Полномочия и ответственность
Полномочия (правомочие) — это совокупность прав и обязанностей, юридически закрепленных за должностью и обеспечивающих возможность должностному лицу осуществлять свои функции в рамках установленной для него компетенции.
Проблема полномочий работников аппарата административного управления до сих пор вызывает определенные разногласия среди правоведов и руководителей государственного аппарата. Некоторые из них считают, что представителем органа административного управления является руководитель, и он один сосредоточивает в своих руках все полномочия, присущие этому органу.
Если из юридических норм следует, что все полномочия органа концентрирует его руководитель, то это означает, что они устарели, не соответствуют потребностям практики и долг юристов и администрации состоит в том, чтобы заменить их более современными.
Право решать (самостоятельность действий). В аппарате государственного управления особенно важное значение имеет право служащих подписывать документы по рассматриваемым вопросам. В пользу этого утверждения приведем следующие аргументы:
• многие работники административных учреждений на местах убеждены, что децентрализация права подписи ускорит темп работы;
• не подлежит сомнению, что децентрализация права подписи в значительной мере уменьшит загрузку руководителей;
• при централизованном праве подписи трудно установить ответственность за неправильное или ошибочное решение;
• часто руководители подписывают документы, с которыми они не ознакомились из-за нехватки времени;
• зачастую причиной централизации права подписи является убеждение (не подтвержденное исследованиями), что подписывающий имеет значительное превосходство в знаниях над специалистами- исполнителями;
• еще одной причиной централизации права подписи является влияние принципа отождествления органа с его руководителем;
• одним из последствий централизации права подписи является сильно выраженная у подписывающихся тенденция передать все, что только возможно, на высшие ступени или уровни, чтобы избежать ответственности;
• централизация права подписи представляет собой тормоз для служебного контроля, поскольку указывать руководителю на ошибки в документах, под которыми стоит его подпись, бывает затруднительно: ему пришлось бы признаться в том, что он не читал подписанного.
Ответственность. Устанавливая диапазон ответственности, следует определять не только то, за что работник отвечает, но и условия, при которых можно с него взыскивать. Этим мы избежим возникаю
щей иногда ситуации, когда руководство, устанавливая ответственность за выполнение тех или иных задач, не создает условий для их выполнения. Может возникнуть мысль, что такая постановка вопроса
готовит почву для оправданий в случае невыполнения задач. Нам кажется, что точное определение условий, в которых работник будет нести ответственность за порученное дело, как раз и устраняет возможность отговорок. ,
Требуя ответственности, обычно имеют в виду качество и степень реализации распоряжений, поручений, инструкций, планов и т. д. Но часто в поле зрения не попадает другой вопрос: сделал ли работник все, что в данных условиях было возможно? Об этом тоже нельзя забывать.
Право на обеспеченность информацией и средствами труда. Эквивалентом обязанности работника правильно выполнять порученную ему работу является его право на обеспеченность необходимой информацией.
Проблема здесь заключается в том, что служащий, с одной стороны, теряется в море действующих юридических законов и нормативов, а с другой — даже в области массовых, повторяющихся и однородных дел не имеет соответствующей информации. Почти по каждому частному вопросу он вынужден отправлять за информацией посетителя, чтобы тот доставил ее в форме приложения к основному документу. Поэтому необходимо, чтобы получаемая информация отряду требований. Она должна быть: опережающей, т. е. содержать в себе элемент предвидения хода событий, постановку целей, разработку планов и программ, стратегию действий в будущем;
. современной, оперативной;
. надежной (основными параметрами надежности информации принято считать ее достоверность, объективность, полноту);
. оптимальной (характеристика меры в соотношении необходимой и достаточной информации);
• доступной и простой в восприятии (параметры: краткость, наглядность, выразительность). Необходимо также соблюдать соотношение между звуковой и зрительной информацией, учитывая, что
скорость восприятия зрительной информации очень высока;
• логичной и лаконичной (максимальная смысловая нагрузка при минимальных размерах носителя информации, краткости временного интервала передачи сообщения);
• комплексной, системной;
• соответствующей компетенции, полномочиям субъекта управления;
• ориентированной (допускающей) на машинную обработку. Следует добиться того, чтобы информация в целом не обременяла
рабочих мест ни руководящих, ни рядовых работников, носила оперативный характер.
Если говорить о нормативных актах, начиная от законов и кончая предписаниями, то каждое рабочее место должно быть снабжено информацией, содержащей все правовые нормы, относящиеся к работе данного служащего. Материалы следует расположить в порядке, соответствующем как иерархии, так и хронологии, а также дополнить алфавитным предметным указателем, позволяющим быстро найти то, что необходимо в данный момент.
Вопросы для размышления и самоконтроля
1. Что такое должностная инструкция? Составьте должностную инструкцию для конкретного индивидуального рабочего места в государственной организации.
2. Какое содержание вы вкладываете в понятие должность и должностное лицо?
3. Какими принципами следует руководствоваться при организации индивидуального рабочего места государственного служащего?
4. Кто (и почему) должен составить четкое описание индивидуальных рабочих мест в государственном учреждении?