Тема 10. право в системе нормативного регулирования общественных отношений.

1. Понятие, виды и особенности социальных норм.

2. Соотношение права и морали.

3. Право в системе социальных норм.

1.Вся совокупность многообразных отношений, рождающихся в обществе, нуждаются в упорядочении. Для этого складывается система нормативных регуляторов – правил поведения. В этой связи используется понятие нормативного, или социального регулирования. Такое регулирование выражает объективную потребность общества в упорядочении поведения людей, в подчинении их определенным правилам.

Нормативное регулирование складывается из следующих стадий: 1) выработки образцов поведения (социальных норм); 2) реализации этих норм в деятельности индивидов и организаций; 3) использование мер воздействия (убеждение или принуждение) в случае нарушения установленных правил.

Основным элементом нормативного регулирования является социальная норма.

Социальная норма - это выработанное обществом или установленное государством правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и регулирующее их поведение в обществе.

Признаки социальных норм:

- они отражают достигнутую ступень развития общества;

- в них «преломляются» исторические и национальные особенности жизни страны и регионов;

- они регулируют наиболее типичные отношения, а потому имеют самый общий характер;

- они характеризуются многократностью действия и потому способны направлять поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях;

- они обязательны для исполнения, в связи с чем возможна реализация санкций в отношении нарушителя правила.

В силу их природы социальным нормам свойственны следующие функции:

- регулятивная предопределяется тем, что нормы упорядочивают, регулируют поведение людей, способствуют нормальному функционированию общества;

- оценочнаясвязана с тем, что нормы служат основанием оценки социально-значимого поведения людей (правомерное – неправомерное, нравственное – безнравственное);

- трансляционная (передающая) производна от того, что в нормах сконцентрирован определенный социальный опыт, достижения развития общества, оттого знакомство с ними способствует сознательному соблюдению установленных правил.

Выделяются следующие социальные нормы: правовые, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев.

1. Обычаи – это правила поведения общего характера, сложившиеся в результате длительной общественной практики, вошедшие в привычку.

Это исторически первая группа норм, возникшая вместе с образованием самого общества и вместе с ним же меняющаяся. По своей природе обычаи консервативны. В них могут находить закрепление бытующие предрассудки, пережитки прошлого. Они не представляют собой цельной системы норм, а выступают в виде локальных, изолированных друг от друга правил поведения. Механизм действия обычаев специфичен. Поскольку они входят в привычку, вопрос об их обеспечении какой-то внешней силой не ставится.

Разновидностью обычаев являются традиции. И те и другие обладают многими общими чертами. Но в то же время традиции в меньшей степени связаны с чувствами, эмоциями людей, а также складываются в более короткое время, чем обычаи.

2. Корпоративные нормы – правила поведения, создаваемые в объединениях, организациях, регулирующие отношения между их членами. Это групповые нормы внутриорганизационного характера. Они распространяются на членов определенной организации; закрепляются в соответствующих документах (уставе, положении и т.д.); определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок, формирование, компетенцию; обеспечиваются определенными организационными мерами. По формальным признакам данные нормы близки к правовым, поскольку, как правило, формализованы, принимаются по определенной процедуре, могут быть систематизированы, их нарушение влечет применение соответствующих санкций. Вместе с тем, они отличаются от норм права и др. социальных норм тем, что они выражают коллективную ответственность всех членов определенной организации.

3. Политические нормы – это нормы, регулирующие поведение субъектов политической жизни, отношения между партиями, социальными группами главным образом по поводу государственной власти. Данные нормы закрепляются в политических декларациях, конституциях государств, в программных документах политических партий и движений. Они служат основой для достижения определенных целей в политике как отдельных индивидов, так и организаций. Они предусматривают вариантность поведения индивидов в реализации своих возможностей. Эти нормы могут отличаться общим декларативным характером, либо быть формализованными; могут реализовываться как в пределах какого-либо политического объединения, так и вне его. Эффективность реализации таких норм во многом зависит от конкретно-политической ситуации в стране или регионе.

