Объект организации

музыкальные интел- лекту- альные религиозно- философские спортив- ные компью- терные контр- куль- турные деструк- тивные
Рейверы Рокеры Брейкеры Битломаны Роллинги Металлисты Волнисты и др. Маккенисты Толкиенисты Хойчхакеры Археологи Русичи Русские индейцы и др. Антропософы Неохрипиане Пушкинисты и т. п. Фанаты Роллеры Байкеры и др. Хакеры Администраторы Хиппи Панки Стиляги и т. п. Люберы» Гопники Скинхеды Дофенисты Фашисты

Представленная в табл. 9.1 типология, конечно, не исчерпывает всю мозаику молодежной самоорганизации в современной России. Тем не менее она позволяет определить основные тенденции такой самоорга­низации в молодежной среде.

Первая тенденция характерна для молодых людей, занимающихся мелким бизнесом (мажоры). Такие группы складываются в интересах деловых операций (в основном разовых) и проведения свободного вре­мени. Они ориентированы на легкое добывание денег и «красивую жизнь». Их характеризуют беспринципность, деловая хватка, достаточ­но хорошо развитое чувство корпоративности. В области нравственнос­ти им присущ моральный релятивизм, вследствие чего деятельность та­ких групп довольно часто связана с незаконным бизнесом и правонару­шениями.

Вторая тенденция проявляется в деятельности «люберов», «скин­хедов» и т. п. Они отличаются жесткой дисциплиной и организованнос­тью, агрессивностью, использованием «культа физической силы», ярко выраженной криминальной направленностью и во многих случаях — связью с уголовным миром. Их «идеология» опирается на примитиви-зированные национал-социалистические идеалы, окрашенные «уголов­ной романтикой». Основу деятельности таких групп составляют мел­кий рекет и спекуляции. Группировки этого толка, как правило, хорошо вооружены, причем уже не только цепями, ножами, кастетами, но и ог­нестрельным оружием.

Очень наглядно эволюция деструктивных группировок 80-х гг. XX в. просматривается на примере так называемых «фашиков», которые в на­чале 90-х гг. XX в. эволюционировали в скинхедов. В это время их на­считывалось до нескольких десятков в Москве и Петербурге. Они были чистым продуктом подражания западным скинхедам (английским, не­мецким и чешским), о которых советские СМИ в 1989-1991 гг. очень часто писали. Однако после событий октября 1993 г., когда по приказу Б. Ельцина впервые за всю историю мирового парламентаризма в Мос­кве был «расстрелян» Верховный Совет Российской Федерации, под­ростки и студенты увидели наглядный пример, что в любой дискуссии самый убедительный аргумент — насилие. В начале 1994 г. скинхеды как-то сразу становятся если не массовым, то многочисленным и заметным явлением, особенно в период действия «особого положения» в Москве. В этот период идеологическая направленность скинхедов приобретает криминально-агрессивный, националистический характер. В этом им помогли наши «демократические» СМИ, которые 10 лет клеймили Со­ветскую власть за то, что она «обирала Россию и русский народ».

В конце 90-х гг. появляется скин-пресса: журналы, сайты в Интер­нете. Некоторые праворадикальные и неофашистские партии и органи­зации («Русский национальный союз», «Имперская партия России», Национальный фронт», «Национально-республиканская партия Рос­сии» и др.) стали активно работать со скинхедами. Причем эти органи­зации стали проявлять активность после визитов западных «коллег» из США, Германии, Австрии.

Агрессивность скинхедов нарастает с каждым годом. При этом если раньше скины избивали африканцев и азиатов «абстрактно» — за цвет кожи и за то, что те «заражают нас СПИДом» и торгуют наркотиками, то теперь чаще всего скинхед готов прочесть малограмотную, но горя­чую мини-лекцию об «угнетенной жидами русской нации», «мировом заговоре» и «грядущем возрождении великой России». Скинхеды стали появляться в крупных городах России. По данным социолога Александ­ра Тарасова и правозащитников, число скинхедов в России достигает 50 тыс. человек (см. Известия. 2004. 20 февр.). Их сообщества существуют примерно в 85 городах (см. там же. 2004. 20 февр.). Банды скинхедов возникли именно в крупных и наиболее развитых городах — там, где со­средоточены основные богатства и особенно заметно социальное рассло­ение. То есть скинхеды — продукт не национального, а социального про­исхождения постсоветской России: колоссальное социальное расслое­ние, детская беспризорность, общий рост преступности, в т. ч. и детской, неконтролируемая миграция из стран Закавказья и Средней Азии, вой­на в Чечне, террористические акты и, наконец, отсутствие четкой госу­дарственной молодежной и национальной политики в России.

