Характеристика современного мирового правопорядка

Мировой правопорядок - реальность нашего времени. Если бы дело обстояло иначе, не было бы четко налаженных экономических, культурных и научных связей между государ­ствами, поезда, корабли и самолеты не пересекали бы границы, люди не смогли бы получать информацию о жизни в других странах, на других континентах. Реальный характер мирового правопорядка обеспечивается наличием и функционированием сети международных организаций планетарного и региональ­ного масштаба. Прежде всего это Организация Объединенных Наций - универсальная международная организация, создан­ная 24 октября 1945 г., действующая на основе Устава ООН объединяющая по данным на 1 декабря 1997 г. 185 государств.

Историческую преемственность «общечеловеческого» права можно наблюдать в функционировании различных право­вых институтов, конструкций, технологических юридических процессов. Интересна, например, трансформация запретов в праве - от абсолютно категоричного и однозначного табу в док­лассовом обществе до современного многоканального способа правового регулирования. Также во всех правовых системах мож­но встретить в том или ином виде триаду субъектов права: инди­вид, коллектив, государство. Типичными выглядят источники (обычай, прецедент, нормативный акт) и этапы формирования права, много общего в сочетании естественных, традиционных и позитивных начал в правовых системах современности.

Отмеченные качества права как такового:

· поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для пре­дотвращения и устранения угрозы миру, а также подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мир­ными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права улаживание или разрешение междуна­родных споров или ситуаций, которые могут привести к нару­шению мира;

· развивать дружественные отношения между нациями на ос­нове уважения принципа равноправия и самоопределения на­родов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;

· осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, куль­турного и гуманитарного характера, поощрять и развивать ува­жение к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

· быть центром для согласования действий наций в достиже­нии этих общих целей.

Важное значение для установления мирового правопорядка имеют примыкающие к ООН международные организации. Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Международная организация гражданской авиа­ции и др.

Реальный характер международно-правовых отношений обеспечивается наличием международных судов, международ­но-правовых процедур. К рассмотрению Международным су­дом ООН (Гаага) принимаются все дела, передаваемые ему спо­рящими сторонами (государствами), и дела, которые возника­ют по вопросам, специально предусмотренным Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. Широкими полномочиями регионального характера обладают Суд Европей­ского Союза, Европейский суд по правам человека, Экономи­ческий суд СНГ.

Мировой правопорядок- это сложная и динамичная система взаимоотношений различных государств, международ­ных организаций, социальных и национальных общностей. Мир постоянно изменяется, меняются и представления о нем, воз­никает необходимость в совершенствовании международного и национального законодательства, в уделении внимания новым проблемам глобального характера (охрана природы, компьютерные войны, борьба с терроризмом, организованной преступно­стью, СПИДом и проч.).

Мировой правопорядок - это результат согласования интересов государств и народов. Каждое государство - член ООН является самостоятельным суверенным образованием и строит свои взаимоотношения с другими участниками на прин­ципах невмешательства во внутренние дела, территориальной целостности государств, равноправия и самоопределения наро­дов. Поэтому основным источником международного права являются международные договоры, в которых достигается ба­ланс интересов различных государств, происходит взаимосог­ласование интересов, зафиксированных в международно-право­вых и внутригосударственных нормативных актах.

Мировой правопорядок- это условие и гарантия успеш­ного международного сотрудничества в самых различных сфе­рах жизнедеятельности людей.

Непреходящее значение для нынешних и будущих поколе­ний имеет сотрудничество государств по охране окружающей среды. В Стокгольмской декларации (1972 г.) закреплено поло­жение о том, что государства несут ответственность за деятель­ность, которая причиняет ущерб окружающей среде других го­сударств. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воз­духа на большие расстояния (1979 г.), рамочная Конвенция ООН об изменении климата (1992 г.), другие договоры и кон­венции подчеркивают необходимость охраны планетарной сре­ды и космоса, устанавливают меры ответственности за соответ­ствующие нарушения, предусматривают процедуры решения этих проблем, решают вопросы возмещения ущерба, оказания помощи в необходимых случаях со стороны других государств.

