Конституция» М.Т. Лорис-Меликова
Взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г. привел, как уже говорилось, к диктатуре М. Т. Лорис-Меликова, ставшего начальником Верховной распорядительной комиссии с неограниченными полномочиями. Популярный генерал, герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг., он хорошо понимал, что одними репрессиями укрепить самодержавие невозможно. Поэтому он проводил, с одной стороны, политику беспощадных репрессий в отношении участников революционного движения, а с другой - старался привлечь на свою сторону либеральное дворянство и буржуазию обещаниями “конституции”. В январе 1881 г. М. Т. Лорис-Меликов подал императору Александру II записку с проектом, который вошел в историю как “конституция Лорис-Меликова”.
Лорис-Меликов предлагал создать две временные комиссии для подготовки законопроектов по финансовым вопросам и местному управлению, а также общую законосовещательную комиссию. В эти комиссии должны были войти наряду с чиновниками выборные депутаты, избираемые губернскими земскими собраниями (по 2 от губернии) и городскими думами (от крупных городов). Предлагалось также дополнить Государственный Совет 10-15 выборными представителями общественности. При всей скромности и ограниченности этого проекта он все же вводил в государственный механизм важный конституционный принцип - принцип народного представительства. Преобразованный Государственный Совет становился как бы зародышем парламента, а сам проект знаменовал возможное зарождение парламентской системы.
Александр II в общих чертах одобрил проект М. Т. Лорис-Меликова. Он даже утвердил проект соответствующего “Правительственного сообщения”. По иронии судьбы это произошло утром 1 марта 1881 г. В этот же день Александр II был убит террористами-народовольцами.
Реформы Александра II:
Первые годы правления:
· закрытие Высшего цензурного комитета (1855г.)
· разрешение свободной выдачи заграничных паспортов
· прощение недоимок и освобождение податных сословий от рекрутских наборов на три года
· упразднение военных поселений
· амнистирование политических заключенных: декабристов, участников польского восстания 1831г., петрашевцев (август 1856г.)
Отмена крепостного права:
Причины долгого сохранения крепостного права:
§ огромные пространства, малая плотность населения
§ нехватка рабочих рук
§ наличие внешней опасности (монгольское иго)
§ необходимость постоянного контроля
§ постоянная «гонка» за Европой
§ европейское крестьянство бежало в города – зародыш капитализма, в России – в Сибирь
§ разорение страны во время опричнины. «Рабская» психология правящего класса – усиление крепостничества.
· январь 1857г. – учреждение Секретного комитета по крестьянскому делу (председатель – граф А.Ф.Орлов), состоящего в основном из консервативно настроенных сановников.
· февраль 1858г. – Главный комитет по крестьянскому делу.
· 19 февраля 1961г. – Александр II подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и Манифест об освобождении крестьян.
· «Положение 26 июля 1863 года» определило поземельное устройство, повинности, порядок проведения выкупной операции и принципы самоуправления бывших удельных крестьян.
