Тема№3. Понятие и сущность права

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в гос-но – организационном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений.

Право– это система юридических норм, обеспечивающая защиту и развитие политической и духовной жизни граждан. Это система норм исходящая от государства, выражающая волю и интересы определенных слоев населения либо большинство общества, сформулированные в специальных гос. документах – нормативных актах; система норм и правила поведения охраняются от нарушений не только силой общественного мнения, но и мерами гос. принуждения.

Истории человечества известно множество теорий права (типов правопонимания), которые представляют собой поиск смысла права, его сущности и места в системе ценностей общества. Они разделяются на три вида: естественно – правовые, позитивистские и социологические.

Сторонники естественно – правовой теории считают, что, кроме устанавливаемого государством права, существуют и естественные права, присущие человеку от рождения. Они являются условиями существования и жизнедеятельности человека. Естественные права выражаются в обычаях, моральных и юридических нормах. Права на жизнь, здоровье, безопасное существование, свободное передвижение личности – это примеры закрепления естественных прав в юридических нормах. Теория естественного права определяет право как возведенную в закон справедливость.

Сторонники позитивистской теории определяют право как систему норм, установленных государством и регулирующих общественные отношения. Это учение стало основным в большинстве стран мира, в том числе и в России.

Сторонники социологической теории считают, что законодатель не создает право, а лишь открывает его. Данная теория исходит из того, что право создается в общественной жизни. Суд, оценивая конкретные случаи столкновения интересов людей, создает право путем прецедентов. А законодатель не придумывает право, он только дает форму закона тому праву, которое сложилось в обществе и выявлено судом.

Этапы формирования права можно выделить в три основные фазы:

1.фаза зарождения, «мононормы»- единые правила;

2.фаза оформления системы правил (норм);

3.фаза письменной кодификации права.

Признаки права – волевой характер права: свобода людей, всеобщий характер справедливости, правовое равенство и т.д.

Праву присущи следующие основные признаки: воля, формальная определенность, системность, динамизм, нормативность, всеобщность, государственная гарантированность, признак письменности, равный масштаб свободы по отношению к разным людям. Эти признаки принадлежат так называемому позитивному праву, которое преимущественно выражено в законодательстве. Это право связано с государством, что и предопределяет большинство его свойств.

Воля – это сознательно обусловленное психофизическое состояние человека, выраженное в целенаправленном поведении. Воля отражает потребности и интересы человека. Право представляет собой возведенную в закон волю всего народа, определенного класса или социальной группы и даже одного человека.

1.признак права – социальность – это первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовые функции, все сферы общества;

2. признак права – нормативность – система норм правил поведения, характеризующие определенной логической структурой (гипотеза, диспозиция, санкция). Нормативность права выражается в его свойствах регулятивной системы. Право выступает как система норм, устанавливающих правила поведения (дозволения, запреты, позитивное обязывание);

3. признак права – обязательность – правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения;

4. признак права – формальная определенность – правовые нормы фиксируются в письменном виде, в специальной форме – законы, кодексы и т.д. Формальная определенность права проявляется в четкости и однозначности законодательных предписаний. Это позволяет избежать произвольного толкования и применения юридических норм.;

5. признак права – процедурность - это связь права с госаппаратом: судом, милицией;

6. признак права – неперсонифицированность – нормы права не имеют индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц;

7. признак права – институционность- появление права связано с признанием гос. тех или иных самоорганизационно- возникших правил поведения (обычаев). Признак письменности характеризует право как институционное явление, имеющее определенные внешние формы выражения и внутреннюю структуру;

8. признак права – объективность – верная передача информации, беспристрастность.

Системность права означает, что нормы права для выполнения своих функций должны составлять взаимосогласованную систему. Законодатель, закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, обязательно должен согласовывать их с уже существующими.

Динамизм права проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений.

Всеобщность права выражается в его способности через свою документальную форму делать те или иные общие правила обязательными для всех в стране.

Важным признаком позитивного права является государственная гарантированность. Далеко не все граждане соблюдают нормы права исключительно добровольно. Часть населения подчиняется требованиям предписаний лишь потому, что государство поддерживает право своим авторитетом и принудительной силой.

Право представляет собой равный масштаб свободы по отношению к разным людям. Все граждане, независимо от национальной, религиозной и иной принадлежности, должностного и иного положения имеют равные права и обязанности. Благодаря этому свойству право может проводить принцип равенства всех людей перед законом и судом.

Принципы права – это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни.

Виды принципов права:

1.Общие принципы – это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора общественных отношений. К числу общих принципов права относится: принцип социальной свободы, справедливости, демократизма и гуманизма, равноправия и ответственности за вину, законность и единство юридических прав и обязанностей;

2.Межотраслевые правовые принципы – руководящие начала, относящиеся к нескольким родственным отраслям права(уголовно-процессуального, гражданско-процессуального);

3.Отраслевые правовые принципы - руководящие начала, характеризующие особенности конкретной отрасли права (гражданского, трудового, семейного, админ., уголовного права).

Принципы права – это его руководящие положения, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение.

К общесоциальным относятся такие принципы, как социальная свобода, справедливость, демократизм, гуманизм и другие.

К специально – юридическим относятся такие принципы, как законность, равенство всех перед законом, правосудие, взаимная ответственность личности и государства и другие.

Принципы права могут быть классифицированы также в зависимости от степени распространенности в системе права, по степени их значимости. Они делятся на общие, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общими являются принципы, применяемые во всей системе права, закрепленные, как правило, в основном законе страны. К ним относятся принципы социальной свободы, гуманизма, равноправия, законности и другие.

Межотраслевые принципы представляют собой руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права. Примером может служить принцип коллегиальности рассмотрения уголовных и гражданских дел, гласности судебного разбирательства, который является единым для гражданского процессуального и уголовного процессуального права.

Отраслевые принципы охватывают наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Так, например, отраслевым уголовно – правовым является принцип презумпции невиновности, в соответствии с которым никто не может быть обвинен в совершении преступления, пока это не установлено судом.

Функции права – это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей.

Важнейшая задача системы права любой цивилизованной страны – упорядочивание общественных отношений, введение их в рамках социальной свободы и справедливости. Эту задачу право решает – посредством:

Регулятивной функцией – это такое направление правого воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса.

Охранительной функцией – это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных и вытеснения вредных для общества отношений.

Функции права представляют собой направления его воздействия на поведение людей путем нормативного закрепления и охраны предпосылок их социально значимой деятельности. Можно выделить следующие виды функций права.

Социальная функция права проявляется в том, что право закрепляет условия свободной деятельности человека в сфере семьи, быта, культуры. Охраняя жизнь, честь, достоинство, неприкосновенность личности, гарантируя человеку, доступ к достижениям культуры и образованию, право тем самым обеспечивает предпосылки для его нормального и всестороннего развития.

Экономическая функция права проявляется в правовом закреплении основ свободной деятельности личности в сфере материального и духовного производства, защите ее материальной и интеллектуальной собственности.

Политическая функция права проявляется в правовом обеспечении участия личности в делах общества, ее возможности объединяться с другими в общественные организации и партии, лично или через выборных лиц влиять на содержание принимаемых государственными органами политических решений.

Воспитательная функция выполняется правом посредством описания в диспозициях правовых норм моделей необходимого или дозволенного поведения людей. Санкция нормы оказывает воспитательное воздействие путем установления мер воздействия на правонарушителей.

Право выполняет специально – юридические функции. К ним относятся регулятивная и охранительная функции.

Регулятивная функция – это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Регулятивная функция реализуется путем закрепления этих отношений в нормативных правовых актах (регулятивная статическая функция), а также с помощью данной функции право обеспечивает высокую степень свободы и организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование и развитие (регулятивная динамическая).

Охранительная функция права направлена на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений, на пресечение и предотвращение противоправного поведения. Охранительное воздействие выражается в определении запретов на совершение противоправных деяний, в установлении юридических санкций за совершение указанных деяний, в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушение.

Источники (формы)права – это правила, созданные обществом и одобренное государством посредством придания им некоторой оболочки, защищаемые государственным принуждением, представляют собой источник права.

Виды форм права:

1.Обычаи – сложившее правило поведения, которое существует и применяется длительное время, но только те обычаи, которые к нормам права субсидиарно, т.е. их применение разрешено гос. законами. Правовой обычай- санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма.

Правовой обычай - это первая форма права, возникшая еще в период становления рабовладельческих и феодальных государств. Специфика этой формы права состоит в том, что в законе, ином нормативно-правовом акте дается ссылка к действующим обычаям, сам же обычай в акте не приводится. Характерной особенностью обычаев является то, что они не образуют стройной системы правил, не взаимосвязаны друг с другом и регулируют лишь отдельные отношения между людьми, вошедшие в привычку. Действие обычного права начинается там, где молчит закон.

Обычай - это самый древний источник права, да и само право как социальное явление зародилось, в значительной мере, в результате приспособления обычаев, их корректировки в соответствии с интересами имущих классов. Система правовых норм, формирующихся на основе обычаев, получила название обычного права. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Так, первые законы античного и феодального обществ по существу были сводами обычного права отдельных племен (Русская, Саксонская, Салическая правды) В качестве примеров можно еще назвать такие известные исторические памятники, как Законы XII таблиц (Древний Рим, V в. до н.э.), Законы Драконта (Афины, VII в. до н.э.) и др. В ходе истории обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками. Однако прогрессивные передовые обычаи правом поддерживаются и поощряются (при бракосочетаниях, празднованиях юбилеев, достижений в какой-нибудь сфере деятельности и т.д.).

Правовой обычай как источник права имеет немало достоинств. Вот почему он на протяжении многих веков использовался людьми, а во многих современных африканских государствах он и сейчас является основным источником права. Среди достоинств обычая можно назвать следующие:

1) косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир меняется очень быстро;

2) неопределенность, что является результатом незафиксированности в письменном виде;

3) небольшая сфера распространения, местный характер.

Место обычая в системе источников современного права отражает его эволюцию, которая в западном правоведении заключалась в переходе от полного его отрицания к признанию обычая в качестве субсидиарного, а в настоящее время - и основного источника права, равного закону.

Вряд ли верно полагать, что правовые обычаи - архаичное явление, потерявшее в настоящее время всякое значение. Как свидетельствуют новейшие исследования, правовые обычаи широко применяются при регулировании общественных отношений (особенно земельных, наследственных, семейно-брачных) в государствах Африки, Азии, Латинской Америки.

1) возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он способен полнее, нежели другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;

2) выражение им определенных закономерностей, существующих в обществе, и, как следствие, - большая его объективность;

3) устная форма и донесение информации простым, доступным языком;

4) большая степень добровольности в исполнении, поскольку обычай основан на привычке.

2.Судебный претендент (практика)- предшествующий. Это решение суда по конкретному делу, обязательное при решении аналогичных дел в последующем этим же судом или ниже стоящими судами. Прецедент как источник права известен еще с древнейших времен. В условиях Древнего Рима в качестве прецедентов выступали, например, устные заявления (эдикты) или решения по конкретным вопросам преторов и других магистратов. Первоначально они имели обязательную силу при рассмотрении аналогичных дел лишь для самих магистратов, их принявших и в течение срока (как правило, один год) пребывания их у власти.

Однако постепенно многие, наиболее удачные с точки зрения интересов господствующего класса — рабовладельцев, положения эдиктов одних магистратов повторялись в других эдиктах, вновь избранных магистратов и приобретали таким образом устойчивый характер. В частности, решения и правила, сформулированные преторами в разное время, постепенно сложились в систему общеобязательных норм под названием преторского права.

Прецедент как источник права широко использовался также в средние века и во все последующие столетия. В настоящее время он используется как один из основных источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады, США и многих других стран.

Но суд не может в современных правовых системах отказать субъектам права в правосудии из-за неполноты или неясности закона. Вот тогда-то и возникает необходимость восполнить правовую систему, создать правило, которое годилось бы для решения конкретного и аналогичных споров, рассмотрения дел.

1) прецедент - это результат логики и здравого смысла, использование которых, как правило, приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;

2) прецедент обладает большой убедительностью, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством доказательств;

3) прецедент характеризуется значительно большим динамизмом, нежели нормативный акт: ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.

Но прецедентное право страдает и недостатками:

1) прецедент не имеет того авторитета, а, следовательно, и обязательности, которая присуща нормативному акту;

2) прецедент допускает возможность произвола;

3) объем действия прецедента не определен.

3. 3.Нормативно-правовые акты – это письменный документ, принятый гос. органами, имеющий официальный характер и обязательную силу.

Вертикаль значимости источников:

конституция

законы

подзаконны (указы, постановления)

локальные нормативно правовые акты

акты высших судебных органов

Нормативно-правовой акт - это изданный в установленном порядке уполномоченным на это государственным органом акт правотворчества полномочного (компетентного) органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права, то есть это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.

Это наиболее распространенный в настоящее время вид источника, который содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государством, обеспеченные возможностью государственного принуждения.

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт.

Нормативно-правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют его относить к соответствующему виду, например, различать закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан и Т.д.

Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру: членение на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т. п. Такое строение нормативно-правового акта - результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой, удобству пользования им. Кроме того, подобное строение акта реализует, как уже упоминалось, формальную определенность права.

Однако внутренняя структура права, которую определяют предмет и метод правового регулирования, имеет иное строение: отрасль и подотрасль права, правовой институт, норма права и т. д.

Нормативные акты при разумном и умелом их составлении - могучее орудие преобразования общества, поэтому к нормативным актам имеется ряд обязательных требований:

1. Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными, т.е. они должны отражать объективную реальность. В том случае, если принятые нормативно-правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике.

2. Нормативные акты должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений.

Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами.

Это следующие критерии: содержание нормативно-правового акта, процедура его принятия, орган, принимающий акт, круг лиц, на которых распространяется его действие, пространство и время, которые также охватываются действием акта, утрата юридического значения, системность, внутренняя структура, организационные этапы и ряд других критериев.

