Современные зарубежные модели местного самоуправления
Многообразие зарубежных стран предопределило существование различных систем местного самоуправления. Специфика муниципальных организационных форм, сочетание и взаимодействие местного самоуправления и государственного управления зависит от различных факторов: исторических, географических, культурных, политического режима, а также правовой системы. Вместе с тем выделяют три основные системы.
1. Англосаксонская — действует в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и др. Характерные черты этой системы:
- отсутствие на местах полномочных представителей правительства, осуществляющих контроль за законностью действий местных выборных органов;
- муниципальные органы в пределах закона самостоятельно решают вопросы, не входящие в компетенцию центральных государственных органов;
- муниципалитеты рассматриваются как автономные образования, осуществляющие власть, возложенную на них парламентом;
- самостоятельность системы местного самоуправления (не входит в систему государственной власти), полная независимость от системы государственной власти;
- основной единицей местного самоуправления являются приходы или общины, на территории которых обычно проживает от 500 до 30 тыс. человек. Если население прихода (общины) не превышает 150 человек, жители непосредственно на собраниях (сходах) решают основные местные вопросы, избирают главное должностное лицо — старосту;
- система местного самоуправления включает, прежде всего, представительные органы — советы, которые избираются населением в ходе всеобщих прямых выборов сроком на 4 года. Из числа членов Совета — советников, состав их ежегодно обновляется на одну треть. Председатель Совета избирается на 1 год. Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления формируются Советом и подотчетны ему, а не главе исполнительной власти.
Основными направлениями деятельности органов местного самоуправления являются правление полицией, пожарными и дорожными службами, музеями, социальными службами, опекой и попечением престарелых.
Англосаксонская модель широко используется в виде двух разновидностей моделей муниципальных систем:
а) Модель системы «мэр — совет», например, в США (около 1/3 всех городов); мэр является главным должностным лицом города и обладает значительным объемом полномочий, в том числе правом «вето» относительно решений совета. Он самостоятельно формирует местную администрацию, составляет местный бюджет и отчитывается за его исполнение и др.
б) «Совет — управляющий (менеджер)». При этой системе население избирает совет города, который из своего состава избирает председателя — мэра и назначает главу исполнительно-распорядительного органа — управляющего (менеджера). Отношения совета с управляющим определяются трудовым договором (контрактом), управляющему предоставляются достаточно большие полномочия в формировании местной администрации, определении основных направлений ее деятельности, составлении и исполнении местного бюджета. Эта система действует более чем в половине городов США.
Имеется в США и особая модель местного самоуправления — «комиссионная система» (6% городов). В небольших городах население избирает комиссиюв составе 3—7 человек, которые выполняют одновременно полномочия как представительных, так и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.
Система местного самоуправления в Великобритании относится, как уже было отмечено выше к англосаксонской модели, характеризующейся весьма значительной самостоятельностью органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и разделением функций местного самоуправления и государственного управления на местах. В Великобритании отсутствуют назначаемые сверху представители на местах, так же, как и в других странах общего права.
Поскольку местное самоуправление осуществляется в рамках административно-территориальных единиц, следует хотя бы вкратце охарактеризовать административно-территориальное деление страны, находящееся в непрерывном развитии. В силу исторических особенностей составных частей Великобритании каждый регион имеет свою специфику в административно-территориальном делении. Крупная реформа административно-территориального деления была проведена в 1972 г. Актом о местном управлении 1972 г. была установлена, в основном, двухзвенная территориальная система в регионах.
В 1985 г. последовала очередная реформа местного управления.
В настоящее время организация и деятельность органов местного самоуправления регулируется Законом о местном управлении 2000 г. В графствах, округах и унитарных образованиях формируются представительные органы — советы, избираемые прямыми выборами или на четыре года, или с обновлением наполовину каждые два года, или с ежегодным обновлением на одну треть. Каждый совет самостоятельно выбирает один из вариантов, который утверждается государственным секретарем по вопросам окружающей среды. Выборы проходят одновременно по всей стране, как правило, в начале мая[8]. Советники осуществляют свою деятельность, как правило, на непрофессиональной основе, т.е. они сочетают данные функции с иной деятельностью. Каждый совет формирует постоянно действующий исполнительный орган.
