шенных в конкретных случаях правил необходимо обращаться к иным нормативным актам. При этом всякий раз требуется устанав­ливать, какие именно статья, пункт нормативного акта были нару­шены.

Нарушение правил безопасности движения может выразиться, например, в проезде на запрещающий сигнал светофора, в пре­вышении скорости движения, в нарушении порядка расхождения судов, в несоблюдении маршрута полета и т.д.

Нарушение правил эксплуатации может выразиться в выпуске в рейс неисправного транспортного средства, в неправильной за­грузке или креплении груза и т.д.

Нарушение правил, не направленных на обеспечение безопас­ности движения и эксплуатации транспорта (например, простой вагонов, прогул и т.п.), не образует объективную сторону данного преступления.

Последствия в виде фактического причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего раскрываются при­менительно к составам преступлений, предусмотренным ст. 111 и 112 УК.

Любое из указанных последствий может быть вменено наруши­телю указанных правил только при установлении причинной связи между этими последствиями и допущенным нарушением соответ­ствующих правил.

Преступление имеет материальный состав. Оно считается оконченным с момента наступления указанных последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосто­рожной виной в виде легкомыслия или небрежности.

При легкомыслии лицо, нарушая правила безопасности движе­ния и эксплуатации транспорта, предвидит возможность причине­ния тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего либо крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований само­надеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий.

При небрежности лицо не предвидит возможности наступления указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Субъектами преступлений, квалифицируемых по ст. 263 УК, яв­ляются:

а) лица, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанные соблюдать правила безопасности движения и эксплуа­тации транспорта (указания на таких лиц могут содержаться в ве­домственных актах, в которых названы их должностные функции; в самих правилах движения и эксплуатации транспорта), т.е. специ­альные субъекты;

б) в соответствии со ст.20 УК за данные преступления отвечают лица, достигшие возраста 16 лет.

Частные лица и военнослужащие не являются субъектами пре­ступлений, квалифицируемых по ст. 263 УК. При соответствующих условиях они подлежат ответственности по ст. 268, 351, 352 УК.

Деяния, подпадающие под ст. 263 УК, нельзя смешивать с пре­ступлениями на автотранспорте и городском электротранспорте (ст. 264 УК) и другими смежными транспортными преступлениями (ст. 266, 267, 268 УК).

В судебной практике вызывает осложнения вопрос об отличиях деяний, подпадающих под признаки ст. 263 УК, от преступлений, предусмотренных ст. 285 и 293 УК.

Деяния, подпадающие под признаки, указанные в ст. 285, 293 УК, состоят в нарушениях должностным лицом своих функций, не связанных непосредственно с безопасностью движения и экс­плуатации транспорта.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК)

Непосредственный объект — безопасность движения и эксплу­атации транспортных средств. Дополнительный объект — здоро­вье потерпевшего.

Объективную сторону преступления составляют:

а) деяние (действие или бездействие), выражающееся в наруше­нии правил дорожного движения или эксплуатации указанных в диспозиции статьи транспортных средств;

б) наступившие преступные последствия в виде тяжкого вреда здоровью человека;

в) причинная связь между деянием и последствиями.

Диспозиция ст. 264 УК — бланкетная, и для уяснения нарушения правил необходимо обращаться к иным нормативным актам, в част­ности к Правилам дорожного движения РФ. При этом требуется устанавливать пункт, статью нормативного акта, требования кото­рых были не соблюдены.

Нарушение правил движения транспорта может выразиться в превышении скорости, проезде на красный свет светофора, в обго­не в недозволенных местах и т.п.

Нарушение правил эксплуатации имеет место, например в слу­чаях выезда на технически неисправном транспортном средстве, перевозки людей на необорудованном для этого автомобиле, при несоблюдении требований к габаритам грузов и т.п.

К транспорту, о котором идет речь в рассматриваемой статье, относятся: автомототранспорт — автобусы, грузовые и легковые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, тракторы и т.п.; городской электротранспорт — троллейбусы, трамваи; другие самоходные механические транспортные средства — дорожные, строительные и иные специальные машины (см. примечание к ст. 264 УК).

Нарушение правил движения и эксплуатации иных транспорт­ных средств (например, при использовании велосипеда, гужевого транспорта и т.д.) в зависимости от обстоятельств конкретного слу­чая может быть квалифицировано по ст. 268 УК или по статьям о преступлениях против личности.