4. Религиозные нормы – это нормы, регулирующие отношения верующих к Богу, церкви, друг к другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных объединений.Эти нормы закрепляют правила отправления религиозных культов, порядок богослужения, совершения определенных действий (венчание) или воздержание от них (неупотребление некоторых продуктов во время постов). Они обладают всеми необходимыми признаками социальных норм, но характеризуются ссылками на волю сверхъестественных сил.

5. Нормы морали (нравственности) – это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций.

Мораль как форма общественного сознания зародилась раньше политической и правовой форм сознания, предопределена историческим развитием человечества и не связана с государственной властью. Мораль выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное решение того, что есть долг и совесть, добро и зло в человеческих поступках и взаимоотношениях людей.

Спорным остается вопрос о том, нужно ли разграничивать понятия «мораль» и «нравственность»? Нам представляется обоснованной точка зрения В.С. Нерсесянца, определяющего мораль в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида. Нравственность же, по его мнению, есть внешний регулятор поведения людей. Если индивид усвоил эти внешние требования и руководствуется ими, то они становятся его внутренним моральным регулятором в отношениях с другими людьми.

Термин «этика», употребляющийся в одном ряду с понятиями «мораль» и «нравственность», означает философскую дисциплину, изучающую данные понятия.

Помимо названных существуют и другие социальные нормы: экономические, эстетические, семейные, деловые и т.д.

2. Для юристов важно выявить соотношение права и морали, поскольку им приходиться постоянно обращаться и к этическим критериям, ибо в основе права всегда лежит мораль.

Соотношение между правом и моралью включает в себя следующие компоненты: единство, различие, взаимодействие, противоречие.

Единство заключается в том, что:

и право, и мораль являются разновидностями социальных норм;

это социально однотипные регуляторы, т.е. обусловлены едиными экономическими, культурными и иными причинами;

они предполагают относительную свободу воли индивидов, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции;

как нормативные регуляторы определяют границы должного и возможного поведения;

преследуют одни и те же цели и задачи - упорядочение общественных отношений, развитие личности, утверждение ценностей гуманизма и культуры;

являются фундаментальными общеисторическими ценностями, показателями прогрессивности развития общества, отношений между его членами.

Различие между правом и моралью в том, что:

у них разные способы установления, формирования, различные источники (государство и общество);

разные методы обеспечения (сила государственного принуждения и общественного мнения);

различные формы выражения и фиксации (юридические акты и сознание людей);

различны характер и способы их воздействия на сознание и поведение людей (разные оценочные категории, социальные мерки);

различен характер и порядок ответственности за их нарушение (юридическая ответственность и моральное осуждение);

уровень требований, предъявляемых к поведению человека (выше у морали, которая ориентирует человека на идеал);

различны сферы действия - моральное пространство «шире», чем правовое (мораль универсальна и вездесуща);

в философском плане мораль - одна из форм общественного сознания, а право - атрибут государства, продукт государственной воли;

у них различные исторические судьбы, мораль старше и в исторической перспективе, возможно, долговечней.

Взаимодействие права и морали выражается в поддержании ими друг друга в деле упорядочения общественных отношений, позитивного влияния на личность. Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью. И в то же время нельзя нарушать государственный закон, не нарушая морали.

Противоречие между правом и моралью в том, что оптимальное совмещение этического и юридического всегда было трудноразрешимой проблемой во всех правовых системах. Идеальной гармонии никогда достичь не удавалось. Противоречия можно сгладить, уменьшить, но не снять. Причина в том, что у права и морали разные методы регуляции, разные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Право по своей природе несколько консервативно, нередко отстает от течения жизни. Мораль более динамична, ее развитие более стихийно. Право и мораль не антиподы, а соперники. Кроме того, причина противоречий может быть субъективной, когда право не согласуется с моралью в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов.

3. А. Право и обычаи.

Исторически первым источником права, регулировавшим отношения в период становления государства, был правовой обычай. Правовой обычай –это правило, признанное и санкционированное государством. Его особенности: носит локальный (лат. местный, не выходящий за определенные пределы) характер, отличается определенностью правила, непрерывным и единообразным характером его соблюдения, по природе носит консервативный характер.