Закон о местном управлении предусматривает три варианта такого рода органов. Это система «мэр и кабинет», в условиях которой избранный прямыми выборами мэр формирует свой «кабинет», состоящий из назначаемых им помощников (от двух до девяти). Второй вариант — система «лидер и кабинет», при которой глава исполнительного органа избирается советом, а его помощники («кабинет») назначаются либо главой, либо советом. И, наконец, система «мэр и управляющий», предполагающая прямые выборы мэра, который осуществляет управленческие функции вместе с управляющим, назначаемым советом.
Местное самоуправление на низовом уровне осуществляется через приходы (в Уэльсе и Шотландии — общины), получившие развитие, начиная с XVI в. Еще в XVI—XVII вв. на церковные приходы были возложены вопросы благотворительности (забота о сиротах, больных, бедных и т.п.). Постепенно сфера влияния приходских органов расширялась, и они стали заниматься строительством дорог и мостов, отвечать за содержание улиц, общественных зданий и т.д. В приходах и общинах прямыми выборами избираются советы на три года. Данные советы ежегодно избирают своих председателей (в административно-территориальных единицах, имеющих титул города, последние именуются мэрами или лорд-мэрами), которые возглавляют исполнительный аппарат. В тех приходах, где численность населения не превышает 150 избирателей, все вопросы местного значения решаются на общем собрании жителей, а исполнительные функции осуществляются председателем собрания, избираемым ежегодно[9]
К ведению органов местного самоуправления относится управление полицией, пожарными и дорожными службами, музеями, социальными службами, попечение престарелых и т.п.
В Великобритании, как и в США, утвердился принцип «позитивного» регулирования полномочий местных органов, т.е. их функции и полномочия детально урегулированы в парламентских статутах. Выход за эти рамки недопустим.
Всего в настоящее время в Англии функционируют около 10 тыс. приходов, из которых чуть более 8 тыс. имеют свои советы.
В Великобритании, как и во всех англосаксонских странах, функции государственного управления на местах осуществляются по специальным округам. В частности, по специальным округам строится управление государственными учреждениями здравоохранения, а также рядом иных отраслей.
2. Французская (континентальная) — действует во Франции, Италии, Польше, Болгарии и в др.
Для данной модели местного самоуправления характерно:
- наличие контроля за деятельностью органов местного самоуправления со стороны представителей центральной администрации;
- она строится на основе сочетания выборности и назначаемости местных органов;
Главное ее отличие от англосаксонской модели состоит в характере взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти. Такая модель сформировалась в странах, где государственные органы власти постоянно сохраняли значительные способы воздействия на организацию и деятельность местного самоуправления, включая и административный контроль. Однако в большинстве стран от этого уже отказались, так как на уровне местного самоуправления одновременно с последними действуют органы государственной власти или его должностные лица, которые представляют государство и правительство в регионе, руководят деятельностью региональных государственных централизованных служб (например, налоговыми, органами прокурорского и административного надзора и др.); эти службы проверяют решения органов местного самоуправления на соответствие законодательству, имея право требовать их аннулирования в судебном порядке.
Эта модель в основном определилась во Франции после принятия в 1982 г. закона «О правах местных коллективов» и действует на базе следующих принципов:
- основной административно-территориальной единицей местного самоуправления является коммуна, население которой избирает муниципальный совет сроком на 6 лет; избирательное право (активное и пассивное) имеют граждане Франции, достигшие 18 лет;
- в компетенцию совета входит все, кроме полномочий, непосредственно закрепленных за мэром;
- решения муниципального совета, принятые в пределах его компетенции, вступают в силу, если они официально переданы представителю государства в департаменте и опубликованы.