Описанные выше молодежные криминогенные объединения в ус­ловиях политической нестабильности представляют значительную опас­ность, поскольку являются достаточно пластичным материалом и в лю­бой момент могут стать инструментом в деятельности политических организаций радикальной и экстремистской ориентации.

Однако внимание к различным неформальным молодежным орга­низациям явно преувеличено. Может показаться, что вся молодежь со­стоит только из неформалов. Таким образом, из виду упускается едва ли не большая часть современной молодежи, которая «качает» мускулы, увлекается музыкой, «тусуется», но не это для нее выступает жизнен­ной целью.

Третья тенденция — это попытка объединиться выходцев из сред­не- и малообеспеченных семей (так называемых яппи и неояппи), отли­чающихся целеустремленностью, серьезностью, прагматизмом, самосто­ятельностью суждений, оценок и деятельности, которые ориентированы

на обеспечение себе в будущем «нормальной жизни» (материального достатка) и на продвижение по социальной и служебной лестнице. Это русский вариант американских «яппи». Их интересы концентрируются в сфере образования как необходимой предпосылке достижения цели. При этом образование рассматривается не как способ самораскрытия, а как шанс успешного продвижения в жизни. Поэтому в этой среде пользу­ются спросом исключительно практические образовательные курсы. В манере одеваться их отличают деловой классический стиль и подчерк­нутая опрятность. «Яппи», как правило, не имеют вредных привычек, заботятся о своем здоровье, занимаясь престижными видами спорта. Для них характерно стремление «делать деньги» и успешную карьеру в ка­честве бизнесменов, банковских работников, юристов. Им свойственны технократические установки и собственная субкультура с весьма доро­гостоящими материальными атрибутами. Для них главное — делать день­ги. Они считают, что деньги сделают их всемогущими и свободными. Но в конечном итоге деньги начинают вертеть ими и загоняют в несвободу.

Яппи не может себе позволить делать, что захочет. Как он выгля­дит, с кем общается, куда ходит, кого любит, что делает — решает за него его бизнес. Поэтому голубая мечта «яппи» о свободе с деньгами обора­чивается для него полной несвободой.

Четвертая тенденция — уход молодежи, в условиях мировоззрен­ческого вакуума, в мистику и в различные секты западного (особенно аме­риканского) и восточного (особенно японского и индийского) образца.

Особую опасность данная тенденция представляет для учащейся и студенческой молодежи, поскольку, как отмечалось в Информационном письме Министерства образования Российской Федерации «О деятель­ности на территории России представителей нетрадиционных религи­озных объединений» (№ 549/28-16 от 12 июня 2000 г.), деятельность зарубежных сект в сфере образования ведет к разрушению националь­ного сознания, снижению уровня сопротивляемости негативному воз­действию со стороны деструктивных религиозных организаций, возмож­ным психологическим отклонениям у молодых российских граждан, попавших под их влияние. Сторонники так называемого «чистого исла­ма» — ваххабитов вовлекают в религиозную деятельность учащихся вос­кресных школ при мечетях с целью разжигания религиозного фанатиз­ма у молодежи и формирования из них групп для отправки на обучение в зарубежные исламские центры.

Наконец, пятая тенденция, возникшая в самом начале XXI в., ста­ла называться «новой контркультурой». В период между 1998 и 2001 гг., впервые после революции 1917 г., начинает формироваться «контрэли-

та» российского общества, которая уже сейчас воспринимает социаль­ное, политическое, экономическое и культурное устройство России как убогое, отсталое и не соответствующее по уровню развития ни требова­ниям XXI в., ни ее (контрэлиты) запросам и предпочтениям. Данный слой молодежи исповедует идеи «новой контркультуры», основанной на «музыке бунта» (таких рок- и рэп-групп, как «Запрещенные барабан­щики», «Зона сумерек», «Адаптация» и др., которые считают важней­шим тексты) и «протонароднической» идеологии, которая напоминает идеи, популярные среди молодежи середины XIX века (основы которых излагаются в собственных журналах, газетах и бюллетенях: «Скепсис» в Москве, «Арт-город» в Петербурге, «Час Ноль» в Чите, «Мертвый го­род» в Тюмени, «Партизан» в Комсомольске-на-Амуре и др.).

Поклонниками «новой контркультуры» стали те, кто не попал под влияние искусственной примитизации СМИ и чей интеллектуальный уровень еще не понижен до требующегося нынешним властям. Предла­гаемая «сверху» культура, с их точки зрения, убога и примитивна, вто­рична и откровенным образом рассчитана лишь на обывателя. Предста­вители «новой контркультуры» заявляют, что они не для того учились по 15-20 лет, читали шедевры мировой литературы и слушали класси­ческую музыку, чтобы читать архимандрита Софрония, митрополита Антония, слушать группы «Тату», «Ленинград» или «Руки вверх». К сожалению, власти стали в последнее время запрещать печатные изда­ния левых интеллектуалов. Но, как известно, запреты ничего не изме­нят — эта тенденция среди интеллектуальной молодежи все равно будет набирать силу.

