Задания на знание понятий
1. Выберите наиболее точное определение модернизации:
1. это процесс замены ручного труда машинным;
2. это процесс, вызывающий глубокие социальные сдвиги, появление новых групп и классов;
3. это процесс смены традиционного общества обществом индустриальным.
2. Рекрутская повинность в XVIII в. – это:
1. обязанность крестьян работать в хозяйстве помещика;
2. способ комплектования русской армии;
3. прикрепление крепостных крестьян к мануфактурам;
4. способ формирования рынка рабочей силы.
3. Органами городского управления в России с 1720 г. стали:
1. приказы;
2. городские думы;
3. магистраты;
4. городские управы.
4. Ассамблеи появились в России в царствование:
Петра I;
2. Екатерины II;
3. Александра I;
4. Александра II.
5. Какое из приведенных ниже понятий связано с эпохой дворцовых переворотов в России:
1. «хованщина»;
2. «смута»;
3. «опричнина»;
4. «бироновщина»?
6. Секуляризация – это:
1. политика оказания экономической помощи предпринимателям;
2. активное государственное вмешательство в хозяйственную жизнь;
3. политика государства, направленная на поддержку отечественного производства;
4. обращение государством церковной собственности в государственную.
7. Государственные крестьяне – это:
1. лично свободные крестьяне, жившие на казенных землях;
2. крепостные крестьяне;
3. крестьяне, владевшие землей на правах собственности;
4. крестьяне, приписанные к мануфактурам.
8. Кондиции – это:
1. условия вступления на престол Анны Иоанновны, выдвинутые Верховным тайным советом;
2. условия прохождения службы в русской армии, принятые при Анне Иоанновне;
3. свод правил поведения в дворянском кругу;
4. название одной из глав «Домостроя».
Задания на установление причинно-следственных связей
1. Полтавская битва 27 июня 1709 г. способствовала:
Резкому изменению хода Северной войны;
2. распаду Северного союза;
3. потере русскими войсками Риги и Ревеля;
4. потере русскими войсками Нарвы.
2. В результате Северной войны Россия получила:
1. выход в Балтийское море;
2. Новгородские земли;
3. Смоленские земли;
4. Финляндию.
3. Резкое ухудшение положения крестьян и городских низов в начале XVIII в. было вызвано:
1. церковным расколом;
2. изменением податной системы;
3. появлением медных денег;
Установлением налога на соль.
4. К каким результатам для России привела внешняя политика
Екатерины II:
1. утрате побережья Балтики;
Присоединению Северного Причерноморья;
3. присоединению Средней Азии;
4. утрате Крыма.
5. Дочь Петра I Елизавета оказалась на российском престоле:
1. по завещанию Петра I;
2. по требованию участников крестьянского восстания;
3. по приглашению Верховного тайного совета;
В результате дворцового переворота.
Задания на установление соответствия.
2. Соотнесите даты и события:
ДАТА | СОБЫТИЕ |
1. 1711 г.; | 2. А) окончание Северной войны; |
2. 1721 г.; | 4. Б) основание Санкт-Петербурга; |
3. 1725 г.; | 1. В) учреждение Сената; |
4. 1703 г. | 3. Г) смерть Петра I. |
3. Соотнесите данные определения и понятия:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ПОНЯТИЕ |
1. высший законодательный орган; | 2. А) Синод; |
2. высший орган, созданный для управления Русской православной церковью; | 3. Б) Главный магистрат; |
3. учреждение, управляющее городами; | 4. В) Преображенский приказ; |
4. орган политического сыска. | 1. Г) Сенат. |
4. Установите соответствие между понятиями и именами исторических личностей, с которыми связано их возникновение:
ПОНЯТИЯ | ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ |
1. ассамблеи; | 2. А) Анна Иоанновна; |
2. бироновщина; | 3. Б) Екатерина II |
3. просвещенный абсолютизм; | 4. В) Павел I; |
4. трехдневная барщина. | 1. Г) Петр I; |
Д) Елизавета Петровна. |
Задание для работы с документом
Прочитайте текст и выполните задания 1-5.
Историки о Петре I
«...Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры» (С. М. Соловьев).
«Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык – все было искажено, изуродовано, изувечено» (И.С. Аксаков).
«Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя «общего блага», любя и служа Отечеству, «Россию поднял на дыбы» (В. О. Ключевский).
1. На основе текста документа изложите отношение С. М. Соловьева к реформам и личности Петра I.
2. В чем суть позиции И.С. Аксакова?
3. Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?
4. Что привлекает историков в личности Петра I?
5. Объясните, почему личность и реформаторская деятельность Петра I по-разному оценивались современниками и историками.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Задание с развернутым ответом.
В чем сущность и особенности эпохи «дворцовых переворотов» в России?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_____________________________________________________________
ТЕМА 5 РОССИЯ В XIX ВЕКЕ
Задания на знание дат.
1. Указ о «вольных (свободных) хлебопашцах» был принят в:
Г.;
2. 1881 г.;
3. 1906 г.;
4. 1837 г.
2. Последний дворцовый переворот в России был совершен в:
Г.;
2. 1855 г.;
3. 1881 г.;
4. 1894 г.
3. Бородинское сражение состоялось:
1. 1 июля 1812 г.;
Августа 1812 г.;
3. 17 ноября 1812 г.;
4. 12 декабря 1812 г.
4. Восстание декабристов произошло в:
Г.,
2. 1812 г.;
3. 1830 г.;
4. 1861 г.
5. Даты 1767-1774 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг. относятся к событиям, связанным с:
1. установлением Континентальной блокады;
2. обострением восточного вопроса;
3. ослаблением крепостной зависимости крестьян;
4. возникновением литературных кружков в России.
6. Временнообязанное положение крестьян существовало в России в:
1. 1857-1895 гг.;
2. 1861-1883 гг.;
3. 1863-1906 гг.;
4. 1894-1905 гг.
7. С историей «восточного вопроса» во внешней политике России связаны события, происходившие в:
Гг., 1877-1878 гг.;
2. 1686 г., 1700-1721 гг.;
3. 1825 г., 1881 г., 1895 г.;
4. 1861 г., 1881 г., 1883 г.
8. Александр II был убит:
1. 1 мая 1887 г.;
2. 1 января 1861 г.;
3. 1 декабря 1876 г.;
Марта 1881 г.
Задания на знание фактов.
1. В мае 1849 г., чтобы подавить революцию, царские войска вступили на территорию:
1. Великобритании;
2. Франции;
3. Пруссии;
Венгрии.
2. В Крымской войне 1853-1856 гг. Россия противостояла коалиции государств, в которую входили:
1. Пруссия, Венгрия, Англия;
2. Персия, Турция, Англия;
3. Турция, Англия, Франция;
4. Франция, Персия, Греция.
3. Выдающимися драматическими актерами в XIX в. были: