Тематика советской социальной рекламы конца 1910-х - начала 1930-х гг
В целом социальная реклама советского периода была яркая, запоминающаяся, многие слоганы превращались в крылатые выражения.
Директивы и лозунги партии большевиков фактически становились социальной рекламой [Колупаева Ю. Социальная реклама советского периода и в современной России, 104]. Сразу уточним, что говорить о социальной рекламе в широком смысле этого понятия в контексте советского периода развития рекламы можно лишь условно. Рассматриваемые ниже темы и направления однозначно относятся к таким идеологическим инструментам, как агитация и пропаганда. Однако данный период развития жанра нельзя исключить из исторического контекста, так как это время можно назвать одним из эволюционных этапов развития рекламы в целом и социальной рекламы в нашей стране и мире в частности.
Итак, в тематике социальной рекламы данного периода выделяются:
■ популяризация советской власти
Задачей власти в эти годы было любым способом привлечь новых сторонников и как можно сильнее укрепить свои позиции. Одним из наиболее выразительных средств в решении поставленных задач явилась плакатная реклама. Юлия Колупаева описывает плакат, нарисованный неизвестным художником: он «изображает счастливые толпы людей с флагами на фоне домика с надписью "Коммунистическая партия", а вверху жирными буквами призыв: "Идите в коммунистическую партию!"» [104]. Позже для этих целей стали активно использоваться плакаты, посвященные государственным праздникам, например очередной годовщине Октябрьской революции. В 30-е гг. были популярны плакаты, призывающие различные группы населения (к примеру, ударниц труда заводов и совхозов) вступать в ряды ВКП(б);
■ прославление коммунистических ценностей «Коммунистические ценности представлялись как нравственные и общезначимые идеалы. Даже рекламируя значимые социальные ценности, правительство придавало им политический контекст. Например, один из плакатов советского времени изображает Владимира Ленина на трибуне, за спиной которого светит солнце. Надпись на плакате такова: "Владыкой мира будет труд". Она расположена так, что бросаются в глаза только первые два слова. Таким образом, слова "владыка мира" ассоциируются с вождем революции. Труд как бы провозглашается не просто социальной ценностью, а исключительно ценностью коммунизма» [Колупаева Ю. Указ. соч., 104]. В этом же стиле написан и знакомый всем слоган «Учиться, учиться, учиться! Учиться коммунизму!», провозглашенный В. Лениным;
■ равноправие мужчин и женщин
Большую роль в советском обществе играла тема равноправия. Существовали целые серии плакатов, обращенных к женщинам и призывавших их активно участвовать в жизни общества. Например,
плакат 1918 г., изображавший женщину, работающую в поле, с призывом: «Женщины, идите в кооперацию!» Позже появились плакаты «Раскрепощенная женщина — строй социализм!», «Долой кухонное рабство! Даешь новый быт!» и др. Пропагандировался новый образ женщины: равной в правах и обязанностях с мужчиной, не связанной прежними обязанностями и заботами, сосредоточенной на борьбе за новый строй. Вспомним знаменитые слова В. Ленина о кухарке, которая может управлять государством. Только в послевоенные годы в социальную рекламу возвращается образ привлекательной женщины;
■ борьба с белогвардейцами
Эта особая тема социальной рекламы первых лет советской власти отражена, к примеру, на знаменитом плакате «Клином красным бей белых» Лазаря Лисицкого. Советская власть выставляла в крайне негативном свете лидеров Белого движения. Плакат «Антанта: Деникин, Колчак, Юденич» изображал трех упитанных капиталистов, олицетворявших США, Великобританию и Францию, которые держат на поводке трех псов с подписями на ошейниках: «Деникин», «Колчак» и «Юденич»;
■ помощь голодающим
Неурожаи в начале 20-х гг. привели к тому, что огромное количество людей страдало от голода. «Правительство выпускало плакаты, обращенные в основном к тем, у кого была еда. На плакате Ивана Симакова, выпущенном в 1921 г., на фоне толпы людей, страдающих от голода, изображен кусок хлеба с водой и надпись: "Помни о голодающих!"» [Колупаева Ю. Указ. соч., 104]. Плакаты «Профсоюзы, организуя производство, победят разруху и голод!» и «Все за работу!» призывали население вступить в сотрудничество с властью, чтобы справиться с возникшей проблемой;
■ экономические преобразования
Экономическая политика советского правительства в первое десятилетие менялась достаточно часто. Сначала был введен «военный ком- мунизм», то есть политика подчинения промышленности и сельского хозяйства центральным органам исполнительной власти, свертывания товарно-денежных отношений, введения прямого продуктообмена между городом и деревней на основе продразверстки. Социальной рекламе отводилась особая роль: заставить деревню поверить в необходимость подобных мер. Для этого использовался, например, плакат, на котором был изображен крестьянин, засеивающий поле: «Крестьянин! Красная армия от хищников твои всходы сохранит!» В период НЭПа реклама обслуживала товарооборот между городом и деревней. Этот этап развития советской рекламы связан больше с
ее просветительской функцией. Примером может служить плакат следующего содержания:
Кооператор,
Торгуй книгой!