Действия водителей автотранспортных средств и городских электротранспортных средств, тракторов и иных самоходных машин, повлекшие предусмотренные в ст. 264 УК последствия при погрузке, выгрузке грузов, ремонте транспорта, производстве стро­ительных, дорожных и иных нетранспортных работ, должны квали­фицироваться в зависимости от обстоятельств каждого конкретно­го случая по соответствующим статьям УК о преступлениях против личности, собственности или по статьям УК, устанавливающим от­ветственность за нарушение правил при производстве определен­ных работ.

Последствия, предусмотренные ст. 264 УК, аналогичны послед­ствиям, указанным в ст. 263 УК. Преступление окончено с момента наступления последствий. Состав преступления — материальный.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления харак­теризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небреж­ности.

При легкомыслии лицо, нарушая правила движения и эксплуа­тации транспорта, предвидит возможность причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий.

При небрежности лицо не предвидит возможности наступления указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть.

Субъект преступлений — лицо, достигшее 16 лет, управляющее транспортным средством. Управлять транспортным средством лицо может как в силу выполняемой работы, так и не в связи с ней (управляет личным транспортом, угнанным транспортом).

Часть 2 ст. 264 предусматривает то же деяние, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Часть 3 – деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека. Часть 4 – деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека. Часть 5 – деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. Часть 6 – деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

Преступление, предусмотренное ст. 264 УК, необходимо отли­чать от сходных с ним транспортных преступлений (ст. 266, 268 УК) и преступлений против военной службы (ст. 350 УК). Для первых двух отличия имеются в основном в признаках субъекта и объек­тивной стороны, для третьего — по объекту и субъекту.

Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК)

Непосредственный объект этого преступления (основной и до­полнительный) аналогичен объектам преступления, предусмотрен­ного ст. 263 УК.

Объективная сторона состоит:

а) в недоброкачественном ремонте транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспорт­ного оборудования, а равно в выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств;

б) в наступлении последствий в виде тяжкого либо средней тя­жести вреда здоровью человека или крупного ущерба;

в) в наличии причинной связи между указанными формами про­явления деяния и последствиями.

Недоброкачественный ремонт может выразиться в использо­вании при ремонте транспортного средства дефектных деталей либо непригодного материала при ремонте путей сообщения, ос­тавлении без должного внимания имеющихся неисправностей и т.д.

Под выпуском в эксплуатацию транспортного средства понима­ются разного рода действия ответственного лица (разрешение, предписание и т.п.) по отправке на линию, в рейс транспортного средства с техническими неисправностями (например, в рулевом механизме, тормозной системе и т.д.).

Последствия преступления характеризуются аналогично тому, как это имеет место применительно к ст. 263 УК.

Преступление считается оконченным с момента наступления указанных последствий. Оно имеет материальный состав.

Субъективная сторона выражается в неосторожной вине. Предвидение возможности причинения тяжкого или средней тя­жести вреда здоровью человека либо причинения крупного ущерба как результат недоброкачественного ремонта, либо выпуска транс­порта в эксплуатацию с техническими неисправностями и легко­мысленный расчет на предотвращение предвидимых последствий образуют преступное легкомыслие. Отсутствие предвидения на­званных выше последствий при наличии обязанности и возможнос­ти их предвидеть указывает на совершение этого преступления с преступной небрежностью.

Субъект этого преступления специальный — лицо, осущест­вляющее указанный ремонт или ответственное за выпуск в эксплу­атацию транспортных средств.

Работники транспорта, служебная деятельность которых непо­средственно не связана с эксплуатацией и ремонтом транспорта, не могут быть исполнителями этого преступления.

Части 2 и 3 анализируемой статьи УК устанавливают ответствен­ность за те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть чело­века (ч. 2) либо смерть двух и более лиц (ч. 3).

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК).

Непосредственные объекты этого преступления (основной и дополнительный) сходны с объектами преступления, предусмот­ренного ст. 263 УК.

Объективная сторона включает в себя:

а) деяние;

б) последствия;

в) причинную связь между деянием и последствием. Конкретные формы проявления деяний (или способы их совер­шения) разнообразны:

а) вытаскивание костылей или отвинчивание гаек, закрепляю­щих рельсы, повреждение тормозной системы локомотива, нагро­мождение на рельсы бревен или шпал, взрыв железнодорожного пути, затопление водного судна, поломка навигационного оборудо­вания на самолете и т.д.;

б) результатом этих и иных подобных действий должно быть состояние непригодности (разрушенности, поврежденности) ука­занных в диспозиции статьи предметов к их эксплуатации, что об­разует первые и непосредственные последствия;

в) вторыми и производными последствиями, выделенными как конструктивный признак состава данного преступления, являются причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью челове­ка либо крупный ущерб;

г) между действиями, приведшими к состоянию непригодности к эксплуатации транспорта, и последствиями (первыми и вторыми) должна быть установлена причинная связь.

