Понятие и значение законности
Законность — это сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом и его осуществлением в реальной жизни. Право без законности остается пустым звуком, как бы при этом оно ни понималось — широко или узко.
В литературньк источниках существуют различные определения законности, и все они имеют под собой основания. Каждое из них отражает какую-то одну из важных сторон законности.
Законность — это прежде всего принцип самого права, заключающийся в требовании соблюдения норм права, законов субъектами, к которым они адресованы.
Законность — это принцип деятельности государственного аппарата и политической системы в целом. В"п. 2 ст. 15 Конституции РФ сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Законность можно определить и как особый режим, состояние общественной жизни, выражающееся в строгом, реальном соблюдении и исполнении законов всеми субъектами права. Данное определение делает акцент не столько на требование блюсти закон, сколько на реальное исполнение законов, на совершение действий, связанных с реализацией законов. Как бы законность ни определялась, главное в ней — соблюдение и исполнение законов.
Законность — это метод осуществления государственной власти, способ деятельности государства, осуществления его функций. В одной из глав было уже отмечено, что одна из особенностей государства состоит в том, что оно осуществля-
ет власть путем придания своим велениям общеобязательного характера в виде законов. Однако такие веления имеют смысл, если они исполняются, т. е. только при наличии законности. Государство также будет осуществлять свои функции результативно и эффективно только при наличии законности.
Понятия законности и закона близки, но не идентичны. Законы являются основой, предпосылкой законности. Без законов не может быть законности.
В науке существуют различные подходы к вопросу о том, к каким субъектам адресуется законность. Одна точка зрения состоит в том, что законность ограничивается сферой действия органов государства, обращена к должностным лицам госаппарата и общественных объединений, но не относится к гражданам. Другая же утверждает, что и граждане попадают в сферу законности.
Для решения этого спора достаточно обратиться к цитированной выше ст. 15 КонституцииРФ, в которой требование соблюдения законов в равной мере обращено как к должностным лицам государственных органов, так и к гражданам и их объединениям.
Однако и первый подход имеет рациональное зерно. Действительно, состояние законности определяющим образом зависит от того, насколько пропитан духом законности государственный аппарат, насколько прочна законность именно в этой сфере. От состояния законности в сфере деятельности должностных лиц зависят состояние прав и свобод граждан и их законопослушность.
Другое расхождение взглядов на законность касается предметной сферы законности: включает она соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов или только законов. Узкое понимание законности, сводящееся только к соблюдению законов, обосновывается тем, что подзаконные акты иногда могут противоречить законам, что сами законы в этом случае низводятся до уровня подзаконных актов.
Представляется, что узкое понимание законности не оправдано ни теоретически, ни практически. Здесь следует принимать во внимание принцип верховенства законов. Каждый подзаконный акт, если он издан в развитие закона и соответствует ему, должен соблюдаться, как и закон, ибо нарушение подзаконного акта будет нарушением и самого закона. Говоря о подзаконных акгах, следует иметь в виду не только подза-
конные нормативные акты, но и индивидуальные правопри-менительные акты, и прежде всего акты судов. Неисполнение решения, приговора суда, вынесенного на основе закона, следует рассматривать как нарушение законности.
Значение законности многообразно. Оно сопряжено со значением, с социальной ценностью права. Все, что сказано о ценности права для общества, личности, государства, относится и к законности. Отметим здесь особо значение законности для демократии. Рассмотрим их соотношение.
Законность и демократия — это две стороны одной медали. Нет демократии без законности, как нет прочной законности без демократии.
Всякая демократия предполагает наличие определенной совокупности прав и свобод граждан, а также наличие демократических институтов представительной и непосредственной демократии. И то и другое существует ныне в правовых рамках, предусмотрено законами. Если нарушаются законы, предоставляющие права и свободы, не действуют предусмотренные ими гарантии, то ни о какой демократии говорить не приходится. Если нарушаются избирательные законы, порядок деятельности представительных органов и т. д., не исполняются решения органов демократии, то также бессмысленно говорить о наличии демократии.
В свою очередь подлинная демократия предполагает контроль представительных органов за деятельностью исполнительных органов, судебных органов за деятельностью тех и других, а в свою очередь деятельность демократического правосудия основывается на законе. При отсутствии этих и других элементов демократии ущербным будет и состояние законности.
Принципы законности
Принципы законности — это основополагающие идеи, на которых базируется законность, идеи, реализация которых делает законность эффективной и действительной.
Следует отметить, что в последние годы в ряде источников проводится различие между принципами и требованиями законности. Представляется, что никакого различия между ними нет. Каждый принцип — это всегда достаточно общее тре-
бование, идея, которой придерживаются, следуют субъекты. А каждые общие требования выступают как принципы.
Количество принципов (требований) законности в литературных источниках все возрастает. Среди них называются и такие, которые не являются принципами. Например, связь законности и культурности, законности и целесообразности. Бесспорно, такие связи существуют, но это именно связи, а не принципы.