Свет и знание в деревню двигай!
Наступившая позже коллективизация тоже стала предметом социальной рекламы. Так, плакат с лозунгом «В борьбе за завершение сплошной коллективизации, за ликвидацию кулачества как класса, делегатка, будь впереди!» изображал женщин разной классовой принадлежности и разных национальностей, решительно готовых выполнить волю партии;
■ борьба с неграмотностью
Борьба с неграмотностью, как уже говорилось ранее, была одной из главных задач советского правительства. Социальная реклама призывала тех, кто умеет читать и писать, обучать неграмотных, а последних всячески стремиться овладеть грамотой. В качестве примера можно привести черно-белый плакат Елизаветы Кругликовой «Женщина, учись грамоте!», где изображены мама и читающая книгу дочка, которая укоряет мать: «Эх, маманя! Была бы ты грамотной, помогла бы мне!» Другой тип плаката — строгий вопрос советской женщины: «Ты помогаешь ликвидировать неграмотность?» В борьбе с неграмотностью должно было быть задействовано все общество. Как гласил один из плакатов: «Неграмотный тот же слепой. Всюду его ждут неудачи и несчастья»;
■ здоровье и безопасность
В ранние периоды советской власти тема безопасности не была актуальна и социальной рекламы подобного содержания почти не создавалось. Плакаты на эту тему появились позже. Например, социальный плакат 1930 г. «Не отдыхай на рельсах!» призывал к внимательному пользованию железной дорогой.
После гражданской войны одной из важных тем стала пропаганда чистоты, гигиены, профилактики инфекционных заболеваний: «Красная армия раздавила белогвардейских паразитов — Юденича, Деникина, Колчака. Новая сила надвинулась на нас — тифозная вошь. Товарищи! Боритесь с заразой! Уничтожайте вошь!» Или: «Граждане! Делайте себе противохолерные прививки!». В 30-е гг. особенно популярен был плакат «Позаботилась ли ты о грудях?», напоминавший женщине о необходимости закаливания сосков. Плакат «Работница, борись за чистую столовую, за здоровую пищу!» — также проявление заботы о здоровье граждан, борьбы за искоренение антисанитарии.
Зачастую в социальной рекламе были зафиксированы даже самые, на первый взгляд, незначительные моменты. Например, плакаты, висевшие в советских столовых, призывали граждан принимать пищу не спеша: «Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу!» Рядом с рабочим местом часто был вывешен лозунг «Совесть — лучший контролер». Это служило одним из инструментов контроля граждан со стороны государства — инструментом, которым государство умело пользовалось.
В конце 20-х гг.в мощные потоки пропагандистской рекламы включаются элементы рекламы чисто социальной. Меняется стиль плакатов. Если раньше основными достоинствами признавались примитивизм и доступность, то теперь уже появляются плакаты в стиле соцреализма. Изменяется цветовое оформление плакатов: на смену темным тонам приходят светлые, более оптимистичные. Меняется и тон рекламы: строгие вопросы уступают место более мягкому обращению к зрителю. Таким образом, в истории развития советской рекламы с конца 20-х гг. наступает новый этап. Однако уже очень скоро в социальной рекламе начинает преобладать военная тематика. И этот период затянется на целое десятилетие, до самого конца Великой Отечественной войны.