Формы права, санкционированные государством
Формы права, санкционированные государством, - это прежде всего правовые обычаи, то есть обычаи, сложившиеся в результате неоднократного применения и выражающие правила поведения. Они признаются и возводятся в закон государством. Например, ГК РФ упоминает правовые обычаи как возможные источники права. Правовые обычаи используются в земельном праве. они используются как местные формы права национального характера у отдельных народов.
Следующее звено - нормативные акты общественных объединений. Они становятся источниками права с последующего или предварительного санкционирования государством. Разработка и принятие уставов, положений при создании общественных объединений проходит стадию регистрации органами юстиции. Иногда государство заранее дает согласие на разработку и принятие какого-либо нормативного акта.
За последние годы возрастает роль и значение особого источника права - договора с нормативным содержанием. Это взаимный договор между сторонами, которые обязываются брать на себя определенные права и обязанности. Например, контракты, брачные договоры, коллективные договоры на предприятиях.
Следующим источником права выступают международные договоры - межгосударственные соглашения, которые получили ратификацию со стороны Федерального Собрания.
Основные функции права.
Вопрос о функциях права - это вопрос о его социальном назначении и основных сторонах и направлениях воздействия на общественную жизнь. Функции права - это основные стороны и направления воздействия права на общественную жизнь, раскрывающие сущность права. Функции права характеризуются тем, что они показывают наиболее типичные каналы воздействия правовых норм на общественную жизнь.
Все функции права следует делить на две основные группы: общесоциальные и юридические. Общесоциальные функции делятся на экономические, политические и воспитательные (идеологические). Юридические функции делятся на регулятивные и охранительные.
Экономическая функция выражается в возможности права воздействовать на общественную жизнь, регулировать общественное развитие путем установления меры труда и заработной платы трудовых процессов. Экономическая политика государства получает воплощение через деятельность правотворческих органов. Право - это важнейший фактор, определяющий меру труда и потребностей.
Политическая функция - возможность служить методом решения политических задач общественного развития. Право закрепляет порядок образования, структуру, компетенцию, формы и методы деятельности органов государства и стабилизирует область политической деятельности.
Воспитательная функция - способность воздействовать на волю и сознание людей с целью формирования у них уважения к правовым нормам и праву в целом.
Регулятивная функция - определение статуса граждан, формулирование составов правомерного поведения через установление субъективных прав и юридических обязанностей людей. Можно выделить регулятивно-стабилизирующую - консервация политических отношений, придание им стабильного характера и регулятивно-динамическую подфункции - оформление и стимулирование правовыми нормами движения, развития правовых отношений.
Охранительная функция - нацеленность на защиту, охрану общественных отношений, которые представляют собой особую ценность и нуждаются в правовой охране. Это установление запретов, санкций, регулирование самой правоохранительной деятельности. В рамках охранительной функции осуществляется исследование видов неправомерного поведения и привлечение виновных к ответственности.
№ 27
Частные методы.