Конкретные виды (составы) преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК)
Непосредственным объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации конкретного вида транспортного средства. Дополнительный объект — в зависимости от наступления того или иного из указанных в диспозиции последствий — здоровье потерпевшего либо собственность.
Объективная сторона данного преступления включает в себя:
а) деяние (действие или бездействие), нарушающее правила безопасности движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида транспорта;
б) преступные последствия в виде тяжкого вреда здоровью потерпевшего либо крупного имущественного ущерба;
в) причинную связь между деянием и наступившими последствиями указанных видов.
Диспозиция ст. 263 УК — бланкетная, т.е. для уяснения нарушенных в конкретных случаях правил необходимо обращаться к иным нормативным актам. При этом всякий раз требуется устанавливать, какие именно статья, пункт нормативного акта были нарушены.
Нарушение правил безопасности движения может выразиться, например, в проезде на запрещающий сигнал светофора, в превышении скорости движения, в нарушении порядка расхождения судов, в несоблюдении маршрута полета и т.д.
Нарушение правил эксплуатации может выразиться в выпуске в рейс неисправного транспортного средства, в неправильной загрузке или креплении груза и т.д.
Нарушение правил, не направленных на обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспорта (например, простой вагонов, прогул и т.п.), не образует объективную сторону данного преступления.
Последствия в виде фактического причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего раскрываются применительно к составам преступлений, предусмотренным ст. 111 и 112 УК.
Любое из указанных последствий может быть вменено нарушителю указанных правил только при установлении причинной связи между этими последствиями и допущенным нарушением соответствующих правил.
Преступление имеет материальный состав. Оно считается оконченным с момента наступления указанных последствий.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.
При легкомыслии лицо, нарушая правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, предвидит возможность причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего либо крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий.
При небрежности лицо не предвидит возможности наступления указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.
Субъектами преступлений, квалифицируемых по ст. 263 УК, являются:
а) лица, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанные соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта (указания на таких лиц могут содержаться в ведомственных актах, в которых названы их должностные функции; в самих правилах движения и эксплуатации транспорта), т.е. специальные субъекты;
б) в соответствии со ст.20 УК за данные преступления отвечают лица, достигшие возраста 16 лет.
Частные лица и военнослужащие не являются субъектами преступлений, квалифицируемых по ст. 263 УК. При соответствующих условиях они подлежат ответственности по ст. 268, 351, 352 УК.
Деяния, подпадающие под ст. 263 УК, нельзя смешивать с преступлениями на автотранспорте и городском электротранспорте (ст. 264 УК) и другими смежными транспортными преступлениями (ст. 266, 267, 268 УК).
В судебной практике вызывает осложнения вопрос об отличиях деяний, подпадающих под признаки ст. 263 УК, от преступлений, предусмотренных ст. 285 и 293 УК.
Деяния, подпадающие под признаки, указанные в ст. 285, 293 УК, состоят в нарушениях должностным лицом своих функций, не связанных непосредственно с безопасностью движения и эксплуатации транспорта.
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК)
Непосредственный объект — безопасность движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект — здоровье потерпевшего.
Объективную сторону преступления составляют:
а) деяние (действие или бездействие), выражающееся в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации указанных в диспозиции статьи транспортных средств;
б) наступившие преступные последствия в виде тяжкого вреда здоровью человека;
в) причинная связь между деянием и последствиями.
Диспозиция ст. 264 УК — бланкетная, и для уяснения нарушения правил необходимо обращаться к иным нормативным актам, в частности к Правилам дорожного движения РФ. При этом требуется устанавливать пункт, статью нормативного акта, требования которых были не соблюдены.
Нарушение правил движения транспорта может выразиться в превышении скорости, проезде на красный свет светофора, в обгоне в недозволенных местах и т.п.
Нарушение правил эксплуатации имеет место, например в случаях выезда на технически неисправном транспортном средстве, перевозки людей на необорудованном для этого автомобиле, при несоблюдении требований к габаритам грузов и т.п.