Санкционирование обычаев государством осуществляется двумя путями: путем фактического признания государством тех или иных обычаев в качестве обязательных и вынесения на их основе определенных решений государственными органами; путем отсылки законов к тем обычаям, которые согласуются с политикой государства, с нравственными основами образа жизни.

В новом законодательстве России правовые обычаи стали получать большое признание. ГК РФ признал возможность применение обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору (ст.5 и 6 ГК РФ). Это показатель значительного расширения сферы применения правового обычая, который прежде применялся только при прямом указании закона, относящемся к определенному виду отношений (обычаи морского порта).

Особенности соотношения права с обычаями зависят от их содержания. Одни обычаи обретают характер правовых, т.е. санкционироваться государством. Вторую группу составляют обычаи, к которым право относится нейтрально, т.е. форма общественной регуляции, привычная для членов общества (свадьба, день рождения).

В социальной практике могут утверждаться обычаи, противоречащие принципам морали и права. С ними право может конфликтовать. В этом случае нормы права могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

Б. Право и корпоративные нормы.

Конституционные нормы, а также нормы законов корректируют нормы общественных объединений, «очерчивают» их рамки границами прав и свобод человека и гражданина (например Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.).

Корпоративные нормы, со своей стороны, оказывают определенное содействие в регулировании отдельных видов общественных отношений. Так нормы уставов партий и др. общественных объединений определяют, каким образом должно осуществляться право выдвижение кандидатов в депутаты, назначение своих представителей в избирательные комиссии.

В. Право и политические нормы.

Государство является основным политическим институтом в обществе, поэтому политические и правовые нормы решают одни задачи.

Политические нормы отражают различные структурные уровни. Один уровень – это нормы организации политических институтов, политических процедур и процессов. Эти нормы, как правило, функционируют исключительно в сфере политики.

А вот в области формы, устройства государственной власти, функционирования субъектов государства политические нормы принимают правовую форму и могут рассматриваться в качестве политико-правовых. Они регламентируют деятельность государства и других политических институтов, как в пределах страны, так и на международной арене. Политико-правовые нормы, прежде всего, содержатся в конституционном законодательстве, поскольку:

Конституция РФ регулирует политико-гражданские отношения между разными субъектами, включая народ; в ее первой главе определены политико-правовые основы российского государства; показателем развитости политики и права в нашем обществе можно считать осуществление прав и свобод в практическом измерении (выборы всех уровней); во второй главе Конституции раскрываются основополагающие принципы политического статуса личности; гражданский, политический и другие статусы человека и гражданина гарантируются и охраняются государством; политические нормы, выраженные в юридической форме в основном регулируют отношения законодательной, исполнительной и судебной власти; политико-правовые нормы допускают существование и деятельность политической оппозиции.

Кроме того, на основе политико-правовых норм граждане могут оказывать влияние на деятельность государства и его органов, побуждать соответствующие структуры к поиску компромиссов. Это митинги, демонстрации, манифестации и пр.

Г. Право и религиозные нормы

Данные системные регуляторы способны взаимодополнять друг друга; направления деятельности людей на основе правовых и религиозных норм могут пересекаться.

Общность и поддержка правовых и религиозных норм проявляется в следующем:

они воздействуют на один и тот же объект – поведение людей, основанное на их сознании и воле;

Российская Федерация согласно ст.14 Конституции является светским государством. Правовое положение церкви в современной России регулируется также ГК РФ, ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.;

в течение тысячелетий религия учит человека повиноваться таким предписаниям, как «не лжесвидетельствуй», «не укради» и т.д., что должно создавать предпосылки правомерного поведения, отвечающих требованиям права и законности;

правовые нормы смягчают остроту противостояния представителей различных религиозных конфессий, способствуют достижению определенного согласия договорным, цивилизованным путем.

Кроме того, современная реальность подтверждает существование ортодоксальных религиозных направлений: исламский фундаментализм, различные секты, которые отрицательно влияют на личность, разрушают ее ценностные ориентации, сеют злобу и ненависть между народами. Соотношение этих норм с нормами права характеризуются конфликтностью. Это следует из содержания ст. 239 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, либо с побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей.

