Понятие избирательного права и избирательной системы. Виды избирательных систем
Термин «избирательное право» употребляется в двух смыслах:
1. избирательное право в объективном смысле - это система правовых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов;
2. избирательное право в субъективном смысле - это право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Под избирательной системой в широком смысле понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе формирования органов гос. власти и МСУ посредством выборов.
Существуют следующие виды избирательных систем:
1. Мажоритарная избирательная система (от французского слова «majorite» - большинство). Согласно правилам мажоритарной избирательной системы избранными считаются кандидаты (списки кандидатов), получившие большинство голосов избирателей. Достоинство мажоритарной избирательной системы состоит, во-первых, в простоте ее использования при определении результатов выборов; во-вторых, в возможности ее применения при выборах как коллегиальных, так и единоличных органов (парламента, президента, губернатора, мэра и т. д.). Существует три модификации мажоритарной избирательной системы:
1.1.Мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший наибольшее количество голосов избирателей по сравнению с другими. В РФ по мажоритарной избирательной системе относительного большинства проводятся выборы половины депутатов ГД (225 человек), избирается большинство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов МСУ. Таким образом, победившим считается кандидат, за которого проголосовало меньше половины, но больше чем за других кандидатов - эта система не дает юридического равенства.
1.2.В соответствии с мажоритарной системой абсолютного большинства для избрания кандидата (списка кандидатов) требуется набрать абсолютное большинство голосов избирателей (50% +1 голос).
1.3.По правилам мажоритарной системы квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший заранее установленное число голосов (например, 2/3, 3/4 и т. д.). Квалифицированное большинство всегда больше абсолютного. Мажоритарная система квалифицированного большинства применяется крайне редко, так как еще менее результативна, чем система абсолютного большинства. В РФ применяется при принятии ФКЗ (одобрен большинством не менее ¾ от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы)
2. Пропорциональная избирательная система используется при проведении выборов в представительные органы власти и предполагает участие в избирательном процессе политических партий, формирующих списки своих кандидатов. В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей. Достоинство пропорциональной избирательной системы заключается в том, что она позволяет свести к минимуму «потерю» голосов избирателей и обеспечить представительство в парламенте даже относительно мелким политическим партиям. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем, чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. В РФ при определении результатов выборов, действует законодательно установленный «заградительный барьер», в соответствии с которым обязательным условием участия партии в распределении депутатских мандатов является получение ею определенного минимума голосов избирателей. Применение заградительного барьера вызвано необходимостью ограничить проникновение в парламент малочисленных, неустойчивых полит. партий, способных дестабилизировать деятельность этого представительного органа.
3. Смешанная избирательная система предполагает одновременное использование при формировании представительных органов государственной власти элементов пропорциональной и мажоритарной избирательных систем. Смешанная избирательная система имеет своей целью соединить достоинства различных избирательных систем и по возможности компенсировать их недостатки.
Согласно Статье 3 ФЗ «О выборах депутатов Госдумы ФС РФ» от 20.12.2002 (в редакции ФЗ от 23.06.2003):
1. В соответствии с Конституцией РФ в Госдуму избирается 450 депутатов.
2. 225 депутатов Госдумы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства (на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам).
3. 225 депутатов Госдумы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками.
Распределение депутатских мандатов при проведении выборов в ГД РФ одновременно с помощью пропорциональной и мажоритарной избирательных систем имеет ряд преимуществ:
Пропорциональная избирательная система, во-первых, стимулирует развитие политических партий, которые представляют собой в странах с устоявшимися демократическими традициями один из базовых институтов гражданского общества, призванных посредством участия в выборах выражать потребности и интересы различных социальных слоев в государственных органах; во-вторых, обеспечивает наличие в парламенте партийных фракций, выражающих интересы определенной части избирателей, проголосовавших за предвыборную платформу данных партий.
Мажоритарная избирательная система, в отличие от пропорциональной, предоставляет возможность принять участие в избирательном процессе не только политическим партиям, но и независимым кандидатам, выдвигаемым непосредственно избирателями и путем самовыдвижения.
Субъекты РФ при выборах органов государственной власти применяют различные виды избирательных систем. Конституция РФ, закрепив за субъектами право самостоятельно определять порядок формирования органов государственной власти (Статья 77), предоставила им возможность выбора избирательной системы по своему усмотрению. В подавляющем большинстве субъектов РФ выборы в представительные (законодательные) органы государственной власти проводятся на основе мажоритарной избирательной системы. Всего лишь 5 (Красноярский край, Калининградская, Омская области, Корякский, Усть-Ордынский Бурятский автономные округа) из 89 субъектов используют смешанную избирательную систему. Система пропорционального представительства в «чистом» виде применяется в единственном субъекте - Свердловской области для избрания одной из палат парламента.
