Соотношение дипломатической и консульской службы
· Консульства не обладают функцией общеполитического
представительства, не подписывают межгосударственные
соглашения;
· Посольства выполняют функции на всей территории страны
пребывания, а консульства только в пределах округа,
который означает район, отведённый консульскому
учреждению для выполнения консульских функций.
· Посольство поддерживает контакты с центральными
органами государства, а консульство лишь с местными
органами власти (в рамках округа). Это положение достоверно только в
том случае, если в стране нет посольств (для Республики Беларусь:
Эстония, Бразилия)
· Посольство в стране всегда одно (может быть несколько
отделений как в России), а консульств может быть несколько
(В Польше одно посольство (с консульским отделом[1]), но три
консульства ( Белосток-генеральное консульство, Гданьск-генеральное
консульство, Бяла- Подляска - консульство);
· Разрыв дипломатических отношений не означает автоматического разрыва
консульских (См. об этом ст. 2 Венской Конвенции 1963 г.);
· Посольств в стране может и не быть, консульства же могут
существовать. В частности, Республика Беларусь не имеет посольств, а
только консульства в Эстонии и Бразилии. Встречаются также случаи,
когда нет ни посольств, ни консульств (чаще всего это касается
африканских стран).
● Согласно Венской Конвенции 1963 года (ст. 2) согласие, данное на
установление дипломатических отношений, означает, если иное неоговорено
отдельно, согласие на установление консульских отношений;
· Если деятельность посольства больше связана с политическими
аспектами межгосударственных отношений, то, как правило, эта
деятельность не характерна для консульских учреждений, деятельность
которых больше связана с поддержанием и развитием экономических,
правовых и производных от них связей государства;
· Разными являются преимущества, иммунитеты, привилегии консулов и
дипломатов.
При обсуждении Венской Конвенции 1963 года СССР выступал за их равенство (это и явилось одной из причин неподписания СССР Конвенции).
Одним из возражений советской стороны было то, что за дипломатами сохраняли иммунитеты в любое время, а за консулами только во время выполнении ими своих функций (фискальный иммунитет);
· если в дипломатии многое решается на основе обычных норм права (обычаев), то в консульской службе обычай играет относительно небольшую роль;
Различия между посольствами и консульствами не устраняется тем, что с согласия государства пребывания на консульских должностных лиц может быть возложено совершение дипломатических актов.