При этом государство осуществляет свои полномочия в отношении местного самоуправления через такие институты, как: а) комиссар республики по региону; б) старший казначей региона. Комиссар республики назначается декретом Правительства и подчиняется непосредственно премьер-министру. Он проводит политику государства в области экономического развития и совершенствования территориального устройства, отвечает за соблюдение в регионе национальных интересов, законов, руководит во взаимодействии с соответствующими министрами, службами гражданской администрации, возглавляет административные комиссии, имеющие отношение к внешнеполитическим и внешнеторговым службам государства в регионе, за исключением тех, представительство в которых закрепляется за главами муниципальных образований.
Старший казначей региона координирует деятельность казначеев Отдельных департаментов. Комиссар республики обязан консультироваться с ним при разработке национального плана экономического и социального развития, решении вопросов о государственных инвестициях и осуществлении политики экономической децентрализации. Французская модель системы местного самоуправления представляет пример большей централизации власти по сравнению с англосаксонской. При всем этом, как показала практика, она реализует достаточные правовые, экономические и социальные гарантии прав населения на местное самоуправление в коммунах.
Система местного самоуправления в коммунах действует следующим образом.
Советники вновь избранного муниципального совета на первой сессии избирают из своего состава мэра. Мэр является председателем коммуны, организует сессии муниципального совета и исполняет принятые им решения, управляет имуществом коммуны, принимает и исполняет акты администрации и имеет право подписания контрактов продаж, разделов, обменов, покупок, а также сделок по поставкам, определяет порядок организации муниципальных общественных работ. Мэр представляет интересы коммуны в судебных органах.
Как глава муниципальной администрации он назначает служащих, если законом или местным уставом не определен иной порядок. Как правило, председательствует на заседаниях административных комиссий или административных советах коммунальных учреждений (больницах, приютах, бюро социальной помощи и др.). Обеспечивает правопорядок, безопасность, спокойствие граждан. В исключительных случаях вправе давать и санкции на арест. Мэр может выполнять и иные полномочия, которые ему делегируют муниципальный совет коммуны.
Одновременно он является уполномоченным государства в реализации таких общественных функций как: регистрация браков, рождения, смерти, подтверждение отцовства и материнства, регистрация всех гражданских актов, относящихся к компетенции мэрии. Как и его заместители, мэр является должностным лицом судебной полиции и в этом качестве констатирует нарушения уголовного законодательства, собирает доказательства, осуществляет оперативно-розыскные действия и передает соответствующие материалы в органы правосудия. Принимает обращения граждан и проводит по ним предварительное расследование под надзором прокурора Республики. В случае необходимости судья призывает мэра выступить в ходе судебного расследования на стороне обвинения (функции прокурора).
Мэр обеспечивает публикацию и исполнение местных нормативно-правовых актов, играет важную роль в организации выборов, исполняя обязанности председателя избирательной кампании. На него возложен контроль сферы муниципального образования. Мэр обеспечивает учет призывников для прохождения действительной службы.
Наряду с коммунами местное самоуправление во Франции действует в департаментах и регионах. Население департамента избирает Генеральный совет в составе 13—70 человек (в зависимости от численности населения). Генеральный совет из своего состава избирает председателя и членов бюро для текущей работы. В компетенцию Генерального совета входит обсуждение и решение таких вопросов как финансовая поддержка коммун, разработка программ по созданию необходимой инфраструктуры департамента (дороги, электричество, жилье, транспорт, спортивная, культурная деятельность и др.). Генеральный совет управляет исполнительным аппаратом и собственностью департамента, осуществляет надзор за путями сообщений, их устройством и содержанием, а также управляет агентством по предоставлению жилья для малообеспеченных слоев населения, распределяет целевые кредиты на образование, медицинское обслуживание и др. Председатель Генерального совета возглавляет исполнительный орган департамента, руководит службами департамента, распоряжается его имуществом и контролирует работу полиции.