Рассмотренные нами тенденции не являются исчерпывающим опи­санием эволюции современной молодежной среды. Ценностные ориен­тации перечисленных неформальных группировок нельзя назвать ни всеобщими, ни ведущими. Так, по данным различных социологических опросов, проводимых в 90-е гг. XX в. среди студентов вузов (В. А. Боба-хо, С. И. Левикова, 1996), выяснилось, что, несмотря на все катаклизмы, происходящие в стране, приоритетными среди молодежи остаются тра­диционные ценности «микромира». Первые три позиции в иерархии ценностей студентов занимают «любовь», «дружба» и «личная жизнь», что является отражением актуальных экзистенциальных проблем, ре­шаемых личностью именно в юношеские годы, когда наиболее сильна и наименее реализована потребность в ощущении собственной значимос­ти, самоутверждении.

9.3. Международные молодежные программы в XXI в.

Наступивший XXI в. предлагает российской молодежи немало меж­дународных программ, содействующих развитию сотрудничества в сфе­ре молодежной работы, выработке единых подходов и принципов юве-нальной политики, молодежных контактов. Международные организации и национальные органы власти все чаще рассматривают молодежную по­литику как «инвестиции в будущее», обеспечение устойчивого и демок­ратического развития, преодоление межнациональных барьеров, исполь­зование потенциала молодых людей для прогресса и развития общества, решения социально-экономических проблем. Именно на это направлены международные молодежные программы, принятые на рубеже веков, ре­ализация которых будет осуществляться уже в новом тысячелетии.

Организация Объединенных Наций и молодежная политика.Орга­низация Объединенных Наций объявила 1985 г. «Годом молодежи». В период с 1985 по 1995 гг. прошли специальные сессии Генеральной Ас­самблеи ООН, результатом которых стало принятие Всемирной програм­мы действий, касающихся молодежи, до 2000 г. и на последующий пери­од. По инициативе ООН активизировались сотрудничество и регуляр­ные встречи на международном уровне с целью глобального диалога по молодежной проблематике. ООН поддерживает регулярное проведение всемирных конференций по делам молодежи и всемирных молодежных форумов. Последнее мероприятие проходило в Португалии в августе 1998 г.

В резолюциях прошедших форумов сформулированы основные принципы и направления ювенальной политики, требования к ее разра­ботке и реализации с участием самих молодых людей через молодежные организации. Привлечение молодежи к принятию актуальных решений рассматривается как обеспечение справедливости по отношению к бу­дущим поколениям, условие для устойчивого развития общества. Цент­ральную роль в решении проблем молодого поколения ООН отводит занятости молодежи, созданию рабочих мест, облегчению перехода от школы к трудовой деятельности, учитывая при этом разнообразие эко­номических, социальных, политических, исторических и других усло­вий в разных странах и регионах. Данные направления работы выступа­ют важными средствами предотвращения и профилактики таких нега­тивных явлений, как преступность, злоупотребление наркотиками, а так­же способствуют активному участию молодежи в жизни общества.

Особое внимание уделяется помощи молодым людям, живущим в условиях нищеты (женщинам и девушкам, беженцам и переселенцам,

молодым инвалидам и представителям национальных меньшинств, осо­бенно из числа коренных народов, а также молодым семьям). Главная роль в реализации ювенальной политики отводится молодежным непра­вительственным организациям (НПО). Одной из наиболее крупных ак­ций ООН, предусматривающих непосредственное участие молодежи и молодежных НПО, в настоящее время является проведение в 2001 г. акции «Всемирный год добровольцев».

Проблемами молодежной политики в системе ООН занимаются различные структуры. В рамках системы координаторов-резидентов ООН создана специальная группа по вопросам молодежи, в секретариа­те ООН имеется также подразделение по делам молодежи. Конкретные программы, затрагивающие в первую очередь молодых людей, реализу­ются отдельными структурами ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международным Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ).