84. Принципы избирательного права: понятие и конституционно-правовое регулирование.
85. Всеобщее избирательное право: понятие, гарантии.
Основополагающими принципами избирательного права и процесса являются всеобщее, прямое и равное избирательное право при тайном голосовании.
Принцип всеобщего избирательного права означает, что правом избирать и быть избранным обладает каждый совершеннолетний гражданин. Таким образом, общими основаниями приобретения активного и пассивного избирательного права является гражданство и совершеннолетие. Не обладают избирательным правом граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (Статья 32 Конституции РФ).
Термин «всеобщее» во многом условен, так как предоставление избирательного права, в особенности пассивного, ограничивается системой избирательных цензов. В федеральном и региональном избирательном законодательстве отражены следующие цензы пассивного (быть избранным) избирательного права:
1) возрастной ценз означает необходимость наступления определенного возраста для возможности регистрации кандидатом на выборах. Так, депутатом ГД может стать гражданин, достигший 21 года. Президентом РФ - 35 лет. Законы некоторых субъектов РФ содержат и ограничения максимального возраста - пассивного избирательного права лишаются лица, достигшие определенного возраста (обычно 60-65 лет);
2) ценз оседлости предполагает требование проживания на определенной территории в течение определенного срока. Так, Президентом РФ мажет стать гражданин, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет (Статья 81 Конституции РФ). В региональном избирательном законодательстве содержатся различные модификации ценза оседлости, связанные с различным требуемым сроком проживания, а также с требованиями к самому проживанию (преимущественное, постоянное, непризывное проживание);
3) ценз республиканского гражданства устанавливается в республиках в составе РФ. Кандидатом может быть зарегистрирован лишь гражданин РФ, который одновременно является гражданином данной республики. Следует отметить, что данный вид цензов противоречат конституционному принципу равенства прав граждан РФ на всей ее территории и принципу единого гражданства;
4) языковый ценз заключается в требовании знания государственных языков субъекта РФ, где наряду с русским государственным является и язык титульной национальности республики в составе РФ. Такие цензы установлены в Адыгее, Башкортостане, Марий Эл и других республиках;
5) образовательный ценз предусматривает наличие у кандидата на выборную должность высшего образования (установлен в Хабаровском крае, Самарской области);
6) ценз судимости установлен в законодательстве Республики Саха (Якутия) - народными депутатами Государственного Собрания не могут быть избраны граждане, имеющие судимость, если она не снята или не погашена в установленном порядке;
7) ценз предыдущего издания означает, что не может быть избрано лицо, которое непосредственно перед выборами занимало выборную должность в течение нескольких сроков полномочий. Так, пункт 3 Статьи 81 Конституции РФ закрепляет, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.
Необходимо отметить, что ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 (в редакции ФЗ от 24.12.2004) четко закрепляет пределы ограничения активного и пассивного избирательного права. Согласно Статье 4 этого Закона законы субъектов РФ должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы МСУ всем гражданам РФ, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Ограничения же пассивного избирательного права в законодательстве субъектов РФ могут быть связаны только с возрастным цензом. При этом устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ и в органы МСУ и 30 лет - на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ. Установление ценза оседлости для ограничения пассивного избирательного права не допускается.
Избирательное право относится к политическим правам, которые обычно предоставляются только гражданам. Однако в различных странах в определенных законами случаях возможность обладать избирательным правом предоставляется иностранцам. В РФ в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» иностранцы могут принимать участие в выборах при определенных условиях. Закон установил, что на основании м/н договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы МСУ, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ.
86. Равное избирательное право: понятие, гарантии.
Основополагающими принципами избирательного права и процесса являются всеобщее прямое и равное избирательное право при тайном голосовании.
Принцип равного избирательного права означает, что все граждане участвуют в выборах на равных основаниях и каждый избиратель имеет при голосовании один голос. Таким образом, только при наличии двух названных элементов выборы могут считаться равными.
Первый элемент равного избирательного права - участие в выборах на равных основаниях - обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом. Это достигается образованием равных по численности избирателей избирательных округов при выборах депутатов законодательных (представительных) органов власти.
Второй элемент равного избирательного права - наличие у каждого избирателя только одного голоса - обеспечивается только тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.
В отношении пассивного избирательного права (право быть избранным) принцип равенства означает предоставление равных возможностей для регистрации кандидатов, равенство статуса зарегистрированных кандидатов, одинаковый максимальный размер избирательных фондов, равенство при проведении предвыборной агитации.