Тема 3. Сотрудники органов государственной охраны как субъект права
Учебные вопросы темы:
1. Понятие и классификация сотрудников органов государственной охраны. Правовой статус сотрудников органов государственной охраны
2. Общие, должностные и специальные права и обязанности сотрудников органов государственной охраны
3. Запреты и ограничения прав и свобод сотрудников органов государственной охраны, связанные с военной службой
При изучении первого вопроса рассмотреть:
Основные задачи, возложенные на органы государственной охраны, осуществляются их сотрудниками.
Сотрудниками органов государственной охраны являются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, а также лица, назначенные на воинские должности. Таким образом, в зависимости от своего правого положения сотрудники органов государственной охраны делятся на две группы:
военнослужащие, проходящие военную службу по контракту;
лица, гражданского персонала, назначенные на воинские должности.
Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту в органы государственной охраны, делятся на две группы:
1) общие требования, т.е. требования, закрепленные в законодательстве о военной службе и статусе военнослужащих;
2) специальные требования, т.е требования, закрепленные в законодательстве о государственной охране.
К общим требованиям относятся:
1) требования по возрасту. Первый контракт о прохождении военной службы в органах государственной охраны могут заключить граждане РФ в возрасте от 18 до 40 лет, а с высококвалифицированными специалистами и после достижения 40 лет.
2. владение русским языком;
3) медицинские и профессионально-психологические требования;
4) требованиям по образованию;
5) требования по квалификации;
6) требования по физической подготовке.
В соответствии с дополнениями, внесенными в ФЗ «О государственной охране» граждане не могут быть приняты на службу в органы государственной охраны в случае:
1) наличия вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства;
2) выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства;
3) отказа от прохождения государственной дактилоскопической регистрации, процедуры проверки или оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, опроса с использованием технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, обследования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ;
4) наличия судимости в настоящее время или в прошлом, в том числе снятой или погашенной, если в отношении их прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;
5) непредставления документов или сведений, подлежащих представлению, либо представления подложных документов или заведомо ложных сведений;
6) наличия зарегистрированного за пределами РФ права собственности на имущество;
7) если они являются членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, и (или) участвуют в их деятельности.
Классификация сотрудников органов государственной охраны может быть проведена по следующим основаниям: составы военнослужащих; служебно-правовое положение; характер полномочий сотрудников органов государственной охраны.
Применительно к составам военнослужащихсотрудники органов государственной охраны делятся по составам военнослужащих – на солдат, матросов, сержантов и старшин; прапорщиков и мичманов; офицеров.
По служебно-правовому положению все сотрудники органов государственной охраны делятся на начальников и подчиненных.
Начальники имеют право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника. При совместном выполнении обязанностей сотрудниками служебные взаимоотношения между ними могут определяться начальником. Если это не определено, начальником является старший по должности, а при равных должностях – старший по званию.
В зависимости от характера полномочий, определяющих роль и степень участия в осуществлении государственно-властных функций сотрудники органов государственной охраны могут быть разделены: на сотрудников подразделений управления, подразделений охраны, подразделения, обеспечивающих связь для нужд органов государственной власти, подразделений, обеспечивающих функционирование федеральных информационных систем, оперативного подразделения и подразделения обеспечения и обслуживания.
При изучении второго вопроса рассмотреть:
Правовой статус сотрудников органов государственной охраны есть совокупность прав (свобод), а также обязанностей и ответственности сотрудников органов государственной охраны, установленных Конституцией РФ, Федеральным законом «О государственной охране» и иными нормативными правовыми актами. Ядро правового статуса сотрудников органов государственной охраны составляют основные (конституционные) права, свободы и обязанности гражданина.
При поступлении на службу в подразделения охраны сотрудники наделяются определенными служебными правами и обязанностями. Под служебными правами сотрудников подразделений охраны понимаются установленные ФЗ «О государственной охране», иными правовыми актами возможности эффективного исполнения служебных задач.
Служебные права сотрудников подразделений охраны делятся на три группы – общие, должностные и специальные.
Общие служебные права – это права, которыми пользуются все сотрудники независимо от занимаемой должности и воинского звания. К ним относятся права:
на применение физической силы, специальных средств и;
на ознакомление с документами, определяющими их права и обязанности по занимаемой воинской должности;
на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа службы, уровня квалификации;
на переподготовку и повышение квалификации за счет средств федерального бюджета;
на материальное обеспечение (денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение, обеспечение жилыми помещениями);
на обязательное государственное страхование в случае причинения вреда здоровью и имуществу во время прохождения службы или в связи со службой.
