ЕС в 2000-е годы. Разработка конституции ЕС, проблема ее ратификации. Лиссабонский договор
Создание Конституции ЕС задумывалось как логичное завершение процесса масштабной реформы институциональной структуры ЕС, осуществлявшейся в течение всех 1990-х годов. Для разработки Конституции был созван Конвент, в состав которого вошли по три представителя от каждого государства-члена, 16 депутатов Европарламента и два представителя Комиссии. Кроме того, в работе Конвента (с правом совещательного голоса) пришли участие представители десяти стран-кандидатов. Разработанный Конвентом проект Конституции был представлен Европейскому совету 18 июля 2003 г.
Однако саммит Европейского совета в декабре 2003 г. не смог утвердить окончательный текст Конституции. Камнем преткновения стали правила голосования квалифицированным большинством в Совете ЕС, от которых зависела степень влияния государств-членов при принятии решений. Острые противоречия возникли и по некоторым другим вопросам. Окончательный текст Конституции ЕС был согласован на саммите 17—18 июня 2004 г. в Брюсселе. Церемония подписания прошла 29 октября 2004 г. в Риме с участием лидеров 25 государств — членов ЕС и трех стран-кандидатов (Болгарии, Румынии и Турции).
Однако история Конституции не закончилась в момент ее подписания. Документ следовало ратифицировать во всех 25 государствах — членах ЕС. Планировалось, что после этого Конституция вступит в силу 1 ноября 2006 г. Определенные трудности в ходе ратификации были предсказуемы, особенно в тех странах, где вопрос выносился на референдум. Кризис наступил 29 мая 2005 г., когда на референдуме во Франции против Конституции высказалось 54,9% участников голосования. Через два дня, 1 июня, свое «нет» сказали Нидерланды 61,7% против (проблема, т.к. Франция и Голландия – самые про-ЕС настроенные, соответственно, если даже там провалилась конституция, то дальше нет смысла продолжать). Причины такого поведения избирателей Многообразны: одни опасались утраты национального суверенитета, другие негативно восприняли расширение ЕС, а некоторые в принципе отрицательно относятся к ЕС и считают его недостаточно демократичным.
>> решили пойти в обход и провести такой документ (новый договор), который по сути бы воплощал основные положения конституции, но не требовал бы референдумов. На заседании Европейского совета, состоявшемся в Брюсселе 21—22 июня 2007 г., было принято решение разработать на основе Конституции ЕС новый договор. Он должен был одновременно сохранить основные достижения Конституции ЕС И исключить те ее положения, которые были неприемлемы для населения либо политиков отдельных стран ЕС. На том же заседании Европейский совет одобрил детальный мандат на ведение переговоров. Технические вопросы были урегулированы в ходе непродолжительной, но интенсивной Межправительственной конференции, состоявшейся в августе — октябре 2007 г. Имевшиеся немногочисленные противоречия по политическим вопросам были решены на саммите Европейского совета 18 октября 2007 г.
Текст Лиссабонского договора был подписан 13 декабря 2007 г. Все страны ЕС за исключением Ирландии ратифицировали его без проведения референдумов, опасаясь получить еще один отрицательный результат. В Ирландии первый референдум (12 июня 2008 г.) провалился, и лишь повторный референдум 2 октября 2009 г. дал положительный результат. Лиссабонский договор вступил в силу с 1 декабря 2009 г. Среди отличий Лиссабонского договора от Конституции ЕС наиболее важным является исключение из текста любых формулировок, которые могли бы навести на мысль о «квазигосударственной» природе ЕС. Исчезли сам термин «конституция», упоминания о флаге, гимне и девизе ЕС, а также термин «европейский закон». Не будет учрежден пост Министра иностранных дел ЕС. Упоминавшая в Конституции «Дипломатическая служба ЕС» получила более скромное название «служба внешних действий ЕС».
Лиссабонский договор дек.2007 Призван внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС.
1. ЕС становится правосубъектным (юридическое лицо), т.е. может заключать м/н договоры
2. Цели и задачи – не декларативное развитие стран ЕС, а единая внутренняя политика, реализуемая на практике
3. дает четкую типологию компетенций ЕС: исключительная, совместная и «поддерживающая, координирующая и дополняющая». За пределами новой типологии компетенций остались: ОВПБ/ОПБО, координация экономической политики и координация политики занятости.
4. ОВПБ/ОПБО: учреждение поста Председателя Европейского Совета (определение общих направлений; Ван Ромпей), изменение статуса Высокого представителя по ОВПБ (Эштон) – заместитель председателя ЕК, постоянный председатель Совета мининдел, в подчинение ему передаются все зарубежные представительства ЕС; Суд ЕС получает полномочия контролировать решения в этой сфере, вводятся обязательства оказывать помощь «всеми возможными средствами» государству-члену, ставшему жертвой внешней агрессии, действовать «совместно, в духе солидарности» в случае террористической атаки, стихийного или техногенного бедствия.
5. расширение сферы голосования квалифицированным большинством, принцип консенсуса сохраняется в ряде ключевых направлений политики, в том числе - ОВПБ/ОПБО
6. Изменение формулы распределения голосов в Совете – Лиссабонская формула (для усиления позиций крупных стран) – с 2017г
7. Усиление функций ЕП в законодательном процессе (но не получил право законодательной инициативы)
8. предусмотрена процедура выхода из Союза.
ТО, Лиссабонский договор дал возможность ЕС выйти из конституционного кризиса, вызванного отрицательным итогом референдумов во Франции и Нидерландах. Он содержит ряд важных нововведений, но в целом дублирует уже существующие положения договоров. Он важен прежде всего потому, что упрощает и делает более стройной Действующую в ЕС систему многоуровневого управления, он также ясно признает целый ряд концепций, принципов, практик и процедур, сложившихся за 50-летнюю историю Развития ЕЭС/ЕС. Лиссабонский договор превращает институциональную структуру Союза в сбалансированную систему наднациональных и межправительственных элементов. Он фиксирует достигнутый уровень интеграции и одновременно минимизирует угрозу дальнейшего ограничения национального суверенитета государств-членов.