Государственные и административные реформы Петра I. (1861-1725)
Абсолютная монархия - форма правления, при которой монарху юридически принадлежит вся полнота власти. В этот период ликвидируются старые сословно-представительные институты и происходит максимальная концентрация власти. В 1721 г. Сенат совместно с Духовным Синодом преподнес Петру I титул императора. Россия становится империей.
Реформы высших органов власти и управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа:
1699—1710 гг. - частичные преобразования в системе высших гос.органов, в структуре местного самоуправления, военная реформа;
1710—1719 гг. – ликвид. прежних центр.органов власти и упр-я, создание новой столицы, Сената, проведение первой областной реформы;
1719—1725 гг. — образование нов. органов отраслевого управления для коллегий, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления, финансово-налоговой реформы, создание прав. основы для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.
· Петр 1 радикально перестроил всю систему центральных органов государства. В 1711 г. вместо консилии министров-наследнице боярской думы, был учрежденСенат. Первоначально он должен был заменить царя на время его отсутствия в столице на время Прутского похода. Но затем Сенат получает функции высшего органа, координировавшего деятельность всех центральных органов управления и непосредственно рассматривавшего по поручению царя дела текущего управления. Вскоре Сенат становится и высшим судебным органом и “хранилищем законов”.
· Вместо многочисленных приказов в 1719 г. были учреждены 12 государственных коллегий, в качестве органов отраслевого управления. Среди них “первейшими” были: военная, адмиралтейская и иностранных дел. Финансами должны были ведать три коллегии: камер-коллегия собирала доходы, штатс-контора следила за расходами и составляла роспись доходов и расходов и ревизион-коллегия проверяла счета и осуществляла финансовый контроль. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении - все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.
· В 1720 г. царь утвердил Генеральный регламент-документ, определивший структуру коллегий, порядок их деятельности, а также порядок прохождения службы чиновниками. Табель о рангах (1722 г.) все должности в гражданской, военной и придворной службе разделил на 14 классов и каждый чиновник или офицер должен был начинать службу с низшего 14 класса, постоянно продвигаясь по службе.
· Реформа местного управления. В 1708 г. вся территория страны была разделена на 8 губерний (чуть позже на II). В две из них (Петербургскую и Азовскую) были назначены генерал-губернаторы, а в остальные -губернаторы из числа виднейших государственных деятелей, облеченных большой властью и доверием царя (Меншиков, Апраксин, Стрешнев и т.д.). В помощь губернаторам назначались помощники, ведавшие отраслями управления (военной, финансами, юстицией и т.д.). Созданы были губернские канцелярии.
· В 1719 г. проводится второй этап реформы. Губернии делятся на провинции. И хотя губернии продолжали существовать, но за губернаторами остается командование войсками, общий надзор за управлением, а основной единицей местного управлений становится провинция. В каждой из них создается аппарат управления и назначаются чиновники, отвечавшие за сбор налогов, набор рекрутов и т.д.
· в 1711 г. учреждаются должности фискалов во главе с генерал-фискалом и его помощником обер-фискалом (от лат. fiscus - государственная казна). Фискалы призваны были оберегать казну путем вербовки агентуры в госучреждениях и выявления оперативным путем взяточников и казнокрадов.
· Учреждение полиции явилось составным элементом реформы административно-управленческой системы. Начало созданию “регулярной” полиции положил Петр 1, издав в 1718 г. указ об учреждении в новой столице-Петербурге должности генерал-полицмейстера. Главными задачами созданной Петром 1 полиции стали борьба с уголовной преступностью и охрана общественного порядка, а также обеспечение санитарной (в том числе соблюдение правил торговли съестными продуктами) и пожарной безопасности.
· Судебная реформа также явилась составным элементом реформы центральных и местных органов государственного аппарата. Судебную реформу Петр 1 начал проводить в 1719 г., когда были учреждены Юстиц-коллегия, надворные суды в губерниях и нижние суды в провинциях. Смысл реформы состоял в отделении суда от администрации, чтобы дать правовые гарантии купцам и промышленникам от притеснений дворянской администрации. Попытка судебной реформы в начале XVIII в. потерпела неудачу.
· Финансовые реформы. Уже во второй половине XVII в. древнее поземельное “посошное” обложение было заменено на подворное, при котором прямые налоги взимались с крестьянских и посадских дворов, многочисленные натуральные повинности переведены в денежную форму и сведены в единый сбор. Упрощена была и система таможенных сборов -5 % от стоимости товара. Упрощение системы налогообложения увеличило доходную часть бюджета, которая состояла из прямых налогов (стрелецкая подать и ямские деньги), косвенных налогов (таможенные и кабацкие сборы, соляной налог) и доходов от перечеканки денег.
· В 1718 г. проведена денежная реформа, выпущены новые серебряные монеты с пониженным содержанием серебра и медные монеты, что привело со временем к инфляции, но дало значительный доход государству.
· Военная реформа. Создание военно-морского флота, новых полков. Изменение системы военного управления. Вместо многочисленных приказов, между которыми ранее было раздроблено военное управление, Петр 1 учредил военную коллегию и адмиралтейств-коллегию для руководства армией и военно-морским флотом.
· Указ 1718 г. о введении подушной подати резко отделил правовой статус дворян как сословия привилегированного и неподатного от правового статуса сословия податных, обязанных платить подушную подать и нести иные повинности, в том числе и от статуса служилых людей “по-отечеству” - однодворцев (бывшей низшей категории дворянства), которые попали в разряд податного населения. Основной привилегией дворянства являлось монопольное право владеть землей, населенной крепостными крестьянами.
· Реформа церкви. Не разрешил выборы нового патриарха, а назначил нового сам. Создал в том числе и духовную коллегию для управления церковными делами. Попытался провести секулязацию церковных земель.