Организацией международного экономического сотрудниче­ства и содействием ему занимаются: Организация Объединен­ных Наций по промышленному развитию, Всемирная торговая организация, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд. На межрегиональном уровне эти вопросы решаются в рамках Европейского экономического сообщества, Экономического союза СНГ. Деятельность в сфере экономического сотрудничества регламентируется как внутри­государственными, так и международно-правовыми нормами. Примером могут служить Конвенция ООН о договорах между­народной купли-продажи товаров (1980 г.), Сеульская конвенция о страховании инвестиций (1985 г.) и Закон об иностран­ных инвестициях в РСФСР (1991 г.).

Активно развивается международное сотрудничество госу­дарственных и негосударственных профессиональных органи­заций в сфере культуры, науки и образования. Важную роль здесь играет ЮНЕСКО, деятельность которой охватывает планиро­вание и сопровождение глобальных и региональных программ и проектов, разработку необходимых нормативных актов и стандартов, оказание помощи конкретным государствам и орга­низациям. По инициативе ЮНЕСКО только за последние годы были приняты десятки международно-правовых актов по самым актуальным проблемам современности: Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), Кон­венция о техническом и профессиональном образовании (1989г.) и т.д.

Актуальным сегодня является сотрудничество в борьбе с пре­ступностью.

Соци­альные, экономические проблемы в отдельных государствах, с одной стороны, и научно-техническая революция, расширение международной интеграции - с другой, обусловили рост числа тяжких преступлений международного характера: угон самоле­тов, международный терроризм, убийство дипломатических со­трудников, распространение наркотических и психотропных веществ и др. Многие «традиционные» международные преступ­ления (подделка денежных знаков и работорговля, пиратство и другие подобные им преступления) претерпели значительные изменения, стали более усложненными по составу, а примене­ние виновными усовершенствованных и новых образцов тех­нических средств сделало их более разрушительными и потому более опасными. Сами преступники становятся все более изощ­ренными и организованными, происходит интернационализа­ция организованных преступных формирований.

Реальная опасность для жизни и здоровья людей, внесения хаоса в международные отношения, разрушения мирового пра­вопорядка, которую несет международная преступность, требу­ет от государств более активных коллективных усилий по ее предупреждению и борьбе с ней.

Процессуальный механизм играет существенную роль в ус­тановлении взаимодействия правопорядка отдельного государ­ства и мирового правопорядка. Он создает необходимые усло­вия для взаимного влияния, выработки интеграционных тен­денций на принципах справедливости и равноправия. Можно обозначить несколько направлений воздействия международно-правовых средств на правовую систему конкретных стран.

Во-первых, речь идет о создании механизма прямого действия международно-правовых норм в сфере внутреннего правопоряд­ка того или иного государства. Это представляется возможным в тех случаях, когда: общепризнанные принципы и нормы меж­дународного права конституция (основной закон) признает ча­стью правовой системы данного государства; они соответству­ют основным принципам и нормам конституции этой страны; международные нормы направлены на отношения, не урегули­рованные внутренним правом, или улучшают положение лич­ности, расширяют ее права и свободы.

Конституции многих государств - членов ООН предусмат­ривают примат норм международного права в пробельных и коллизионных ситуациях.

Во-вторых, на совершенствование внутреннего правопоряд­ка оказывают влияние «ориентирующие» решения международ­ных организаций и органов, имеющих общеправовое значение (рекомендации, стандарты, судебные прецеденты).

В-третьих, все большее значение в современном мире при­обретают коллективные решения межрегиональных и регио­нальных сообществ государств. Здесь постепенно вырабатыва­ется «примерное», «модельное» законодательство для объеди­нившихся стран.

В-четвертых, может оказываться опосредованное влияние через систему судебных органов, в особенности конституцион­ных судов. Так, при рассмотрении дела о конституционности ст. 12 Закона СССР «О порядке разрешения трудовых споров» (от 20 мая 1991 г.) Конституционный Суд РФ сослался на Меж­дународный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), а при проверке конституционности ст. 16 и 21 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрес­сий» (от 3 сентября 1993 г.) - на Декларацию основных прин­ципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г.

Естественно, что сами государства тоже оказывают суще­ственное воздействие на формирование и функционирование мирового правопорядка. Диапазон влияния разнообразен - это учреждение международных и региональных организаций, ак­тивная работа по обсуждению вопросов и принятию решений на Генеральной Ассамблее ООН, в ее органах и комиссиях, это рекомендации, подготовленные региональными сообще­ствами государств, предложения международных научных кон­грессов и конференций по самым различным Проблемам совре­менности.


Наши рекомендации