В рамках ЮНЕСКО создано специальное координационное подраз­деление по вопросам молодежи (The UNESCO Youth Coordination Unit — UCJ), тесно сотрудничающее с национальными бюро, неправительствен­ными организациями, центрами программ ЮНЕСКО в разных странах. В 1999 г. разработан проект действий ЮНЕСКО «для молодежи и с уча­стием молодежи», который охватывает комплекс мероприятий, содей­ствующих образованию молодых людей (образованию в области демок­ратии и прав человека, а также экологии, развитию новых СМИ, освое­нию культурных ценностей, пропаганде здорового образа жизни и спорта). ЮНЕСКО проводит семинары для представителей молодеж­ных организаций, поддерживает молодежный фестиваль и Всемирную конференцию министров по делам молодежи. Среди программ ЮНЕС­КО — молодежное радио, издание разнообразных информационных ма­териалов на разных языках народов мира, к подготовке которых непос­редственно привлекаются молодые люди и молодежные организации.

ЮНИСЕФ разрабатывает и финансирует во многих странах Цент­ральной и Восточной Европы (в том числе России) программы и проек­ты, направленные на информирование детей, подростков и молодежи о своих правах (на пропаганду Всемирной декларации прав ребенка), а также .предлагает проекты, направленные на сохранение репродуктив­ного здоровья и гигиену, помощь молодым родителям и молодым семь­ям. Программы предусматривают создание консультационных пунктов и информационных центров, распространение информационных мате­риалов, проведение семинаров, подготовку и обмен опытом сотрудни­ков и добровольцев, работающих в данной сфере. ЮНИСЕФ содействует

привлечению частных пожертвований к финансированию международ­ных и национальных программ. Для реализации своих программ в Рос­сии ЮНИСЕФ имеет представительства в Москве и ряде других субъек­тов Российской Федерации.

Молодежные структуры и программы Совета Европы.Развитие Европейской интеграции включает сотрудничество в молодежной сфе­ре. Особую роль в этом процессе играет Совет Европы, созданный в 1949 г. для охраны прав человека, развития и укрепления демократии, содей­ствия европейской культурной самобытности и поиски совместных ре­шений проблем, стоящих перед европейским сообществом. (Россия яв­ляется членом Совета Европы с 1996 г.). Совет Европы стремится к тому, чтобы во всех европейских странах молодые люди активно участвовали в общественной жизни, в подготовке своего будущего. Деятельность Совета Европы направлена на освоение молодыми людьми демократи­ческих ценностей, преодоление нетерпимости и ксенофобии, пропаган­ду защиты окружающей среды и здорового образа жизни, борьбу с нар­команией, преступностью, СПИДом.

Руководящим органом Совета Европы является Комитет мини­стров. Для координации деятельности в молодежной сфере создан По­стоянный комитет межгосударственного сотрудничества в молодежной сфере, состоящий из 47 представителей министерств по делам молоде­жи стран-членов Совета Европы, присоединившихся к Европейской культурной конвенции. Постоянный комитет проводит свои заседания два раза в год, регулярно организует Европейские конференции мини­стров по делам молодежи. Совещательными органами являются Парла­ментская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), содействующая развитию законодательства, и Конгресс региональных и местных властей Европы (CLRAE).

Развитию местных инициатив в сфере ювенальной политики уде­ляется большое внимание. В середине 90-х гг. XX в. Конгресс региональ­ных и местных властей Европы разработал Европейскую хартию об уча­стии молодого поколения в жизни муниципальных и региональных об­разований. Этот документ, к которому может присоединиться любое местное или региональное образование Европы, вводит систему поня­тий и приоритетов региональной политики, предлагает структуру и со­держание политики в отношении молодого поколения на региональном и местном уровнях.

Европейская хартия в качестве основополагающего принципа от­мечает «привлечение подростков и молодежи к решению проблем на местном уровне, позволяет молодым людям непосредственно участво-

вать в жизни своей коммуны, а не чувствовать себя там почти посторон­ними». Депутаты и руководители исполнительных органов власти дол­жны не только действовать в интересах молодежи, но работать и раз­мышлять вместе с юношами и девушками. Только таким образом можно помочь им сформировать свои взгляды и стать настоящими гражданами своей коммуны, своего региона. Хартия предлагает конкретные направ­ления деятельности региональных и местных образований, включающие:

• организацию досуга и объединение в ассоциации;

• трудоустройство молодежи и борьба с безработицей;

• политику в области жилья и градостроительства;

• политику в области образования и профессионального обучения;

• политику социальной мобильности молодежи;

• превентивные меры в социальной области и сфере здравоохранения;

• программу создания информационных центров и банков данных

для молодежи;

• деятельность, направленную на предоставление равных возможностей для мужчин и женщин;

• деятельность, учитывающую специфику сельских районов;

• деятельность в области культуры;

• деятельность по охране окружающей среды.