ТЕМА 11. ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ

1. Правовой статус личности. Особенности правового статуса личности в современной России.

2. Право как мера свободы и ответственности личности. О праве в объективном и субъективном смысле.

3. Понятие и классификация прав человека и гражданина.

4. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

1.Проблема личности занимает одно из ведущих мест в обществоведении в целом и в юриспруденции в частности. Само же понятие «личность» в литературе рассматривается применительно к определенному этапу развития человеческого общества. Личность формируется под влиянием двух факторов: индивидуальных, врожденных черт и свойств, а также социальной среды, которая способна воздействовать на человека.

Структура личности включает такие компоненты, как сознание, воля, способность к деятельности. Эти элементы находятся в диалектическом единстве, определяют социальную природу личности.

Личность всегда должна быть в центре правовой системы, поскольку замыкает практически все юридические явления и категории. И ценность правовой системы заключается в том, какова роль в ней личности, как обеспечиваются и охраняются ее интересы.

Многообразие связей права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через правовой статус.

Под правовым статусом понимается совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающих ее правовое положение в обществе.

Юридическое оформление положения человека начинается с того, что он признается субъектом права.

Правовой статус - это комплексная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.

Структура правового статуса:

1. Правовые нормы, устанавливающие правовой статус.

2. Правосубъектность (способность быть субъектом права), включающая в себя:

- правоспособность (способность индивида иметь в силу норм права субъективные права и юридические обязанности), начинающаяся с рождения и завершающаяся смертью;

- дееспособность (способность своими действиями осуществлять права и обязанности; полная дееспособность наступает с 18-ти лет);

- деликтоспособность (способность лица отвечать за свои поступки, прежде всего за совершенное правонарушение).

3. Основные права и свободы определяются как естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

4. Законные интересы как опосредованная юридическими средствами и механизмами возможность, которая дана в равной степени каждому правоспособному субъекту отношений для осуществления законных способов удовлетворения своих потребностей, которая, однако, прямо не закреплена в субъективных правах.

5. Обязанности как мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамичность правового регулирования.

6. Гражданство, как устойчивая связь человека и государства.

7. Юридическая ответственность как обязанность лица претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное им правонарушение

8. Правовые принципы.

9. Правовые отношения общего (статусного) типа: рабочий, военнослужащий, студент - все это правовые статусы, определяющие правовое положение конкретных лиц.

Отметим, что количество элементов, составляющих правовой статус личности, у разных авторов весьма разнится.

Виды правового статуса:

Общий - это правовой статус лица как гражданина, члена общества, определяемый прежде всего в Конституции государства.

Специальный (родовой) - отражает особенности правового положения определенных категорий граждан, а также представителей отдельных профессий. Эти слои могут иметь дополнительные права, обязанности, льготы (сотрудники милиции, военнослужащие, пенсионеры и т. д.)

Индивидуальный - фиксирует конкретные права и обязанности индивида. Наиболее динамичный вид правового статуса, который может меняться в связи с возрастом, семейным положением, карьерным ростом и пр.

Эти виды соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они взаимосвязаны, взаимозависимы и практике неразделимы.

Современный правовой статус личности в Российской Федерации характеризуется рядом особенностей.

Позитивные особенности:

под правовой статус практически подведена современная законодательная база, и прежде всего, конституционная, созданная с учетом международных стандартов в области прав и свобод человека;

закладываются новые принципы взаимоотношений личности и общества, гражданина и государства с приоритетом личности как высшей ценности общественного развития;

правовой статус очищается от излишней идеологизированности, тоталитарного сознания;

происходит переориентация от командно-запретительных методов регламентации поведения к преимущественно дозволительным, направленным на развитие автономии и самостоятельности личности;

меняется соотношение и роль отдельных элементов статуса: на первое место выдвигаются права человека и гражданина, достоинство личности, демократизм и свобода.

Безусловно, для проявления этих тенденций в полной мере еще далеко.