К транспорту, о котором идет речь в рассматриваемой статье, относятся: автомототранспорт — автобусы, грузовые и легковые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, тракторы и т.п.; городской электротранспорт — троллейбусы, трамваи; другие самоходные механические транспортные средства — дорожные, строительные и иные специальные машины (см. примечание к ст. 264 УК).
Нарушение правил движения и эксплуатации иных транспортных средств (например, при использовании велосипеда, гужевого транспорта и т.д.) в зависимости от обстоятельств конкретного случая может быть квалифицировано по ст. 268 УК или по статьям о преступлениях против личности.
Действия водителей автотранспортных средств и городских электротранспортных средств, тракторов и иных самоходных машин, повлекшие предусмотренные в ст. 264 УК последствия при погрузке, выгрузке грузов, ремонте транспорта, производстве строительных, дорожных и иных нетранспортных работ, должны квалифицироваться в зависимости от обстоятельств каждого конкретного случая по соответствующим статьям УК о преступлениях против личности, собственности или по статьям УК, устанавливающим ответственность за нарушение правил при производстве определенных работ.
Последствия, предусмотренные ст. 264 УК, аналогичны последствиям, указанным в ст. 263 УК. Преступление окончено с момента наступления последствий. Состав преступления — материальный.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.
При легкомыслии лицо, нарушая правила движения и эксплуатации транспорта, предвидит возможность причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий.
При небрежности лицо не предвидит возможности наступления указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть.
Субъект преступлений — лицо, достигшее 16 лет, управляющее транспортным средством. Управлять транспортным средством лицо может как в силу выполняемой работы, так и не в связи с ней (управляет личным транспортом, угнанным транспортом).
Часть 2 ст. 264 предусматривает то же деяние, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Часть 3 – деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека. Часть 4 – деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека. Часть 5 – деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. Часть 6 – деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.
Преступление, предусмотренное ст. 264 УК, необходимо отличать от сходных с ним транспортных преступлений (ст. 266, 268 УК) и преступлений против военной службы (ст. 350 УК). Для первых двух отличия имеются в основном в признаках субъекта и объективной стороны, для третьего — по объекту и субъекту.
Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК)
Непосредственный объект этого преступления (основной и дополнительный) аналогичен объектам преступления, предусмотренного ст. 263 УК.
Объективная сторона состоит:
а) в недоброкачественном ремонте транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно в выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств;
б) в наступлении последствий в виде тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью человека или крупного ущерба;
в) в наличии причинной связи между указанными формами проявления деяния и последствиями.
Недоброкачественный ремонт может выразиться в использовании при ремонте транспортного средства дефектных деталей либо непригодного материала при ремонте путей сообщения, оставлении без должного внимания имеющихся неисправностей и т.д.
Под выпуском в эксплуатацию транспортного средства понимаются разного рода действия ответственного лица (разрешение, предписание и т.п.) по отправке на линию, в рейс транспортного средства с техническими неисправностями (например, в рулевом механизме, тормозной системе и т.д.).
Последствия преступления характеризуются аналогично тому, как это имеет место применительно к ст. 263 УК.
Преступление считается оконченным с момента наступления указанных последствий. Оно имеет материальный состав.
Субъективная сторона выражается в неосторожной вине. Предвидение возможности причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинения крупного ущерба как результат недоброкачественного ремонта, либо выпуска транспорта в эксплуатацию с техническими неисправностями и легкомысленный расчет на предотвращение предвидимых последствий образуют преступное легкомыслие. Отсутствие предвидения названных выше последствий при наличии обязанности и возможности их предвидеть указывает на совершение этого преступления с преступной небрежностью.
Субъект этого преступления специальный — лицо, осуществляющее указанный ремонт или ответственное за выпуск в эксплуатацию транспортных средств.
Работники транспорта, служебная деятельность которых непосредственно не связана с эксплуатацией и ремонтом транспорта, не могут быть исполнителями этого преступления.
Части 2 и 3 анализируемой статьи УК устанавливают ответственность за те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека (ч. 2) либо смерть двух и более лиц (ч. 3).
Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК).
Непосредственные объекты этого преступления (основной и дополнительный) сходны с объектами преступления, предусмотренного ст. 263 УК.
