Регулирование имущественных отношений по ГГУ (обязательственное, вещное право)

. Вещное право ГГУ называет целый ряд вещных прав: право собственности, владение, пользование чужими вещами, право на получение ценности из чужой вещи (залог движимости, ипотека недвижимости и др.), право на приобретение какой-либо вещи (право преимущественной покупки, рыбной ловли, другие подобные права). Обязательственное право. Для ГГУ характерно построение общих понятий, касающихся обязательств. Договор традиционно является наиболее распространенным способом возникновения обязательственных правоотношений. В качестве основания возникновения обязательств ГГУ признает деликты (гражданские правонарушения). При этом ГГУ не признает имущественного возмещения неимущественного вреда.

----- Наследование Германский кодекс при наследовании по закону закреплял систему "парантелл" (линий), представлявших собой группу родственников, происходящих от общего предка. Первую парантеллу составляли нисходящие наследники, вторую родители и их нисходящие, третью дед и бабка и их нисходящие и т.д. Таким образом, наследниками являлись родственники любой степени, могущие доказать свое родство с наследодателем, сколь отдаленным оно бы не было.

116. Регулирование брачно-семейных отношений по ГГУ. Семейное право ГГУ признало единственной законной формой брака гражданский брак. Заключению брака предшествует обручение - договор, из которого вытекает обоюдная обязанность сдержать свое слово и вступить в брак. Нарушение этого договора обязывает виновного к возмещению издержек, сделанных другой стороной ввиду предстоящего брака, и возмещения морального ущерба. Семейное право. Единственной формой брака признается гражданский брак. Женщины могут вступать в брак по достижении 36 лет, мужчины —21 года. Для заключения брака также необходимо обоюдное согласие. Обручение — необходимое условие для последующего заключения брака. В случае нарушения этого договора наступает имущественная ответственность. В § 3354 закреплено главенствующее положение мужа: «Мужу предоставляется право решать все вопросы, касающиеся совместной супружеской жизни, в частности, он избирает местожительство». Брачный договор определяет имущественные отношения супругов. Здесь характерна раздельность права собственности на имущество супругов, если договором не установлено другой порядок системы управления и пользования. Отец осуществляет полную власть над детьми. Наследование. Уложение различает наследование по закону и по завещанию, В Уложении проводится более полно принцип свободы завещаний. Завещать можно с 16 лет. Но завещательная свобода все же несколько ограничена. Так, для некоторых лиц установлена завещательная доля.

117. Веймарская республика в Германии. Конституция 1919 г. Конституция 1919 г. (Веймарская К. (по месту ее принятия)). Одна из самых демократических конституций, известных в это время буржуазным странам. Разрабатывалась в условиях, когда революция в Германии еще не была подавлена, что и нашло отражение в демократическом, сугубо компромиссном содержании ее положений. Принципиально новые правовые концепции, по сравнению с К. 1871 г., нашли отражение в ее преамбуле. Это - принцип "народного единства" и "народного суверенитета", а также принципы "свободы" и "социальной справедливости". Германская империя провозглашалась республикой с федеративной формой государственного устройства. Бывшие "союзные государства" получили название земель. Земли имели свои законодательные органы - ландтаги и свои конституции, которые должны были закрепить, согласно ст. 17 Веймарской конституции, республиканскую форму правления и всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Рейхстагу - орган народного представительства, избираемый всеобщим голосованием. Ему отводилось в Конституции формально первое место. За ним закреплялась высшая законодательная власть, в том числе и право изменять К., а также вотировать бюджет. Эти права, ограничивались другими конституционными органами: рейхсратом и президентом. Рейхсрат, формировался из представителей правительств отдельных земель. Рейхсрату принадлежало право отлагательного вето в отношении законов, принятых в рейхстаге (ст. 74). Рейхсрат, наряду с рейхстагом, обладал правом решения вопроса об изменении или внесении поправок в К. Особое место в конституционном механизме отводилось президенту республики, Избирался всенародно сроком на 7 лет, с правом переизбрания на новый срок. Президент имел широкие исполнительно-распорядительные полномочия. Второй раздел К. – «Основные права и обязанности немцев». Наряду с широким перечнем политических и гражданских прав и свобод, детализированных правовыми гарантиями, закреплялся ряд новых социальных прав. Глава «Отдельная личность»: провозглашается равенство всех перед законом, при этом особенно подчеркивалось равенство мужчин и женщин. Свобода выбора профессии и свобода передвижения сопровождались правом эмигрировать за границу, которое могло быть ограничено только имперским законом. Глава «Общественная жизнь»: закрепляла гражданские права: свобода собраний, свобода образования союзов и обществ с предоставлением им правоспособности (т.е. прав юридического лица). Глава «Религия и религиозные общества»: закрепляя свободу совести, К. запрещала государственную церковь и государственную поддержку церкви. Гл. «Просвещение и школа»: закрепляла обязательность "всеобщего школьного обучения", по общему правилу, в "народной школе". Гл. «Хозяйственная жизнь»: главным образом рассматривались проблемы наемного труда, отношений между предпринимателями и рабочими. В К. особо подчеркивалась обязанность империи оказывать особое покровительство "рабочей силе". Формы этого покровительства выражались в предоставлении рабочим права на свободное объединение в союзы, на коллективный договор, на социальное страхование "для сохранения здоровья, работоспособности, охраны материнства".

