Органы предварительного следствия, их система

Организация и компетенция

В соответствии с п. 21 ст. 6 УПК органами предварительного следствия являются – Следственный комитет и следственные подразделения органов государственной безопасности.

Следователь – это должностное лицо Следственного комитета Республики Беларусь и органов государственной безопасности, осуществляющее в пределах своей компетенции предварительное следствие (ч. 1 ст. 36 УПК).

Независимо от ведомственной принадлежности следователи выполняют единую процессуальную функцию – расследование преступлений с соблюдением требований всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявления обстоятельств как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, а также смягчающих и отягчающих его ответственность (ст. 18 УПК).

Следователь обязан осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им преступления, путем привлечения его в качестве подозреваемого, обвиняемого, предъявления обвинения, применения в отношении его в соответствии с УПК меры пресечения, передачи дела прокурору для направления в суд. Кроме этого, следователь обязан принимать меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и иных лиц.

Следователь при производстве предварительного следствия процессуально самостоятелен. Все решения о производстве следственных и других процессуальных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкций прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение (ст. 36 УПК).

Производство предварительного следствия осуществляется в соответствии с правилами о подследственности, которые закреплены в ст. 182 УПК. Согласно положениям упомянутой нормы, предварительное следствие по уголовным делам, предусмотренным статьями Особенной части УК (за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 124-126, 228, 229, 289-290¹, 356-361, 371 и 373-375 УК), а также по уголовным делам о безвестном исчезновении лиц производится следователями Следственного комитета.

Следственный комитет был образован в целях совершенствования деятельности органов предварительного следствия, усиления защиты прав и законных интересов граждан в досудебном уголовном производстве путем выделения следственного аппарата из системы органов прокуратуры, подразделений предварительного расследования из системы органов внутренних дел и системы органов финансовых расследований Комитета государственного контроля. Юридической базой создания Следственного комитета стал Указ Президента Республики Беларусь № 409 от 12 сентября 2011 года, вступивший в силу с 01 января 2012 года.

Следственный комитет Республики Беларусь – государственный централизованный, военизированный правоохранительный орган и орган предварительного следствия, подчиненный Президенту Республики Беларусь и осуществляющий в соответствии с законодательными актами полномочия в сфере досудебного уголовного производства.

Основными задачами Следственного комитета являются:

* всестороннее, полное, объективное и оперативное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством;

* защита прав и законных интересов граждан, соблюдение законности при проверке, рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного следствия;

* определение основных направлений совершенствования следственной работы и их реализация, внедрение в практику достижений науки и техники, положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации предварительного следствия;

* руководство подчиненными органами предварительного следствия, осуществление процессуального контроля за их деятельностью;

* выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению и др.;

Структуру Следственного комитета Республики Беларусь составляют:

1). центральный аппарат Следственного комитета;

2). управления Следственного комитета по областям и г. Минску;

3). районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы Следственного комитета.

Кроме того, в подчинении Следственного комитета могут находиться организации, необходимые для обеспечения его деятельности, которые создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению Президента Республики Беларусь.

Центральный аппарат СК представлен следующими должностными лицами:

1) председатель СК;

2) первый заместитель председателя СК (курирует Главное управление организации и обеспечения расследования преступлений и Главное управление по расследованию преступлений в сфере организованной преступности и коррупции);

3) заместитель председателя СК (курирует Главное следственное управление);

4) заместитель председателя СК (курирует Главное управление процессуального контроля);

5) заместитель председателя СК (курирует Главное управление финансового и тылового обеспечения).

Кроме того, в структуре центрального аппарата СК имеются:

– управление кадров и идеологической работы;

– управление собственной безопасности;

– контрольно-ревизионный отдел;

– отдел информации и связи с общественностью;

– управление режимно-секретной деятельности и делопроизводства.

Следственный комитет возглавляет Председатель Следственного комитета, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Следственный комитет.

Правовую основу его деятельности составляют Конституция Республики Беларусь, Указ Президента Республики Беларусь от 10.11.2011 г. № 518, которым утверждено Положение о Следственном комитете, Положение о порядке прохождения службы в нем, а также Закон о Следственном комитете от 13 июля 2012 г.

Председатель Следственного комитета непосредственно подчиняется Президенту Республики Беларусь. Председатель Следственного комитета имеет четырех заместителей, в том числе одного первого. Заместители Председателя Следственного комитета, а также начальники управлений Следственного комитета по областям и г. Минску назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом Республики Беларусь.

Следственный комитет (центральный аппарат), управления Следственного комитета по областям и г. Минску, районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы Следственного комитета являются юридическими лицами, имеют печати и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Для рассмотрения основных вопросов следственной работы в Следственном комитете создается коллегия в составе Председателя Следственного комитета (председатель коллегии), Заместителя Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь, заместителей Председателя Следственного комитета, иных должностных лиц Следственного комитета. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Следственного комитета.

На заседания коллегии могут приглашаться должностные лица других государственных органов и иных организаций.

Начальник следственного подразделения - начальник предварительного расследования, начальник следственного управления, начальник следственного отдела или отделения и их заместители, в ведении которых находятся вопросы предварительного следствия (п. 15 ст. 6 УПК).

Начальник следственного подразделения обязан осуществлять контроль за своевременностью действий следователей по расследованию преступлений, принимать меры по наиболее полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела (ч. 1 ст. 35 УПК).

Начальник следственного подразделения вправе:

– поручить производство предварительного следствия следователю;

– проверять уголовные дела;

– давать письменные указания следователю о производстве предварительного следствия, привлечения в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела, производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий, применении мер по обеспечению безопасности;

– передавать уголовное дело от одного следователя другому;

– поручать производство предварительного следствия по уголовному делу нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного следствия по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, и лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя;

– поручать помощнику начальника следственного подразделения проверять уголовные дела и давать по ним указания;

– входить с представлением к прокурору об отмене незаконных и необоснованных постановлений следователей.

Указания помощника начальника следственного подразделения обжалуются начальнику, давшему поручение о проверке уголовного дела.

В центральном аппарате Комитета государственной безопасности имеется следственное управление. Штатные должности следователей имеются в управлениях КГБ по областям, г. Минску, управлении КГБ на транспорте, а также в межрайонных отделах. Следователи и начальники следственных подразделений КГБ состоят на действительной военной службе, входят в штатную численность КГБ и на них распространяются все военные уставы и положения.

Следователи КГБ расследуют преступления против государства, порядка управления и др. (ч. 2 ст. 182 УПК).

Наши рекомендации