Региональный совет избирается всеобщим, прямым, тайным голосованием сроком на 6 лет. Его основной задачей является координация деятельности по экономическому, социальному, медицинскому, культурному и научно-техническому развитию региона. Для реализации своих задач региональный совет:
- проводит исследования, касающиеся социально-экономического развития региона;
- принимает участие в финансировании программ создания центров коллективного пользования;
- координирует экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений различных форм собственности и программы их капиталовложений;
- планирует темы исследований по развитию технологий в рамках подготовки предложений и оценок по региональным вопросам плана социально-экономического, культурного и научно-технического развития страны. В ведении регионального совета находится подготовка и переподготовка кадров, ремесленное обучение, оказание помощи государственным учебным заведениям, а также предприятиям по переработке морских продуктов, речным портам, прибрежному рыболовству и др.
Структура регионального совета: президент, вице-президент и члены бюро для текущей работы: региональный социально-экономический совет из представителей отдельных органов, организаций, движений, общества и т.д., отражающих интересы отдельных социальных групп в области экономики, защиты социальных прав человека, развития науки и культуры, социальной защиты населения.
Во Франции у Парижа - особый статус. Онпредполагает, что в городе наряду с Генеральным советом — представительным органом Парижского департамента действует Муниципальный совет — представительный орган коммуны Парижа. Однако, повседневная работа этих многочисленных коллективов протекает в рамках так называемого Парижского совета, который возглавляет мэр Парижа. Парижский совет в зависимости от характера вопросов, которые рассматриваются на его заседаниях, может выступать и как Генеральный, и как Муниципальный совет.
Модель местного самоуправления в Италии также относится к континентальной. Местное самоуправление осуществляется на уровне провинций и коммун.
Органами местного самоуправления в провинциях являются советы, избираемые населением провинции прямыми выборами и джунта — исполнительный орган, формируемый советом. Представительными органами в коммунах являются муниципалитеты, избираемые также населением прямыми выборами, а исполнительными органами — муниципальные джунты и мэры, избираемые прямыми выборами.
После проведенной в 1993 г. реформы избирательной системы выборы синдика — председателя провинции (он же глава исполнительного органа - джунты - в провинции и коммуне) стали прямыми. Синдик самостоятельно формирует состав джунты и лишь ставит об этом в известность совет, когда представляет на его одобрение общие направления деятельности джунты[10].
Функции представителей государства на уровне провинции осуществляют префекты, назначаемые министерством внутренних дел. Они же осуществляют и контроль за деятельностью органов местного самоуправления в провинциях.
3.Местное (коммунальное) самоуправление Германии. Характерные черты этой системы:
- местные органы власти выполняют возложенные на них функции либо как институты самоуправления, либо от имени государства по распоряжению государственного органа в рамках делегированных им функций;
- в общинах существуют только выборные органы местного самоуправления.
На процесс формирования местного самоуправления в ФРГ повлияли специфические исторические и социально-экономические условия развития государства:
- федеральное устройство государства: Конституция ФРГ представляет государственным органам отдельных земель достаточно широкие права в определении принципов организации и- деятельности органов местного самоуправления, выборе своих организационных форм и определении объема компетенции местного самоуправления;
- исторически длительный период существования государственной раздробленности также обусловил структурное и функциональное разнообразие деятельности органов местного самоуправления;
- настоящее местное самоуправление в ФРГ — это результат длительного исторического развития, проведение реформ, итог которых — достаточно эффективная муниципальная система.
Коммунальную модель ФРГ отличается, прежде всего тем, что за основу местного самоуправления принят район (или город в масштабе района), что исключает проблему становления местного самоуправления в крупных городах. Район одновременно выступает не только как самостоятельная коммунальная единица, но и как центр, объединяющий отдельные территориальные самоуправляемые общины, представитель их интересов во вне. Район при этом является также низовым звеном органов системы государственной власти.
