Полномочия и ответственность

Полномочия (правомочие) — это совокупность прав и обязанно­стей, юридически закрепленных за должностью и обеспечивающих возможность должностному лицу осуществлять свои функции в рам­ках установленной для него компетенции.

Проблема полномочий работников аппарата административного управления до сих пор вызывает определенные разногласия среди правоведов и руководителей государственного аппарата. Некоторые из них считают, что представителем органа административного управле­ния является руководитель, и он один сосредоточивает в своих руках все полномочия, присущие этому органу.

Если из юридических норм следует, что все полномочия органа концентрирует его руководитель, то это означает, что они устарели, не соответствуют потребностям практики и долг юристов и админист­рации состоит в том, чтобы заменить их более современными.

Право решать (самостоятельность действий). В аппарате государ­ственного управления особенно важное значение имеет право служа­щих подписывать документы по рассматриваемым вопросам. В пользу этого утверждения приведем следующие аргументы:

• многие работники административных учреждений на местах убеждены, что децентрализация права подписи ускорит темп работы;

• не подлежит сомнению, что децентрализация права подписи в значительной мере уменьшит загрузку руководителей;

• при централизованном праве подписи трудно установить ответ­ственность за неправильное или ошибочное решение;

• часто руководители подписывают документы, с которыми они не ознакомились из-за нехватки времени;

• зачастую причиной централизации права подписи является убе­ждение (не подтвержденное исследованиями), что подписывающий имеет значительное превосходство в знаниях над специалистами- ис­полнителями;

• еще одной причиной централизации права подписи является влияние принципа отождествления органа с его руководителем;

• одним из последствий централизации права подписи является сильно выраженная у подписывающихся тенденция передать все, что только возможно, на высшие ступени или уровни, чтобы избежать ответственности;

• централизация права подписи представляет собой тормоз для слу­жебного контроля, поскольку указывать руководителю на ошибки в до­кументах, под которыми стоит его подпись, бывает затруднительно: ему пришлось бы признаться в том, что он не читал подписанного.

Ответственность. Устанавливая диапазон ответственности, следу­ет определять не только то, за что работник отвечает, но и условия, при которых можно с него взыскивать. Этим мы избежим возникаю­
щей иногда ситуации, когда руководство, устанавливая ответствен­ность за выполнение тех или иных задач, не создает условий для их выполнения. Может возникнуть мысль, что такая постановка вопроса
готовит почву для оправданий в случае невыполнения задач. Нам ка­жется, что точное определение условий, в которых работник будет нес­ти ответственность за порученное дело, как раз и устраняет возмож­ность отговорок. ,

Требуя ответственности, обычно имеют в виду качество и степень реализации распоряжений, поручений, инструкций, планов и т. д. Но часто в поле зрения не попадает другой вопрос: сделал ли работник все, что в данных условиях было возможно? Об этом тоже нельзя за­бывать.

Право на обеспеченность информацией и средствами труда. Эквива­лентом обязанности работника правильно выполнять порученную ему работу является его право на обеспеченность необходимой информа­цией.

Проблема здесь заключается в том, что служащий, с одной сторо­ны, теряется в море действующих юридических законов и нормати­вов, а с другой — даже в области массовых, повторяющихся и одно­родных дел не имеет соответствующей информации. Почти по каждому частному вопросу он вынужден отправлять за информацией посетителя, чтобы тот доставил ее в форме приложения к основному документу. Поэтому необходимо, чтобы получаемая информация отряду требований. Она должна быть: опережающей, т. е. содержать в себе элемент предвидения хода событий, постановку целей, разработку планов и программ, страте­гию действий в будущем;

. современной, оперативной;

. надежной (основными параметрами надежности информации принято считать ее достоверность, объективность, полноту);

. оптимальной (характеристика меры в соотношении необходимой и достаточной информации);

• доступной и простой в восприятии (параметры: краткость, наглядность, выразительность). Необходимо также соблюдать соотно­шение между звуковой и зрительной информацией, учитывая, что
скорость восприятия зрительной информации очень высока;

• логичной и лаконичной (максимальная смысловая нагрузка при минимальных размерах носителя информации, краткости временного интервала передачи сообщения);

• комплексной, системной;

• соответствующей компетенции, полномочиям субъекта управле­ния;

• ориентированной (допускающей) на машинную обработку. Следует добиться того, чтобы информация в целом не обременяла

рабочих мест ни руководящих, ни рядовых работников, носила опера­тивный характер.

Если говорить о нормативных актах, начиная от законов и кончая предписаниями, то каждое рабочее место должно быть снабжено ин­формацией, содержащей все правовые нормы, относящиеся к работе данного служащего. Материалы следует расположить в порядке, соот­ветствующем как иерархии, так и хронологии, а также дополнить ал­фавитным предметным указателем, позволяющим быстро найти то, что необходимо в данный момент.

Вопросы для размышления и самоконтроля

1. Что такое должностная инструкция? Составьте должностную инструкцию для конкретного индивидуального рабочего места в государ­ственной организации.

2. Какое содержание вы вкладываете в понятие должность и долж­ностное лицо?

3. Какими принципами следует руководствоваться при организации индивидуального рабочего места государственного служащего?

4. Кто (и почему) должен составить четкое описание индивидуаль­ных рабочих мест в государственном учреждении?

Наши рекомендации