Форма правления
По форме правления государства подразделяются на монархии и республики.
Монархией называется такое государство, в котором верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках одного человека. Пост монарха обычно передается по наследству, от отца к старшему сыну, реже – к дочери или родственнику по боковой линии, и ни один орган власти не вправе повлиять на этот процесс. В современных формах государства допускаются в отдельных случаях выборы монарха на определенный срок, но это уже не в полной мере монархии (например, избрание короля в Испании в 1975 г.).
Монархии делятся на абсолютные и ограниченные. В абсолютной монархии вся власть (вся полнота власти) – законодательная, исполнительная и судебная – сосредоточена в руках монарха.
Ограниченные монархии, когда власть монарха ограничена выборным органом – парламентом либо особым правовым актом – конституцией.
В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституцией и парламентом. Монархии, ограниченные парламентом, принято называть парламентарными (Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды и др.).
В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии действуют в виде дуалистических монархий (Марокко, Иордания и др.). Их отличие от парламентарных состоит в сосредоточении в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти. Ему принадлежит не только вся полнота власти исполнительной, но и значительная часть власти законодательной, выражающейся в праве налагать абсолютное вето (запрет) на законы, принятые парламентом. Этот акт не позволяет закону вступить в силу, зато монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними.
В ряде монархических стран (Саудовская Аравия и др.) глава государства возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии носят название теократических.
Абсолютная власть монарха опирается на силу и поэтому какому-либо правовому регулированию не подлежит. Исходя из этого большинство монархий проповедуют происхождение государства от Бога, т. е. теорию божественного происхождения государства и государственной власти.
Следует иметь в виду, что конкретный тип монархии, установившейся в стране, зависит в первую очередь от степени развития в ней производственно-экономических условий, а также от культурного уровня народа и влияния религии на государственный строй.
Республика – такое государство, в котором верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти. Современные республики делятся на парламентарные, президентские и смешанные (полупрезидентские).
В парламентарной республике население страны на определенный срок избирает высший представительный законодательный орган государственной власти. Особенность этих государств состоит в том, что парламенту в них принадлежит высшая государственная власть. Он является высшим законодательным органом, а также формирует органы исполнительной власти, избирает президента. В данной конструкции правления при наличии разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная) исполнительная власть зависит от решения парламента. Ее зависимость определяется тем, что парламент определяет состав правительства, влияет на принимаемые решения, может отправить в отставку правительство. Исключение составляет коалиционное правительство, формируемое в условиях отсутствия ярко выраженного парламентского большинства, представленного депутатами одной политической партии.
Концентрация государственной власти в парламенте балансируется наличием в стране многопартийности. Представители партий в парламенте в результате дебатов приходят к консенсусу решения того или иного вопроса. Поэтому неотъемлемым элементом парламентарной республики является наличие в стране многопартийной системы.
Функции президента как главы государства носят чисто номинальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства (ФРГ, Италия, Индия и др.).
Президентские республики возникают преимущественно в странах со слаборазвитой или неразвитой многопартийной системой (Россия и др.). В президентской республике населением избирается не только парламент, но и президент, который одновременно является главой исполнительной власти. Президент обладает большой самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, чем в парламентарных республиках.
Во избежание установления сильной власти президента (диктатуры) в этих странах на уровне конституции закрепляется сложная система взаимных сдержек и противовесов. Они включают в себя отлагательное вето, налагаемое президентом на законы, принятые парламентом, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов депутатов парламента, импичмент (досрочное отрешение от должности президента, судебный контроль за его деятельностью и др.).
Главный признак президентской республики – независимость ветвей власти друг от друга, выражающаяся прежде всего в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом.
Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется наличием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассматриваемых ранее типов республики черт.
Для республики смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. Президент избирается народом, но не возглавляет исполнительную власть, имеет право роспуска парламента или его нижней палаты в случае непреодолимого конфликта между ними (парламентом и исполнительной властью).