Организационной особенностью коммунальной модели местного самоуправления является устойчивая тенденция к объединению отдельных муниципальных образований в рамках единого государства. При этом в ФРГ продолжается формирование крупных промышленных центров и образование городских мегаполисов в результате поглощения ими близлежащих населенных пунктов и привлечения на работу в города жителей из окрестных сел и небольших городов. Одновременно создается эффективная экономика муниципальной инфраструктуры городского или окружного союза. Система муниципальных органов ФРГ состоит из муниципальных советов (районных, городских и общинных), включающих представительный (выборный) орган местного самоуправления и местную администрацию. Минимальная численность населения, которое может получать право на избрание представительного органа самоуправления, составляет 200 человек. Численность избираемых советников может колебаться в зависимости от количества жителей от 8 до 80 человек. Активное избирательное право предоставляется гражданам ФРГ с 18 лет при наличии определенного ценза оседлости (от 3 месяцев до 1 года в разных землях), пассивное — с 21 года (в некоторых землях — с 18 лет). Кроме этого, в некоторых органах
Местного самоуправления сложилась практика представительства в городских советах иностранных граждан — рабочих, которые вместе с членами своих семей, населяя целые городские кварталы, составляют значительную часть местного сообщества. Особенностью коммунального управления ФРГ является также наличие 4 типов муниципальной администрации.
1. «Южногерманский совет» (Баден-Бюртемберг, Бавария): бургомистр является главой администрации и одновременно — председателем общинного совета, избирается непосредственно населением.
2. «Неправильный магистрат» (Шлезвиг-Гольштейн, Гессен), где функционируют два коллегиальных органа: представительный — в лице собрания депутатов общины и исполнительно-распорядительный в лице магистрата, с их четко разделенной организационной и функциональной деятельностью.
3. «Бургомистр» (Рейнланд-Пфальц, Саар): глава исполнительно-распорядительного органа — бургомистр — избирается советом и одновременно председательствует на его заседаниях.
4. «Северогерманский совет» (Северная Рейн-Вестфалия): глава местной администрации, избранный населением общины — директор, исполняет свои функции под контролем совета и комитета управления.
Учитывая характер взаимоотношений бургомистра с представительным органом МСУ, выделяются следующие основные модели МСУ: «бургомистр — совет», «совет — магистрат», «совет — общинный директор — комитет по управлению», «собрание жителей общины».
Первая модель предполагает доминирующее положение избранного населением бургомистра, который руководит исполнительно-распорядительным органом и организует деятельность совета, являясь его председателем. Бургомистр самостоятельно формирует состав администрации, имеет право опротестовать решение совета и приостановить его исполнение, распоряжается финансовыми и материально-техническими ресурсами муниципального образования.
«Совет — магистрат» так же, как и предыдущая модель, обеспечивает более сильные полномочия бургомистра: он избирается сроком на 6 лет, тогда как представительный орган местного самоуправления (Совет) — на 4 года. Кроме этого, влияние бургомистра в коллегиальном органе (магистрате) обеспечивается тем, что в его составе наряду с избранными работают советники, осуществляющие свою деятельность на общественных началах (почетные советники).
Следующая модель «Совет — общинный директор — комитет по управлению» является сравнительно новой разновидностью. Комитет по управлению как звено в системе местного самоуправления должен обеспечить дополнительный механизм контроля за деятельностью общинного директора (главы исполнительно-распорядительного органа, доминировавшего в структуре местного самоуправления). Комитеты по управлению создаются как коллегиальные органы и принимают активное участие в решении основных вопросов общины.
«Собрание жителей общины» выполняет функции представительного органа местного самоуправления и избирает для текущей работы главное должностное лицо — бургомистра, который одновременно председательствует на общинном совете и решает (без согласования с ним) иные вопросы текущей жизни общины — кадровые, планово-финансовые и др. Такая форма практикуется преимущественно на малых территориях.
Например, в Японии организация власти на местном уровне базируется на принципе местной автономии, под которым понимается «сочетание двух элементов: самоуправление населения и автономия органов местного самоуправления»[11].
Органами местного самоуправления на высшем уровне являются преферектуральные собрания, избираемые населением прямыми выборами на четыре года. Исполнительная власть осуществляется губернатором, также избираемым населением префектуры на четыре года.