Должностные права определяются должностью.
Должностные права сотрудников подразделений охраны определяются приказом ФСО России от 17 января 2007 г. № 20/ ДСП «Об утверждении Инструкции сотрудникам подразделений охраны федеральных органов государственной охраны». Кроме того, должностные права детализируются в должностных инструкциях.
Специальные права связаны с несением сотрудниками внутренней, гарнизонной и других видов служб, привлечением для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также других чрезвычайных обстоятельствах.
Под служебными обязанностями сотрудников имеются в виду обусловленные ФЗ «О государственной охране», иными нормативными правовыми актами для обязательного осуществления действия.
Общие обязанности сотрудников подразделений охраны перечислены в ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих», Военной присяге, УВС и конкретизированы в соответствующих инструкциях. К ним относятся обязанности:
соблюдать Конституцию и законодательство, требования общевоинских уставов, настоящей инструкции и других нормативных правовых актов ФСО России;
быть верным Военной присяге, умело обеспечивать безопасность объекта государственной охраны в месте его постоянного и временного пребывания;
знать особенности несения службы на посту охраны, квалифицированно выполнять возложенные на него служебные обязанности;
знать и содержать в постоянной готовности к применению вверенные ему вооружение и специальную технику, беречь военное имущество;
быть бдительным при несении службы, уметь быстро оценивать оперативную обстановку, принимать обоснованные решения, умело и решительно действовать в сложной обстановке;
проявлять разумную инициативу при выполнении поставленной задачи;
не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, а также информацию служебного и конфиденциального характера об объектах государственной охраны, о местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны, о трассах проезда и об охраняемых объектах.
Должностные обязанности определяют объем и пределы задач, возложенных на сотрудников, согласно занимаемой должности. Должностные обязанности сотрудников подразделений охраны закреплены приказом ФСО России от 17 января 2007 г. № 20/дсп «Об утверждении Инструкции сотрудникам подразделений охраны федеральных органов государственной охраны»
Специальные обязанности связаны с несением внутренней, гарнизонной и других видов служб, привлечением для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также других чрезвычайных обстоятельствах.
При изучении третьего вопроса рассмотреть:
Военная служба в органах государственной охраны связана с рядом правоограничений и прямых запретов для их сотрудников, установленных ФЗ «О государственной охране», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе». Несоблюдение сотрудниками ограничений может служить основанием для привлечения их к ответственности.
Запреты и ограничения, действующие в отношении сотрудников органов государственной охраны, можно систематизировать по трем направлениям: личного характера, в политической и социально-экономических сферах.
Запреты и ограничения в личной сфере. При реализации сотрудниками органов государственной охраны личных прав и свобод имеются ограничения: в свободе передвижения и праве на выбор места жительства; свободе совести и вероисповедания.
Право на свободу передвижения реализуется сотрудниками с учетом необходимости поддержания боевой готовности органов государственной охраны и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Выезд сотрудников органов государственной охраны за пределы гарнизонов, на территории которых они проходят военную службу, осуществляется с разрешения командира воинской части.
Выезд сотрудников за пределы РФ допускается только при наличии разрешения командования.
Право сотрудника на выезд из РФ может быть временно ограничено в случаях, если сотрудник:
имеет допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям;
задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого – до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
осужден за совершение преступления – до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;
уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, – до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из РФ.
Ограничение свободы вероисповедания сотрудников заключается в том, что они не имеют права на участие в богослужениях и религиозных церемониях в служебное время. Они не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии. Создание религиозных объединений в органах государственной охраны не допускается.
Среди ограничений и запретов в политической сфере выделяют: ограничения в праве на свободу слова; ограничения в праве на участие в митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях; запрет на нахождение в объединениях, преследующих политические цели; запрет на создание в органах государственной охраны политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели; запрет на использование служебного положения в интересах политических партий, а также для пропаганды отношения к ним.
Реализуя право на свободу словасотрудники не вправе разглашать государственную тайну, обсуждать и критиковать приказы командиров (начальников).
Действующим законодательством предусмотрено ограничение сотрудников органов государственной охраны в ряде социально-экономических прав. В ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст. 19 ФЗ «О государственной охране» установлен запрет на занятие сотрудниками иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и творческой деятельности, если данная деятельность не препятствует исполнению служебных обязанностей.
Сотрудники также не вправе:
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;
использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество органа государственной охраны, а также другое государственное имущество;
получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;
получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в соответствии с общевоинскими уставами;
принимать без разрешения Президента РФ награды иностранных государств, международных и иностранных организаций.