Тема 4.4. Государство и личность

Задание 1.

Используя словарный материал, дайте определения следующим терминам:

Филиация _______________________________

Натурализация __________________________

Апатрид _______________________________

Оптация _______________________________

Реинтеграция ___________________________

Задание 2.

Используя знания, полученные при изучении данной темы, начертите схему способов приобретения гражданства.

Задание 3.

На основании текста ФЗ Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации” заполните таблицу “Основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации”

Основания приобретения гражданства Основания прекращения гражданства
   
   
   
   
   
   

Задание 4.

Используя положения Всеобщей декларации прав человека и Конституцию Российской Федерации, укажите в таблице конкретные статьи по группам прав и свобод граждан.

Группа прав и свобод граждан Декларация прав человека ООН Конституция РФ
Гражданские    
Политические    
Экономические    
Социальные    
Культурные    

Задание 5.

Конституция РФ в статье 17 закрепляет положение о том, что «права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Напишите, как Вы понимаете это положение.

______________________________________________________________________________

Задание 6.

В январе 1700 г. Петр Первый издает указ, в котором предписывает мужскому населению «на Москве и в городах, исключая духовенство и крестьянство, носить иноземное платье на манер венгерского». Последующие указы вводят ношение в России платья немецкого и французского образцов. В наши дни носят специальную форменную одежду служащие некоторых профессий (милиционеры, прокуроры, работники железнодорожного, воздушного транспорта и т. д.). В общеобразовательной и профессиональной школе до недавнего времени была обязательна школьная форма для учащихся, сохранятся она и сейчас в некоторых из них.

Как Вы думаете, не является ли это нарушением права человека на индивидуальный облик?

_________________________________________________________________

Задание 7.

Джим Мак Грегор Бернс, выступая с лекцией в Национальном архиве в 1985 г., посвященной двухсотлетию американской конституции, сказал: «Народ хотел бы создать такое правительство, которое было бы достаточно сильным, чтобы защищать свободу личности, но недостаточно сильным, чтобы стать угрозой для этой свободы».

О каком типе государства шла речь? В чем его суть?

_________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 5. ТЕОРИЯ ПРАВА

Тема 5.1. Право в системе социальных норм

Задание 1.

Заполните таблицу «Соотношение норм морали, права, корпоративных норм».

Вопросы для сравнения Право Нормы морали Корпоративные нормы
Способ установления      
Форма закрепления      
Способ защиты      
Сфера действия      

Здание 2.

Определите, к какому виду социальных норм относятся данные нормы:

Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

_____________

Общество любителей-рыболовов организуется для совместного проведения походов, рыбной ловли и пр. Его члены обязаны платить взносы, посещать занятия, собрания.

_____________

Задание 3.

Житель города Тула совершил убийство другого жителя этого города и был задержан сотрудниками милиции. Начальнику РОВД убийца заявил, что убийство было совершено из кровной мести. После этого объяснения он был отпущен. Как Вы считаете, могут ли обычаи влиять на нормы права? Соответствует ли нормам права поведение сотрудника милиции?

_________________________________________________________________

Задание 4.

Объясните, как Вы понимаете, смысл слова «правопонимание».

_____________________________________________________

Тема 5.2. Норма права

Задание 1.

Подберите из Гражданского или Уголовного кодексов РФ пример статьи, содержащей регулятивную норму, и пример статьи, содержащей охранительную норму

_________________________________________________________________

Задание 2.

Найдите в тексте Конституции РФ 1993 г. нормы-правила поведения, нормы-принципы, нормы-задачи и нормы-дефиниции.

________________________________________

Задание 3.

Наши рекомендации