В городах действуют собрания депутатов, избираемые населением, а в поселках и сельских общинах — общие собрания жителей. Исполнительная власть в городах и поселках осуществляется мэрами, избираемыми населением, в сельских общинах — старостами. Срок полномочий всех выборных лиц составляет четыре года. Численный состав представительных органов в зависимости от численности населения колеблется от 40 до 120 на уровне префектур и от 12 до 100 — в городах и поселках.
Районы крупных городов не имеют статуса единиц местного самоуправления. Здесь не создаются местные собрания, а главы исполнительных органов назначаются мэром города.
Местные органы власти разделяются на две группы — органы общей компетенции и специальные органы. К компетенции органов местного самоуправления относится: поддержание общественного порядка на своей территории, обеспечение безопасности, здоровья и благополучия населения, устройство и управление парками, площадями и дорогами, ведение коммунального хозяйства, управление школами, больницами и многое другое.
Следует отметить, что в Японии отдельные сферы ведения контролируются центральной властью (охрана общественного порядка, образование и некоторые иные). Кроме того, многие жизненно важные и необходимые отрасли коммунального хозяйства (электро- и газоснабжение) находятся в руках частных компаний.
Закон о местной автономии предусматривает возможность для избирателей непосредственно участвовать в управлении соответствующей административно-территориальной единицей. Избиратели имеют право требовать от главы соответствующего муниципалитета обратиться в местное собрание с просьбой принять или отвергнуть решение (если оно не касается налогов и финансов). Если такое требование поддержано не менее чем 1/1в избирателей данного муниципалитета, то мэр обязан в течение 20 дней созвать собрание. В случае ненадлежащего исполнения выборными лицами своих обязанностей, избиратели в количестве не менее '/з избирателей могут войти в комиссию по контролю за выборами с предложением о роспуске собрания. Комиссия должна вынести этот вопрос на голосование. Если требование одобрено абсолютным большинством голосов избирателей, собрание распускается. В таком же порядке может быть отозван мэр и другие важные должностные лица. Закон устанавливает, что роспуск собрания или отзыв должностных лиц могут осуществляться только по истечении одного года с момента начала их деятельности.
Собрания осуществляют свою работу сессионно. Ежегодно созывается четыре сессии. На весенней сессии депутаты утверждают муниципальный бюджет, подготовленный исполнительным органом (такая сессия длится 20—28 дней). На осенней сессии заслушивают отчет мэра по итогам минувшего финансового года.
Общий контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляет министерство по делам местного самоуправления.
Административно-территориальное деление Японии включает еще два вида территориальных организаций. Это регионы, охватывающие несколько префектур (всего их восемь) и округа, на которые делятся префектуры. В рамках регионов осуществляется статистический учет и планирование правительственными структурами, а в округах функционируют отраслевые службы префектур и центрального правительства.
4. Местное самоуправление в некоторых государствах имеет сходство, как с англосаксонской, так и с французской моделями, обладая, однако, при этом и некоторыми специфическими чертами. Это позволяет говорить о своеобразных «смешанных», «гибридных» формах управления на местах.
5. В некоторых странах Латинской Америки (Аргентина, Мексика, Колумбия), в Бразилии существует так называемая «иберийская система» местного самоуправления и управления. Основными чертами этой системы является то, что население административно-территориальных единиц избирает совет и главное должностное лицо данной административной единицы; иногда избирается коллегия должностных лиц.
Так, в бразильской Конституции закреплены лишь принципиальные положения, касающиеся местного самоуправления. В частности, признается автономия муниципалитетов (ст. 18), установлены обязательные для соблюдения принципы устройства власти на федеральном, региональном и местном уровне (ст. 1,19). Вопросы образования муниципалитетов отнесены к ведению органов власти субъектов федерации и федеральных территорий.
