Тема 14. нормативно-правовой акт: понятие, сущность, виды
Нормативно-правовой акт— это официальный акт субъектов правотворчества, содержащий нормы права.
Общая характеристика нормативно-правового акта:
- является основным источником права современного государства;
- издается субъектами правотворчества;
- принимается в определенном процедурном порядке;
- имеет строго установленную форму, реквизиты;
- имеет определенный порядок вступления в законную силу, временные, пространственные и субъектные границы действия;
- обеспечивается принудительным воздействием государства.
Виды нормативно-правовых актов:
- законы;
- подзаконные акты.
Закон— это нормативно-правовой акт высшего представительного органа государства, принимаемый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой и направленный нарегулирование наиболее важных общественных отношений.
Признаки закона:
- акт высшего государственного (представительного или законодательного) органа;
- обладает высшей юридической силой, т.е.:
а) все иные нормативно-правовые акты должны соответствовать «духу» и «букве» закона;
б) все иные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе закона и в его исполнение;
в) в случае противоречия между законом и подзаконным нормативно-правовым актом силу имеет закон;
- принимается в особом процедурном порядке;
- направлен на регулирование наиболее важных (типичных) общественных отношений;
- имеет прямое действие;
- применяется на всей территории государства;
- не должен противоречить Конституции страны, т.е. Основному Закону государства;
- имеет обязательное всеобщее юридическое значение;
- подлежит официальному опубликованию (неопубликованные законы не применяются);
- общепринятые принципы инормы международного права имеют верховенство над законами иподзаконными актами демократического государства.
Классификация законов:
1. По юридической силе:
- конституционные;
- текущие (обычные).
2. По сфере действия:
- федеральные;
- субъектов федерации.
3. По субъектам правотворчества:
- принятые референдумом;
- принятые органами власти.
4. По сроку действия:
- постоянные;
- временные.
5. По кругу лиц:
- общие;
- специальные.
6. По внешней форме выражения:
- конституции;
- кодексы;
- уставы;
- законы и др.
7. По отраслевой принадлежности:
- отраслевые;
- межотраслевые.
Подзаконный акт— это нормативно-правовой акт субъекта правотворчества, основанный на законе и направленный на регулирование общественных отношений.
Признаки подзаконного акта:
- акт субъекта правотворчества;
- обладает меньшей, чем закон, юридической силой:
а) основан на законе;
б) не должен противоречить закону;
- конкретизирует общие положения закона;
- носит локальный характер;
- не подлежит обязательному опубликованию в открытой печати;
- имеет прямое действие.
Классификация подзаконных актов:
- общие подзаконные акты (акты высших органов исполнительной власти государства);
- местные подзаконные акты (акты местных органов представительной власти и органов местного самоуправления);
- ведомственные подзаконные акты (приказы, инструкции министерств и иных ведомств);
- внутриорганизационные подзаконные акты (приказы и т.п., издающиеся различными организациями для регламентации своей внутренней деятельности).
Процедура (порядок) принятия закона:
1. Законодательная инициатива;
2. Подготовка законопроекта;
3. Обсуждение законопроекта;
4. Принятие закона;
5. Опубликование закона.
1. Законодательная инициатива- это предложение субъектов законотворчества о подготовке и принятии (отмене или изменении) закона.
Субъекты законодательной инициативы (в соответствии с Конституцией РФ ст. 104):
- Президент РФ;
- Совет Федерации;
- члены Совета Федерации;
- депутаты Государственной Думы;
- Правительство РФ;
- представительные органы субъектов РФ;
- Конституционный Суд РФ;
- Верховный Суд РФ;
- Высший Арбитражный Суд РФ.
Высшие судебные инстанции обладают правом законодательной
инициативы исключительно по вопросам их ведения.
Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:
- проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов;
- законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ;
- поправок к законопроектам.
2. Подготовка законопроекта- это процесс создания модели будущего закона.