Негативные особенности:

политизированность, неустойчивость, подверженность социальной конъюнктуре (лат. связывать, соединять), положение разных социальных слоев меняется в зависимости от ситуации;

слабая государственная защищенность, отсутствие четких механизмов защиты и охраны человека;

утрата многих качеств объединяющих начал (в силу распада союзной государственности);

множественность правовых статусов, их несогласованность (статусы суверенных стран и субъектов федерации) – эта особенность сегодня, при стабилизации социально-экономической ситуации в стране постепенно преодолевается;

деформированность правового статуса в связи с межнациональными конфликтами (дискриминация прав некоренного населения, зыбкость статуса беженцев, мигрантов, отсутствует оптимальное сочетание прав человека и прав народов);

изменение экономической основы правового статуса, резкая дифференциация по материальному уровню жизни;

воздействие на правовой статус нравственно-психологических факторов (потеря социальных ориентиров, общий психологический дискомфорт, неуверенность в будущем).

2.Свобода как познанная и освоенная необходимость находит свое наиболее концентрированное выражение в праве, в котором она практически материализуется, объективируется.

Право служит официальным мерилом действующей свободы, ее нормой, указателем границ должного и возможного. Вместе с тем оно является гарантией осуществления этой свободы, средством ее охраны и защиты. Право, как мы уже знаем (см. тему 8), есть мера прогресса, а следовательно, и мера свободы как продукта развития. В этом заключается основная ценность и полезность права для личности. В праве свобода получает необходимую опору и гаранта, а личность – возможность удовлетворения своего интереса.

Понятно, что конечный источник свободы и ее сущность – не в юридических формах, которые сами по себе не могут ни объяснить, ни исчерпать свободы. Но без правовых форм и средств в государственно-организованном обществе невозможно «юридическое признание» свободы, ее выражение, закрепление и «распределение» в индивидуальное пользование. Важно не только достигнуть известного уровня свободы, но и законодательно оформить, сделать доступной для людей, поставить на службу обществу.

Поэтому проблема политико-правового выражения свободы, совершенствования ее форм, методов использования имеет принципиальное значение для понимания самой сути свободы. Юридическая свобода как раз и проявляет себя в таких состояниях общественной жизни, как право, законность, правопорядок, правосудие, законотворчество, правоприменительная деятельность, система прав и обязанностей, их гарантии, правовая культура.

Свобода индивида проявляется во всех сферах его жизнедеятельности: социальной, экономической, политической, духовной. Но проявляется и реализуется по-разному. Это образует структуру свободы личности, ее грани, стороны.

Свобода личности предполагает также ее свободу от произвола власти. Посредником между ними должен выступать закон, в котором выражена разумная официальная мера независимости индивида, а равно очерчены границы деятельности самой этой власти. Давно сказано: государством должен править закон. Закон выше любой должности, он «властвует над всеми», как писал Рудольф фон Иеринг.

Право является не только мерой юридической свободы, но и мерой юридической ответственности. Это взаимосвязанные категории. Известно, что свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Или, наоборот, свобода одного начинается там, где она кончается у другого.

И если отдельная личность переступает эти грани, возникает моральная либо правовая ответственность, в зависимости от того, какие нормы нарушены. Ради общей свободы личность должна жертвовать частью собственной свободы, иначе воцарятся хаос и произвол. Таким образом, ответственность есть такая же объективная необходимость, как и свобода. Более того, ответственность – условие свободы. Субъектами ответственности должны выступать все, в том числе и властные структуры. Поэтому вопрос о взаимной ответственности государства и личности приобретает новое качество. Оптимальное взаимодействие права и личности возможно только на основе четко функционирующей государственности.

Власть идет на самоограничение, если желает предоставить своим гражданам свободу. В то же время она вправе «урезать» ее во имя общего интереса.

Ответственность философами и большинством юристов рассматривается в двух аспектах негативном (ретроспективном) и позитивном (проспективном). Для нормального функционирования правовой системы и поведения личности важны оба аспекта (подробнее см. тему 21). Они тесно взаимосвязаны, так как выступают разновидностями единой социальной ответственности личности и играют важную роль в становлении правовой государственности, упрочении законности и правопорядка в обществе.

