Предмет общей теории права
Всякая наука вправе именоваться таковой постольку, поскольку она имеет свой, только ей присущий предмет исследования. Таким предметом может быть явление или процесс в целом или же определенные их стороны. Иначе говоря, предмет науки или учебной дисциплины представляет собой то, что должно исследоваться, что должно изучаться. Предмет отвечает на вопрос: что должно познаваться, каков круг изучаемых проблем.
Право как социальное явление, как объект юриспруденции, имеет множество сторон, изучаемых соответствующими юридическими науками. Общая теория права, как свидетельствует об этом ее название, имеет дело с познанием права в самой общей, а значит наиболее значимой, сущностной его характеристике. Она исследует самое важное в праве и, следовательно, должна дать ответ на вопрос, что есть право, как, почему и для чего оно появилось, как оно развивается и действует, каковы его закономерности.
В научной и учебной литературе предмет общей теории права определяется неоднозначно, однако расхождения эти несущественны.
С точки зрения Л. С. Явича, «предметом общей теории права являются общие и специфические закономерности возникновения, развития, функционирования правовой действительности в целом как особой формы социального движения в общественных взаимоотношениях людей»[1]. В курсе лекций по общей теории права под редакцией В. К. Бабаева утверждается: «Предмет теории права – это закономерности возникновения, функционирования и развития права, его сущность, структура, основные элементы, принципы, институты»[2]. Согласно учебнику под редакцией А. С. Пиголкина, предмет общей теории права «включает в себя, во-первых, сущность и закономерности права, его основных компонентов: правосознания, правоотношений, юридической ответственности и др.; во-вторых, закономерные связи права с государством, политикой, экономикой и другими явлениями; в-третьих, закономерности познания права»[3]. А. Б. Венгеров предмет теории права определяет следующим образом: «Предметом теории права (иначе – областью ее научных интересов) являются закономерности и случайности возникновения, функционирования и развития права как социального института, а также некоторые общественные явления, органично связанные с правом как целостным социальным институтом»[4].
При определении предмета общей теории права следует исходить из того, что конечной целью всякой науки является познание закономерностей исследуемого объекта. Ее же изначальной задачей должен быть ответ на вопрос: что же собой представляет этот объект, какова его сущность? В свою очередь, любая сущность конкретизируется в содержании и проявляется в соответствующей форме.
Итак, предметом общей теории права являются сущность, содержание и форма права, закономерности его возникновения, развития и функционирования.
Сущность – категория философская, используемая юриспруденцией как продукт мозга на самом высоком уровне обобщения знаний о праве как социальном явлении. Под сущностью понимается единство внутренних, устойчивых, необходимых, существенных сторон в познаваемом объекте; это устойчиво остающееся неизменным в процессе развития исследуемого явления, его стержень, сердцевина. Сущностью права является общесоциональная политическая справедливость. Сущность (субстанция) невидима, неслышима, неощущаема, неосязаема. Она везде и нигде. Сущность проявляется в свойствах, выражается в признаках, принципах, функциях, закономерностях.
Сущность права – это концентрируемое единство его внутренних, глубинных сторон, черт, свойств, признаков, его душа, главное, устойчивое, остающееся в праве на всем протяжении его существования, то, без чего права, как такового, нет.
Содержание вообще – это конкретизация сущности. Содержание права появляется в его нормах, его конкретных предписаниях и изменяется по мере изменения задач, стоящих перед обществом.
Как и всякое содержание, содержание права выражается в определенной форме. Не может быть содержания бесформенного, как и формы бессодержательной. Форма вообще – это способ существования, способ выражения и функционирования чего-то. По образному выражению Г. Гегеля, форма – это свечение сущности, его содержания. Право выражается (оформляется) в соответствующих источниках (нормативных правовых актах, судебных прецедентах и других формах права) и реализуется в соответствующих формах (путем использования, соблюдения, исполнения, применения права).
Закономерность (объективный закон) как философская категория есть необходимое соотношение, порожденное устойчиво повторяющимися связями между сущностями. В явлениях и процессах природы при стабильных условиях оно проявляется жестко, с «железной» необходимостью, как день сменяется ночью, весна – летом и т. д. В обществе в связи с сознательным активным поведением людей, порождающих изменяющиеся социальные условия, действия объективных законов проявляются не так жестко, как в природе, и они выглядят как относительно устойчивые тенденции.
Закономерности права представляют собой объективно обусловленные и объективно необходимые относительно устойчивые тенденции, являющиеся результатом проявления повторяющихся связей между сущностями.
Предмет общей теории права свидетельствует о том, что данная юридическая наука исследует в праве главное, а потому является вводной наукой, как бы парадной дверью в мир юриспруденции, в познание права.
Общая теория права как наука в русле своего предмета охватывает широкий круг проблем, связанных с природой права, его закономерностями, принципами, нормами, формами как в их общей характеристике, так и в глубоком исследовании каждой проблемы во всех взаимосвязях и взаимоотношениях.
Как учебная дисциплина общая теория права опирается на результаты ее исследований как науки, однако круг проблем, рассматриваемых учебной дисциплиной, значительно уже. Он ограничивается только наиболее важными вопросами предмета и в самой лаконичной их интерпретации. К тому же эта интерпретация во многом зависит от позиции авторов учебника. Вот почему одни и те же вопросы могут по-разному освещаться в учебниках различных авторов. Если в науке отражаются точки зрения всех исследователей, то в учебной дисциплине, в лучшем случае, преподносятся только основные подходы, а иногда только единственный – авторский. Таким образом, в учебном курсе и круг рассматриваемых проблем, и их решение имеет свою, субъективную авторскую позицию.