118. Буржуазная революция в Японии 1867-8 гг. Экономичеякие и идеологические предпосылки. Разложение феодальных отношений, разрушение натурального сельского хозяйства, превращение дайме в неоплатных должников богатых рисоторговцев (что приводило в свою очередь к лишению самураев традиционных источников существования – рисовых пайков), массовое обнищание крестьян, углубление социальной дифференциации японской деревни. Прямым следствием этих социальных сдвигов стали рост антиправительственных настроений среди определенных слоев японского дворянства, усиление классовой борьбы, одной из распространенных форм которой становятся рисовые бунты крестьян. Крестьянство становится в последствии главной ударной силой революции, возглавляемую придворной имперской аристократией, опиравшейся на поддержку крупного купечества и низших слоев самурайства. Рост революционного движения затронул и некоторую часть крупных феодалов, среди которых выделялись Юго-Западные княжества, где капиталистические отношения получили наибольшее развитие. Широкое недовольство народа вызвала, и неспособность сегуната противостоять угрозе независимости страны извне. Победа революции привела к отставке сегуната и восстановлению власти японского монарха.

119. Конституция Японии 1889 г. Следствием "революции мейдзи" явилось принятие в 1889 г. буржуазной конституции, которая закрепила новую структуру государственной власти. Конституция отразила компромисс между доминирующим в государстве дворянством во главе с императором и буржуазией, которая допускалась к участию в законодательстве. Конституция 1889г. юридически утвердила статус императора как главы государства, наделенного очень широкими полномочиями. Императорская особа объявлялась священной и неприкосновенной; Император обладал правом объявлять войну и мир; Заключать международные договоры; Вводить осадное положение, сосредотачивая при этом в своих руках чрезвычайные полномочия; в качестве верховного главнокомандующего устанавливать структуру и численность вооруженных сил; В сфере гражданского управления - определять структуру министерств, назначать и увольнять всех должностных лиц. Император обладал полнотой исполнительной власти. Он назначал министра-президента (премьера) и по его представлению всех остальных министров. Кабинет министров нес ответственность только перед императором. Его не могли свалить ни вотум недоверия, поскольку последний не был предусмотрен конституцией, ни отставка отдельных министров, поскольку законодательство не предусматривало коллегиальной ответственности министров, ни отклонение парламентом бюджета, так как конституция разрешала в этом случае применение бюджета предшествующего года. Кабинет министров был немногочисленным. В первый период своего существования он состоял из 10 человек: министра-президента, министра иностранных дел, внутренних дел, финансов, военного, морского, юстиции, просвещения, сельского хозяйства и торговли, связи. Законодательная власть принадлежала императору совместно с парламентом. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без императорского утверждения и подписи. В промежутках между сессиями парламента император мог издавать указы, имеющие силу закона. Император созывал парламент и закрывал его, переносил сроки парламентских заседаний, мог распустить палату депутатов. Император также имел право на амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановления в правах. Японский парламент состоял из 2-х палат: палаты пэров и палаты депутатов. В палату пэров входили: члены императорской фамилии, титулованная знать и лица, назначенные императором. Вторую палату составляли депутаты, победившие на выборах. Конституция не упразднила деятельность совещательных органов при императоре. К их числу относились: "тайный совет", "генро" - внеконституционный совещательный орган при императоре; министерство императорского двора; совет маршалов и адмиралов и др. Тайному совету было передано рассмотрение важнейших государственных дел. Конституция 1889 г. заложила государственно-правовые основы капиталистического развития страны.

120. Оккупационный режим Японии. Конституция 1946 г. Либерально-демократические преобразования в области государственного строя были утверждены новой конституцией. Ее главные положения разрабатывались американской администрацией в Японии. В 1947 г. конституция вступила в действие. Устанавливалась либерально-демократическая парламентарная монархия в ее наиболее четкой и последовательной форме. Сохранение монархии (на чем особенно настаивало большинство парламентариев) предполагало вместе с тем радикальное изменение роли и места императора в государстве. Отныне он рассматривается как "символ государства и единства народа". "Его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть". Правомочия монарха существенно ограничивались. Вместе с тем в духе английского конституционализма он по представлению парламента назначает премьер-министра; по представлению кабинета министров назначает главного судью Верховного суда; по совету и с одобрения кабинета осуществляет: промульгацию (официальное опубликование) поправок к конституции, законов, правительственных указов и договоров, созыв парламента, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих выборов, подтверждение назначений и отставок министров и других высших должностных лиц, подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчение наказаний и некоторое другое. Все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты и приобрести законную силу не иначе как по совету и с одобрения кабинета министров, который несет за них ответственность перед парламентом. Конституция декларировала отказ Японии на "вечные времена" от войны, а также "...от угрозы применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров". Для достижения этой цели Япония обязывалась не создавать сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства для ведения войны. Реальная власть по конституции принадлежит парламенту, кабинету министров и суду. Парламенту вручается законодательная власть. Он состоит - из Палаты представителей и Палаты советников. Первая избирается на 4 года, вторая - на 6 лет с переизбранием половины советников через каждые 3 года. Только палата представителей наделена компетенцией вынесения решения о недоверии (или доверии) премьер-министру. Каждая палата получила право проводить расследование по вопросам государственного управления и требовать при этом явки и показаний свидетелей, а также представления протоколов. В обеих палатах действует постоянные, специальные и другие комиссии. Парламентские сессии могут быть очередными, внеочередными и специальными. Очередная сессия собирается раз в год на 150 дней. Основной вопрос на ней - утверждение бюджета.

Наши рекомендации