Личность тесно связана с такими понятиями как право в объективном и субъективном смысле, причем связана по-разному. В первом случае эта связь состоит в том, что нормы объективного права регулируют поведение личности, во втором – в том, что личность использует те возможности, которые открывают перед ней субъективные права и свободы. Оба вида права необходимы ей как ценности, через которые она реализует себя, свой социальный, юридический и нравственный потенциал, свои интересы.

Различие между правом в объективном и субъективном смысле сложилось еще в римском праве. Наибольшее развитие и обоснование эта концепция получила в немецкой юриспруденции XIX века, а также в трудах русских дореволюционных правоведов.

Право как норма, закон, государственное установление и право как возможность или управомоченность субъектов вести себя известным образом в рамках этих установлений – вот суть разграничения права на объективное и субъективное. Право в объективном смысле – это законодательство данного периода в данной стране; право же в субъективном смысле – это те конкретные возможности, права, требования, притязания, которые возникают на основе и в пределах этого законодательства на стороне участников юридических отношений. «Субъективное право» не только указывает на принадлежность права субъекту, но и отражает тот факт, что принадлежащее субъекту право (как мера его возможного поведения) зависит в известных пределах от его личного желания и усмотрения, особенно в смысле использования. Норма же, как элемент права объективна, она не зависит от воли и желания отдельного лица, ею нельзя распоряжаться как чем-то личным, индивидуальным.

Именно такие свойства данных явлений как, зависимость – независимость, принадлежность – непринадлежность, связанность – несвязанность с субъектом, отражают слова «объективное» и «субъективное». Эти определения показывают разную степень самостоятельности обозначаемых объектов по отношению к субъекту.

Признание и законодательное закрепление естественных прав человека придает делению права на объективное и субъективное новое звучание и значение.

Право в субъективном смысле охватывает собой не только систему прав (дозволений, полномочий, притязаний), вытекающих из норм объективного права, но также и систему юридических обязанностей, т.е. совокупность конкретных долженствований, необходимостей, предусмотренных законами государства. Все это составляет единое целое.

Таким образом, понятия права в объективном и субъективном смысле совершенно необходимы в юридической науке и практике, они призваны выполнять важные операционные, аналитические, прикладные и социально-регулятивные функции. Объективное право не может быть реализовано без субъективного. В этом их неразрывная взаимосвязь и невозможность существования друг без друга.

3.Все многообразие взглядов, накопленных человечеством о природе прав человека можно свести к двум подходам:

свои права человек получает от государства, природа прав патерналистская (лат. - pater - отец), эта концепция характерна для тоталитарных государств;

права человека принадлежат ему от природы, они естественны и неотчуждаемы, задача государства и общества защищать и охранять их - эта концепция присуща демократическим государствам.

Права человека по своей сущности являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов. Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим они и структурируются по группам и наименованиям. Однако эти права относятся не только к различным сферам жизнедеятельности, но они различаются по времени возникновения. Отсюда – появление понятия «поколения прав человека»:

первым поколением признаются права, реализующие т.н. негативную свободу и обязывающие государство воздерживаться от вмешательства в сферы, регулируемые этими правами.

Для реализации второго поколения прав (позитивных) требуется организационная, координирующая и иные формы деятельности государства по их обеспечению.

В период после 2-й мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека – коллективных прав, т.е. прав каких-либо общностей людей (народов, детей, женщин и т.п.).

В последнее время некоторые ученые заговорили о возникновении четвертого поколения прав человека, т.е. прав всего человечества (право на мир, экологические, информационные права, право на ядерную безопасность и т. д.).

22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР был принята Декларация прав и свобод человека и гражданина – первый нормативный акт нашего государства, полностью соответствующий международным стандартам по правам человека.

Конституция РФ 1993 г. также признала естественный характер прав человека и провозгласила их в числе основ конституционного строя.

Понятие основных прав и свобод человека и гражданина может быть сформулировано следующим образом.

Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения, защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности.

Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность человека избирать вид и меру своего поведения как личности, гражданина государства.

Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание и умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ст.55). Вторая глава, состоящая из 48 статей представляет собой не простую совокупность, а определенную систему, которая отражает специфику характера прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.