Состав этого преступления – материальный. Как оконченное рассматриваемое преступление может быть квалифицировано лишь с момента наступления вторых последствий, т.е. тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба. При отсутствии таких последствий содеянное может быть квалифицировано в зависимости от формы вины как умышленное либо неосторожное уничтожение или повреждение чужого иму­щества.

Объективная сторона анализируемого преступления включает также такую форму проявления деяния, как блокирование транс­портных коммуникаций с причинением тех же последствий (тяж­кого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба). Блокирование коммуникаций может выразиться, напри­мер, в перекрытии движения поездов в определенном направлении путем загромождения пути их следования или путем занятия путей группами людей, протестующих подобным образом против дейст­вий властей, и в иных подобных действиях. В этих случаях состав преступления также материальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосто­рожной формой вины. Лицо, приводящее в непригодность для экс­плуатации указанные в диспозиции статьи предметы, предвидит возможность причинения тяжкого или средней тяжести вреда здо­ровью человека либо крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований легкомысленно рассчитывает на предотвращение пред­видимых последствий либо не предвидит указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

По отношению к такой форме проявления этого преступного деяния, как блокирование коммуникаций, причинившего указан­ный вред здоровью человека, вина выражается лишь в неосторож­ной ее форме.

Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 14 лет.

Части 2 и 3 ст. 267 УК предусматривают соответственно квали­фицированный (причинение по неосторожности смерти челове­ку – ч. 2) и особо квалифицированный (причинение по неосторож­ности смерти двум или более лицам — ч. 3) вид преступления.

Преступление, предусмотренное ст. 267 УК, следует отличать от сходных с ним преступлений. Так от преступлений, предусмотрен­ных ст. 263 УК, оно отличается по субъекту, а также тем, что не связывается напрямую с нарушением правил движения, эксплуата­ции или выполнением ремонтных работ; от диверсии — по отсутст­вию специальной цели подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской федерации (ст. 281 УК); от пре­ступления, предусмотренного ст. 268 УК, — в основном по различи­ям в характере и содержании действий, а также по особенностям развития процесса причинения вреда объекту охраны.

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК)

Непосредственным объектом преступления являются общест­венные отношения, обеспечивающие безопасность движения транспорта. Дополнительный объект — здоровье людей.

Объективная сторона состоит:

а) в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (железнодорожного, водного, воздушного и автомототранспорта);

б) в последствиях в виде тяжкого вреда здоровью человека;

в) в причинной связи между указанным нарушением правил и последствиями.

Преступление имеет материальный состав и считается окон­ченным с момента наступления названных выше последствий.

Диспозиция рассматриваемой статьи – бланкетная. Ее приме­нение требует установления конкретного нарушения виновным соответствующих правил пользования транспортом и правил по­ведения в местах прохождения транспортных путей, которыми регламентируется безопасная работа транспорта всех его видов и которые обязательны для всех лиц, а не только для работников транспорта.

Субъективная сторона анализируемого преступления характе­ризуется неосторожной формой вины. Предвидение возможности причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью челове­ка как результата, нарушения соответствующих правил и без доста­точных к тому оснований легкомысленный расчет на предотвраще­ние предвидимых последствий образуют преступное легкомыслие. Отсутствие предвидения указанных последствий при наличии обя­занности и возможности их предвидения свидетельствует о пре­ступной небрежности.

Субъектом преступления по прямому указанию закона являет­ся: достигший 16 лет пассажир, пешеход или иной участник движе­ния (например, велосипедист, лицо, едущее на гужевом транспорте, и т.д.), кроме лиц, указанных в ст. 263, 264 УК.

Части 2 и 3 ст. 268 УК предусматривают квалифицированный (причинение по неосторожности смерти человеку — ч. 2) и особо квалифицированный (причинение смерти по неосторожности двум или более лицам — ч. 3) вид этого преступления.

Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК)

Непосредственным объектом преступления являются общест­венные отношения, обеспечивающие безопасность ведения названных работ либо эксплуатации трубопровода. Дополнительный объект – здоровье человека, собственность.

