Сводный перечень характеристик корпоративного профиля
1. Инновационная политика фирмы:
- уровень инноваций (от незначительных модификаций товара до принципиальных нововведений),
- частота внедрения инноваций,
- соответствие инноваций ожиданиям целевых потребителей (готовность потребителя к восприятию инноваций),
- ценность инновации для потребителя (готовность заплатить более высокую цену за нововведения),
- сроки окупаемости средств, вложенных в инновации,
- прочее.
2. Ассортиментная политика фирмы:
- широта товарного ассортимента (ее соответствие потребностям потребителя),
- глубина товарного ассортимента (ее соответствие потребностям потребителя),
- гармоничность товарного ассортимента,
- оптимальность товарного ассортимента.
3. Марочная политика фирмы (по каждой марке):
- известность марки у целевых потребителей,
- уровень приверженности к марке,
- уровень привлечения к марке,
- имидж марки в глазах целевых потребителей и контактных аудиторий,
- адекватность ассоциативного ряда, связанного с маркой,
- прочее.
4. Продуктовая политика фирмы (по каждому товару):
- соответствие уровня качества товара ожиданиям целевого потребителя,
- оценка рекламаций (количество, частота, степень и содержание претензий),
- наличие уникальных характеристик товара,
- соответствие характеристик товара ожиданиям целевого потребителя
5. Ценовая политика фирмы (по каждому товару и в целом по ассортименту):
- соответствие уровня цены товара ожиданиям потребителя,
- соответствие прочих ценовых факторов товара ожиданиям потребителя
- оптимальность ценовой политики по всему ассортименту (создание основы для получения прибыли).
6. Коммуникационная политика фирмы:
- уровень адресности рекламы,
- уровень частоты рекламных сообщений,
- уровень информативности рекламы,
- соответствие __________рекламы действующему законодательству, нормам этики,
- уровень качества исполнения рекламы,
- оценка набора рекламных аргументов (соответствие характеристикам целевого потребителя),
- оценка коммуникативной эффективности рекламы,
- оценка набора инструментов стимулирования сбыта (соответствие характеристикам целевого потребителя, эффективность),
- оценка эффективности PR-акций,
- соответствие характеристик коммуникационной деятельности требованиям целевого потребителя,
- прочее.
7. Сбытовая политика фирмы:
- оценка эффективности сбытовых каналов,
- оценка эффективности применяемых методов сбыта,
- соответствие характеристик сбыта требованиям целевого потребителя (по мультиатрибутивной модели 4-ое P),
- прочее.
8. Сервисная политика фирмы.
- соответствие характеристик сервиса требованиям целевого потребителя,
- уровень индивидуализации обслуживания (подстройка под каждого конкретного потребителя),
- широта ассортимента сопутствующих услуг,
- глубина ассортимента сопутствующих услуг,
- прочее.
9. Кадровая политика фирмы:
- уровень квалификации персонала (опыт, образование, компетентность, прочее),
- характеристика общения персонала с потребителем (дружелюбие, приветливость, предупредительность, прочее),
- оценка претензий, предъявляемых потребителями к персоналу (количество, частота, степень и содержание претензий),
- прочее.
10. Показатели рыночной деятельности фирмы (по каждому рынку):
- доля рынка (абсолютная и относительная),
- динамика доли рынка,
- соответствие рыночной роли амбициям фирмы (лидер, претендент на лидерство, прочее),
- уровень рыночной силы фирмы на данном рынке,
- рентабельность рынка для фирмы,
- прочее.
11. Экономические и финансовые показатели деятельности фирмы:
- уровень издержек,
- прибыльность,
- скорость оборота капитала,
- финансовая устойчивость,
- прочее.
12. Характеристики организации производства:
- ритмичность производства,
- технический уровень производства,
- прочее.
13. Характеристики корпоративной культуры:
- уровень бюрократичности / демократичности,
- уровень открытости / закрытости,
- гармоничность корпоративной культуры,
- уровень развития корпоративной культуры,
- прочее.
Цепочка ценностей Портера
Для анализа источников конкурентного преимущества необходимо систематическое изучение всех видов деятельности, существующих внутри компании, и их взаимодействие. Инструментом подобного анализа является цепочка формирования ценности, предложенная М. Портером, рисунок
Рисунок – Цепочка ценностей Портера
Деятельность предприятия можно представить в виде совокупности основных процессов, которые создают ценность для какой–либо аудитории и вспомогательных процессов, которые помогаю основным процессам её создавать.
Основные процессы вовлечены непосредственно в физическое создание продукта, его продажу, доставку покупателю (складирование готовой продукции, ее погрузка, управление транспортными средствами, составление графика отгрузок) и послепродажное обслуживание (установка, ремонт, поставка запасных частей, настройка)
Вспомогательные процессы призваны поддерживать основную деятельность и друг друга с помощью предоставления необходимых ресурсов, технологий и других разнообразных функций, используемых во всей компании, таблица
Таблица– Вспомогательная деятельность в цепи формирования ценности
Тип деятельности | Примеры деятельности |
Закупки | Приобретение материалов, оборудования, транспортных услуг, рекламных полос в средствах массовой информации |
Развитие технологий | Разработка продукта и необходимого оборудования, развитие системы телекоммуникаций, компьютерные разработки баз данных, развитие компьютерной системы поддержки |
Управление человеческими ресурсами | Подбор, отбор, прием на работу, подготовка, социальное обеспечение персонала, повышение квалификации, развитие систем мотивации |
Инфраструктура | Общее руководство, бухгалтерская деятельность, финансы, юридическая деятельность, безопасность и охрана, развитие информационных систем управления |