Особенности личных (гражданских) прав и свобод таковы:

1) они являются по своей сущности правами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства;

2) эти права неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

3) они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как личности и др. естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

В их перечень входят: право на жизнь (ст.20); права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.22-25); право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст.27); свобода совести, свобода вероисповедания (ст.28); свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст.29).

Политические права и свободы в отличие от личных связаны с обладанием гражданством государства, что, тем не менее, не означает их вторичного характера. Они в силу своего характера не рассматриваются в качестве предоставленных государством.

Естественный характер политических прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Это важнейшая основа конституционного строя реальную и практическую реализацию получает именно через политические права и свободы каждого гражданина.

В их перечень входят: право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст.30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирования (ст.31); право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст.32); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33) и т.д.

Особую группу составляют социально-экономические и культурные права. Как отмечалось выше, они имеют иную структуру, нежели две предыдущие категории прав и свобод и реализуются по иному – не благодаря тому, что уважаются и защищаются, но потому, что требуют проведения разнообразных социальных программ.

Перечень их таков: право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34); право частной собственности (ст.35); право иметь в частной собственности землю (ст.36); право на труд в условиях рыночных отношений (ст.37); право на социальное обеспечение (ст.39); право на жилище (ст.40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41); право на благоприятную окружающую среду (ст.42); право на образование (ст.43); свобод.

4. Признание естественной природы основных прав и свобод человека ни в коей мере не снижает значимости государства в их охране и защите. Назначение гарантий состоит в том, что они призваны обеспечить возможно более благоприятную обстановку, в атмосфере которой записанные в Конституции и законах права и свободы становились бы фактическим положением каждого отдельного человека. Под гарантиями понимаются условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого.

В юридической литературе много внимания уделяется классификации гарантий прав личности. Система гарантий включает в себя: общие, юридические, организационные. В свою очередь общие гарантии делятся по социальной направленности на материальные, политические и духовные.

Материальные гарантии – это единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом всех видов собственности и т.д.

Политические гарантии – это система народовластия, возможность личности принимать участие в управлении делами государства и общества.

Духовные гарантии – это система культурных ценностей, основанных на любви и уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость; это общественная сознательность и образованность человека.

Юридические гарантиипредставляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. Различают гарантии реализации и гарантии охраны.

К гарантиям реализации относятся: пределы прав и свобод, их конкретизация в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.

К гарантиям охраны относятся: конституционный контроль и надзор; меры защиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности; процессуальные формы осуществления контроля и надзора; средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и пр.

Гарантии прав личности также классифицируют по сфере действия на внутригосударственные и международные.

Внутригосударственные гарантии – это система социально-экономических, политических, нравственных и правовых средств и условий, обеспечивающих непосредственную защиту прав человека и гражданина. Они закрепляются, прежде всего, в Конституции государства и в актах, имеющих конституционное значение.

Международные гарантии – это коллективные меры мирового сообщества, экономического, политического, идеологического, организационного характера, обеспечивающие охрану и защиту прав человека и гражданина. Политико-правовую систему данных гарантий составляют: Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года; Международные Пакты о гражданских и политических правах, социальных, экономических и культурных правах (1966 г.); Европейская конвенция прав человека (1950 г.) и ряд дополнительных протоколов, другие международные документы.

Проблема полноты и гарантированности прав и свобод человека приобрела в современном мире глобальное значение. И неудивительно, что мировое сообщество стремится выработать единые стандарты и процедуры в вопросах защищенности личности, где бы она не находилась.

Обязанностиграждан неразрывно связаны с правами. Их круг много меньше перечня прав.

Это объясняется тем, что права охватывают все стороны общественной жизни - и экономику, и политику, и духовную сферу, а обязанности ориентированы только на сохранение и поддержание общественного порядка.

Уплата налогов - единственная экономическая обязанность гражданина. Другие обязанности: соблюдение Конституции и законов, охрана природы - носят правоохранительную направленность. Особенную обязанность лишь для мужчин составляет военная служба.

Наши рекомендации