Объективная сторона данного вида преступления состоит:

а) из деяния (действия или бездействия), заключающегося в на­рушении специальных правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов;

б) последствий в виде тяжкого вреда здо­ровью человека либо в причинении крупного ущерба;

в) причинной связи между названными деяниями и последст­виями.

Состав этого преступления — материальный. Момент оконча­ния преступления совпадает с фактическим наступлением послед­ствий хотя бы в одном из указанных их видов.

Диспозиция ст. 269 УК — бланкетная. Для решения вопроса об ответственности лица в каждом отдельном случае необходимо уста­новить, какое именно правило безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте газопровода или нефтепровода было нарушено. При этом все разновидности обозначенных в диспози­ции статьи правил нацелены в основном на обеспечение безопас­ной эксплуатации трубопровода.

Нарушение иных правил, например, правил охраны труда при осуществлении названных в анализируемой статье УК работ ис­ключает ее применение к содеянному.

Характеристика и значение преступных последствий и при­чинной связи применительно ко всем видам состава этого пре­ступления аналогичны с одно-порядковыми признаками в ст. 263, 264 и др.

Субъективная сторона преступления во всех его разновиднос­тях по прямому указанию закона выражается только в неосто­рожной форме вины. Нарушая правила безопасности при стро­ительстве, эксплуатации или ремонте трубопровода, лицо предви­дит возможность наступления какого-либо из обозначенных в этой статье последствий, но без достаточных к тому оснований легко­мысленно рассчитывает на их предотвращение (преступное лег­комыслие) либо не предвидит возможности наступления таких последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмот­рительности должно было и могло их предвидеть (преступная не­брежность) .

Субъект преступления — лицо, на обязанности которого лежа­ло соблюдение правил безопасности при выполнении указанного рода работ в целях обеспечения безопасной эксплуатации трубо­провода.

Части 2 и 3 ст. 269 УК предусматривают соответственно квали­фицирующий (причинение по неосторожности смерти человеку — ч.2) и особо квалифицирующий признак (причинение по неосто­рожности смерти двум или более лицам — ч. 3).

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК)

Непосредственный объект преступления — общественные от­ношения, обеспечивающие безопасность жизни людей, терпящих бедствие на море или ином водном пути. Согласно ст. 11 названной Конвенции терпящими бедствие на море могут быть любые лица, даже враждебные, встреченные на море и находящиеся в опасном для жизни состоянии.

Объективная сторона преступления состоит в бездействии, вы­разившемся в неоказании помощи людям при указанных в анали­зируемой статье закона условиях и обстоятельствах.

Состав преступления – формальный. Момент окончания дея­ния связывается с имевшим место фактом неоказания помощи людям при наличии возможности оказать таковую без серьезной опасности для судна, его экипажа и пассажиров.

В качестве конструктивного признака в объективную сторону состава преступления включено указание на место его совершения (море, иной водный путь). Отсутствие в содеянном признака места совершения преступления исключает применение этой статьи за­кона.

Субъективная сторона преступления характеризуется умыш­ленной формой вины в виде прямого умысла. Лицо осознает, что не оказывает помощи людям, терпящим бедствие на море или ином водном пути, что для собственного судна, членов экипажа или пассажиров нет серьезной опасности, и желает не оказать помощь.

Субъект преступления специальный — капитан судна любого класса и назначения.

Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК)

Непосредственный объект преступления — общественные от­ношения, обеспечивающие безопасность полета.

Объективная сторона выражается в несоблюдении правил раз­решенного международного полета. Конкретные формы этого дея­ния могут проявиться в отклонении от маршрута полета, воздуш­ных ворот, заданной высоты и иных условий, соблюдение которых экипажем воздушного судна обязательно.

Данное преступление имеет формальный состав. Момент его окончания совпадает с совершением самого деяния, выходящего за пределы предписаний, касающихся выполнения обязательных ус­ловий полета.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Мотив и цель могут быть различными. Они не являются конструк­тивными признаками состава анализируемого преступления.

Субъект преступления — специальный. Им могут быть только члены экипажа воздушного судна так как перечисленные в диспо­зиции статьи формы проявления деяния возможны лишь при вы­полнении полета.

Тема №33 «Преступления в сфере компьютерной информации»

Вопросы:

1. Общая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации.

2. Отдельные виды (составы) преступлений в сфере компьютерной информации.

Наши рекомендации