Не случайно поддержка объединения в ассоциации (молодежные общественные организации) приводится в первом же пункте этого пе­речня. Во всех разделах Хартии нахо/шт отражение положение о само­организации молодых людей в союзы и ассоциации как основы их учас­тия в любой деятельности, развиваемой муниципалитетами и региональ­ными властями. Последние в качестве одной из своих целей рассматри­вают содействие развитию гибких форм и структур молодежных объе­динений, таких, как молодежные центры и группы, которые организует молодежь самостоятельно. Авторы Хартии — представители региональ­ных и местных властей Европы — именно от молодежных организаций ждут инициации проектов по профессиональному образованию и соци­альной интеграции безработных, организации добровольного труда, об­менов молодыми рабочими, предложений по развитию новой политики градостроительства и благоустройства, созданию фондов по получению образования и приобретению жилья, развитию международных связей, информационных центров, пропаганде здоровья и профилактике нар­козависимости, развитию творчества, экологии. Муниципальные и ре­гиональные власти, присоединившиеся к Хартии, обязуются поддержи­вать эти проекты.

Хартия рекомендует формы и институты для участия молодежи в жизни своих коммун и регионов, среди которых:

• соглашения о партнерстве;

• представительство в администрациях «молодежного делегата» от

общественных организаций, помогающего органам по делам молодежи в их работе;

• совместное руководство и контроль проведения проектов для мо-

лодежи;

• советы по молодежи - совещательные органы при руководителе

регионального или местного образования, состоящие из пред­ставителей молодежных организаций, мэра или муниципаль­ного советника по делам молодежи;

• консультационные органы из специалистов и лидеров молодеж-

ных объединений.

Для координации молодежных программ в секретариате Совета Европы создан специальный Молодежный директорат, который тесно сотрудничает как с государственными (парламентскими и правитель­ственными) структурами, так и с молодежными организациями, прежде всего с международными молодежными организациями и национальны­ми советами молодежных организаций стран-членов Совета Европы. В распоряжении Молодежного директората находятся два Европейских молодежных центра (ЕМЦ) — в Страсбурге и Будапеште. Ежегодно Европейские молодежные центры проводят учебные курсы для предста­вителей молодежных организаций по вопросам международной моло­дежной работы, «тренинги для тренеров» — руководителей нацио­нальных и международных молодежных учебных программ, долгосроч­ные тренинги по развитию проектов работы с молодежными меньшин­ствами и социально незащищенными молодыми людьми. Для стран Цен­тральной и Восточной Европы (включая Россию) ЕМЦ организует вы­ездные семинары и тренинги молодежных лидеров по развитию моло­дежных организаций в самих этих странах. Для развития международ­ных связей (в качестве так называемых «ресурсных людей») в семина­рах обязательно участвуют представители стран Европы. Все участни­ки тренингов и семинаров должны быть не старше 30 лет.

Молодежный директорат и Европейские молодежные центры со­действуют координации и обмену опытом в исследовании проблем мо­лодежи в разных странах и Европе в целом, издают ежегодный справоч­ник молодежных исследователей, проводят научные конференции.

В 1972 г. создан Европейский молодежный фонд (ЕМФ), выделяю­щий средства молодежным организациям на проведение различных меж-

дународных проектов, которые должны охватывать не менее четырех стран-участниц и содействовать решению целей Совета Европы в отно­шении молодежи. Фонд покрывает до двух третей расходов по каждому проекту. Кроме того, фонд выделяет субсидии для покрытия админист­ративных затрат, связанных с координацией проектов. Отбор проектов для финансирования осуществляется специальным наблюдательным советом, состоящим из равного представительства молодежных органи­заций и правительств. За время своего существования ЕМФ выделил около 200 млн. франков на международные проекты, в которых приня­ло участие более 220 тыс. молодых людей из 40 стран. В настоящее вре­мя 5% средств ежегодного бюджета ЕМФ выделяется на проведение мероприятий для молодежи, которая не входит в традиционные моло­дежные организации.

Совет Европы совместно с Международным союзом железных до­рог создали специальный «Фонд мобильности для молодежи». Этот фонд предоставляет финансовую помощь молодым людям с ограниченными материальными возможностями в путешествиях для участия в между­народных проектах и мероприятиях. Фонд предоставляет гранты, по­крывающие до 80% стоимости железнодорожного билета 2-го класса. Хотя данный фонд финансирует только групповые путешествия по же­лезной дороге, он дает возможность многим молодым людям участво­вать в международных проектах.

В 1986 г. Европейским агентством информации и консультаций для молодежи (ERYICA) создана «Бесприбыльная Ассоциация», объединя­ющая национальные правительственные и неправительственные коор­динационные организации в сфере молодежной информации и консуль­тации. Любые другие некоммерческие организации, работающие в этой сфере, могут получить статус присоединенных членов («наблюдателей»). С 1997 г. Совет Европы формирует с ERYICA партнерские отношения, направленные на создание сети информационно-консультационных цен­тров для подростков и молодежи и подготовку кадров для работы в этих центрах. Развитие в России информационных центров для молодежи и их интеграция в европейскую сеть происходит пока крайне слабо.

В 1991 г. Комитет министров Совета Европы принял частичное со­глашение по молодежным картам, имеющее целью содействие мобиль­ности молодежи в Европе. Молодежная карта распространяется среди молодых людей в возрасте до 26 лет и получила название «EURO-26». Международный координационный комитет, состоящий из представи­телей всех стран-участниц программы, на своих ежегодных заседаниях устанавливает общие правила распространения карты, обобщает опыт,

принимает новых членов, предоставляя им право распространения кар­ты с логотипом «EURO-26». Карта предоставляет ее владельцам скид­ки на транспорт, посещение музеев, театров, клубов, спортивных залов, приобретение товаров молодежного ассортимента, другие услуги. Раз­меры скидок устанавливаются на основании договора с компанией или фирмой. В каждой стране-участнице программы ежегодно издается спра­вочник фирм и компаний, предоставляющих скидки. Справочник бес­платно выдается каждому владельцу карты «EURO-26». Карта получи­ла широкое распространение и в настоящее время действует более чем в 20 странах Европы. Для ее распространения в каждой из стран-участ­ниц создается национальный комитет из представителей молодежных организаций по согласованию с органами власти, отвечающими за мо­лодежную политику. В ряде стран (кроме обычной карты «EURO-26») имеется также специальная карта для студентов, которая успешно кон­курирует, а порой и «вытесняет» международный студенческий билет ISEC. В некоторых странах молодежная карта является и страховым полисом, а порой даже кредитной карточкой.

Молодежные процэаммыЕвропейского Союза. Высокая политичес­кая и экономическая интеграция'стран, входящих в Европейский Союз (ЕС), позволяет им интенсивно осуществлять единую молодежную по­литику и развивать молодежные программы. Молодые люди из России также могут принять участие в некоторых из программ вместе со свои­ми партнерами из стран ЕС.

Наиболее комплексной молодежной программой Европейского Союза является программа «Молодежь», которая стартовала в 2000 г. и объединила программы «Молодежь для Европы» и «Волонтеры Евро­пы». Программа предусматривает молодежное сотрудничество в разных направлениях, включая обмен опытом молодежных работников, разви­тие молодежных обменов, поддержку инновационных молодежных про­ектов, развитие информационных программ и молодежных исследова­ний. Для реализации программы во всех странах ЕС и некоторых стра­нах-партнерах созданы специальные национальные бюро (агентства), оказывающие содействие в поиске партнеров, подготовке проектов и оформлении заявок, сборе информации и оценке результатов сотрудни­чества. Россия по причине недостаточной активности российских моло­дежных организаций пока не имеет своего национального агентства. Наши страна имеет возможность участвовать только в одной части про­граммы «Молодежь» (акция «Д»), которая охватывает совместные про­екты для молодежи стран Европейского Союза (ЕС) и не его членов. В проекте должны участвовать не менее трех стран, при этом не менее двух

стран членов ЕС и не менее двух различных регионов России или моло­дежь из России и другой страны, не входящей в ЕС. Программа проекта должна соответствовать задачам ЕС, содействовать развитию молодеж­ных контактов и межкультурному обучению, преодолению барьеров и национализма, предусматривать активное участие молодежи и учиты­вать тендерный баланс (в частности, поощряются проекты, направлен­ные на решение проблем девушек и молодых женщин). Программа фи­нансирует до 1.00% расходов участников из России. Кроме того, програм­ма «Молодежь» предусматривает участие России в обменах доброволь­цами, участвующими в работе молодежных, социальных, благотвори­тельных, экологических организаций и проектов. Информационные молодежные программы объединены сетью «Euro Desc», имеющей об­ширный Интернет-сайт.

Несколько других программ ЕС также предусматривает возможность финансирования молодежных проектов с участием России. Это, в част­ности, Демократическая программа, предо-ставляющая гранты некоммер­ческим организациям на проекты в области прав человека, развития граж­данского общества, поддержки парламентской практики, развития СМИ и общественных организаций и инициатив. Программа предусматривает партнерство организаций из России и стран ЕС и покрывает до 80% рас­ходов. Продолжительность проектов — не более одного года. Схожие ус­ловия предоставления грантов имеет «Партнерская программа институ­ционального строительства — поддержка гражданского общества и мест­ных инициатив» (IBPP), которая с 2002 г. пришла на смену программе «Связь некоммерческих организаций» (LIEN) и программе партнерства городов, поддерживающих проекты в социальной сфере. Проекты про­должительностью от 18 до 24 месяцев, направленные на развитие парт­нерства между Россией и любой из стран ЕС, могут быть представлены как муниципальными или региональными органами власти, так и неком­мерческими организациями. Сумма гранта составляет от 100 до 200 тыс. евро, при этом партнеры должны оплатить не менее 20% стоимости про­екта в денежной форме из собственных средств или иных источников.

Программа технической помощи странам СНГ, носящая название TACIS, также располагает механизмами, позволяющими финансировать проекты в молодежной сфере. Одним из механизмов является пригра­ничное сотрудничество (TACIS-CBC), непосредственно включающее поддержку молодежных обменов и развитие молодежной мобильности, а также сотрудничество в социальной и экологической сферах.

Двусторонние программысотрудничества в молодежной сфере.Широкие возможности для участия в международных молодежных

программах открывает двустороннее сотрудничество России с другими странами в молодежной сфере. Соглашения о таком сотрудничестве под­писаны с Германией, Финляндией, Польшей, Францией, Японией, Егип­том и другими странами. Для развития двусторонних программ созда­ются специальные координационные советы и комиссии, в работе кото­рых участвуют ученые, руководители министерств и ведомств по делам молодежи, представители общественных молодежных организаций. Ре­ализация такого рода проектов затруднена пока отсутствием финанси­рования и координации.

Наиболее динамично развивается сотрудничество с Германией. Рос­сийско-германский смешанный совет по молодежным обменам был со­здан в 1993 г. на основании Соглашения между СССР и ФРГ. Совет засе­дает ежегодно попеременно в Германии и России, обобщает опыт сотруд­ничества, определяет приоритетные области и программу обменов на оче­редной год. Программа объединяет проекты обменов специалистами и молодежными работниками, проведение семинаров, стажировок и дру­гие мероприятия. В рамках программы сотрудничества в течение ряда лет организуются также курсы немецкого и русского языков для молодеж­ных работников и руководителей молодежных организаций. В настоящее время в качестве приоритетных выбраны следующие области:

• профессиональная интеграция молодежи и социальная работа в

сфере занятости;

• профилактика детской и молодежной преступности, алкоголизма,

наркомании;

• работа с молодежью в «зонах риска»;

• работа с молодыми инвалидами;

• тендерная специфика работы с молодежью;

• молодежная работа с мигрантами;

• использование новых средств массовой информации в работе с мо-

лодежью;

• создание волонтерских служб;

• развитие и углубление контактов между молодежными и детски-

ми организациями.

Проекты осуществляются на условиях безвалютного обмена и раз­деляются в зависимости от степени финансирования из федеральных бюджетов сторон.

Помимо Российско-германского смешанного совета по молодежным обменам в ФРГ созданы Германо-французское и Германо-польское мо­лодежные бюро, которые имеют значительные финансовые и организа­ционные ресурсы и могут проводить трехсторонние программы с учас-

тием представителей России. Создание организаций было продиктова­но желанием преодолеть сложившийся после Второй мировой войны «образ врага» и традиционные межнациональные предрассудки между немцами, с одной стороны, французами и поляками — с другой. Непос­редственные контакты, дискуссии по различным социальным и полити­ческим проблемам, молодежные лагеря и экологические проекты, твор­ческие мастерские, тренинги способствуют установлению дружеских контактов.

Германия активно развивает региональное сотрудничество со стра­нами региона Балтийского моря. При Земельном круге (молодежном совете) Шлезвиг-Гольштинии много лет успешно работает Балтийский молодежный офис, который издает на немецком и английском языках журнал о молодежных проблемах стран Балтийского региона и ежегод­но проводит Балтийские молодежные конференции, одним из рабочих языков которых является русский. После международной конференции по Балтийскому молодежному сотрудничеству в Хельсинки (1997) и в Любеке (2000) было создано специальное информационное бюро, содей­ствующее установлению контактов и координирующее правительствен­ные и неправительственные проекты вокруг Балтийского моря.

Международные проекты молодежных организаций. Европейский молодежный Форум (YFJ), объединяющий международные (общеевро­пейские) молодежные организации и национальные советы молодеж­ных организаций, содействует развитию международного молодежного сотрудничества в Европе. Национальный Совет детских и молодежных организаций России является полноправным членом Европейского мо­лодежного форума с 2000 года. Представители молодежных организа­ций России имеют реальную возможность получать информацию и уча­ствовать в семинарах и конференциях, в том числе в качестве «ресурс­ных людей» (семинарах СЕ в разных странах Центральной и Восточной Европы). Форум издает журнал «Мнение молодежи», который выходит также и на русском языке. В течение ряда последних лет Форум реали­зует проект «Все разные — Все одинаковые», направленный на преодо­ление ксенофобии и межкультурных противоречий методами нефор­мального обучения. При Европейском молодежном форуме создан пул тренеров, работающих в молодежной сфере.

Молодежные организации России активно осуществляют между­народное сотрудничество, некоторые из них являются постоянными членами международных ассоциаций. Активно развивают международ­ные связи российские скауты, которые проводят международные лаге­ря и слеты («Джамбори»). Ассоциация христианской молодежи (УМСА)

организует международные тренинги и семинары, фестивали «тенсин-га», спортивные встречи по баскетболу и волейболу, летние лагеря от­дыха. Большинство российских организаций УМСА имеют партнеров в США, Швеции, Германии и осуществляют с ними регулярные обмены. Тренинги для молодых лидеров с привлечением тренеров и участников из-за рубежа проводит Ассоциация юных лидеров. Международные орга­низации студентов, изучающих экономику и управление (AIESEC), сту­дентов, изучающих технические дисциплины, имеют локальные отделе­ния в российских вузах, что в течение уже многих лет позволяет юно­шам и девушкам стажироваться в фирмах зарубежных стран. Молодеж­ные организации политических партий поддерживают связи с аналогич­ными политическими молодежными организациями в других странах. Российский союз молодежи является членом Европейской ассоциации молодежных клубов. В нашей стране действуют программы «Американ­ской полевой службы» и «Аи Pair», предоставляющие возможность дол­говременных стажировок в других странах с целью, изучения языка и культуры, которые удачно совмещаются с посильной работой, напри­мер, домашней няней, воспитателем, домработницей или помощником в социальных учреждениях.

Инфраструктуру молодежных обменов составляют молодежные гостиницы (хостелы), предоставляющие возможность для дешевого ноч­лега молодым путешественникам и группам. Молодежные хостелы воз­никли в Германии и в настоящее время действуют в большинстве стран мира. Хостелы объединены в национальные и международную ассоциа­ции, имеют единую систему резервирования мест и общие принципы работы. В настоящее время в России хостелы созданы в Санкт-Петер­бурге, Москве, Ярославле и некоторых других городах.

Таким образом, развивающиеся международные молодежные про­граммысоздают благоприятные условия формирования и реализации единой ювенальной политики в России на принципах сотрудничества, взаимной помощи и интернационализма.

Таким образом, самоорганизация является важным элементом жиз­ни молодых людей. Она обеспечивает непосредственное участие моло­дежи в решении собственных проблем, содействует ее физическому, со­циальному, духовному развитию, самореализации и социализации, эф­фективному включению в социально-экономическую жизнь общества. Деятельность молодежных и детских объединений носит чаще иннова­ционный, экспериментальный характер. Именно в общественных струк­турах отрабатываются новые модели решения актуальных проблем, ко­торые затем в качестве передового опыта распространяются и осваива-

ются государственными учреждениями. Молодежные и детские обще­ственные объединения привлекают дополнительные ресурсы в сферу ювенальной политики: как через прямое финансирование за счет членс­ких взносов, спонсоров и различных фондов, так и посредством труда добровольцев, равно как использования информационных ресурсов, чер­паемых из инфраструктуры международного молодежного сотрудниче­ства. Важно отметить привлечение к деятельности подростковых и мо­лодежных общественных организаций и такого ресурса, как труд не толь­ко добровольцев из числа собственных членов, но и их родителей, а так­же помощь предприятий, на которых они трудятся. Молодежные и дет­ские объединения являются своего рода «кузницей кадров» для всех государственных и хозяйствующих субъектов.

К сожалению, потенциал молодежного и детского движения в Рос­сии используется не в полной мере. Для эффективной работы молодеж­ных организаций должны быть созданы более благоприятные условия. Федеральный закон о государственной поддержке молодежных и детс­ких объединений реализуется частично. Отсутствуют запланированные субсидии, символическими остаются гранты. В регионах-субъектах Фе­дерации ситуация еще более критическая: общественные организации не имеют собственных помещений, техники, отсутствует инфраструк­тура. В то же время сравнительно небольшие вложения могли бы приве­сти к резкому увеличению эффективности их деятельности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Политическая социализация молодежи.

2. Сущность и этапы развития молодежных объединений (групп) в России.

3. Проблема субъектности молодежи в социально-политических отно­шениях.

4. Политическое сознание молодежи, его особенности.

5. Правовое сознание как форма политического.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Правовое обеспечение государственной молодежной политики.

2. Право молодежи на образование в условиях рыночной экономики.

Темы докладов и рефератов:

1. Политическая культура молодежи.

2. Специфика политических интересов молодежи.

Наши рекомендации