Объективная сторона включает в себя:
а) деяние;
б) последствия;
в) причинную связь между деянием и последствием. Конкретные формы проявления деяний (или способы их совершения) разнообразны:
а) вытаскивание костылей или отвинчивание гаек, закрепляющих рельсы, повреждение тормозной системы локомотива, нагромождение на рельсы бревен или шпал, взрыв железнодорожного пути, затопление водного судна, поломка навигационного оборудования на самолете и т.д.;
б) результатом этих и иных подобных действий должно быть состояние непригодности (разрушенности, поврежденности) указанных в диспозиции статьи предметов к их эксплуатации, что образует первые и непосредственные последствия;
в) вторыми и производными последствиями, выделенными как конструктивный признак состава данного преступления, являются причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупный ущерб;
г) между действиями, приведшими к состоянию непригодности к эксплуатации транспорта, и последствиями (первыми и вторыми) должна быть установлена причинная связь.
Состав этого преступления – материальный. Как оконченное рассматриваемое преступление может быть квалифицировано лишь с момента наступления вторых последствий, т.е. тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба. При отсутствии таких последствий содеянное может быть квалифицировано в зависимости от формы вины как умышленное либо неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества.
Объективная сторона анализируемого преступления включает также такую форму проявления деяния, как блокирование транспортных коммуникаций с причинением тех же последствий (тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба). Блокирование коммуникаций может выразиться, например, в перекрытии движения поездов в определенном направлении путем загромождения пути их следования или путем занятия путей группами людей, протестующих подобным образом против действий властей, и в иных подобных действиях. В этих случаях состав преступления также материальный.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины. Лицо, приводящее в непригодность для эксплуатации указанные в диспозиции статьи предметы, предвидит возможность причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований легкомысленно рассчитывает на предотвращение предвидимых последствий либо не предвидит указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.
По отношению к такой форме проявления этого преступного деяния, как блокирование коммуникаций, причинившего указанный вред здоровью человека, вина выражается лишь в неосторожной ее форме.
Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 14 лет.
Части 2 и 3 ст. 267 УК предусматривают соответственно квалифицированный (причинение по неосторожности смерти человеку – ч. 2) и особо квалифицированный (причинение по неосторожности смерти двум или более лицам — ч. 3) вид преступления.
Преступление, предусмотренное ст. 267 УК, следует отличать от сходных с ним преступлений. Так от преступлений, предусмотренных ст. 263 УК, оно отличается по субъекту, а также тем, что не связывается напрямую с нарушением правил движения, эксплуатации или выполнением ремонтных работ; от диверсии — по отсутствию специальной цели подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской федерации (ст. 281 УК); от преступления, предусмотренного ст. 268 УК, — в основном по различиям в характере и содержании действий, а также по особенностям развития процесса причинения вреда объекту охраны.
Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК)
Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения транспорта. Дополнительный объект — здоровье людей.
Объективная сторона состоит:
а) в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (железнодорожного, водного, воздушного и автомототранспорта);
б) в последствиях в виде тяжкого вреда здоровью человека;
в) в причинной связи между указанным нарушением правил и последствиями.
Преступление имеет материальный состав и считается оконченным с момента наступления названных выше последствий.
Диспозиция рассматриваемой статьи – бланкетная. Ее применение требует установления конкретного нарушения виновным соответствующих правил пользования транспортом и правил поведения в местах прохождения транспортных путей, которыми регламентируется безопасная работа транспорта всех его видов и которые обязательны для всех лиц, а не только для работников транспорта.
Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется неосторожной формой вины. Предвидение возможности причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека как результата, нарушения соответствующих правил и без достаточных к тому оснований легкомысленный расчет на предотвращение предвидимых последствий образуют преступное легкомыслие. Отсутствие предвидения указанных последствий при наличии обязанности и возможности их предвидения свидетельствует о преступной небрежности.
Субъектом преступления по прямому указанию закона является: достигший 16 лет пассажир, пешеход или иной участник движения (например, велосипедист, лицо, едущее на гужевом транспорте, и т.д.), кроме лиц, указанных в ст. 263, 264 УК.
