Лекция 12 . Эволюция общего права и права справедливости в Англии в Средние века.
Вопросы:
1. Источники английского права.
2. Переход от англосаксонского к общему праву Англии.
3. Юрисдикция по общему праву в средневековой Англии.
4. Право справедливости, его источники и принципы.
1. Источники английского права
В эпоху феодализма в Англии были заложены принципы и созданы основные институты английского права: общее право, право справедливости и статутное право. По своей структуре английское право существенно отличается от права романо-германской правовой семьи. Так, оно не приемлет отраслевую классификацию правовых норм и не предусматривает деления права на публичное и частное. Постоянно развиваются только отдельные институты права; большую роль в реализации права играет справедливость, основанная на праве.
Английское общее право в отличие от романо-германского права исторически развивалось не учеными-юристами в университетах, а юристами-практиками. Нормы общего права рождались при рассмотрении королевскими судами конкретных дел, поэтому они менее абстрактны и рассчитаны скорее на разрешение конкретных споров, а не на установление общих правил поведения на будущее. В средневековой Англии господствует судебный прецедент (между судебным прецедентом и сложившейся судебной практикой нельзя ставить знак равенства). Для правовой семьи общего права характерно, далее, наличие суда присяжных и не характерна кодификация.
Обычайкак исторически первый источник английского права широко применялся до формирования общего права. Основная сложность его применения заключалась в том, что обычное право сильно различалось в зависимости от местности, в которой действовали его нормы, оно было разным в городах и селениях. Это объясняется тем, что «обычное право не было письменным, потому могло применяться местными судами, т.е. теми, кто непосредственно был знаком с существованием того или иного обычая. С введением королевского суда и монаршего правосудия на территории всей Англии распространяется единое общее право, и значение обычного права как источника правовых норм стремительно падает»[15].
Основными признаками правовых обычаев являются:
11) Существование обычая с незапамятных времен (на основании Первого Вестминстерского статута 1275 г. старинным считается обычай, существовавший до 1189 г.).
12) Разумность обычая (это требование предполагает, что данный обычай не будет поддержан, если он не имеет правового смысла).
13) Определенность обычая. Это правило раскрывается в точном обозначении: природы обычая; круга лиц, в отношении которого должен действовать обычай; местности, в пределах которой действует обычай.
14) Обязательность обычая (если обычай не обнаруживает обязательного для исполнения характера предусматриваемых им положений, он не может быть поддержан судом).
15) Непрерывность действия обычая (для того, чтобы обладать юридической силой, обычай должен сохранять свое действие без каких-либо перерывов с «незапамятных времен»).
Правовые обычаи Англии можно сгруппировать.Так, местный обычай «может быть признан имеющим юридическую силу как источник конкретных субъективных прав, подлежащих защите в суде. Английское право, не признавая обычай источником права, допускает его в ограниченных масштабах на местном уровне»[16].
Впоследствии появятся обычаи торгового оборота. Практика допускает, что условия торгового контракта могут быть признаны не противоречащими праву на том основании, что их включение в контракт определяется уже устоявшимися торговыми взаимоотношениями и требованиями эффективной коммерческой деятельности в данной отрасли. Так как особенностью Великобритании является отсутствие писаной конституции, она заменена множеством статутов, прецедентов и конституционных обычаев. Например, королевская прерогатива в Англии юридически никогда не ограничивалась, но в реальности на основе конституционных обычаев после «Славной революции» 1689 года она все более и более сокращалась.
Значимость судебной практики как основополагающего источника английского общего права вполне очевидна. Деятельность английских судей уже с XV века основывается на их независимости и несменяемости. Как отмечают исследователи, важную роль в развитии системы общего права сыграли судебные отчеты, которые стали собираться с конца XIII века в «Ежегодниках», а в XVI веке были заменены сериями частных отчетов.
Статуткакакт британского парламента и источник английского права – это полный синоним англо-американского понятия «закон». Но под статутным правом в Средневековье понимались правовые нормы, изложенные в актах парламента и короны: королевских хартиях, ассизах, ордонансах, прокламациях, претензиях, начиная со времени издания Великой хартии вольностей 1215 года. С XVII века, когда в английском праве утвердился принцип «парламентского верховенства», статут стал парламентским законом. Однако статуты, до сих пор используемые в судебной практике, принимались гораздо раньше. Например, 1-й и 2-й Вестминстерские статуты, принятые во времена Эдуарда I (XIII в.), и в наши дни регулируют правоотношения собственности на недвижимость. В уголовном праве пределы необходимой обороны определил Глостерский статут 1278 года, и эти пределы в английском уголовном праве до сих пор остаются неизменными.
Каноническое правокакисточник английского права обрело собственный предмет регулирования в эпоху «папского абсолютизма» XI–XIII веков. По утверждению Г.Бермана, «новая система канонического права... охватывала только такие виды правовых отношений, которые подпадали под юрисдикцию церкви как корпоративного правового образования. Другие правовые отношения подпадали под соответствующие, перекрывающие друг друга юрисдикции различных светских государств, включая королевства, феодальные домены, самостоятельные города. Каждый человек в западном христианском мире жил под управлением и канонического права, и одной или более светских систем. Плюрализм правовых систем «внутри общего правового порядка был существенной чертой структуры каждой из них»[17]. Каноническое право на протяжении значительного исторического периода (до реформы Генриха VII) занимало значительную часть существовавшего «правового пространства» Англии. Религия была целостным мировоззренческим образованием, объяснявшим человеку его предназначение и готовившим его к переходу в «град небесный». Как следствие этого – особое правовое положение служителей церкви, занимавших долгое время посты лорд-канцлера и высших судей и советников короны. Для католической церкви «так называемое каноническое право – jus canonicum – на всем протяжении своего развития всегда имело своим последним материальным источником божественное право. Отсюда проистекало не только само его существование, но его юридический характер»[18].
Влияние этогоисточника особенно заметно в деятельности церковных судов и в наследственном праве. Связано это c тем, что вопросы законности завещания длительное время находились в руках церкви. В качестве примера рецепции римского правав Англии можно привести положения английского права, предусматривающие завещание воина (возможность завещания в устной форме).
Исстари английское право допускало использование в качестве источника труды выдающихся юристов, среди которых наиболее авторитетными являются: Гленвилл, Брактон и Блекстон. На них до сих пор могут ссылаться судьи при вынесении решения. По мнению М. Н. Марченко, «на современном этапе развития правовой системы Англии и других стран общего права мнения выдающихся юристов как таковые по-прежнему сохраняют свое первоначальное значение... Однако при этом следует иметь в виду то обстоятельство, что, начиная с конца XIX – начала XX века все большее значение в правовых системах этих стран в качестве источников права стали иметь не столько мнения отдельных, пусть даже самых выдающихся, юристов, сколько цельные систематизированные доктрины, сложившиеся в результате многолетней академической и практической деятельности теоретиков государства и права».[19]
Отметим также, что широта судейского усмотрения в английском праве настолько велика, что субъективные представления судьи зачастую играют определяющую роль при прочих равных условиях. По замечанию известного израильского судьи А. Барака, «процедурные ограничения (справедливость) и материальные ограничения (разумность) сокращают свободу судьи в производстве выбора, причем все они делают это с учетом способа выбора и с учетом природы факторов, которые судья может принять во внимание. Однако после того, как к ним всем прибегли, будут все еще случаи, наверняка немногие, в которых судья будет свободен выбирать из ряда возможностей без того, чтобы его выбор управлялся правовой системой»[20].