Классификация НПА по набору предписаний:

1) устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера, рассчитанные на многократное применение

2) акты применения права, индивидуальные акты, рассчитанные на однократное действие, «привязанные» к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени;

3) смешанные акты, когда в них включены одновременно и нормы права, и конкретные индивидуальные предписания правоприменительного характера.

По субъектам их издания:

1)акты органов государства;

2)санкционированные государством акты общественных организаций;

3)акты органов самоуправления;

4) акты непосредственного народного волеизъявления (например, референдума).

Подразделение нормативных актов в соответствии с их юридической силой, местом в иерархии нормативных актов

1) законы;

2) подзаконные нормативные правовые акты.

Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность; зависит от положения и роли органа, издавшего акт, от конституционных его полномочий и компетенции, которой он наделен по действующему законодательству.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что нормативный акт -очень удобная форма права, поскольку обладает многими достоинствами:

1) нормативные акты позволяют быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни; они могут быть относительно быстро изданы, в любом объёме изменены, а то и отменены;

2) нормативные акты исходят из единого центра: они объединены «Основным законом» (чаще всего конституцией) и не должны ему противоречить. Благодаря этой особенности они в состоянии направить развитие всего общества в единое русло и установить порядок;

3) нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, поскольку они являются письменным источником права. Это обеспечивает надлежащую определенность права, является одним из условий последовательного проведения начал законности, преградой для местничества;

4) в нормативном акте правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.

Подзаконный акт.

Законы как основные, главенствующие нормативно-правовые акты очень тесно связаны и взаимодействуют с другими нормативно-правовыми актами.

На примере законодательства России можно видеть, как на их основе и в развитие содержащихся в них положений издаются такие нормативные акты, как постановления Правительства РФ. Они издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культурного строительства и, согласно Конституции, наряду с распоряжениями Правительства, имеющими, как правило, индивидуальный характер, «обязательны к исполнению в Российской Федерации» (ст. 115, п. 2).

В рамках действующей Конституции и федеральных законов издаются также указы Президента РФ, содержащие в себе правила общего характера. Вместе другими актами Президента — распоряжениями, имеющими индивидуальный характер, указы, согласно Конституции, «обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации» (ст. 90, п. 2).

Наряду с названными нормативно-правовыми актами на основе действующих законов издаются также и другие аналогичные им по своему характеру акты. На уровне федерации — это акты центральных органов государственного управления (министерств, государственных комитетов, ведомств). На уровне субъектов федерации — это республиканские законы, акты президентов (в президентских рес­публиках), постановления правительств республик, а также нормативные акты республиканских органов государственного управления. К этой же категории актов, издаваемых на уровне субъектов федерации, Конституцией России отнесены уставы краев и областей, определяющие правовой статус данных субъектов федерации, а также нормативные акты, издаваемые органами государственной власти и управления городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области и автономных округов распространяется на федеральные законы. Все это так называемые подзаконные акты.

4.Договор как форма правления- соглашения сторон, но только в виде нормативного акта, т.е. международные соглашения; Международное право называется международным публичным правом. С ним связано международное частное право, которое регулирует гражданско-правовые, семейные, трудовые и другие отношения с иностранным элементом. Международное публичное право регулирует отношения между государствами, является межгосударственным правом.

Международное частное право считается «международным» потому, что регулирует гражданские, семейные, трудовые, гражданско-процессуальные правоотношения, которые содержат иностранный элемент, выходят за пределы одного государства.

Международное публичное право отличается от внутригосударственного права по условиям возникновения норм, источникам права, субъектам, объектам регулирования, способам гарантии норм. Внутригосударственное, т.е. национальное, право и международное право представляют собой две различные, самостоятельные системы права. Это означает, что эти системы права имеют в своей характеристике как общие черты, так и особенности. Внутреннее право государства регулирует отношения внутри страны, на ее территории. Международное право есть совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами.

Международное право разделяется на отрасли и институты. Развитие отраслей международного права, формирование новых отраслей определяется объективными закономерностями жизни человечества, изменениями в сфере экономики, социальной, политической, культурной жизни.

Принципы отраслей международного права имеют свои истоки в общепризнанных принципах современного международного права.

Современному международному праву присущ демократический характер. Современное международное право выражает представления народов, государств, мирового сообщества о справедливом, прогрессивном, отвечающем интересам жителей нашей планеты, идеале гуманизма.

Процесс образования норм международного права отличается от внутригосударственного правотворчества. В международной системе нет стоящих над государствами органов, учреждений, устанавливающих правила поведения государств. В международном праве главенствует метод согласования воль государств, метод компромисса. Поэтому международному договору принадлежит ведущее положение среди источников права. К источникам международного права относятся международный обычай, юридически обязательные резолюции международных организаций. Согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН значение источников международного права имеют общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, а также судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

5.Своды религиозных правил – превосходят нормы принимаемые гос., Коран.

Наши рекомендации