Административно‑процессуальная деятельность

Административный юрисдикционный процесс состоит из ряда производств:

1) по делам об административных правонарушениях (важнейший);

2) по применению мер административного пресечения и восстановления;

3) по применению мер дисциплинарного принуждения на основе норм административного права.

Особенности производства устанавливаются специальными нормами. КоАП РФ содержит основу. Производство по делам об административных правонарушениях тесно связано с гражданским процессом. Жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности рассматривается по Гражданско‑процессуальному кодексу РФ.

Административно‑процессуальная деятельность понимается: в широком смысле – это все, что происходит в сфере государственного управления; в узком смысле – юрисдикционном – как привлечение к административной ответственности. Административное воздействие включает методы: убеждение; принуждение; предупреждение (до); пресечение (во время); взыскание (после).

В широком смысле совокупность всех действий, совершенных органами госуправления и их должностными лицами, то есть административный процесс, и есть государственно‑управленческая деятельность. В узком смысле: основа административно‑процессуальной деятельности – право‑охранительная деятельность; юрисдикционный смысл. Здесь речь идет об административном производстве. Административное производство – это вид деятельности уполномоченных субъектов по рассмотрению и разрешению административных правонарушений.

Производство по делам об административных правонарушениях включает дисциплинарное производство; производство по жалобам.

Стадии производства: возбуждение (протокол, постановление о возбуждении) дела; рассмотрение; принятие решения по делу; обжалование; опротестование; пересмотр; исполнение.

Каждая стадия имеет свое процессуальное закрепление.

Для возбуждения дела необходимо основание – наличие достаточных фактических данных. Меры, обеспечивающие возбуждение дела: доставление; административное задержание (досмотр); изъятие доказательств и вещей; отстранение от управления транспортным средством. Здесь участвуют органы и должностные лица, имеющие право рассматривать данное дело; правонарушитель; потерпевший; прокурор; адвокат; переводчик.

Административный процесс – самый большой по объему, и он обладает всеми признаками юридического процесса. Административный процесс представляет собой разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти: а) направлен на решение определенных управленческих дел; б) урегулирован нормами административного права.

В зависимости от содержания административный процесс бывает процессом:

административного правотворчества;

оперативно‑распорядительным – непосредственная управленческая деятельность;

административно‑юрисдикционным.

Под стадией административного процесса следует понимать сравнительно самостоятельную часть производства, которая наряду с общими задачами имеет свойственные только ей задачи, документы и особенности.

Общими для административного производства являются следующие стадии:

1) условная – анализ ситуации, административное расследование, проверка жалобы, обсуждение правового акта;

2) стадия принятия решения – фиксируется воля субъекта власти (приказ и т. д.);

3) исполнение решения.

Иногда выделяют еще стадию возбуждения дела, стадию пересмотра постановлений.

В зависимости от сложности можно выделить производство: ускоренное; обычное; усложненное.

Кодифицировать административный процесс очень сложно, он регулируется множеством актов. Чисто процессуальных актов единицы. Как правило, в законе есть и материальные, и процессуальные нормы.

Ст. 225 КоАП РФ перечисляет задачи производства по делам об административных правонарушениях: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления; выяснение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; предупреждение правонарушений; воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепления законности.

Большое значение имеет обеспечение гарантий отсутствия злоупотреблений в отношении физических и юридических лиц, поэтому четко определены обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях. Они таковы.

Для физических и юридических лиц: отсутствие события и состава административного правонарушения; издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания, отмена акта, устанавливающего административную ответственность; истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении установленного законодательством срока наложения административного взыскания.

Только для физических лиц: недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения 16‑летнего возраста; невменяемость лица; действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны; наличие по тому же факту постановления органа (должностного лица) о наложении административного взыскания, уголовного дела; смерть лица.

Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на основании законодательства, действующего во время совершения административного правонарушения и по месту его совершения (или по месту учета транспортных средств). Рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка и т. п.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто; как правило, в 15‑дневный срок со дня получения необходимых материалов (протокола о нарушении и т. д.). Дела о мелком хулиганстве должны быть рассмотрены в течение суток.

Наши рекомендации