Части 2 и 3 ст. 268 УК предусматривают квалифицированный (причинение по неосторожности смерти человеку — ч. 2) и особо квалифицированный (причинение смерти по неосторожности двум или более лицам — ч. 3) вид этого преступления.
Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК)
Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность ведения названных работ либо эксплуатации трубопровода. Дополнительный объект – здоровье человека, собственность.
Объективная сторона данного вида преступления состоит:
а) из деяния (действия или бездействия), заключающегося в нарушении специальных правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов;
б) последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека либо в причинении крупного ущерба;
в) причинной связи между названными деяниями и последствиями.
Состав этого преступления — материальный. Момент окончания преступления совпадает с фактическим наступлением последствий хотя бы в одном из указанных их видов.
Диспозиция ст. 269 УК — бланкетная. Для решения вопроса об ответственности лица в каждом отдельном случае необходимо установить, какое именно правило безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте газопровода или нефтепровода было нарушено. При этом все разновидности обозначенных в диспозиции статьи правил нацелены в основном на обеспечение безопасной эксплуатации трубопровода.
Нарушение иных правил, например, правил охраны труда при осуществлении названных в анализируемой статье УК работ исключает ее применение к содеянному.
Характеристика и значение преступных последствий и причинной связи применительно ко всем видам состава этого преступления аналогичны с одно-порядковыми признаками в ст. 263, 264 и др.
Субъективная сторона преступления во всех его разновидностях по прямому указанию закона выражается только в неосторожной форме вины. Нарушая правила безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте трубопровода, лицо предвидит возможность наступления какого-либо из обозначенных в этой статье последствий, но без достаточных к тому оснований легкомысленно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие) либо не предвидит возможности наступления таких последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (преступная небрежность) .
Субъект преступления — лицо, на обязанности которого лежало соблюдение правил безопасности при выполнении указанного рода работ в целях обеспечения безопасной эксплуатации трубопровода.
Части 2 и 3 ст. 269 УК предусматривают соответственно квалифицирующий (причинение по неосторожности смерти человеку — ч.2) и особо квалифицирующий признак (причинение по неосторожности смерти двум или более лицам — ч. 3).
Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК)
Непосредственный объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни людей, терпящих бедствие на море или ином водном пути. Согласно ст. 11 названной Конвенции терпящими бедствие на море могут быть любые лица, даже враждебные, встреченные на море и находящиеся в опасном для жизни состоянии.
Объективная сторона преступления состоит в бездействии, выразившемся в неоказании помощи людям при указанных в анализируемой статье закона условиях и обстоятельствах.
Состав преступления – формальный. Момент окончания деяния связывается с имевшим место фактом неоказания помощи людям при наличии возможности оказать таковую без серьезной опасности для судна, его экипажа и пассажиров.
В качестве конструктивного признака в объективную сторону состава преступления включено указание на место его совершения (море, иной водный путь). Отсутствие в содеянном признака места совершения преступления исключает применение этой статьи закона.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Лицо осознает, что не оказывает помощи людям, терпящим бедствие на море или ином водном пути, что для собственного судна, членов экипажа или пассажиров нет серьезной опасности, и желает не оказать помощь.
Субъект преступления специальный — капитан судна любого класса и назначения.
Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК)
Непосредственный объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие безопасность полета.
Объективная сторона выражается в несоблюдении правил разрешенного международного полета. Конкретные формы этого деяния могут проявиться в отклонении от маршрута полета, воздушных ворот, заданной высоты и иных условий, соблюдение которых экипажем воздушного судна обязательно.
Данное преступление имеет формальный состав. Момент его окончания совпадает с совершением самого деяния, выходящего за пределы предписаний, касающихся выполнения обязательных условий полета.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Мотив и цель могут быть различными. Они не являются конструктивными признаками состава анализируемого преступления.
Субъект преступления — специальный. Им могут быть только члены экипажа воздушного судна так как перечисленные в диспозиции статьи формы проявления деяния возможны лишь при выполнении полета.
Тема №33 «Преступления в сфере компьютерной информации»
Вопросы:
1. Общая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации.
2. Отдельные виды (составы) преступлений в сфере компьютерной информации.