В числе принципов называют соблюдение требований нормативных актов, недопустимость произвола в деятельности должностных лиц и др. Но это и есть фактически содержание самой законности, сама законность, или, например, к принципам относят то, что следует рассматривать как гарантии, средства, способы обеспечения законности (активная деятельность органов надзора, пресечение правонарушений и т. д.).
Рассмотрим следующие принципы или требования законности.
Принцип верховенства законов заключается в том, что в процессе нормотворчества, издания подзаконных актов следует исходить из того, чтобы эти акты не противоречили закону, издавались в соответствии с законом. Если же в процессе реализации права, применения права судья или иное должностное лицо сталкивается с ситуацией, когда подзаконный нормативный акт^ противоречит закону, то он должен отдать предпочтение закону и вынести решение также на основе закона.
Принцип приоритета (первенства) международного права перед внутригосударственным правом. Этот принцип зафиксирован в п. 4 ст. 15 Конституции РФ. Согласно ему в ходе правотворчества не должны приниматься законы, противоречащие общепризнанным нормам международного права и международным договорам РФ. В процессе же применения права при противоречии внутригосударственного законодательства указанным нормам и договорам предпочтение должно отдаваться последним.
Принцип равенства перед законом состоит в том, что в процессе реализации законов все в равной степени должны соблюдать законы и в равной степени нести ответственность перед законом в случае его нарушения. Никакое должностное, социальное, имущественное положение, прошлые заслуги,
"1.84
принадлежность к той или иной национальности, партии и т. д. не освобождают от соблюдения законов и от ответственности за их нарушение.
Иногда называется еще принцип всеобщности законности или обязательности законности для всех без исключения. Думается, что это лишь другие названия принципа равенства всех перед законом, ибо он и предполагает обязательность закона для всех.
Принцип единства законности требует единообразного понимания и применения законов на всей территории страны. Законность будет единой лишь тогда, когда по аналогичным, типичным делам принимаются одинаковые, типичные решения. Это предполагает вынесение решений по одинаковым, типичным делам на основе одних и тех же норм, их одинаковое толкование, одинаковую юридическую квалификацию. Иногда единство законности понимают как единство законен. Единство законов — это лишь предпосылка единства законности, она не ведет автоматически к единству законности, единообразному применению законов. Единство законности может быть нарушено даже в случаях, когда решения выносятся в рамках закона, если закон предусматривает последствия относительно определенно или альтернативно. Например, если закон предусматривает наказание в виде штраф;! или краткосрочного лишения свободы, а по^совершенно одинаковым делам судьи одного района определяют наказание и виде штрафа, а другого — в виде лишения свободы, то единства законности не будет, хотя приговоры и вынесены в рамках закона.
Принцип недопустимости отступления (нарушения) законов по мотивам целесообразности состоит в том, что нельзя обхо дить закон, отступить от требования закона по тем мотивам, что применение закона, строгое следование закону в данной конкретной ситуации нецелесообразно, неэффективно или даже вредно.
Во-первых, следует учитывать, что с точки зрения интересов всего общества, да и каждого отдельного гражданина, отступление от законов в конечном счете нецелесообразно, вредно, так как подрывает законность. Выгода отступления от законности для конкретного случая перекрывается огромным вредом расшатывания законности.
Во-вторых, о целесообразности в конкретных случаях судит каждый отдельный правоприменитель, исполнитель закона. Его. представления о целесообразности закона могут меняться от случая к случаю, а главное — противоречить общегосударственной целесообразности, которая как раз и состоит в том, чтобы обеспечить прочную законность и правопорядок, которые в конечном счете выгодны каждому члену общества.
Гарантии законности
Гарантии законности — это условия и средства, способы обеспечения законности. К условиям относятся социально-экономические, политические, идеологические гарантии, к средствам и способам — юридические или специальные.
К социально-экономическим гарантиям раньше относили социалистическую собственность и систему хозяйства, теперь относят многообразие форм собственности, хозяйственную самостоятельность, рыночную экономику. Однако представляется, что ни то, ни другое не следует относить к гарантиям. Любая собственность сама нуждается в гарантиях, и сама по себе любая форма собственности не обеспечивает законности, а может быть, даже порождает нарушение законности. К социально-экономическим гарантиям следует отнести устойчивость, стабильность, упорядоченность социально-экономической системы, поступательность ее развития, рост общенационального дохода и на этой основе рост материальной обеспеченности людей. Между последним фактором и законностью существует прямая связь. Стабильность развития экономики, отсутствие хаоса, повышение уровня благосостояния, отсутствие безработицы создают благоприятные условия для укрепления законности, хотя и они сами по себе не исключают нарушения законов. В наше переходное время многие особо опасные преступления совершаются отнюдь не по мотивам бедности и обездоленности преступников. Но верно и то, что материальная необеспеченность, инфляция и безработица питают преступность не менее, чем хаос в экономических отношениях.
Политические гарантии сводятся к политической стабильности общества, к политической воле власть имущих укреплять законность, к развитию и функционированию демократии. Политическая нестабильность, политическая борьба, вы-
ходящая за рамки законов, борьба партий, центральных и местных элит за власть, в недалеком прошлом борьба суверенитетов и законов отнюдь не способствовали укреплению законности; а зачастую эта борьба прямо носила правонару-шающий характер и осуществлялась путем принятия неправомерных актов.
Важным фактором является политическая воля правящих элит, направленная на укрепление законности. Отсутствие ее или недостаточность, порождаемая разными обстоятельствами, ведет к ослаблению законности.
Выше речь шла о связи законности и демократии. Развитие и укрепление демократии, функционирование институтов демократии также относятся к числу важных политических гарантий. Например, одной из причин коррупции в государственном исполнительном аппарате является отсутствие контроля за ним со стороны представительных органов.
Идеологические гарантии — это достаточно высокий уровень общей и правовой культуры, правосознания и нравственного сознания членов общества, и прежде всего должностью лиц государства, принимающих нормативные и индивидуальные правовые решения. Отметим здесь в первую очередь состояние правовой культуры, предполагающей знание законов и уважительное к ним отношение. Это — очевидное условие крепкой законности.
Не менее важно и состояние нравственности в обществе. В одной из глав уже было отмечено, что право пронизано нравственностью, что требования того и другого во многом совпадают. Человек высоконравственный, соблюдающий общепризнанные нормы нравственности, соблюдает и нормы права. Для него нарушения закона— зло, а соблюдение-добро. Отсюда вытекает, что для укрепления законности весьма важны правовое и нравственное воспитание членов общества, повышение уровня правовой культуры работников государственного аппарата.
Юридические гарантии — это специальные средства и методы, направленные на обеспечение законности, предусмотренные и регулируемые законом.
Среди таких гарантий следует отметить прежде всего юридическую ответственность за совершенные правонарушения. Общепризнано, что безответственность правонарушителей
питает нарушение законов. Основной целью, функцией юридической ответственности как раз и являются общее предупреждение, направленное в адрес потенциальных правонарушителей, и частное предупреждение (превенция) самого правонарушителя.
Заметим, что страх перед возможным принуждением, осуществляемым в рамках юридической ответственности, является важным сдерживающим фактором для неустойчивых субъектов.
К юридической ответственности примыкают и другие меры, призванные обеспечить реальную ответственность правонарушителей. К ним относятся выявление правонарушений, дознание, расследование, меры пресечения (задержание, арест) и др. К мерам ответственности примыкают и меры процессуальной защиты прав задержанных, обвиняемых, подсудимых (право на защиту, обжалование в суде ареста и т. д.).
Защитно-восстановительные меры направлены на восстановление нарушенных прав граждан и организаций. Эти меры осуществляются, как правило, по инициативе самих субъектов нарушенных прав, по их жалобам и заявлениям.
Эти меры состоят: в устранении препятствий к осуществлению прав (решений о переносе забора при самовольном захвате чужого участка земли, отмена незаконного решения, препятствующего осуществлению права); в восстановлении прежнего состояния, существовавшего до нарушения права (например, восстановление незаконно уволенного на работе);
в принудительном исполнении юридических обязанностей (принудительное взыскание алиментов по решению суда, квартплаты, налогов и т. д.).
К мерам надзора и контроля прежде-всего следует отнести контроль за соблюдением КонституцииРФ, осуществляемый согласно Конституции РФ (ст. 125) Конституционным Судом Российской Федерации. По запросам уполномоченных на то субъектов Конституционный Суд разрешает дела о соответствии с Конституцией РФ федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов федерации, не вступивших в силу международных договоров, споры о компетенции ряда органов государства, по жалобам граждан и по запросам судов проверяет конституционность законов, применяемых судами или подлежащих применению, и др.
Акты, признанные неконституционными, утрачивают юридическую силу и не должны исполняться и применяться, договоры не подлежат введению в действие. Например, Конституционный Суд РФ признал неконституционными указ Президента от 19 декабря 1991 г. «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел Российской Федерации», постановления Совета Министров (Правительства) Российской Федерации от 17 июля 1991 г. и от 24 января 1992 г. в части, касающейся отоваривания чеков, выданных на легковые автомашины, по ценам, существовавшим в момент выдачи этих чеков, практику расторжения трудового договора по достижении работником пенсионного возраста, сложившуюся на основе ст. 33 КЗоТРСФСР.
Контроль за законностью актов государственных органов и их должностных лиц, а также общественных объединений осуществляют арбитражные суды и суды общей юрисдикции.
Согласно закону РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» гражданин может обжаловать любое решение или действие разных органов и должностных лиц любых организаций (государственных, общественных, частных предприятий), а суд может признать их недействительными как нарушающие права и свободы граждан.
Арбитражный суд по жалобе организации или гражданина-предпринимателя может признать недействительными акты государственных органов, в том числе и представительных, если они нарушают права и законные интересы указанных субъектов.
Указанные способы защиты прав субъектов — это, с одной стороны, и меры защиты, осуществляемые по инициативе субъектов, чьи права нарушены, и одновременно меры судебного контроля.
В ряду рассматриваемых мер следует назвать и прокурорский надзор за соблюдением законности (надзор за дознанием и следствием, местами заключения, общий надзор за законностью актов органов управления, администрации предприятий и организаций), государственный контроль, осуществляемый государственными инспекциями, ведомственный контроль.