Административно-территориальное устройство штатов имеет двухзвенную структуру. Территория штатов делится на муниципии и районы. Низовым звеном являются районы, образуемые в соответствии с законодательством штата. Районы объединяются в муниципалитеты. В Бразилии насчитывается около 5,5 тыс. муниципалитетов. Муниципалитетам Конституцией гарантировано местное самоуправление. Статус муниципалитетов определяется уставом, принимаемым представительным органом данного муниципалитета.
Органами власти на уровне муниципалитетов являются муниципальные советы и муниципальная администрация во главе с префектом и вице - префектом. Число муниципальных советников зависит от численности населения и составляет от девяти до 55 человек. Муниципальные советники избираются прямыми выборами на четыре года, причем муниципальные выборы проходят по всей стране одновременно. Префекты и вице-префекты избираются прямыми выборами на четыре года.
Согласно ст. 30 Конституции муниципалитеты самостоятельно решают вопросы местного значения, устанавливают местные налоги, управляют имуществом, находящимся в собственности муниципалитетов.
Своеобразие конституционного регулирования политико-территориальной организации государства в Бразилии состоит в том, что Конституция предусматривает достаточно четкое распределение финансовых полномочий между федерацией, субъектами федерации, федеральным округом, федеральными территориями и муниципалитетами (ст. 158). Детально регулируется компетенция
муниципалитетов в области градостроительства и сельскохозяйственной политики.
Федеральная Конституция предусматривает также возможность федерального вмешательства и в дела муниципалитетов в случаях грубых посягательств на финансовые интересы федерации или неисполнения федеральных законов или решений федеральных судов. Особенностью местного самоуправления Бразилии является то, что в местах компактного проживания индейских племен местные структуры власти образуются с учетом родовых обычаев (племенные советы (советы старейшин), вожди и т.п.)[12].
6. В странах с социалистическим строем существует так называемая «система Советов», где Совет считается органом государственной власти и в свою очередь избирает другой государственный орган — исполнительный комитет — коллегиальный орган государственного управления в данной административно-территориальной единице. Такая система создается во всех адмистративно-территориальных единицах.
Иногда наряду с исполнительным комитетом Совет избирает комитет, который между сессиями Совета осуществляет его полномочия (в КНР это постоянный комитет местного собрания народных представителей). Чиновники для контроля за деятельностью советов сверху не назначаются, но советы как органы государственной власти подчинены по вертикали вышестоящим представительным органам. Советы могут решать не только местные, но и общегосударственные вопросы. При руководящей роли коммунистической партии деятельность Советов практически направляется ее местными органами и организациями.
7. В развивающихся странах получили распространение более централизованные системы, сочетающие выборность и назначаемость местных органов (Индия, Малайзия, Кения и другие), т.е. так называемое прямое государственное управление на местах.Так, в Индиигосударство придает важное значение сохранению и развитию (с учетом новых условий) традиционных органов местного самоуправления —деревенских панчаятов, что отличает конституционный строй современной Индии. Этими органами местного самоуправления охвачено около 95% всего сельского населения. Система включает три уровня: 1) деревенские панчаяты, 2) райские (районные) панчаяты и 3) панчаяты на уровне крупного административно-территориального образования — округа.
Деревенские панчаяты в основном состоят из общего собрания деревни, которое выполняет функции представительного (выборного) органа местного самоуправления; исполнительного комитета панчаята (в него входит представитель панчаята и специалисты по отдельным направлениям муниципальной деятельности); судебного панчаята (сельского суда).
В Голландии бургомистр, являющийся председателем исполнительного органа муниципалитета, назначается королевским указом по рекомендации королевского комиссара по делам данной провинции после консультации с муниципальным советом. Он наделен некоторыми государственными полномочиями. На нем, в частности, лежит ответственность за полицию и пожарные службы.
Таким образом, в каждой стране объективно существует некоторое противоречие между постоянным стремлением центральных органов власти к проведению единой государственной политики (согласно общим критериям и стандартам, обеспечивающим единство нации), и региональными различиями в исторических, этнических, социально-экономических, культурных, духовно-нравственных и других характеристиках.
В определенной мере на развитие самого местного самоуправления повлияли и различные теории муниципального самоуправления.