Шаг к модернизации и гражданскому обществу. | Затягивание решения аграрного вопроса и назревание революции. |
Крестьяне получали личную свободу, которая была непременным условием перехода от традиционного общества, которое существовало в России на протяжении веков, к новым общественным отношениям. | Крестьяне получали установленный земельный надел (за выкуп), выкупные платежи затянулись на 49 лет |
Крестьяне получали право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия (надзор за органами крестьянского самоуправления осуществлял мировой посредник). | До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину. |
Новые условия общественно-политической и социальной жизни обусловливали необходимость проведения других, не менее важных преобразований. | Восстания крестьян 1861г. в селе Бездна Казанской губернии и Кандеевке Пензенской губернии. |
Обострение социальной борьбы в деревне | |
Результат компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. |
Американский путь развития | Прусский путь развития |
Помещичьего хозяйства нет, или оно разбивается революцией. Ведущая роль принадлежит крестьянину, который превращается в капиталистического фермера. | Медленное перерастание помещичьего хозяйства из крепостнического в буржуазное. Помещичье землевладение не разрушено революцией, а становится базой крупного «юнкерского», но капиталистического в своей основе хозяйства. Ведущая роль принадлежит помещику, крестьянство обречено на кабалу при выделении небольшого количества крупных крестьян |
В тех регионах России, где не было или почти не было крепостного права, за дело брался свободный крестьянин. В Сибири, Заволжье, Новоросии развитие капитализма шло несравненно свободнее и быстрее | Преобладал в земледельческом центре России |
Переплетаются в помещичьем и крестьянском хозяйстве (1909г. – эта борьба еще не закончена) |
Либеральные реформы:
Характеристика реформы | Результаты | |
+ | - | |
Земская реформа 1864г. Реформа городского самоуправления 1870г. | § земские органы становились всесословными § в ведении земств находились вопросы местного хозяйства, торговли, промышленности, распределение государственных податей, назначение местных налоговых сборов, здравоохранение, народное образование, устройство благотворительных учреждений. § впоследствии земские учреждения стали центрами либеральной оппозиции правительству § в соответствии с новым «Городовым положением» создавались всесословные органы общественного самоуправления – городские Думы. § реформа способствовала развитию городского хозяйства, промышленности и торговли. | § запрещались межгубернские объединения земств § для содержания земских учреждений, а также их служащих был введен специальный налог – земский сбор |
Стабилизация финансовой системы | · 1860г. – основание Государственного банка · В.А.Татаринов настоял на гласности бюджета, осуществил «единство кассы», что означало проведение всех государственных выплат и поступлений через одну структуру – Министерство финансов. · с 1863г. вместо откупной системы вводилась акцизная, что означало продажу вина при условии выплаты акцизного сбора. · централизация финансовой и бюджетной сферы, установление гласности бюджета и финансового контроля, прогрессивные изменения налоговой системы. | · народные волнения – «трезвенное движение» 1858-1859гг. |
Судебная реформа 1864г. | § бессословность суда, равенство всех подданных перед законом § независимость суда от администрации § создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверенных (адвокатов) § создавался институт нотариусов | Меры, направленные на ограничение судебной реформы: § следствие по делам о государственных преступлениях передается жандармским органам (1871) § учреждается особое присутствие Правительствующего сената (1872) для рассмотрения этой категории дел |
Военные преобразования 1860-1870-х гг. | · в 1862-1864гг. было образовано 15 военных округов. · была устранена излишняя централизация управления, военное министерство освобождалось от рассмотрения военно-административных вопросов местного уровня и характера → возросла оперативность в управлении войсками. · 1867г. – создание постоянных военно-судебных органов. · реформа военно-учебных заведений · поступление на вооружение русской армии нарезного оружия · введение с января 1874г. всеобщей воинской повинности, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20 лет, срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках, 7 лет на флоте. | |
Реформа системы народного образования | § 16 июня 1863г. утвержден новый Университетский устав (университет образовывали 4 факультета) § среднее образование стало открытым для всех сословий § Женщины могли получить высшее образование на частных курсах § открытие прогимназий | § устав лишал студентов права создавать различного рода объединения § установленная за обучение в гимназиях плата делала недоступным обучение в них детей несостоятельных родителей. |
Цензурная реформа 1865г. | · отменялась предварительная цензура для изданий объемом более 10 печатных листов · от цензуры были освобождены правительственные и научные издания |
36. Реформы Александра II в области образования: цели, направления, последствия.
Цели:
1.Повышение образовательного уровня населения;
2.Создание системы массовой подготовки специалистов.
Последствия:
1)К 1870 г. начальных школ всех видов было 17,7 тыс., в них обучалось около 600 тыс. учащихся; количество студентов в университетах увеличилось в 1,5 раза.
2) Среднее образование стало доступно для людей всех сословий и вероисповеданий;
3) Преподавание в университетах получило больше свободы,они стали доступны для вольнослушателей, как мужчин, так и женщин.(Здесь не будет лишним упомянуть, что именно при Александре II были созданы МВЖК)
4)В университетах вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы;
5)Культурный подъём в обществе.
На следующей странице-сами реформы:
Билет 37: Охранительная идеология и проправительственное движение в XIX веке.