Законопроекты готовятся:
- комитетами, комиссиями Государственной Думы;
- научными учреждениями, коллективами, учеными. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
3. Обсуждение законопроекта - это решение вопроса о целесообразности, юридическом качестве представленного законопроекта.
Законопроект обсуждается:
-в комиссиях, комитетах, заседании Государственной Думы РФ;
- открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и может освещаться в средствах массовой информации.
4. Принятие закона:
- федеральные законы принимаются Государственной Думой (ст. 106 п. 1 Конституции РФ);
- рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством;
- «датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции» (ст. 2 Закона РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральные конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»);
- «датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных...);
- федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации (ст. 105 п. 2 Конституции РФ);
- принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 п. 3 Конституции РФ);
- федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой (ст. 105 п. 4 Конституции РФ);
- в случае несогласия Государственной Думы, с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 105 п.5).
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по следующим вопросам:
- федерального бюджета;
- федеральных налогов и сборов;
- финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
- ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
- войны и мира.
5. Опубликование закона:
- принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования;
- Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его;
- если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон;
- если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию;
- официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».
Особой формой принятия закона выступает всенародное голосование, т.е. референдум:
- выносятся законопроекты большой социальной важности;
- законопроекты публикуются в прессе, освещаются по радио и телевидению;
- отводится достаточно длительный срок для обсуждения законопроекта;
- все предложения и замечания, поступающие от граждан, общественных организаций, государственных органов, обобщаются и рассматриваются в установленном порядке специальной комиссией, созданной для работы над законопроектом.
Таким образом, референдум — это важнейший правовой институт непосредственной демократии, являющийся частью законодательного процесса.
Основные причины проведения референдума:
- необходимость в высшей легитимности принятия тех или иных решений;
- необходимость осуществления контроля со стороны народа, общества за деятельностью государства, его чиновников.
Основные типы референдумов:
- контрольные, проводимые в соответствии с нормой, закрепленной в Конституции страны;
- факультативные, проводимые по требованию определенного числа избирателей;
- плебисцитарные, проводимые с целью выяснения отношения граждан к конкретному политическому лидеру, правительству или правящей партии;
- консультативные, т.е. референдумы, результаты которых не обязательны для исполнения, носящие совещательный, рекомендательный характер.
Действие нормативно-правовых актов:
1. Во времени:
а) с момента принятия;
б) с момента, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (например, с момента опубликования, с момента начала календарного года);
в) по истечении установленного срока после их опубликования (обнародования). «Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу», - (ст. 6 Закона РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»).
г) прекращает свое действие по истечению срока, на который они были приняты или с отменой данных актов новыми актами.
2. В пространстве:
- общие нормативно-правовые акты действуют на всей территории государства, т.е. территории, находящейся под его суверенитетом (суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, земные недра в пределах государственной границы, а также морские и воздушные суда, космические корабли и станции и т.п.);
-региональные, внутриведомственные нормативно-правовые акты действуют на определенной территории государства, т.е. территории, находящейся под юрисдикцией определенных субъектов права (например, субъектов федерации).
3. По кругу лиц:
- нормативно-правовые акты действуют в отношении всех лиц, находящихся на территории государства, а также в отношении граждан, находящихся за его пределами, если иное не установлено межгосударственными соглашениями;
- не подлежат юридической ответственности лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, недееспособные лица.
Обратная сила закона - это действие закона, направленное на общественные отношения, возникшие до его принятия, вступления в законную силу.
Общая характеристика обратной силы закона:
- общее правило - «закон обратной силы не имеет»;
- исключение: уголовный закон имеет обратную силу, если он устраняет наказуемость того или иного деяния или смягчает наказание.
Виды нормативно-правовых актов | ||
По юридической силе | По источнику формирования | По сфере действия |
законы | Акты референдума | Акты внешнего действия |
подзаконные акты | Акты, издаваемые или санкционируе-мые государством | Акты внутреннего действия |
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте сущность нормативного акта. Каковы его признаки?
2. Назовите признаки закона? Какова процедура его принятия?
3. Охарактеризуйте действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц?